Уникальность Холокоста в мировой истории и значение этого факта для понимания характера Второй мировой войны

 

"Антисемитизм -- международный язык фашистов"

          Юлиан Тувим

 

Проведенные в 2003-2004 гг. под эгидой ОБСЕ две международные конференции по антисемитизму в Вене и Берлине показали резко возросший уровень ксенофобии и рост числа неонацистских акций в странах Европы. Присутствовавший в апреле 2004 г. на берлинской конференции Лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель заявил в одном из интервью: "В Европе евреи живут в страхе. В прошлом году я впервые встретил евреев, которые вместо вопроса: "Не уехать ли нам?" спросили: "Когда нам уехать?". Обстановка серьезная -- люди боятся, что поезд уйдет" [1]

Несмотря на то, что антисемитизм по своей природе иррационален, его апологеты для оправдания своей деятельности ищут для него рациональное обоснование. Одним из мотивов такого обоснования является современная ревизия Холокоста.


1

В странах СНГ фальсификация истории Холокоста в идеологии и практике организаций, исповедующих российский великодержавный шовинизм, был впервые отмечен в середине 1990-х гг. Одна за другой стали появляться книги соответствующего содержания, главным образом, переводные. Целый ряд из них был отмечен и в Беларуси, главным образом, на прилавках магазинов и ларьков, торгующих аналогичной литературой.

Издания эти по-разному освещали проблему. Одни были посвящены отрицанию Холокоста как факту истории [2]. Другие -- отрицанию Холокоста как замыслу лидеров III рейха по причине их личной принадлежности к еврейскому народу [3]. Третьи, не отрицая Холокост в принципе, подрывали доверие к его истории, утверждая, что он нужен был самим еврейским лидерам для извлечения из трагедии своего народа сверхприбылей [4].

Отрицание Холокоста называется ревизионизмом по той простой причине, что, как заявляют сами его сторонники, они не более чем "подвергают ревизии традиционную историографию Холокоста". Способы этой ревизии различны и достаточно многообразны. Анализ литературы по этому вопросу позволяет выделить наиболее часто встречающиеся.

1. Холокост -- выдумка сионистов для вымогания денег из мирового сообщества.

2. Геноцид еврейского населения Европы имел место, но он проводился без ведома руководства нацистов и сам Гитлер ничего об этом не знал.

3. Большинство фактов геноцида евреев требует пересмотра, ибо документы и свидетельские показания не внушают доверия. [5]

4. Количество жертв Холокоста многократно преувеличено.

5. Евреи не составляли особой категории жертв и/или их истребление не являлось преднамеренной систематической политикой.

6. Евреи сами виноваты в геноциде: они заключили союз с Гитлером и пожертвовали миллионами своих соплеменников ради долгосрочной выгоды [6], например, необходимости создания государства Израиль [7].

Официальная белорусская историография, по большей части, просто обходит Холокост молчанием и идет в этом отношении по пути, характерном в недалеком прошлом для большинства пропагандистов стран Восточной Европы во главе с бывшим Советским Союзом.


2

Условной датой завершения нацистами работы по "окончательному решению" еврейского вопроса на территории современной Беларуси является 23 октября. Именно в этот день, в 1943 г. было окончательно уничтожено одно из наиболее крупных гетто Европы -- Минское.

В целом в советской Белоруссии, по мнению разных авторов, было убито, замучено, сожжено, закопано живьем от 800 тысяч до одного миллиона евреев [8]. Фактически каждый третий мирный житель нашей республики, погибший в годы оккупации, был евреем, и каждый седьмой еврей Европы был уничтожен на территории Беларуси. И это с учетом того, что до сих пор никто не знает, сколько сот тысяч евреев Западной Европы было депортировано для уничтожения в лагерь смерти "Малый Тростенец" -- четвертое по количеству уничтоженных людей место в Европе после Освенцима, Треблинки и Майданека.

Отсутствие достоверных данных о числе жертв Холокоста позволяет сегодня ревизионистам свободно манипулировать общественным сознанием и идти на искажение исторической правды. Нередко участие в этом принимают представители научной элиты крупнейших государств мира.

В этом отношении характерно решение суда по иску специалиста по новейшей истории Германии Дэвида Ирвинга к профессору Деборе Липстадт, издавшей книгу "Кто отрицает Холокост: вызов правде и памяти". Доктор Д.Липстадт подвергла жесткой критике позицию Д.Ирвинга, который в своих книгах и многочисленных лекциях утверждал, что никакого массового уничтожения евреев в газовых камерах не было, что Гитлер не собирался уничтожать европейское еврейство и что Освенцим не "лагерь смерти", а лишь "принудительно-трудовой лагерь". Из второго издания своей книги "Война Гитлера" Д.Ирвинг даже изъял само слово "Холокост". Суд принял сторону ответчика и подтвердил, что

Д.Ирвинг извращает исторические свидетельства, что он -- антисемит, расист и "отрицатель Холокоста". Суд, на который

Д.Ирвинг сам напросился, обязал его выплатить судебные

издержки в размере 2,5 миллиона фунтов стерлингов [9].

