Кто «заказывает» муннитов?
Все началось с того, что против одного из активистов движения по созданию в Беларуси нового религиозного движения — «Церкви Муна» — 24-летнего Евгения Волкова 18 июня 2009 г. было вынесено Постановление о возбуждении уголовного дела. Он обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ст. 193–1 УК Республики Беларусь, — организация и руководство религиозной организацией, не прошедшей в установленном порядке государственной регистрации.
Сегодня данная статья является некоей дубинкой, которой пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость ограничить появление в республике тех религиозных и общественных организаций, которые по тем или иным причинам не устраивают властей.
Ознакомление с обвинением, выдвинутым против Е.Волкова, показало, что оно ничем не мотивировано. Дело в том, что на тот момент в Беларуси еще не было создано никакой религиозной организации, которая декларировала бы свою принадлежность к международному «Движению объединения» Муна. Но в Минске действительно существует инициативная группа, которая проводит работу по созданию такой общины. О том, что такой общины пока не существует, говорят факты: к 18 июня 2009 г. организационного собрания или конференции по созданию общины не проводилось, никакого демократически избранного руководящего органа создано не было, как не было и утвержденного общим собранием или конференцией устава деятельности.
Возбужденное уголовное дело создало несколько юридических прецедентов. Возник вопрос о «распространении религиозной незаконной печатной продукции «Движения объединения», однако существует ли официальный запрет на пользование такой литературой и опубликован ли вообще какой-либо перечень запрещенных изданий, не известно. Возник также вопрос о «взаимодействии с зарубежными подразделениями «Движения объединения», однако можно ли вообще вменять кому бы то ни было в вину международные контакты, которые издавна являются важнейшим элементом так называемой «народной дипломатии»?
Нет смысла вникать в детали данного уголовного дела, тем более что спустя два месяца, 18 августа, оно было прекращено за отсутствием в действиях Е.Волкова состава преступления. Суть, однако, в том, что появление этого дела нельзя считать неким юридическим казусом, о котором просто надо поскорее забыть как о кошмарном сне. Оно возникло после основательной «артподгтовки», проведенной государственным телевидением и прессой. Особенно старается канал ОНТ.
Разнузданная пропаганда, с помощью которой власти пытаются противодействовать распространению «Движению объединения», ведется с нарушением всяких моральных и этических норм. Разговор о деятельности последователей этого движения сопровождается показом неизвестно где и кем снятых видеоматериалов, демонстрирующих массовую истерику, сеансы гипноза или просто аморальные сцены, которые должны якобы продемонстрировать то, что происходит на собраниях в Церкви Объединения. То, что телевизионный канал пользуется приемами «желтой» прессы, его сотрудников не волнует. Телезрителю сообщают сведения без малейшего желания их подтвердить хоть какими-нибудь фактами.
Так, в двух передачах (15 апреля и 1 июля 2009 г.) последователей Движения назвали тоталитарной сектой. То есть авторы передачи, обращаясь к огромной аудитории телезрителей, преступно воспользовались своим правом быть носителем информации и фактически попытались внедрить в массовое сознание негативное отношение к целому религиозному течению, назвав его «сектой».
Вполне возможно, что религиозная организация, о которой идет речь, относится к числу сект. Но заключение о её характере должен дать экспертный совет, который действует при аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей, и лишь после этого телевидение может об этом сообщить всему населению.
В передачах используется и откровенная ложь. К примеру, было заявлено, что появление в стране литературы, разъясняющей идеи Церкви Объединения, является свидетельством существования законспирированной секты, которая даже не пыталась никогда зарегистрироваться. Утверждение о том, что литературу можно завести только конспиративным путем, очевидная глупость. А что касается регистрации, то тут авторы передачи допускают заведомую диффамацию: уже 13 лет назад (если точно, то 7 марта 1996 г.) мунниты получили от Совета по делам религий при Кабинете Министров РБ первый отказ в регистрации. Повторный отказ был получен в 2001 г.
Кстати, в 2001 г. мунниты получили первый опыт «грязных политтехнологий»: им официально заявили, что экспертный совет не может сделать экспертизу по причине отсутствия достаточной информации (устав общины был недостаточен!). От заявителей потребовали предоставить нотариально заверенные переводы полусотен книг и зарубежных печатных изданий, среди которых были названы и вообще не существующие.
