Танах. Новый Завет. Коран. Спор за наследство

 

В мире есть только один город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город, носящий гордый титул Города мира. Единственный, для обозначения которого используется более семидесяти слов и понятий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей. Это - Иерусалим. Город, который внешне ничем не отличается от любого другого столичного города мира, но на самом деле это - единственное место на Земле, где возникает чувство некой святости, где теряется реальность бытия и появляется ощущение дыхания вечности, где стены, площади и улицы Старого города несут на себе печать Божественного присутствия. И это не красивые слова. Тот, кто хоть раз побывал здесь, непременно унесет с собой это невероятное чувство. И не потому ли это место является самым посещаемым местом в мире, местом подлинного паломничества людей планеты?

ierusalim._staryy_gorod._bashnya_davida.jpg
Иерусалим. Старый город. Башня Давида

На древних картах Иерусалим изображен неким центром земли. Нет другого такого места на планете, вокруг которого на протяжении тысячелетий не велось бы такое количество споров и кровопролитных войн. Может быть, именно поэтому каждая из трех основных религий, исповедуемых человеческим сообществом, не просто считает его своей столицей, но и ответственной за его судьбу? Наверное, именно это качество позволило Иерусалиму носить еще почетное название - Города трех религий.

1

В мире существует множество различных культов, вполне удовлетворяющих религиозные потребности населения нашей, как выяснилось, довольно тесной квартиры под названием Земля. По большей части религии эти вполне мирно сосуществуют, не доводя свои взаимоотношения до открытой конфронтации. Иногда они сменяют друг друга, сливаются или, наоборот, разделяются, иногда конфликтуют между собой, но все это носит локальный характер и не приводит к глобальным катастрофам. Однако есть случаи, когда споры и открытые столкновения имеют многовековую историю, а религиозные войны приносят огромные разрушения и многомиллионные человеческие жертвы.

filipp_de_shompeyn._desyat_zapovedey.jpg
Филипп де Шомпейн. Десять заповедей

Течение мировой истории идет спокойно и вполне благополучно до тех пор, пока однажды представители одной какой-нибудь религии или заменяющей ее государственной идеологии, что в историческом контексте оказывается равнозначным, становятся нарушителями этого спокойствия и благополучия. Они вдруг начинают высказывать свои претензии на право быть носителями единственно верной и, что самое главное, по их мнению, единственно возможной формы религиозного или идеологического мировоззрения. Вот тогда и происходят катастрофы, способные вызвать потрясение не только отдельно взятых государств, но и целых континентов. Одним из таких глобальных мировых конфликтов является конфликт между тремя основными авраамическими (ведущими начало от одного праотца – Авраама) религиями: иудаизмом, христианством и исламом.

Христианство, возникшее на шесть веков раньше ислама, имеет в этом споре преимущественное право. Адепты христианской церкви никогда не отрицали, что их учение вышло из учения «еврейского», но при этом утверждали, что последнее устарело, обветшало, и его место на мировой арене должны занять они, христиане. Претензии христианства на право быть единственным законным наследником иудаизма в его диалоге с Богом поддерживались массивной антииудейской пропагандой в христианских храмах, антиеврейскими законодательствами властей и силовым подавлением еврейской самобытности, начиная с крестовых походов, кровавых наветов, погромов, изгнаний и завершая, в конечном итоге, молчаливым благословением геноцида.

Так случилось, что именно евреев Бог избрал в качестве посредников в своем диалоге с человечеством, доверив им право нести людям великое Откровение – Тору. Однако христианство стремится отнять у евреев это дарованное им право избранничества Божьего. Бог, утверждает христианство, уже отказался от диалога со своими избранниками и даровал людям новое послание, которое якобы обращено уже не только к евреям, но и ко всему человечеству. Разорвав, мол, свой договор (Завет) с евреями, Бог заключил его с христианами. Поэтому «обветшалую» еврейскую Библию христианство именует теперь Ветхим Заветом, а новую, христианскую Библию – Новым Заветом. Изменились условия Завета, – говорят христиане: уже не одни евреи имеют теперь право разговаривать с Богом, а еще и люди, представляющие все народы Земли. А объединять эти народы должно одно – новое учение, каковым, по их мнению, и является христианство.