В отличие от многих стран Западного мира, где можно в

судебном порядке наказать фальсификаторов истории, в

странах постсоветского пространства подобные законодательные механизмы отсутствуют, в результате чего возможна и ревизия Холокоста. Способствуют этому и неисправленные ошибки и злоупотребления недавнего прошлого.

Советская пропаганда в силу царившего в течение нескольких десятилетий государственного антисемитизма замалчивала особый антиеврейский характер нацистского геноцида. Жертвы Холокоста повсеместно назывались "советскими гражданами", а с 1967 года, после Шестидневной войны на Ближнем Востоке, на местах массовых уничтожений еврейского населения в 1941-1944 гг. установленные ранее обелиски подвергались переделке: с них исчезали таблички с указанием национальности убитых, а шестиконечные звезды Давида заменялись советскоми пятиконечными звездами. В результате, основная масса населения не знакома с тем систематическим характером преследований, которым подвергалось евреи в годы оккупации, и с тем, что такое вообще Холокост.


3

В последнее десятилетие в Беларуси вновь стала прослеживаться политика официальных исторических кругов на замалчивание подлинного характера Холокоста и масштабов трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны. Особенно отчетливо это видно при анализе учебной, справочной и энциклопедической литературы.

Ни в одном из 13 проанализированных нами специальных изданий по истории Беларуси, вышедших в период 1997-2003 гг., ни разу не использовано слово Холокост, ни разу не дано общего представления о геноциде евреев как о целенаправленном уничтожении нацистами одного отдельно взятого народа и лишь в одной книге [10] отмечено, что евреев и цыган "ожидало полное уничтожение". Большинство же изданий ограничилось буквально одним (большим или меньшим по объему) абзацем с информацией о созданных в ряде городов республики гетто, их общем количестве (в разных изданиях называлось от 70 до 163), о числе согнанных в Минское гетто евреев и о массовой гибели их [11]. В двух изданиях [12] нет даже и этих данных, а в научном издании "Беларусь на мяжы тысячагоддзяу" [13] названо лишь количество гетто и через абзац вскользь брошена фраза: "Повсеместно в городах и местечках создавались еврейские гетто".

Небольшую, но емкую главку "Геноцид" поместил в своей книге "Нарыс гiсторыi Беларусi. 1795-2002" З.Шыбека, но и здесь не дается даже общего представления о Холокосте [14].

Отечественная литература не дает даже приблизительного количества уничтоженных в годы оккупации евреев на территории современной Беларуси. Данные по разным источникам разнятся на сотни тысяч жертв. Едва ли не первую попытку опубликовать количество уничтоженных евреев по населенным пунктам дает изданная в 2004 г. иллюстрированная хронология "Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне: Дзень за днсм". Но даже в этом, далеко неполном перечне (приводятся данные только по 117 населенным пунктам, в которых якобы были официально созданы гетто) названа цифра около 700 тысяч человек [15].

Нередко отмечается парадоксальность в приводимых данных о количестве уничтоженного мирного населения на оккупированной фашистами территории. К примеру, в изданном в том же 2004 году "Атласе гiсторыi Беларусi" на карте "Уничтожение населения Беларуси немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны" [16] по некоторым населенным пунктам общее число погибших меньше, чем число одних только уничтоженных евреев, указанных в вышеназванной Хронологии (см.таблицу).

Уничтожено

Населенный пункт евреев всего населения

(данные Хронологии) (данные Атласа)
1. Воложин более 3000 2000

2. Ошмяны 4000 1784

3. Мир около 6000 2564

4. Радунь более 1800 981

5. Чечерск более 1400 1137

При этом следует отметить, что в Хронологии отсутствуют данные еще по многим десяткам населенных пунктов и не приводятся данные по лагерям уничтожения, а на карте, размещенной в Атласе, нет многих населенных пунктов, приводимых в Хронологии. Все это говорит о наличии большой метологической путаницы и отсутствия четкой позиции авторов по данному вопросу.

К сожалению, в Беларуси даже появилась книга, в которой евреи одного из партизанских отрядов обвинялись в... геноциде мирного белорусского населения. Описан случай, когда, уничтожая полицейский гарнизон одной из деревень (Дражно Стародорожского района), "отряд, большинство которого составляли евреи под командованием Израиля Лапидуса", "для повышения "коэффициента полезного действия" операции" сожгли 37 домов и убили 25 мирных жителей [17].


