РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Документ 9
Управление охраны общественного порядка
Исполнительного
комитета Московского городского Совета
Депутатов трудящихся
НТО
№ 12/2531 1 ноября 1968 г.
Ответственному секретарю редакции
газеты «Труд» т.Малькову В.А.
На запрос от 20 октября 1968 года сообщаю, что идентификация личности по представленным фотоснимкам затруднена по той причине, что, во-первых, газетный фотоснимок Маши Брускиной подвергнут сильной ретуши и поэтому не может послужить объектом сравнительного исследования; во-вторых, фотоснимки Маши Брускиной и «Неизвестной» белорусской патриотки в момент ее казни изготовлены в разных ракурсах.
Однако интересующий Вас вопрос может быть решен положительно на основе других материалов, имеющихся в распоряжении редакции (свидетельские показания лиц, достоверно знавших и удостоверяющих личность Маши Брускиной).
Эти материалы по своему количеству и качеству вполне достаточны для обоснованного утверждения об опознании личности Маши Брускиной.
Приложение: семь фотоснимков.
Зам.начальника научно-технического отдела
УООП Мосгорисполкома Кунафин
Копия верна:
Документ 10
Корреспонденту радиостанции «Юность»
тов.Дихтярь А.Б.
Сравнительному исследованию подвергались фотоснимки женщины, казненной в Минске 26 октября 1941 года, и снимок учащейся 28-й Минской школы М.Брускиной, напечатанный в газете «Пионер Белоруссии» за декабрь 1938 года.
При сравнении лиц, изображенных на этих снимках, установлены их совпадения по форме линии роста волос, по ширине и высоте лба, по высоте носа; по форме, ширине и высоте подбородка, по высоте верхней губы, по направлению и форме бровей, по контуру, величине и прикреплению мочки уха, а также ряду относительных величин размеров одноименных частей лиц.
Между сравниваемыми лицами нет различий, необъяснимых условиями получения снимков этих лиц. Имеющиеся различия в толщине бровей, ширине носа, размере рта и положении его уголков объясняются наложением художественной ретуши на снимке М.Брускиной. Четкость деталей лица Брускиной пострадала также от растровой сетки типографской печати.
Анализ выявленных совпадений с учетом имеющихся различий позволяет придти к предположительному выводу, что на сравниваемых снимках изображено одно и то же лицо.
Были изучены также письменные и устные свидетельские показания (на магнитной пленке) людей, знавших М. Брускину: соучеников, соседей по дому, близких родственников и отца, жены и дочери Кирилла Труса, казненного вместе с этой девушкой. Подлинность этих показаний и достоверность описываемых ими фактов не вызывает сомнений. Поэтому эти показания в совокупности с выводом по криминалистическому исследованию фотоснимков могут служить основанием для вполне определенного вывода о том, что девушка на снимках казни действительно является Машей Брускиной, бывшей ученицей 28-й школы города Минска.
Эксперт-криминалист (Ш.Кунафин)