Объявив себя владельцами Нового Завета и единственными правопреемниками на диалог с Создателем, христиане вправе были рассчитывать, что евреи, выполнив свою великую миссию, с исторической арены исчезнут, однако, к их огромному смущению, этого не произошло. Не удалось убрать евреев с лица Земли и насильственно. А раз так, то под сомнение ставилась вся концепция христианства. Даже краткое знакомство с основными источниками всех религий – ТаНаХом, Новым Заветом и Кораном – дает нам возможность проследить основной путь этого векового конфликта.

Еврейской Библией является ТаНаХ. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Святое Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

Тора – это первые пять книг библейского канона, составляющие по своему содержанию одно целое и называющиеся Пятикнижием Моисеевым. Первоначально само слово «Тора» означало какое-то отдельно взятое Божественное указание или заповедь. Позднее под Торой стали понимать совокупность заповедей относительно одного явления или предмета, например, «Тора о жертве всесожжения» или «Тора о мучной жертве» и т.д. В конце концов, Тора стала означать совокупность всех заповедей Божьих, данных израильскому народу через Моисея. Тора (Пятикнижие) включает в себя книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Вторая группа книг еврейской Библии носит название Невиим (Пророки) и состоит из книг Ранних и Поздних Пророков. Еврейское пророчество было одним из самых замечательных явлений в истории человечества. Оно сыграло совершенно неоценимую роль в культурном его развитии. Именно оно позволило иудаизму занять ведущее место в становлении мировой цивилизации, воспитав человеческое сообщество в духе альтруизма и социальной справедливости. Пророки были самыми активными борцами за правду и социальное равенство, самыми ярыми проповедниками мира между народами, несмотря на то, что полное осуществление этих идей видели в далеком будущем, после прихода Мессии.

Третий, завершающий раздел еврейской канонической Библии – Ктувим (Писания) – включает в себя литургическую и любовную поэзию, книги Премудрости, исторические книги и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила.

ierusalim._staryy_gorod._stena_placha.jpg
Иерусалим. Старый город. Стена плача

Процесс канонизации ТаНаХа, то есть закрепление состава входящих в него книг, растянулся на несколько веков. Свой канонический вид Тора приобрела не ранее IV века до н.э., корпус пророческих книг сложился к началу II века до н.э., а состав Писаний (Агиографов) был утвержден на собрании законоучителей в Явне уже в I веке н.э.

2

Христианская Библия состоит из двух книг. Это – Ветхий Завет и Новый Завет. Христиане приняли книги ТаНаХа в качестве канонических, но представили их в христианской Библии в другом порядке, нежели они представлены у иудеев. Помимо них, в канон христианской Библии включено еще 27 книг, причисляемых к боговдохновенным. Они называются «Новый Завет». Их тексты сложились в процессе становления раннехристианских общин, когда еще было свежо свидетельство об Иисусе, в приходе которого Его последователи видели исполнение и кульминацию всей иудейской традиции.

ierusalim._staryy_gorod._hram_groba_gospodnya.jpg
Иерусалим. Старый город. Храм Гроба Господня

Самыми ранними из новозаветных книг являются Послания апостола Павла – величайшего проповедника христианства в I веке н.э., которого Православие считает одним из двух (вместе с апостолом Петром) основателем христианской церкви. Так как проповедовал Павел среди язычников, то и получил позже прозвище «апостола язычников». Выходец из фарисейской среды, Павел (настоящее имя – Савл или Саул) принял христианство и стал одним из плодовитейших писателей апостольского века. В его Посланиях произведена первая чисто богословская систематизация христианского учения, которое несколько отличается от первоначального учения Христа, что позволило некоторым исследователям ввести в богословие понятие «паулинизма».

Однако Павел явился и тем человеком, по инициативе которого произошел разрыв христианской церкви с иудаизмом. Первоначально Павел был яростным гонителем христиан и как ученик раббана Гамлиэля I был даже направлен первосвященником в Дамаск, чтобы арестовать и доставить на суд тамошних христиан. Однако на пути в Дамаск ему было видение Иисуса, с которым он при жизни не сталкивался. Он обратился в христианство и, вместо того, чтобы арестовать дамасских христиан, крестился у них. Свою миссионерскую деятельность Павел начал среди евреев, но, не добившись у них успеха, обратился к язычникам, написав 14 посланий, из которых семь (Послание к римлянам, коринфянам, галатам, филиппийцам и др.) считаются подлинными.