Телезрителей откровенно пытаются запугать. К примеру, 1 июля 2009 г. в новостной программе ОНТ был показан сюжет, в котором сообщалось, что выйти из секты «труднее, чем туда попасть», и что для выхода из состояния душевного расстройства, в котором оказываются члены Церкви Муна, по мнению психологов, нужно не менее полутора лет. Правда, при этом ничего не было сказано, в чем именно заключается нарушение психики, на восстановление которой нужно столько времени.
Сопровождался весь этот бред каким-то непонятным видеорядом, который даже отдаленно не изображал то, что может происходить в церкви. Снят он был явно в каком-то борделе. Сопоставление текста и изображения, видимо, должно было создать впечатление, что танец полуголой девицы и есть то религиозное действие, которое обычно происходит в Церкви Муна.
Самым любопытным оказалось участие в одной из передач (15 апреля) члена экспертного совета при аппарате уполномоченного по делам религий и национальнотей Екатерины Агеенковой, которая прямо заявила, что представители этого течения «работают исподтишка», использую гуманитарные программы: «пригласят на детский утренник, с шариками, а потом прочтут лекцию и вовлекают в свою организацию». Понятно, что никаких фактов она не привела и даже не объяснила, кого мунниты в свою организацию вовлекают — детей, что ли? Не ей ли, члену экспертного совета, ни знать, что с детьми и подростками заниматься религиозной пропагандой запрещено тем самым законом, на страже которого она, как эксперт, стоит?
Телевизионные передачи, о которых шла речь, были откровенной и грубой попыткой опорочить целое религиозное течение, к которому, как указывают сами авторы, обращены мысли 10 миллионов верующих во всем мире.
Любая попытка кого бы то ни было, в том числе телевизионного канала, указать людям, к какому религиозному течению им обратиться, а какому обращаться не следует, потому что оно порочно, является грубым нарушением Конституции РБ. Статья 31 Конституции гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
В стране многонациональной и многоконфессиональной, каковой является Беларусь, разоблачение нравов и обычаев тоталитарных сект нужно делать тонко, тактично, не оскорбляя религиозного чувства верующих других конфессий и не подрывая их доверия к закону. То, что нам показало ОНТ, В.Маяковский когда-то, даже в далеко не самые лучшие времена для нашей страны, называл «грубой агиткой».
Авторы сюжета, так легко разбрасывая негативную информацию, не потрудились хотя бы двумя словами объяснить ее подлинный смысл. До тех пор, пока компания ОНТ не подтвердит фактами каждый из тезисов, прозвучавших в передаче, этот сюжет следует считать дезинформацией, вброшенной в многомиллионную телевизионную аудиторию с преступной целью — разжигания межрелигиозной вражды.
С просьбой привлечь к уголовной ответственности за разжигание религиозной розни (ст. 130 УК РБ) руководство телевизионной компании ОНТ к руководству Республиканской прокуратуры обратился автор этих строк. К отказам в возбуждении уголовных дел по данной статье этот автор уже привык. Предсказания его сбылись и на этот раз.
С жалобами на необъективный характер освещения международного Движения Объединения в самые разные инстанции обратились и те, кто исповедует новую религию, и те, кто не имеет к ним никакого отношения, но кто возмутился дикостью телевизионных передач. Но ни Администрация Президента, ни аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей, ни министерство информации не пожелали заниматься этой проблемой. Такое впечатление, что кто-то просто дал отмашку: «Фас!», и на муннитов, которые еще только захотели создать свою общину, сразу набросились.
Наиболее циничный ответ в ответ на свое возмущенное письмо получила одна телезрительница от Закрытого Акционерного Общества «Второй национальный телеканал»: «Ваше письмо дирекцией информационного вещания телеканала ОНТ внимательно рассмотрено. Благодарим, что являетесь зрителем нашего телеканала и внимательно следите за информацией, освещаемой в выпуске новостей».
И эти телевизионные передачи, и публикации в прессе (например, в газете «Минский курьер»), а также реакция на них и отношение к критике показывают, что все они носят заказной характер и крышуются «сверху».
Интересно, кто «заказывает» муннитов? Кому они мешают?
P.S.
Согласно сообщениям информационных агенств, прокуратура г. Минска возобновила расследование по уголовному делу в отношении минчанина Евгения Волкова.
P.P.S.
С момента, когда в 2006 г. вступила в действие уголовная ответственность за деятельность в незарегистрированных объединениях, по статье 193.1 в Беларуси были осуждены 17 человек. При этом ни одного оправдательного приговора правозащитники не зафиксировали.
№ 24,
жнівень — снежань 2009