Послесловие

 

12 июня 1936 г. все газеты СССР опубликовали проект новой Конституции страны. Позднее его издали в виде брошюры на ста языках тиражом свыше 60 миллионов экземпляров. Население шестой части земного шара готовили к Чрезвычайному VIII съезду Советов, на котором Конституцию предстояло утвердить. Фактически ВКП(б) этим шагом закрепляла факт построения в СССР социалистического общества, о чем было официально заявлено еще на февральском, 1935 г., Пленуме ЦК.

А спустя два с половиной месяца, 29 августа 1936 г., произошло событие значительно меньшего масштаба, но чрезвычайно принципиальное: Президиум ЦИК СССР принял специальное постановление, в котором утверждалось, что «впервые в истории еврейского народа осуществилось его горячее желание о создании своей национальной государственности». Незадолго до этого, в январе, Ш.Диманштейн на второй сессии ЦИК СССР VII созыва заявил, что «наша Страна Советов, страна диктатуры пролетариата – единственная в мире страна, правильно разрешившая национальный вопрос, в том числе и еврейский вопрос». Речь шла о созданной в 1934 г. на Дальнем Востоке, в Биробиджане, Еврейской автономной области. Большевики наконец признали то, чему в течение двух десятилетий страстно сопротивлялись, заявляя, что сама идея национально-культурной автономии евреев реакционна по своей сущности.

Анализируя суть двойной морали советской власти, Милован Джилас писал: «Советский национал-коммунизм имеет особый облик: форсирует русификацию, но формально признает равноправие; усиливает русский элемент в партии и государстве, но в то же время дает отпор шовинистическим и даже великорусским излишествам и экстремизму…» Двойная мораль была характерна и для личности И.Сталина. В этом отношении не раз беседовавший с ним М.Джилас отмечал, что «Сталин был монстром, который, придерживаясь абстрактных, абсолютных и в основе своей утопических идей, на практике признавал и мог признавать единственным успехом – насилие, физическое и духовное истребление».

Создание Еврейской автономной области не означало победу еврейской общественной мысли и отступление большевиков от своей модели советской империи. Это был тактический ход. Неудача Биробиджанского проекта лишний раз подчеркнула всю ложность уверений, что «еврейский вопрос» в СССР решен. Подлинному решению его, как показало время, даже начала не было положено, а до осознания необходимости суверенизации народов было еще не менее полувека.

Национальный вопрос – один из наиболее сложных, а вместе с тем тонких и деликатных. О него нередко спотыкаются даже самые демократические, с устоявшимся укладом жизни сообщества. Недооценка влияния его на формирование общественного сознания, пренебрежение самобытностью малых народов, попытки их принудительной ассимиляции приводили и приводят к напряжению в обществе, созданию конфликтных ситуаций, а в далеко зашедших случаях – к этническим войнам и кровопролитию.

В равной степени это относится и к тем странам, где некоренные народы не имеют мест компактного проживания и где утерян их разговорный и литературный язык. В этих условиях они упорно борются с надвигающейся ассимиляцией, за сохранение своей национальной идентичности. При всей субъективной сущности этих явлений носят они абсолютно объективный характер и целиком вписываются в общую картину исторического развития человечества в современную эпоху.

Религия в этом процессе играет особо важную роль, независимо от того, что под этим словом понимать: клерикальную идеологию, политическую доктрину или нечто иное. И беда совершенно не в том, что религия (идеология) в той или той форме влияет на общественные процессы. Беда в другом: выжить и сохранить национальное достоинство народам, не имеющим принадлежащей им исторической территории, в этих условиях было невероятно сложно.

Главная трагедия евреев в советском государстве заключалась в том, что большевикам удалось осуществить свою стратегическую задачу – подвергнуть их ассимиляции. Если из всех причин, способствовавших этому, вычленить главную, то выяснится, что речь идет о том, к чему привела насильственная атеизация всей страны. Евреи – едва ли не единственный народ, основу национальной идентификации которого до ХХ в. составляла вера. А как раз именно борьбу с религией развязала новая власть с первых же дней своего существования, свято следуя завету К.Маркса: «Когда политическое государство придет к власти насильственным путем… [оно] может и должно приступить к уничтожению религии».

Большевики строили государство в соответствии со своим пониманием того, что именно они строят и каким способом это необходимо делать. Впрочем, задачу перед собой они ставили нешуточную. В преамбуле к проекту Конституции СССР, принятой в 1924 г., рукой В.Ленина написано: «Новое советское государство явится… решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Советскую Социалистическую Республику».