Первые четыре книги новозаветной части Библии носят общее название: Евангелие – «радостная весть», весть о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Все четыре книги, собранные вместе, носят название «Четвероевангелия». Первые три из них – Матфея, Марка и Луки – называют синоптическими, поскольку они весьма близки друг к другу по своему содержанию.

Датировка Евангелий широко обсуждается среди специалистов по Новому Завету. Традиционно Евангелие от Марка считается наиболее ранним, написанным в Риме около 65 года н.э. Относительно Евангелия от Матфея большинство исследователей полагает, что оно было написано приблизительно в 60-65 годах на основе синтеза Евангелия от Марка и так называемого «Q» – сборника речей Иисуса (от немецкого Quelle – источник). Возможно, автор Евангелия от Матфея использовал и другие материалы, условно обозначаемые «M». Евангелие от Луки и Деяния Апостолов принято считать частями одного произведения, написанного приблизительно в 60-х годах. Евангелие от Иоанна датируется, вероятно, 85-90 годами, хотя ряд ученых придерживается более ранней датировки.

Кроме перечисленных книг, Новый Завет включает в себя книгу Откровения – произведение апокалиптического жанра. В ранней Церкви имели хождение и многие другие книги, но к концу IV века канон христианской Библии уже окончательно сформировался. Были осуществлены ее переводы на другие языки, из которых наибольшую известность приобрела латинская Вульгата (работа над ней завершилась в 404 году).

ierusalim._staryy_gorod._krestnyy_hod_na_via_doloroza.jpg
Иерусалим. Старый город. Крестный ход на Виа Долороза

Как и еврейское Святое Писание, Новый Завет возник в среде людей, верящих в то, что они избраны Богом. Для евреев Бог открывается в истории их народа: заключив со Всевышним Завет, они получили Закон и посвятили себя исполнению Божественных заповедей. Для христиан еврейское Святое Писание только предваряет Новый Завет, в котором исполнилось ветхозаветное обетование спасения всех людей. Произведения, составляющие Новый Завет, были написаны разными авторами и в разное время. Большинство этих авторов были христианами еврейского происхождения, поэтому Новый Завет еще далек от абсолютного обожествления Иисуса, в нем еще нет ничего, что упоминало бы о концепции Троицы, а поэтому и нет прямых обвинений евреев в распятии Христа, сына Божьего.

Главная священная книга мусульман содержит собрание проповедей, молитв и притч, якобы произнесенных в Мекке и Медине основателем ислама, религиозным, политическим и военным руководителем его первых приверженцев Мухаммадом. Современное исламоведение считает, что Коран записан самим Мухаммадом, хотя известно, что пророк грамоты не знал. Реально Коран появился спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммада в 632 г. Коран утверждает ислам в качестве истинной монотеистической религии, пришедшей на смену иудаизму и христианству. Несмотря на то, что Коран широко использует библейские и евангельские мотивы и содержит рассказы о предшественниках Махаммада, именуемых пророками (Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Исмаиле, Иосифе, Давиде, Соломоне и др.), а Авраам представлен как первый монотеист, в книге большое место уделяется полемике с евреями и христианами. В частности, евреи в своем большинстве обвиняются в фальсификации Торы, в отвержении пророчества Мухаммада и присоединении к его врагам якобы из зависти к нему.

ierusalim._mechet_omara.jpg
Иерусалим. Мечеть Омара

Кроме того, Коран обвиняет евреев в убийстве пророков, в непослушании своим вождям (как пример: поклонение золотому тельцу) и в нарушении предписаний Торы: осквернении субботы, занятии ростовщичеством и т.д. Христиане осуждаются, главным образом, за признание сыном Божьим Иисуса, которого Коран называет пророком. О евреях Коран говорит более резко, чем о христианах. За то, что евреи упорнее христиан противятся правоверным, они должны быть осуждены «на унижение».

