Фельдфебели в роли Вольтеров

 

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь запрещена деятельность незарегистрированных общественных объединений граждан, в том числе так называемых «инициатив».

Три года назад закон «О свободе совести и религиозных организациях» поставил вне закона незарегистрированные религиозные группы, дискредитировав само понятие «свобода совести». В результате государство подложило под себя мину замедленного действия: развязав войну с «нетрадиционными» (читай «неугодными») конфессиями и обеспечивая себе в этой войне победу за счет привлечения всей мощи государственного аппарата, власти создали все условия для возникновения незарегистрированных («подпольных») религиозных общин. Уже сейчас в Беларуси крепнет религиозное диссидентское движение, которое в силу нарастающего давления и репрессий со стороны властей превращается в самостоятельную общественную силу.

И вот теперь в попытке достичь монополии в духовной жизни страны государство поставило вне закона также и незарегистрированные общественные объединения граждан. Постановление Минюста декларирует, что «исходя из характера и целей деятельности создаваемых объединений..., их субъектного состава: объединения граждан обладают признаками, присущими общественным объединениям, преследующим политические цели».

Как мы видим, Постановление имеет универсальный характер: любые цели, объединяющие людей, теперь признаются политическими. В Постановлении никаких разъяснений на этот счет не приводится, а потому, как обычно, дается полное раздолье для проявления чиновничьего субъективизма.

И дело даже не в попытке поставить под контроль все проявления общественной жизни, и даже не в самом факте регистрации всевозможных гражданских «инициатив», а в том, что власти вместо РЕГИСТРАЦИИ обычно устраивают СЕЛЕКЦИЮ, отсекая любые возможности для официального признания неугодных структур. Легко можно представить себе, что теперь начнется с теми «инициативами», которые захотят зарегистрироваться:

1. Начнется поиск пресловутого «юридического адреса», который им никто под давлением соответствующих органов давать не станет.

2. Юридический адрес можно получить при наличии офисного помещения, которое обычно снимают за деньги. Но для этого нужен факт регистрации и счет в банке, которых нет из-за отсутствия все того же юридического адреса. Возникает синдром «беличьего колеса».

3. Для того, чтобы арендовать офис, нужны деньги, которых у людей, объединенных во всевозможные инициативы, как правило, нет, потому что работают они «за идею», а работать «за идею» и «кормиться» с нее такой народ обычно не хочет, что бы о них ни говорили официозные СМИ. Значит, начнутся поиски денег, обращения в международные благотворительные фонды, поиски грантов, что неизбежно обернется обвинением со стороны тех же официозных СМИ в работе за деньги «международного капитала».

4. В случае, когда проблемы с юридическим адресом, офисом и средствами на существование будут решены, начнутся проблемы с регистрацией. Посыплются отказы в регистрации по самым разным, зачастую фантастическим, поводам. Вот один из наиболее вероятных сценариев.

Инициатива, которая занимается вопросами, имеющими общенациональное значение, должна регистрироваться в Министерстве юстиции. Если она зарегистрируется в Минске, то заниматься делами, допустим, в Гродно она уже не сможет, ибо это будет нарушение устава в разделе «территория деятельности». А чтобы зарегистрироваться в Министерстве юстиции, нужно иметь структуры в большинстве регионов. Начнется создание групп активистов в областях, которые столкнутся при этом с теми же проблемами (см. пп. 1–3).

«Наевшись» всего этого, члены инициатив начнут работать без всякой регистрации, каждый раз изыскивая «наиболее честные пути, чтобы обойти закон». Возникнет политическое диссидентское движение, которое, как и религиозное, в силу нарастающего давления и репрессий со стороны властей вскоре превратится в самостоятельную общественную силу.

Властям, видимо, мало иметь организованное оппозиционное движение, работающее в области власти. Им еще необходимо получить организованное диссидентское движение, работающее в области прав человека.

Мало того, что власти сами подталкивают людей с развитым чувством общественного долга к нарушениям существующего законодательства в той или иной сфере. Власти сами себе создают врагов, да еще своей экспансией способствуют их консолидации, официально заявляя при этом, что виноваты все кто угодно, только не они. Отгородились от всего мира, опустили «железный занавес», а проблем становится почему-то все больше и больше. Что же это за власти такие, у которых столько врагов?!

Взяв за основу своей деятельности опыт большевиков, уповая только на силовое решение всех возникающих в обществе проблем, отрицая зачастую вообще наличие таких проблем (а еще К. Маркс учил, что разрешение антагонистических противоречий — путь к дальнейшему развитию общества), власти неизбежно обрекают страну на загнивание и развал, а себя — на гибель. Опыт рухнувшего коммунистического тоталитаризма ничему этих людей не научил. Они вновь идут по однажды уже опробованному пути, забывая о том, что это путь «в никуда».

«Нам пришлось взять на службу старых бюрократов, — писал в свое время А. В. Луначарский. — Среди бюрократов есть... и Скалозубы». Как мы помним, Скалозуб у А. С. Грибоедова готов был «вольнодумствующим» «фельдфебеля в Вольтеры дать»... Постановление Министерства юстиции явно готовил такой «фельдфебель»...

История повторяется... Причем многократно...


          Яков БАСИН, член Гражданской инициативы «За свободное вероисповедание».

P. S.  Похоже, подписываюсь так в последний раз.

 

          № 10, жнівень — верасень 2005

 
 
Яндекс.Метрика