Готовы ли мы всегда говорить правду?

 

          «Дабру эмет»... «Говорите правду!»...

 

Выражение «дабру эмет», означающее в переводе с древнееврейского «говорите правду», взято из слов еврейского пророка Захария: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите правду друг другу. По правде и по миролюбию судите у ворот ваших» (Зах.8:16).

Именно так — «Дабру эмет» — назвали свою декларацию несколько знаменитых еврейских ученых, которые составили ее текст в начале сентября 2000 года и тогда же огласили перед участниками собрания еврейской общины американского города Балтимор. В зале находилось более 800 человек. Более 170 из них поставили свою подпись под декларацией в знак полного согласия с авторами.

Надо сказать, что сам по себе документ носит уникальный характер: впервые за две тысячи лет рассеяния последователи иудаизма высказали свое отношение к христианству и христианам, официально закрепив его в особой декларации.

Нельзя сказать, что до этого проблемы взаимоотношений между еврейским и христианским мирами нигде и никогда не находили своего разрешения в официально принятых документах. После того, как в годы Второй мировой войны еврейское население мира сократилось на треть за счет шести миллионов сгоревших в огне Холокоста, еврейско-христианских конференций проводилось множество, и принципы иудео-христианского диалога разрабатывались не единожды. Да и сами христианские конфессии не раз принимали собственные документы, осуждающие антисемитизм, признающие самоценность и самодостаточность иудаизма, снимающие историческую вину евреев в распятии Иисуса Христа, признающие вину христианского мира в многовековых преследованиях евреев и т.д.

В этом смысле самые серьезные документы были приняты Католической и основными протестантскими Церквами. К примеру, в 1997 г. глава Римско-католической церкви Иоанн Павел ІІ, принимая участников организованного в Ватикане коллоквиума, посвященного изучению «корней антииудаизма в христианской среде» заявил, что «Иисус Христос не мог не быть евреем». Христианский мир несет особую ответственность за распространение антисемитизма. «Я не говорю о церкви, — сказал понтифик, — однако некоторые ошибочные и несправедливые толкования Нового Завета, касающиеся еврейского народа и его надуманной вины, долгое время имели хождение в обществе, порождая враждебные настроения в отношении этого народа».

Коллоквиум, в котором приняли участие виднейшие теологи католической церкви, а также представители православных и протестантских церквей — богословы и историки — высказались тогда о необходимости еще раз тщательно проанализировать тексты Священного Писания, чтобы изучить вопрос о том, не таится ли в них «ген антииудейства».

О том, что христианское учение не должно лежать в основе негативного отношения к евреям и о необходимости развеять многие из существующих антиеврейских мифов, в течение последних пятнадцати лет не раз высказывали и многие представители православного мира — от патриархов церкви до простых верующих.

«Антисемитизм противен Евангелию Христову, которое обращено ко всем людям без какой-либо расовой дискриминации, ибо всякий человек несет в себе образ Божий и является предметом безмерной любви Христа, пролившего свою кровь для спасения всех людей, — написано в Заявлении православных богословов, опубликованном в 1990 г. в альманахе «Совершенно секретно» (N6).: «… Поэтому мы обращаемся к совести всех христиан России, и, в частности, к пастырям Русской православной церкви, чтобы была выражена с полной определенностью несовместимость христианства и всякой ненависти, общественной, расовой и религиозной, чтобы было решительно осуждено как лжехристианское всякое действие отдельных лиц или группировок, побуждаемых антисемитскими чувствами и при этом употребляющих крест, иконы, православные обряды и молитвы, смешивая их с призывом к расовой ненависти и насилию».

Среди подписантов этого Заявления — многие иерархи Церкви из России, Франции, США, Польши и других стран. Их список возглавляют митрополит Антоний (Сурожский), митрополит Иеремия, архиепископ Пантелеймон, епископ Иеремия (Анхимюк). Среди тех, кто первыми подписали Заявление, имена ректора Св. Сергиевского Богословского института, декана Св. Владимирской Духовной академии и др.

Не раз с обращением к православному миру выступали и простые верующие.

«Давайте покаемся, народ Беларуси!» Так было озаглавлено письмо Марии Еременко, опубликованное в газете «Народная воля» 11 сентября 1997 г.

«Нас пугают всевозможными врагами: какими-то загадочными масонами, НАТО, евреями, забывая, что Спаситель наш был послан изначально еврейскому народу, — пишет Мария Еременко. — Матерь Божия — еврейка, в основании Нового Иерусалима будут записаны «имена двенадцати Апостолов Агнца» — тоже евреев...» Подкрепляет свои слова автор цитатой из Писания: «... на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых...» (Откр., 21, 12, 14).