Коран оказался первой книгой прозы (правда, прозы рифмованной) на арабском языке. Он делится на 114 глав – сур, не объединенных по смыслу. При жизни Мухаммада Коран передавался устно. Первые записи полного текста были сделаны лишь после смерти пророка. Существовало несколько вариантов этого текста. Спустя 20 лет после смерти Мухаммада по приказу халифа Османа был выработан единый вариант Корана, признанный каноническим («Османова редакция»). Коран занимает центральное место в цивилизации ислама. Уже с самого начала он был принят как божественное откровение. Еврейские истоки ислама просматриваются в большинстве его положений, тем более, что самому Мухаммаду принадлежит изречение: «Не отрицайте традиций, идущих от бану-Исраил» (ивритское «бней-Исраэль» – сыны Израиля).

musulmanskiy_kvartal_ierusalima.jpg
Мусульманский квартал Иерусалима

Особым почитанием в мусульманском мире пользуется фигура Авраама (Ибрахима), отца Исмаила, легендарного родоначальника арабов, первого, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога. К священным местам ислама относятся легендарные гробницы библейских патриархов (пещера пророков Махпела в Хевроне, где, по преданию, похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сарра, Ревекка и Лия) и Храмовая гора в Иерусалиме, откуда якобы Мухаммад вознесся на небо. Там же, на Храмовой горе, находится и легендарный «краеугольный камень мира» (эвен штия) – Святая скала, с которой якобы и произошло вознесение. Существование «Камня мироздания» следует из Книги пророка Исаии: «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный». Как следует из Библии, на этом камне «утверждены основания земли», то есть он лежит в основе всего земного.

Ныне «краеугольный камень мира» находится в центре мечети «Золотой купол» на Храмовой горе и является одной из величайших святынь мусульманского мира. Когда в правление Омара I (634-644 гг. н.э.), создателя мусульманской империи, арабы завоевали Эрец-Исраэль, один из приближенных халифа, перешедший в ислам еврей, показал ему эту Святую скалу. Омар распорядился расчистить это место и обнажить скальную основу горы. В 691 г. здесь было воздвигнуто восьмигранное здание мечети, увенчанное позолоченным куполом.

3

Эти три основные верования оставили здесь следы своего пребывания, превратив город в подлинный Музей Религии. Только в Иерусалиме можно найти такое поистине фантастическое смешение памятников истории и народов, традиций и культур, где рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки соседствуют культовые учреждения конфессий, разделенных на политической карте мира красными полосами границ, означающих не просто непримиримые противоречия, а многовековую вражду. Можно ли назвать еще хотя бы один город мира, в котором почти одновременно разносится звучание колоколов христианских соборов и голоса муэдзинов, чьи молитвы далеко в округ разносятся установленными на минаретах мечетей громкоговорителями? Где еще можно увидеть, как смешиваются в одну толпу спешащие домой после молитвы люди в черных одеяниях ортодоксальных евреев и в цветастых халатах представителей восточных народов? Где в одном месте можно одновременно увидеть мальчишек с пейсами, бегущих с занятий в своих иешивах, арабов, предлагающих вам купить все, что только продается и покупается, и еврейских юношей и девушек в солдатской форме с прогибающимися плечами под весом рюкзаков и автоматов? И все это сливается в одну пеструю картину, создавая впечатление цельности и единства.

Но стоит только сдернуть с этой картины красочное покрывало восточной экзотики, и тут перед нами немедленно проступят кровавые следы вековых противоречий и религиозной вражды. Иерусалим ведь не просто Город трех религий. Иерусалим – Святыня этих трех религий. Для приверженцев авраамических религий Иерусалим имеет совершенно особый статус, ибо является местом расположения их главных святынь. Для евреев это – Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма – Стена плача («Котель»). Для мусульман это – мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шафир). Для христиан всех конфессий это – Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведенных во всех местах, где по преданию ступала нога Иисуса.

Иерусалим является столицей Израиля с момента создания этого государства. Его святость для евреев заложена уже в самой еврейской традиции, в единстве всех элементов еврейства. Известный исследователь Библии, автор первого монументального труда по всеобщей истории евреев «История евреев с древнейших веков до настоящего времени» в 11 тт. Генрих Грец (1817-1891) акцентирует внимание на этом факте. Историческим носителем еврейства является не только еврейское религиозное учение, пишет он, потому что иудаизм - это не только законы и повеления. Закон – это дух еврейства, а страна – главная часть его плоти. Поэтому Грец и провозглашает историческое и теоретическое единство всех трех элементов еврейства: «Тора, народ Израиля и Святая Земля переплетены и соединены друг с другом невидимой, но неразрывной связью».

