Почему рухнул город трех религий?
В испанском городе Кордова прошла международная конференция ОБСЕ по проблемам нетолерантности.
Кордова теперь — столица одноименной провинции в автономной области Андалусии на юге Испании, город с 300-тысячным населением. Во времена средневековья это был крупный центр испанской культуры. В начале VIII века н.э. его завоевали мусульмане (мавры) и он стал столицей Кордовского халифата. В историю Кордова вошла как «город трех религий»: здесь в разные эпохи (а иногда синхронно) развивались общины христиан, мусульман, иудеев. Именно в средние века Кордова стала одним из основных центров «золотого века» испанского еврейства. Здесь родился и провел детство Моше бен Маймон (Маймонид) — величайший раввинистический авторитет, философ, ученый и крупнейший врач средневековой Европы. В декабре прошлого года 800-летие со дня его смерти было торжественно отмечено во всем мире. В Кордове свято чтят память об этом человеке: в бывшем еврейском квартале есть площадь Маймонида, рядом с которой в 1964 году ему был установлен памятник.
Имя Маймонида не раз вспоминали ораторы конференции, которую проводила Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Кордове 8—9 июня с.г. Как объяснение, почему местом для нее была выбрана именно Кордова, многократно звучало выражение «город трех религий». А обсуждались на конференции проблемы антисемитизма и других форм нетолерантности. Тема действительно чрезвычайно актуальна: резко возросший в Европе уровень этнической нетерпимости стал ныне угрожать миру и спокойствию всего континента.
Это была не первая конференция ОБСЕ, посвященная столь серьезной проблеме. Однако на сей раз тема оказалась шире, чем только отношение к евреям в современной истории: впервые возник вопрос о растущей дискриминации мусульманского населения Европы. Как отметил открывающий конференцию министр иностранных дел Испании Мигуэль Моратинос, после теракта в Испании 11 марта 2004 года, унесшего сотни человеческих жизней, произошли массовые акции, направленные против эмигрантов из арабского мира.
Теме арабо-израильских отношений было посвящено выступление президента Всемирного еврейского конгресса Эдгара Бронфмана. Конфликт на Ближнем Востоке, отметил он, дал новый толчок развитию антисемитизма во всем мире. Докладчик призвал не путать антисемитизм и одно из его проявлений — антиизраэлизм с простой критикой политики Израиля. «Критика Израиля, даже если она и не очень умная, еще не есть проявление антисемитизма», — подчеркнул Э.Бронфман.
Этой же теме посвятил (уже под занавес конференции) свое краткое выступление и представитель Лиги арабских государств. Видимо, понимая, что в эскалации антиеврейских настроений в обществе арабская экспансия играет не последнюю роль, он попытался восстановить историческую справедливость, напомнив присутствующим, что Лига арабских государств осуждает Холокост и антисемитизм, что Холокост произошел не в арабском и не в мусульманском мире и что многие евреи во время Холокоста нашли прибежище именно в арабских странах. Он также согласился, что ликвидация антисемитизма невозможна без достижения арабо-израильского мира, но тут же отметил, что не только арабы, но и евреи должны вести себя достойно.
Почти во всех выступлениях приводились факты антиеврейских акций в странах Европы. Антисемитизм сегодня проявляет себя и как часть антиамериканизма и как часть антиглобализма, отмечается он и в среде футбольных или музыкальных фанатов, то есть везде, где человеческая агрессивность прорывается наружу. Генеральный прокурор Великобритании Майкл Браун назвал такую цифру: за прошлый год в Англии было осквернено 17 синагог и еврейских кладбищ. Об ухудшении общественной обстановки в своей стране говорила представитель Франции Симона Вейль, отмечавшая необходимость воспитания толерантности у детей. Ведь пока им чаще говорят о роли евреев в распятии Христа, чем о межнациональной толерантности.
Среди выступавших были и лидеры еврейских организаций. Один из них — президент еврейской общественной организации «Лига Маген» профессор Александр Лакшин, пострадавший от неонацистов в одном из московских подземных переходов в начале этого года.
Секретарь Министерства юстиции Швеции подняла вопрос о борьбе с нетерпимостью по отношению к любой форме человеческого меньшинства: будь то неравенство полов, национальное, религиозное или даже сексуальное меньшинство. «Недостойно прятать свою личность!» — сказала она.
Памятник Маймониду в старом еврейском квартале Кордовы.Многие ораторы говорили о мерах, которые принимаются в их странах с целью улучшения атмосферы толерантности. Губернатор штата Нью-Йорк Джордж Потаки рассказал, к примеру, что введенный в действие новый закон штата усилил ответственность за преступления по мотивам ненависти. Большинство ораторов в целом отметило прогресс в деле обсуждения проблем, связанных с антисемитизмом. Но, как сказал представитель Израиля рав. Мельхиор, правительства многих стран недооценивают опасность, которая исходит от антисемитских кругов, а деятельность антисемитски настроенных организаций может вызвать необратимые изменения в обществе. «Сколько еще должно быть сожжено синагог, чтобы государства, наконец, начали обсуждать проблему антисемитизма?» — спросил он.
Мерой, способной уменьшить этническое напряжение в обществе, может быть и межконфессиональный диалог. К нему настоятельно призывал представитель Святого престола (Ватикана) архиепископ г.Толедо Канезарис Антонио. И в этом плане особый интерес вызвало послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, зачитанное представителем Патриархата в Совете Европы в Страсбурге отцом Филаретом. Патриарх также призвал «способствовать диалогу между представителями этно-конфессиональных сообществ, который только и может стать путем к созиданию мира, лишенного национальной и религиозной ненависти».
Надо сказать, что послание Патриарха имело отчетливый политический оттенок. Назвав антисемитизм одной из крайних форм человеконенавистничества и национальной розни, Патриарх отметил, что «к сожалению, проявление этого греха имеет место и сегодня, в том числе среди общественных деятелей, публицистов, лидеров экстремальных группировок»... «Некоторые политики считают, — писал Алексий II, — что подавление присущих какому-либо народу традиций, в том числе религиозных, будет способствовать большей терпимости. Мы считаем это ошибкой, вызванной иллюзией одинаковости всех народов. Только уважение многообразия традиций, культур, жизненных устоев может лечь в основу прочного мира и согласия в обществе».
История Кордовы и Испании в целом может служить примером того, как гибнет цивилизация в результате политической и религиозной экспансии. Времена Кордовского халифата были ознаменованы величайшим расцветом науки, культуры, экономики, но потом христиане начали вытеснять мусульман, освобождая от них провинцию за провинцией. Началась дискриминация иудеев: сначала их заставили носить отличительные знаки, потом им закрыли доступ к государственным должностям, а еще позднее их обложили непомерными податями. В конце ХIV века в Испании начались еврейские погромы, а в 1492 году евреи были изгнаны с Пиренейского полуострова. По всей стране пылали костры инквизиции. Погруженная во тьму религиозного фанатизма, недавно еще великая Испания стала терять свое могущество и спустя всего сто лет пришла в упадок.
«Что привело к краху Кордовы? Почему рухнул город трех религий?»
Эти вопросы бросал в зал конференции рав. Мельхиор. Ему вторили другие ораторы.
«Поумнеет ли когда-нибудь мир? И будут ли евреи последними жертвами человеческого безумия?»
№ 9, чэрвень — ліпень 2005