4

К сожалению, даже в научных кругах понятие "холокост" трактуется неоднозначно. Нередки случаи, когда под Холокостом понимают вообще геноцид мирного населения в годы немецко-фашистской оккупации. Иногда это делается умышленно. Огромные потери среди мирного населения в годы Второй мировой войны позволяют современным ревизионистам, искажая историческую правду и манипулируя абсолютными данными, выдвигать на первый план относительность этих потерь, сводя все к простому арифметическому сопоставлению цифр.

СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ И ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ХОЛОКОСТА ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ЕГО УНИКАЛЬНОСТИ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА.

Академические круги игнорируют то, что исходит от ревизионистов, высокомерно, а иногда и просто брезгливо не желая связываться с антисемитами и считая их взгляды и теории недостойными серьезной научной дискуссии. А те, не встречая сопротивления, внедряются в никем не занятую пропагандистскую нишу, издают множество популярной литературы и увеличивают свою аудиторию, наращивая и без того серьезный идеологический капитал современного неонацизма. Вот почему нам кажется таким важным более подробно остановиться на этом вопросе и, в первую очередь, на проблеме дефиниций.

Истребление нацистами и их пособниками в ходе Второй мировой войны более 60% еврейского населения Европы получило в современной истории название "ХОЛОКОСТ" [18]. В русском языке существует свой эквивалент этому понятию -- "КАТАСТРОФА". На иврите это же значение имеет слово "ШОА".

Нет смысла выделять трагедию еврейского народа из общей трагедии народов Беларуси в годы Второй мировой войны, но и нельзя обойти вопрос Холокоста -- специфического исторического и социального феномена ХХ века. Не случайно римский папа Иоанн-Павел II назвал ХХ век "веком безжалостной попытки истребления евреев". Уже упоминаемый нами Эли Визель, сам прошедший Освенцим и Бухенвальд, так образно охарактеризовал уникальность Холокоста: "Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма".

Американский историк Майкл Беренбаум в своем эссе "Уникальность и всеобщность Холокоста" отмечает, что "все предыдущие вспышки юдофобии были эпизодическими, кратковременными и носили, скорее, религиозный, чем биологический характер; евреев убивали за их убеждения или деятельность, и всегда оставалась возможность ради спасения изменить вероисповедание или эмигрировать, тогда как нацизм никакого выхода им не оставлял" [19].

По мнению М.Беренбаума, есть, как минимум, четыре причины, по которым Холокост нельзя сводить к очередному проявлению антисемитизма:

1. Уничтожение евреев производилось в рамках закона, причем орудием давления выступала правовая система.

2. Преследование и уничтожение евреев мыслились как политическая задача страны, и для этого были пущены все рычаги власти.

3. Евреев убивали не за их культурную непохожесть, не за дела или веру, а за самый факт существования -- уничтожению подлежали все евреи, а не только "еврейский дух".

4. Вопреки христианскому богословию, евреи перестали считаться символом зла -- теперь они стали его воплощением, и потому им надлежало исчезнуть. [20]

Еврейский религиозный мыслитель Эмиль Факенхайм эту же мысль выразил так: "[Нацисты] убивали евреев не за то, КАКИМИ они были, а за то, что они БЫЛИ... Преступлением было само их существование" [21].


5

Слово "Холокост" не сразу нашло свое место в международном лексиконе. Первоначально для обозначения массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны использовалось слово "ГЕНОЦИД", означающее физическое истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Именно такой была дефиниция этого слова, данная Женевской конвенцией 1948 года "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" [22]. Но в начале 1960-х гг., особенно после процесса Адольфа Эйхмана в Иерусалиме и казни его, это слово стало появляться в американской публицистике. Сначала его использовали как символ крематориев в лагере "Освенцим" (этимология слова "холокост" восходит к греческому "холокаустос" -- сожженный целиком), но после того как в середине 1970-х гг. в Голливуде был выпущен потрясший весь мир художественный фильм с таким названием, это слово стало международным термином.

Во многие языки вошло и стало общеупотребительным также ивритское слово "шоа", особенно после выхода на экраны в 1985 г. французского документального фильма с таким названием, но все же используется оно намного реже, чем слово "холокост".

В настоящее время слово "холокост" фактически употребляется единственно для того, чтобы обозначить геноцид евреев в годы Второй мировой войны в отличие от других известных миру форм геноцида, например, уничтожения полутора миллионов армян турками в 1915 году или умышленного уничтожения славянского населения на оккупированных территориях немецкими фашистами. Не применимо это слово и к другим известным в истории случаям массового уничтожения еврейского населения, например, во времена Крестовых походов, в эпоху Инквизиции, во время походов Богдана Хмельницкого или во время Гражданской войны в России в 1917-1922 гг.