Подчинив силой штыков народы бывших царских окраин и создав огромную империю, большевики породили особый, советский тип колониализма, а в попытках удержать власть под флагом так называемой интернационализации успешно русифицировали все нерусские народы. Устояв в испытаниях Второй мировой войны, СССР остался единственной империей в мире. Анализируя причины такой устойчивости, А.Авторханов в книге «Империя Кремля» называет три главные причины:

«Первая лежит в абсолютном совершенстве военно-полицейского управления, когда каждый ее житель от рождения до могилы находится под тотальным полицейским надзором. Вторая лежит в научно разработанной системе превентивного, выборочного, но систематического террора против любого проявления индивидуального или группового политического инакомыслия. Третья лежит в политической природе советской правительственной системы, при которой интересы удержания власти не только выше интересов личности, но и выше интересов социальных групп, классов и даже целых народов».

Тоталитарную систему советской власти за краткие годы своего правления заложил не кто иной, как сам В.И.Ленин. Блестящую оценку его личности дал великий русский философ Николай Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937): «Для Ленина марксизм есть прежде всего учение о диктатуре пролетариата… Диктатура вытекала из всего его миросозерцания… Ленин – антигуманист и антидемократ. В этом он – человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Этому будут подражать Муссолини и Гитлер. Сталин будет законченным типом вождя-диктатора. Ленинизм не есть, конечно, фашизм, но сталинизм уже очень походит на фашизм».

Упоминание о советском фашизме звучало и раньше. 21 декабря 1934 г., в день рождения И.Сталина, нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов направил в Совнарком письмо, в котором были и такие слова: «Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До вашей революции фашизма не было».

За 10 лет до этого о Ленине, по вине которого происходили «неслыханное братоубийство», «кошмарно-кровавый балаган, чудовищные последствия которого неисчислимы», Иван Бунин сказал, что это «планетарный злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству, равенству», который «высоко сидел на шее русского «дикаря» и призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие…»

Вот в такой невыносимой для творческой мысли атмосфере решалась в СССР судьба народов, и в том числе почти трехмиллионного еврейского.

Евреи не были едины в мнении, каким образом обрести для себя свободу и независимость. Кто-то искал ее в возрождении государственности на исторической родине, кто-то был убежден, что пресловутое «еврейское счастье» можно найти и в диаспоре, но в том, что у евреев должна быть своя национально-культурная автономия, не сомневался никто.

Что касается большевиков, то они в идее автономизации видели подрыв своего господства, своей монополии на духовную жизнь всего населения огромной страны. Иногда с пропагандистской целью они делали попытки решить вопрос создания некоей территориальной еврейской автономии (Крым, Биробиджан), но все эти проекты, больше основанные на народном энтузиазме, чем на государственных капиталовложениях, быстро терпели фиаско.

К концу тридцатых годов завершилось создание двух новых империй – советской и нацистской, а в это же время в мире шел обратный процесс – становления национального самосознания народов и создания мононациональных государств. И уже, в соответствии с декларацией Бальфура, евреи уверенно шли к созданию собственного национального очага на своей исторической родине. История мирового сообщества после Второй мировой войны, несмотря на фантастические людские потери, доказала правоту и жизненность этого глобального процесса. Создание национального очага евреев на их исторической родине и стало одним из итогов парада суверенитетов ХХ в.

К началу ХХ в. стало очевидным, что имперская форма государственного устройства уже не в состоянии обеспечить эффективность экономического развития современного общества, а религия перестает быть основным фактором, определяющим групповую принадлежность человека. Первыми симптомами надвигающегося распада империй стало фактическое уничтожение колониальной системы, а слабости религии как основного элемента консолидации народов – появление на карте мира мононациональных государств.

В 1902 г. в результате восстания и испано-американской войны (1898) провозгласила свою независимость и стала республикой Куба. В стране, населенной испанцами и бывшими рабами, выходцами из «черной» Африки, возник новый народ – кубинцы. Спустя год, отделившись от Колумбии, заявила о своем суверенитете Панама, коренные жители которой – метисы и мулаты, и там появился еще один новый народ – панамцы. Так проявилась одна из важнейших функций государства – нациообразующая. Правда, и Куба, и Панама тут же и надолго оказались в полуколониальной зависимости от США, но, как говорится, дело было сделано – параду суверенитетов в ХХ в. начало было положено.

А в 1905 г. шведский король Оскар II отрекся от норвежского престола, и на месте объединенного шведско-норвежского королевства, созданного еще в 1814 г., возникли два государства – Швеция и Норвегия. Таким образом проявилась еще одна из важнейших функций нации – государствообразующая.

Национальный аспект значительно усилил борьбу народов за освобождение от колониальной зависимости. В 1905 г. началась революция в Персии, которая находилась в зависимости от России и Великобритании. К 1911 г. Персия уже имела Конституцию и собственный парламент (с 1935 г. – Иран).

5 октября 1908 г. князь Фердинанд провозгласил независимость Болгарии от Османской империи и принял титул царя. Он же стал инициатором создания Балканского союза, в который вошли Болгария, Сербия, Греция и Черногория. Первая Балканская война (1912-13) привела к полному освобождению Балканского полуострова от османского господства.