Что касается собственно еврейского документа, то он был принят впервые. Этот факт свидетельствует о серьезных позитивных изменениях в религиозном мире. С точки зрения иудаизма, это означает отказ от политики изоляционизма, которую в ХХ веке проводили основные еврейские религиозные авторитеты.

Исторически иудаизм всегда был вероучением дискриминируемым. В первые десятилетия советской власти его последователи подверглись таким же репрессиям, как и представители других конфессий, но государственный антисемитизм послесталинской эпохи возвел его в ранг религии «изуверской». Апологеты антииудаизма, несмотря на полную свою научную и историческую несостоятельность, до сих пор наводняют книжный рынок соответствующей литературой. Достаточно перелистать продукцию минского издательства «Православная инициатива», чтобы легко провести аналогию с тем, что издавалось в нацистской Германии. И тот факт, что делается это при молчаливом согласии Православной епархии, говорит о том, что проблема еще далека от разрешения.

Недоверие, подозрительность не давали возможности еврейским религиозным лидерам поверить в искренность христианских уверений в их лояльности. И нельзя сказать, что эти подозрения были такими уж беспочвенными. Даже в наши дни. И дело не в таких «отморозках», как хозяева «Православной инициативы» (именно так о них говорят сами лидеры Епархии), а в идеях, вынашиваемых на самом верху христианского Олимпа.

К примеру, в Декларации «Дабру эмет» евреи пишут следующее: «Христиане служат Богу через Иисуса и христианскую традицию. Евреи служат Богу через Тору и еврейскую традицию». То есть провозглашается принцип параллельного существования двух религий.

Концепция «двух путей» совсем не нова. Ее разрабатывал еще в начале ХХ века еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер. Его книга «Я и ты», содержащая основную формулировку философии диалога, вышла 80 лет назад. Согласно этой концепции, христианство и иудаизм — это две разные религии, имеющие самостоятельную ценность и двумя разными путями ведущие к Богу.

Но вот почти в те же дни, что была оглашена Декларация «Дабру эмет», Ватикан принимает собственную декларацию — «Dominus Jesus», в которой отвергается любой какой-либо иной путь к Богу, кроме как через Иисуса Христа. Религиозный плюрализм, так долго и тщательно вынашиваемый, оказался под угрозой.

В наши дни, когда путь контактов и диалога уже не имеет альтернативы, тормозом для них может стать также и позиция ортодоксальных раввинов и, в целом, консерватизм ортодоксального иудаизма, чей авторитет в еврейском мире хоть и стал падать, но по-прежнему остается высоким и определяющим при решении задач, связанных с отступлением от взлелеянных веками традиций. История ХХ века показала, что у евреев есть еще основание не доверять христианскому миру и бояться его, но она же продемонстрировала и другое: упорное нежелание ортодоксальных раввинов идти на контакты с христианами.

Вот почему среди инициаторов, авторов текста и подписантов декларации «Дабру эмет» мы видим только представителей либеральных течений в иудаизме, в том числе женщин-раввинов. Думается, еврейская ортодоксия не примет эту декларацию. Это может случиться еще и потому, что она вообще не принимает реформистский иудаизм: тот в своих попытках совместить традиционное учение с реалиями современного мира вынужденно нарушает ряд положений основного еврейского закона — Галахи, который хоть и утверждался на заре человечества, но все еще остается незыблемым.

Не все бесспорно и в декларации «Дабру эмет». Пытаясь принять характер универсального документа, декларация не учитывает особенностей религиозной ситуации в разных регионах мира: где-то ведущими являются ортодоксальные течения, где-то — либеральные; где-то евреи проживают компактными ареалами, а где-то в силу современной урбанизации разбросаны по всему пространству; где-то синагоги продолжают оставаться центрами и духовной, и светской жизни, а где-то эта традиция уже потеряла свое значение; где-то процент межнациональных браков достиг высоких цифр, а где-то их очень немного; где-то межконфессиональный диалог является обычным явлением в общественной жизни, а где-то он и вовсе отсутствует...

Все эти факторы так или иначе способны повлиять на восприятие декларации «Дабру эмет». Но одно ясно: если не идти по пути сближения и взаимопонимания, конфронтация рано или поздно становится неизбежной, а тогда вновь войны, кровь и человеческие жертвы.

Неужели мир так и не поумнеет?!

Яков Басин, председатель Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь

 

          №8, красавік - май 2005

 
 
Яндекс.Метрика