Большинство русскоязычных словарей, в том числе словари русского языка, до сего дня вообще не приводят слова "холокост". Это касается изданий, увидевших свет как в России [23], так и в Беларуси [24]. Крайне недостаточно уделяют внимание Холокосту и некоторые зарубежные издания. К примеру, в двух томах Оксфордской иллюстрированной энциклопедии ("Всемирная история", тт.3 и 4), вышедшей на русском языке в Москве (второе издание), Холокосту уделено менее одной страницы из 800 [25].

В ведущих белорусских энциклопедиях теме Холокоста не уделено внимания даже в тех статьях, которые специально отражают судьбу еврейского народа. Так в статье "Яурэi" в "Беларускай энцыклапедыi" (т.18, кн.I) ей посвящена лишь одна фраза: "У Вял. Айч. вайну яур. насельнiцтва панесла вялiкiя страты з боку ням.-фашысцкiх захопнiкау" [26]. Не раскрывает темы и не называет цифр и аналогичная статья в "Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi" (т.6, кн.II), где по поводу уничтожения евреев в годы оккупации также помещена одна, ничего не говорящая фраза: "У час Вял. Айч. вайны на акупiраванай тэр. Беларусi яурэi падверглiся генацыду з боку ням.-фаш. захопнiкау" [27].


6

Размещенные в белорусских энциклопедических изданиях статьи "Холокост" прямо свидетельствуют о том, что в подходе к концепции Холокоста в редакциях энциклопедий возобладали реформистские тенденции.

Статья "Холокост" была размещена в 16-м томе "Беларускай энцыклапедыi" [28]. Было бы логичным предположить, что это фундаментальное издание в полной мере осветит все аспекты того, что связано с геноцидом евреев на территории Беларуси: уточнит спорные цифры; укажет места массовых расстрелов; перечислит все созданные нацистами гетто; расскажет о еврейском сопротивлении на оккупированной территории, в том числе о еврейских партизанских отрядах; назовет имена героев и преступников, праведников и коллаборантов... Национальная энциклопедия ОБЯЗАНА была сделать все это, однако ничего подобного не произошло: в небольшой статье оказались приведенными лишь три дефиниции самого термина и ни слова больше.

Тотальное замалчивание трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны, его вклада в борьбу с нацизмом, принижение масштабов или даже полное отрицание еврейского сопротивления на оккупированной территории было во все послевоенные годы одним из элементов политики государственного антисемитизма, проводимой лидерами КПСС. Думается, эта политика и поныне имеет своих последователей.

О том, что мы имеем дело не со случайным стечением обстоятельств, говорят и те дефиниции, которые дают белорусские энциклопедии такому серьезному феномену в истории ХХ века, как Холокост.

По мнению авторов и редакторов "Беларускай энцыклапедыi", Холокост -- это не сам факт уничтожения миллионов людей, а лишь "термин научной литературы, который применяется как синоним геноцида". И означает этот термин "судьбу наций, народов, этносов и других общностей, которые стали объектами умышленного физического уничтожения". То есть, энциклопедия авторитетно подтверждает, что понятие Холокост применимо и к любому иному случаю геноцида. Иными словами, уничтожение собственного народа Иосифом Сталиным или "красными кхмерами" Пол Пота в Камбодже -- это тоже Холокост.

О том, что мы имеем дело с очередной попыткой реформирования Холокоста, говорит вторая дефиниция. В ней евреи уже упоминаются, но, опять-таки, не для рассказа об их уничтожении. Здесь Холокост уже не просто научный термин, а "термин историографии 20 в., в особенности еврейской..." Правда, обозначают этим термином "систематическое преследование и уничтожение евреев нацистами и их помощниками в Германии и на захваченных ею территориях", но о самих преследованиях и уничтожениях, а, уж тем более, на территории Беларуси -- ни слова.

Точно такая же статья "Холокост" была почти одновременно размещена и в "Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi" (т.6, кн.II) [29].


7

Холокост стал одним из наиболее значимых исторических и социальных феноменов ХХ века. До Второй мировой войны в основе всех известных истории актов геноцида лежали религиозные конфликты -- массовое уничтожение людей происходило по религиозному признаку. В ХХ веке религиозные мотивы перестали играть решающую роль при определении групповой принадлежности людей. Все возрастающую роль играют ныне национальные и этнические моменты, приведшие к актам геноцида сотен тысяч жителей Юго-Восточной Азии и Африки. Холокост и явился одним из актов массового уничтожения людей по национальному признаку. Однако для того, чтобы совершить это преступление, следовало подготовить к нему огромные массы людей -- соучастников и свидетелей геноцида.