Именно на Храмовой горе находится камень, с которого началось основание мира. Именно здесь Авраам, доказывая свою готовность к самым тяжелым утратам во имя преданности Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака. «Земля Мория», упоминаемая в этом драматическом эпизоде истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория в Иерусалиме. Именно на этой горе Соломон позднее воздвиг Первый Храм. В еврейском священном писании Иерусалим упоминается 656 раз. Три раза в день религиозные евреи всего мира молятся, обернувшись лицом в сторону Иерусалима.

У христиан тоже есть основания предъявлять свои претензии на этот город, ибо именно здесь находятся самые святые места, связанные с возникновением их религии: «Лобное место» (Голгофа), где был распят Иисус Христос, и Гроб Господень – гробница в скале, где, согласно Евангелию, он был погребен и на третий день воскрес. Эта гробница является главным алтарем Храма Воскресения Христова. В период с IV по VII век, в тот отрезок истории, который в истории христианства называется Византийской эпохой, в Иерусалиме было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей, были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы. Именно в эту эпоху был воздвигнут первый архитектурный комплекс, в который вошли погребальная пещера Гроба Господня, Голгофа, Камень Помазания и Скорбный путь – «Виа Долороза». Тогда на каждом святом для христианской памяти месте стояли храм, монастырь или часовня, а монастыри были открыты в честь всех первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета.

Но история не стоит на месте. В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами и стал третьим – после Мекки и Медины – святым городом ислама. Гора Мориа оказалась связанной с историей ночного вознесения (мирадже) пророка Мухаммада. Святость Иерусалима в исламе основывается на первом стихе 17 суры (главы) Корана, в которой описывается, как Аллах «перенес ночью своего раба от святыни неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую» – то есть от святилища Кааба в Мекке в мечеть ал-маджид ал-Акса в Иерусалиме. Именно здесь, в Иерусалиме, согласно мусульманским представлениям, в будущем произойдет страшный суд. В начале своей религиозной деятельности Мухаммад молился, обратившись лицом к Иерусалиму, однако, убедившись в безуспешности попыток обратить евреев в новую веру, предписал мусульманам поворачиваться во время молитвы лицом к Мекке.

4

Нет сомнения, что, учитывая весь предыдущий исторический опыт, представители каждой из трех ведущих религий мира свой интерес к Иерусалиму проявляют одинаково. Святой город свят для всех и должен быть доступен в равной степени для всех. Религиозные святыни равно представляют величайшую историческую ценность для всех верующих – они и впредь должны быть доступны в равной степени для всех. В принципе, этот паритет интересов в современном мировом сообществе сохраняется в полной мере, что хорошо иллюстрируется даже на примере административно-территориального деления Старого города, который состоит из четырех кварталов: Еврейского, Христианского, Мусульманского и Армянского. Святые места ключевой важности для представителей каждой из конфессий имеют свободный доступ. В первую очередь, речь идет о Храмовой горе и Стене плача для иудеев, Храма Гроба Господня для христиан, Купола Скалы и мечети Аль-Акса для мусульман. С 1981 года Старый город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если все это так, то в чем же тогда проблема? Почему Старый город как символ всего древнего Иерусалима остается камнем преткновения во взаимоотношениях еврейского народа, объявившего его своей столицей еще три тысячи лет назад, с его мусульманскими соседями, силой захватившими Эрец-Исраэль в седьмом веке н.э. и удерживавшими в своих руках вплоть до распада Османской империи после Первой мировой войны? И располагают ли вообще юридическим основанием эти мусульманские соседи претендовать на всю территорию современного Израиля (или даже хотя бы на часть)?

yaffo._staryy_gorod.jpg
Яффо. Старый город

Единственным действующим международно-правовым нормативным документом (международным законом) о государственном устройстве территории бывшей Оттоманской Палестины является Решение Лиги Наций, принятое Советом Лиги 24 апреля 1920 г. на конференции в итальянском курортном городке Сан-Ремо. В соответствии с этим решением вся историческая территория бывшей Оттоманской Палестины предназначена для расселения ТОЛЬКО евреев, чтобы они могли на ней воссоздать свой Национальный Дом. А провозгласить новое государство смогут лишь представители той общественной силы, которая осуществляет реальный контроль над территорией провозглашаемого государства.

