От автора
С распадом СССР и исчезновением мировой системы социализма резко изменилась политическая конъюнктура, и история страны лишилась той романтической основы, на которой держалась в общественном сознании победа большевизма и торжество коммунистической идеологии в советской империи. Рухнул рафинированный вариант истории, далекий от истинной картины и снабженный удобным для восприятия и соответствующим требованию момента субъективным комментарием, которым была полна не только научная, но и популярная литература.
Но и сегодня еще достаточно историков и политических лидеров, которые по-прежнему убеждены, что «простому народу» всех подробностей знать не надо, ибо «простой народ» все равно не в состоянии разобраться в противоречивости происходивших событий, даже если он сам был их свидетелем. И уж тем более не следует лишать вынесенных на гребень революционной волны героев ореола святости, иначе порожденный процессом дегероизации цинизм неизбежно приведет к смятению умов и очередному всплеску правового нигилизма.
Время, однако, изменилось, и перед историками остро встала проблема пересмотра устоявшихся представлений и очищения их от напластований лжи и фальсификаций, от, говоря словами К.Маркса, «риторической чепухи и политической болтовни».
1920-е годы – одно из наиболее противоречивых десятилетий ХХ века. С одной стороны, это эпоха формирования двух тоталитарных режимов – советского и фашистского. А с другой – эпоха ломки устоявшихся веками традиций, когда после Первой мировой войны и последовавшего за ней распада империй начался передел мира и народы обрели чувство национального достоинства. Именно оно вершит сегодня судьбами человечества, приводя к созданию мононациональных государств, ибо, как сказал некогда Ф.Тютчев, «однажды возникнув, возбужденное народное самосознание уже не может ни исчезнуть, ни прервать начатой работы».
Драматическую страницу двадцатые годы вписали и в историю белорусского еврейства. Как выразился английский историк Пол Джонсон, «для евреев ленинский путч повернул время в обратную сторону, и, в конечном счете, коммунистический режим явился для них несчастьем». Распад традиционного уклада еврейской жизни, уничтожение двух основных идеологем национального менталитета – иудаизма и сионизма, гибель местечка – этого взлелеянного веками очага сохранения и развития еврейского языка и культуры, первые шаги государства по пути тотальной насильственной ассимиляции народа – все это и составило основное содержание пережитой драмы. А впереди еще предстояла ни с чем не сравнимая трагедия – Холокост.
Подлинная история евреев советской Белоруссии в 1920-е годы пока не написана. Автор не тешит себя мыслью, что его исторические очерки смогут в полной мере удовлетворить интерес к этой теме. Но так сложилось в отечественной литературе, что еврейская жизнь в первое послеоктябрьское десятилетие описывается, как правило, в элегических тонах, при этом акцент делается на расцвет национальной культуры, развитие образования и науки, которыми сопровождалось национальное возрождение не только евреев, но и других малых народов, однако подлинная картина более противоречива и даже трагична.
Автор отдает себе отчет, что воскрешает из глубин ХХ века не самую красивую страницу истории своей страны – ту, которую мы знаем плохо или предпочитаем не знать вовсе. Мы бессознательно оберегаем себя и свою историческую память от шока, который можно испытать, знакомясь с коварством и жестокостью шагавшей по миллионам трупов советской власти.
В книге, предлагаемой читателю, сделана попытка собрать и переосмыслить информацию, связанную со становлением, а затем и гибелью еврейской культуры на территории советской Белоруссии. Сегодня при всех успехах исторической науки мы еще пока просто не в состоянии оценить весь вред, который нанесла и продолжает наносить политика недосказанности, а порой, и полного замалчивания этой трагедии современной белорусской научной, энциклопедической и справочной литературой. Но ведь, как сказал великий русский писатель и историк Лев Толстой, замалчивание – это тоже ложь.
И еще одну важную деталь автор считает важным подчеркнуть, воспользовавшись словами известного политолога и публициста, бывшего вице-президента Югославии Милована Джиласа, который в книге «Беседы со Сталиным» писал: «К сожалению, даже сейчас, после так называемой десталинизации, можно прийти к тому же выводу, что и раньше: те, кто хочет жить и выживать в мире, отличающемся от того, который создал Сталин и который, как мы видим, в полной мере все еще существует, должны бороться».