Тоталитарное государство, отмечал болгарский историк Желю Желев, в силу самой логики своего развития "не только подавляет, терроризирует, но и перетягивает на свою сторону большую часть народных масс, точнее,-- вовлекает народ в свои преступления... Оно не только действует от имени народа... но и посредством народа" [30]. Создание идеологии, которая смогла бы убедительно доказать необходимость многомиллионных убийств ни в чем не повинных людей и обеспечить многотысячной армии убийц и свидетелей психологическое оправдание своего поведения, носило характер поистине революционного переворота, и переворот этот в сознании людей был нацистами совершен.

"Убийство не новое явление на земле, и каинов грех сопровождает род человеческий испокон веков,-- говорил Генеральный прокурор Израиля в своей речи на процессе Эйхмана.-- Но только в ХХ веке мы стали свидетелями убийства особого рода: не в результате преходящей вспышки страсти или душевного помрачения, а как следствие обдуманного решения и тщательного планирования; не по злостному умыслу отдельной личности, а как порождение величайшего преступного заговора, в котором приняли участие десятки тысяч [людей]; не против единственной жертвы, а против целого народа... Сообщниками преступлений были вожди нации, и среди них профессора и ученые с академическими званиями, со знанием языков, просвещенные люди, именуемые "интеллигенцией" [31].

Массовая гибель мирного еврейского населения на оккупированной нацистами территории в годы Второй мировой войны не имееет аналогов в истории войн. Она не зависела от военных действий, не была связана с акциями устрашения или мести за антинацистское сопротивление, с депортациями из прифронтовой зоны или с массированными бомбардировками мирных городов. "Это была отдельная и самостоятельная операция, которую оказалось легче и удобнее провести в условиях войны, при минимальном вмешательстве сил изнутри и извне, и которую можно было замаскировать и прикрыть завесой военной необходимости". Однако одновременно следует отметить и другое: "в гитлеровских документах, связанных с истреблением евреев, и в обосновании решения о нем нет и следа аргументации, что это истребление необходимо якобы для успешного ведения войны" [32].


8

В основе мировоззрения, сташего идеологической платформой для национал-социалистического движения и всей внутренней и внешней политики Германии в 1933-1945 гг., фундаментом исторической концепции Гитлера, были три идеологемы: расизм, антисемитизм и жизненное пространство [33]. Сочетание расизма и антисемитизма (если точнее, расизма и шовинизма) привело к возникновению нового исторического феномена -- расистского антисемитизма, отличающегося особой агрессивностью, непримиримостью и бескомпромиссностью по отношению к евреям. С точки зрения нацизма, еврей был одновременно олицетворением и коммунизма (как основоположник и носитель коммунистической идеологии), и капитализма (как основной носитель "буржуазного торгашества"). Таким образом, "национал-социализм нашел объект ненависти в соответствии со своим двойным названием, выставив еврея в качестве мишени для национальной и классовой ненависти" [34].

Нацисты превратили антисемитизм в предмет экспорта, которым занимались дипломаты и прочие представители Германии за границей, -- он способствовал сплочению фашистских партий в других странах. Даже в апреле 1944 г., когда исход войны уже не вызывал сомнения, на совещании в министерстве иностранных дел Германии стоял вопрос об усилении антисемитизма во всем мире, причем было отмечено, что "рапространение антисемитизма является одной из целей войны, которую ведет Германия". И именно об этом в своем завещании писал в свои последние минуты Адольф Гитлер: "И прежде всего я вменяю в обязанность всем руководителям нации и их подчиненным соблюдать расовые законы и беспощадно бороться с международным еврейством" [35].

Наиболее полное обоснование уникальности Холокоста как исторического события мирового масштаба дал израильский историк Иегуда Бауэр в своем труде "Место Холокоста в современной истории":

"Исключительность Холокоста состоит в тотальном характере его идеологии и в воплощении абстрактной идеи в спланированное, методично осуществляемое массовое убийство. Кроме того, Холокост был основным мотивом для развязывания полномасштабной войны, отнявшей за долгие шесть лет около 35 миллинов человеческих жизней... Антиеврейский поход был решающей составляющей нацистской эсхатологии, краеугольным камнем их мироустроения, а не просто одной из частей их программы. Будущее человечества зависело от их победы над еврейством...

У современного геноцида есть две характерные черты: он идеологически окрашен и по своей природе безжалостен, поскольку добивается исчезновения расовой, национальной или этнической группы как таковой... Никогда не бывало, чтобы гонители видели панацею от всех человеческих бед в полном уничтожении еврейского народа. В этом смысле нацистский антисемитизм был новым этапом, так как (хотя его составляющие и хорошо знакомы) их комбинация была качественно беспрецедентной, тотальной и смертельной. Следовательно, с точки зрения еврейской истории, Холокост, хотя и имеет много элементов, известных из продолжительной истории еврейского мученичества, все-таки -- явление уникальное" [36].