Да, но древнее еврейское государство, занимавшее эту территорию, было подвергнуто внешней агрессии и уничтожено, а народ его был рассеян по миру еще две тысячи лет назад! С тех пор весь Ближний Восток подвергался многочисленным государственным переустройствам. Владельцами этой земли становились представители различных стран, народностей и религий. Сохраняют ли евреи и ныне свое историческое право на воссоздание здесь своей государственности? Лига Наций дала на этот вопрос однозначный ответ: давность акта агрессии и уничтожения государства евреев имеет ничтожное значение в силу следующих фактов:

– значимости исторического государства Израиля для формирования существующей западной цивилизации;

– сохранения евреями, несмотря на жесткие меры притеснения и противодействия, постоянного присутствия на территории своего государства;

– сохранения евреями нравственной установки и веры в неизбежное восстановление государства Израиля.

Одним из наиболее серьезных моментов для сохранения исторического права евреев на эту территорию является тот факт, что с момента разрушения древнего еврейского государства здесь никогда не было создано какого-либо иного государства, которое просуществовало бы достаточно длительное время. Все государства, оккупировавшие когда-либо территорию государства Израиля, погибли. Более того, все государства, захватывавшие эту территорию, не заботились о ней, что привело к резкому сокращению населения, деградации территории – потери лесов, заболачиванию и опустыниванию. То нееврейское население, которое ныне занимает эту территорию, составляют лица (и их потомки), переселенные Оттоманской империей из других регионов Азии, Европы и Африки.

Когда Лига Наций установила британский мандат на Палестину, особой статьей (№5) было четко зафиксировано исключительное право евреев на создание государства на этой территории, что означало прямой запрет на создание здесь какого-либо другого государства, кроме того, что может быть создано общиной евреев. В соответствии с этим, создание и даже попытка создания любого такого государства на этой территории является нарушением установленной нормы международного права, то есть преступлением. Но возникает иной вопрос: сохраняют ли силу Решения Лиги Наций в настоящее время? Каков правовой статус тех решений, которые приняла Организация Объединенных наций в 1947 году о создании государства Израиль?

Оказывается, Решение Лиги Наций по территории бывшей Оттоманской Палестины полностью сохраняет свою силу и в наши дни. В 1946 году в Устав ООН, который сменил Лигу Наций, была специально введена статья (12 гл., ст. 80) о сохранении в силе Мандатов Лиги Наций. Ее отменить не может даже Генеральная ассамблея ООН. Вот почему все решения Совета безопасности ООН по территории Израиля выносятся со ссылкой на главу «Мирное разрешение споров» (гл. VI). Не говоря уже о том, что все решения Генеральной Ассамблеи ООН всегда имеют юридический статус необязательных рекомендаций, Они просто являются изложением мнения собрания представителей государств, не имеющего обязательной силы ни для кого.

Становясь членами ООН, арабские страны официально признали все решения и документы этой организации, а, следовательно, и Решения Лиги Наций. Тогда в чем смысл постоянного давления на Израиль? Цель этих действий одна – заставить сам Израиль нарушить международный закон и принять на себя всю ответственность за это. Например, нарушить закон Израиль может, если просто санкционирует на тех территориях, которые Лига Наций отвела для еврейского государства, создание государства для арабов, ибо это запрещено статьей №5 (см. выше).

Что касается израильского государственного законодательства, то с провозглашением Израиля действие решения Лиги Наций по Оттоманской Палестине как документа международного права частично завершилась только в отношении той части территории Эрец-Исраэль, на которой было создано государство. Географические же координаты границ Израиля не определены ни в одном израильском законе, что теоретически позволяет евреям сохранять свои права на всю площадь, отведенную им решением Лиги Наций. Например, право создать еще одно еврейское государство, скажем, в Иудее и Самарии.

5

На сегодняшний день проблема арабо-израильских отношений осложняется тем, что и Израиль, и Палестинская автономия считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Многолетняя дискуссии о статусе Иерусалима – одна из самых горячих. В результате Арабо-израильской войны 1947-1949 гг. Иерусалим оказался разделенным между Израилем и Трансиорданией, занимавшей тогда территорию восточного берега реки Иордан. При этом евреям досталась западная часть города, арабам – восточная. Уже в 1949 г. в Иерусалиме был размещен Кнессет, а 5 декабря того же года Израиль объявил Иерусалим своей столицей, хотя статус этот распространялся только на ту часть города, которая принадлежала евреям. Позднее здесь разместились почти все государственные и правительственные учреждения Израиля.

Свои шаги по воссозданию собственной государственности предприняли и арабы: 13 декабря 1948 г. парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включая Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. 25 апреля 1949 г. Трансиордания сменила свое наименование на Иорданское Хашимитское Королевство (Иордания), чем зафиксировала вхождение в свое государство земель на обеих берегах реки Иордан, а 24 апреля 1950 г. декларировала аннексию Восточного Иерусалима, включая Старый город, и объявила Иерусалим своей второй столицей. Органы Палестинской автономии никогда Иерусалиме не находились.

Соглашения о перемирии между Израилем и Трансиорданией арабской стороной не соблюдались. Священные места для евреев были недоступны. Более 50 синагог в Старом городе были осквернены и уничтожены, некоторые из них были превращены в конюшни. Величайшая еврейская святыня – кладбище на Масличной горе – было осквернено, а погребальные плиты (мацейвы) с могил использовались для строительства мостовых. Доступ к Стене плача был запрещен. Путь к Еврейскому Университету на горе Скопус и госпиталю Хадасса был отрезан. ООН никаких резолюций по таким действиям Иордании вплоть до 1967 г. не принимала.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и обеспечил контроль над всей территорией города. ООН израильский суверенитет над этой частью города не признала, но он, тем не менее, был законодательно отделен от Западного берега реки Иордан, и Израиль получил возможность официально декларировать свой суверенитет над объединенным Иерусалимом.

После Второй мировой войны к Иерусалиму значительно возрос интерес и со стороны христианского мира. После шестидневной войны большинство христианских церквей потребовало предоставления особого статуса святым местам. Однако это движение не получило своего развития, так как в самом Израиле местные главы христианских церквей не смогли достичь единства по вопросу о будущем Иерусалима. Так, в 1972 г. католические епископы выступили с заявлением, требующим признания за Иерусалимом интернационального статуса. Они осудили проводимое Израилем строительство в городе. В то же время патриархи православной и армянских церквей, а также англиканский архиепископ выразили удовлетворение существующим статусом, ибо он обеспечивал свободный доступ к святым местам.

22 июля 1980 г. Шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняла заявление: «Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины, и должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет». Уже через неделю, 30 июля, Кнессет подавляющим большинством голосов принял «Закон о Иерусалиме», согласно которому Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Израиля. Совет Безопасности ООН осудив принятие этого закона, подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права и призвал все страны вывести свои дипломатические миссии из города. Генеральная Ассамблея ООН также отвергла данное решение Израиля.

В 1997 г. Палестинский законодательный совет принял, а в 2002 г. Председатель Палестинской национальной администрации подписал «Основной закон», в котором Иерусалим провозглашался столицей Государства Палестина. При этом следует отметить, что само государство, декларативно провозглашенное еще в 1988 г., официально до сих пор не создано, что не мешает доброй сотне стран – членов ООН заявлять о его признании. О непризнании Иерусалима столицей Израиля со стороны большинства государств мира также свидетельствует отказ ими размещать здесь свои дипломатические представительства. После того, как Коста-Рика и Сальвадор в августе 2006 г. перевели свои посольства из Иерусалима в Тель-Авив, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Конгресс США еще в 1995 г. принял закон о переносе своего посольства в Иерусалим. Этот закон оказался воплощенным в жизнь только в мае 2018 года, после прихода к власти нового президента государства Дональда Трампа.

По поводу Восточного Иерусалима и Западного берега реки Иордан в международном лексиконе даже существует термин «спорные территории». Доказывая неправомочность такого определения, Израиль приводит оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны, а также отсутствие международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и, естественно, наличие исторического права еврейского народа на землю Израиля.

P.S.

Сегодня мир стоит на грани катастрофы, и если не будут предприняты серьезные меры к сглаживанию противоречий между представителями различных цивилизаций, этой катастрофы не избежать, а это означает многомиллионные человеческие жертвы. Компромисс должен быть достигнут. Во имя собственного спасения люди должны научиться жить в едином человеческом содружестве. Поэтому навеки сохраним великие слова Папы Иоанна Павла II:
«Сохрани нас, Боже, от ненависти и пристрастия по отношению к людям иных убеждений. Научи нас одолевать зло и видеть брата в человеке, который дурно поступает, не отнимая у него права на покаяние. Научи нас замечать свои грехи, чтобы мы не начали обновление с поисков соломинки в глазу у брата».



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №1

 
 
Яндекс.Метрика