9

Уникальность Холокоста, его феноменальность как исторического и социального явления, характерного только для определенного периода ХХ века, может быть определена несколькими признаками.

1. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ геноцид отдельно взятого народа стало одной из трех главных целей внешней и внутренней политики целого государства (с точки зрения Германии -- государства агрессора -- это уничтожение коммунистов, евреев и расширение жизненного пространства).

2. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ уничтожение мирного населения носило такой глобальный характер. Это произошло благодаря сочетанию нацистской идеологии с немецким педантизмом и современными достижениями техники, позволившими создать особые технические приспособления (машины-"душегубки", газовые камеры, крематории и т.д.) для ускоренного массового уничтожения людей.

3. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ на значительной территории было практически осуществлено уничтожение отдельно взятого народа. Подлежащих уничтожению определяли по национальному признаку в третьем поколении. Впервые в истории появилось уголовное понятие -- "народоубийство". В литературе термин получил распространение после публикаций И.Эренбургом первых материалов о геноциде еврейского населения на оккупированных территориях под общим названием "Народоубийцы" [37].

4. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ решение о геноциде отдельно взятого народа принималось на высшем уровне государственной власти и стало официальным элементом государственной политики.

5. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ уничтожение мирных граждан, не имеющих отношения к военным действиям, приняло плановый характер и.

6. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ решающий политический документ о тотальном геноциде (решение Ванзееской конференции) был принят не до начала военных действий, а в ходе их, тогда, когда "блицкриг" провалился, а война приняла мировой характер. Гитлеровское руководство сполна успело оценить необратимость событий, которые происходят в мире, и впервые осознало тот факт, что Германия может потерпеть поражение. Нацисты спешили решить поставленную перед собой задачу уничтожения еврейства, что говорит о глобальности этой задачи, когда политические цели начинают конкурировать с военными.

7. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ были созданы предпосылки к тому, чтобы произошел геноцид еврейского народа: Вторая мировая война явилась результатом возникновения в Европе двух имперских тоталитарных структур (большевистской и нацистской) и в обоих из них антисемитизм был элементом государственной политики.

8. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ идеология, в основе которой лежала расовая теория, стала политической силой, приведшей в движение могущественные государственные механизмы и повлиявшей на весь ход мировой истории.

9. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ на государственном уровне произошло слияние расизма и великодержавного шовинизма, что привело к возникновению нового общественного явления -- расового антисемитизма (в отличие от религиозного, политического, экономического или общественного, характерного для предыдущих эпох).

10. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ вся государственная пропаганда [Германии], независимо от темы той или иной акции, включала в себя антисемитские мотивы, которые были направлены одновременно и на ДЕГУМАНИЗАЦИЮ образа рядового еврея, и на его ДЕМОНИЗАЦИЮ. С одной стороны евреи оказывались "низшей расой", не располагающей ни одной положительной характеристикой, а с другой -- являлись "исполнителями воли Сатаны", стремящиеся привести другие народы к вымиранию [38].

11. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ в идеологию целого государства [Германии] была введена в оборот антропологическая категория "Untermensch" -- "недочеловек", представители которой подлежали тотальному уничтожению. Применительно к Европе под "недочеловеками" понимались евреи. Термин получил распространение после одной из публикаций в нацистском официозе "Volkischer Beobachter" 6 августа 1941 г. (автор -- Густав Херберт) и снимал с исполнителей геноцида духовные (религиозные, нравственные и др.) ограничения. Библейская заповедь "Не убий" становилась бессмысленной, когда речь шла о жизни не человеческого существа, а некоего "недочеловека".

12. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ антисемитизм стал негласной политикой правительств стран, играющих главную роль в ходе войны. Великобритания и США, в отличие от некоторых союзников Гитлера (Италия, Испания, Португалия, Дания, Финляндия), не только отказались принимать у себя еврейских беженцев из европейских стран, но и создавали препятствия к их эмиграции в третьи страны (например, в Палестину). Сталинское руководство за весь период войны ни разу даже не обсудило факты уничтожения евреев на оккупированной территории. В миллионах разбрасываемых над оккупированной территорией листовках не было ни одного призыва к оказанию помощи еврейскому населению. Напротив, создавались серьезные препятствия к приему евреев в партизанские отряды. Союзники так и не удовлетворили просьбу лидеров еврейских общественных организаций разбомбить крематории Освенцима и подъездные пути к ним. По сути дела, страны антигитлеровской коалиции стали соучастниками Холокоста, а сам Холокост можно охарактеризовать как всемирный антиеврейский заговор.

13. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ в разработке теории и практики геноцида принимали участие люди, представляющие элиту государства. В Германии это были крупнейшие немецкие ученые: политологи, историки, антропологи, психологи, юристы, медики, педагоги, технари.

14. ВПЕРЫЕ В ИСТОРИИ в ХХ веке возникли мировые войны, в которых использовались (или могли быть использованы) современные средства массового поражения. В итоге на плаху политических и имперских амбиций лидеров воюющих государств была положена судьба всего населения этих государств, что в значительной степени обесценивало в массовом сознании гибель отдельных малых народов.

15. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ со стороны воюющих государств, конечно, в разной степени, были отброшены нравственные категории. Гуманитарные ограничения для тех, кто идст "ва-банк", не существуют. Со стороны Германии это были лагеря смерти, неконвенциональная техника массовых уничтожений, война с мирным населением, вывоз гражданских лиц в другую страну для использования там в качестве рабской рабочей силы. Со стороны СССР это была депортация семи народов, обвиненных в сотрудничестве с оккупантами, и принятие в качестве государственной политики постулата о "коллективной вине" народа.

16. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ большая часть акций по массовому уничтожению гражданского населения проводилась руками представителей того же государства (коллаборнтов).

17. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ были созданы особые организационные формы массового уничтожения мирного населения, которое происходило, в основном, не в местах его коренного проживания, а в специально оборудованных лагерях смерти и нередко (а для евреев Германии, в абсолютном числе случаев) на территории иных государств.

Все выше сказанное позволяет нам говорить о Холокосте как о некоем историческом и социальном феномене ХХ века, требующем соответствующей оценки и подхода в государственной политике и общественной деятельности.


          Источники:

1. "Zukunft". Берлин. 2004, N5.
2. Граф Юрген. Великая ложь ХХ века. (Пер. с нем.). С-Пт.: Изд. группа "Сенеж", 1997, 225 с.; Харвуд Ричард. Шесть миллионов -- потеряны и найдены. (Пер. с англ.). М.: "Витязь", 1999, 80 с.; А был ли Холокост? (Открытое письмо Стивену Спилбергу) // "Русский вестник", 1999, N34-35, с.13; Тайны газовых камер // Русский вестник, 2000, N3-4, с.7; Буровский А.М. Евреи, которых не было: Курс неизвестной истории: В 2 кн. Кн.I. Ч.III. Мифы ХХ века. М.-Красноярск, 2004, с. 235-315.
3. Кардель. Адольф Гитлер -- основатель Израиля. (Пер. с нем.). М.: "Русский вестник", 2002, 221 с.; Гр.Климов. Гитлер и его "политбюро" // "Молодая гвардия", 1991, N6, с.204-217 (перепечатано в Минске: "Славянские ведомости", вып.6, без выходных данных).
4. Финкельштейн Н.Дж. Индустрия Холокоста. Кто и как наживается на страданиях евреев. (Пер. с нем.). М.: Русский вестник", 2002, 174 с.
5. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ). Т.10. Иерусалим, 2001, с.269-270.
6. Стар Питер. Отрицание Холокоста в России: постановка проблемы. (Пер.с англ.) // Барьер, 2002, N7, с.50.
7. Характерно в этом отношении утверждение Э.Скобелева, который, перечисляя цели Второй мировой войны, на первое место поставил "создание государства Израиль". (Э.Скобелев. Понимать историю, жить в истории. // Неман, 2005, N1, с.135).
8. Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в Белоруссии. 1941-1944. Тель-Авив, 2002, с.29.
9. Кустарев А. Дэвид Ирвинг против людей // "Новое время", 2000, N20, с.35-37.
10. Сiдарцоу У.Н., Фамiн В.М., Паноу С.В. "Гiсторыя Беларусi 1917-1996 гг." 9 клас, Мiнск, "Народная асвета", 1999, с.77.
11. Касцюк М.П., Iгнаценка I.М., Вышынскi У.I. i iнш. "Нарысы гiсторыi Беларусi", ч.2, Iнстытут гiсторыi АНБ, Мн.: "Беларусь", 1995. Рэкамендавана Мiнiстэрствам адукацыi i навукi РБ для студэнтау ВНУ; "Гiсторыя Беларусi" пад рэд. праф. Новiка Я.К., Марцуля Г.С., ч.2, люты 1917 - 1997. Мн.: "Унiверсiтэцкае", 1998. Для ВНУ; Брыгадзiн П.I., Ладысеу У.Ф., Зялiнскi П.I. i iнш. "Гiсторыя Беларусi", ч.2, ХIХ-ХХ стагоддзi. Курс лекцый. Мн.: РIВШ БДУ, 2002. Для студэнтау гiстарычных факультэтау; "История Беларуси". Учебно-информационное пособие для студентов и учащихся под ред. Кохановского А.Г., Янковского О.А. Мн.: Истфак БГУ, 2001; Зелинский П. "История Беларуси". Мн.: БГУ, 2001. Пособие для учащихся Интерлицея; Абацедарская А.Л., Брыгадзiн П.I., Жылуновiч Л.А. i iнш. "Дапаможнiк па гiсторыi Беларусi для паступаючых у ВНУ". Мн.: ВП "Экаперспектыва", 1997; "Матэрыялы па гiсторыi Беларусi" пад рэд. Казакова. Мн.: УП "Экаперспектыва", 2001; "Экзамены. Гiсторыя Беларусi ад старажытнасцi да сучаснасцi у пытаннях i адказах". Аут.-скл. Паноу С.В., пад нав.рэд. Мiхнюка I.М., Фамiна В.М. 11 клас. Мн.: "Аверсэв", 2002.
12. Чигринов П. "Очерки истории Беларуси". Мн.: "Вышэйшая школа", 2000. Для ВУЗов. (Здесь упомянут лишь "литовский" батальон, который "использовался для уничтожения евреев", с.376-377); Загорульский Э.М. "История Беларуси в кратком изложении". Мн.: ООО "Юнипресс", 2002.
13. Сб. "Беларусь на мяжы тысячагоддзяу". Мн.: "Беларуская Энцыклапедыя", 2000, 432 с.
14. Шыбека З. Нарыс гiсторыi Беларусi. 1795-2002. Мн.: "Энцыклапедыкс", 2003, с. 316-317.
15. Малашэвiч Я.В. Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне: Дзень за днсм (iлюстраваная храналогiя).-- Мн.: Беларусь, 2004, с.38-39.
16. Атлас гiсторыi Беларусi.-- Мн.: "Беларуская энцыклапедыя", 2004, с.131.
17. Хурсик В. Кровь и пепел Дражно. Мн.: 2003,с.61-76.
18. Большой энциклопедический словарь. М.-СПб., 1997, с.1318; Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.-М., 2001, с. 883.
19. Беренбаум М. Уникальность и всеобщность Холокоста. // Сб. "За гранью понимания". Богословы и философы о Холокосте. К.: 2003, с. 184.20. Там же.
21. Сб. "За гранью понимания", с.36.
22. Юридический энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия", 1984, с. 60.
23. Словарь русского языка: в 4-х т. // АН СССР, ин-т русского языка.-- М.: Русский язык, 1981; Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения // Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. СПб., 1998; Политология: Энциклопедический словарь.-- М.: 1993; Кравченко А.И. Культура и культурология: Словарь. М.-Екатеринбург, 2003;
Удивительно, но нет статьи "Холокост" и в Энциклопедии Третьего рейха (Сост. д-р ист.наук В.Телицын), вышедшей в 2003 г. в московском издательстве "Локид-Пресс", тем более, что в вышедшей в том же издательстве в 1996 г. энциклопедии с тем же названием (сост. С.Воропаев) теме Холокоста уделено значительное внимание, а сама статья "Холокост" занимает три страницы.
24. Новейший философский словарь.-- Мн., 1998; Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия.-- Мн., 2002.
25. Оксфордская иллюстрировання энциклопедия. Т. 4, М., 2002, с. 391-392.
26. "Беларуская энцыклапедыя". Т.18, кн.I, с.316. Мн., 2004.
27. "Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi". Т.6, кн.II, с.310. Мн., 2003.
28. "Беларуская энцыклапедыя. Т.16, с. 527-528. Мн., 2003.
29. "Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi". Т.6, кн.II, с.57. Мн., 2003.
30. Желев Желю. Фашизм. Тоталитарное государство. (Пер. с болг.) М.: "Новости", 1991, с.272.
31. "6 000 000 обвиняют". Речь израильского генерального прокурора на процессе Эйхмана. Иерусалим.: БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ, вып.8, 1961, с.6-7.
32. Там же, с.71-72.
33. Сб. "От антисемитизма к катастрофе". Изд-во "МАССУА" (Израиль). 1995, с.18.
34. "6 000 000 обвиняют", с.14.
35. Там же, с.18-20.
36. Бауэр И. Место Холокоста в современной истории. // Сб. "За гранью понимания", с. 55, 71, 78.
37. И.Эренбург Народоубийцы. "Знамя", 1944, N1-2, с.183-196; И.Эренбург "Народоубийцы". Сборники на идише: "Мердер фун фелкер", М.: Госиздательство "Дер Эмес", 1944, 63 с., тираж 7000 экз.; 1945, 144 с., тираж 10000 экз.
38. От антисемитизма к Катастрофе. Израиль. Из-во "МАССУА", 1995, с.10.

 
 
Яндекс.Метрика