Начались изменения на колониальных территориях: Испания и Португалия потеряли Марокко, над которым в марте 1912 г. был установлен французский протекторат; слабеющая Османская империя сначала уступила Италии Ливию (1912), а потом передала под протекторат Великобритании Египет (1914). Позднее (уже по Версальскому договору) потеряла африканские колонии Германия.

Первая мировая война и последующие за ней революции потрясли мир: на политической карте планеты одно за другим стали появляться мононациональные государства. Октябрь 1917 г. в России привел к тому, что народы бывшей Российской империи один за другим отделились от нее и провозгласили свою независимость. В декабре 1917 г. о своей государственности заявила Финляндия, в октябре следующего года – Польша. Затем стали самостоятельными государствами (с севера на юг): Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Казацкая земля, весь Кавказ и весь Туркестан.

В 1918 г. распалась Австро-Венгерская империя, на развалинах которой возникли сразу три государства: Австрия, Венгрия и Чехословакия. В том же году обрела независимость Исландия, пять веков (с 1397 г.) входившая в состав Дании, а в1921 г. было провозглашено Ирландское свободное государство.

Наибольшие геополитические изменения произошли в Азии. Османская империя, воевавшая на стороне Германии, потеряла в 1918 г. огромные территории. Независимыми государствами стали Сирия (1920), Ливан (1920), Ирак (1921), Трансиордания (1921), Египет (1922), Хиджаз (1927, ныне – Саудовская Аравия). Некоторые из них еще долгое время были подмандатными территориями Англии и Франции, в том числе Палестина – историческая родина евреев и предполагаемое место для создания еврейского государства, но в целом процесс суверенизации остановить уже было невозможно.

Совершенно естественно, что далеко не каждый народ был готов к тому, чтобы создать собственное независимое государство, поэтому многие из них надолго оказывались поглощенными «держателями колоний», как это случилось с Афганистаном, оказавшимся в зависимости от Англии (1919). С приходом к власти в Турции Кемаля Ататюрка так и не было воплощено в жизнь решение о создании Курдистана (1920), а Страна Басков, возникшая в 1936 г. в ходе Испанской революции, спустя три года была ликвидирована с установлением диктатуры Франко. Аналогичные процессы происходили и на территории бывшей Российской империи. К 1941 г. СССР почти полностью восстановил ее, поглотив все страны, получившие независимость после событий 1917 г., исключая Финляндию, оказавшую ожесточенное сопротивление во время зимней кампании 1940 г.

Трагические события Второй мировой войны и гибель десятков миллионов людей на время приостановили возникновение мононациональных государств, но падение Третьего рейха, а спустя четыре с половиной десятилетия и распад СССР привели к обретению независимости и объявлению государственности двух десятков наций. Стало совершенно очевидно, что национальное самосознание превращается в движущую силу общества, не считаться с которой не только нельзя, но и преступно. Великодержавный шовинизм, служивший краеугольным камнем империй, стал их основным могильщиком.

В 1945 г. Нидерланды признают независимость Индонезии. В 1947 г. обретает самостоятельность Индия, и возникают два суверенных государства: Индийский союз (с преимущественно индуистским населением) и Пакистан (с мусульманским). Начинают наконец получать независимость французские колонии и подмандатные территории: Ливан (1951), Мадагаскар (1960), Французская Экваториальная Африка (Конго, Габон – 1960), Алжир (1962). Примеры можно продолжить…

14 мая 1948 г. провозглашает независимость возникшее на месте древней Иудеи Государство Израиль – евреи обретают утраченную два тысячелетия назад государственность. Решение о создании Израиля и Палестинского арабского государства на части территории подмандатной (с 1918 г.) Англии Палестины принимает 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН. Исправлена еще одна историческая несправедливость: возникшие за долгие века рассеяния многочисленные еврейские диаспоры, разделенные культурными, религиозными и языковыми барьерами (наиболее крупные – ашкеназы и сефарды), получили возможность для консолидации на основе общности территории и реставрированного древнееврейского языка (иврита). Разрешилось противоречие, которое, в соответствии с существующими в ХХ в. установками, не позволяло евреям быть самостоятельным народом.

«Нация, – писал в свое время И.Сталин, – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся рядом признаков, а именно – общностью языка, территории, экономического и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, что рассматриваемая общность не является нацией». С созданием собственного государства евреи приобрели все вышеперечисленные признаки.

Мощным парадом суверенитетов отмечены 1990-е гг. Наиболее глобальным был, конечно, процесс распада СССР, подготовленный всем ходом развития нерешенных национальных проблем. Как саркастически заметил известный политолог Рудольф Пихоя в книге «Сорок лет после войны» (М., 2007), завершая главу «Национальный вопрос против советского интернационализма», этот вопрос в СССР был решен. «То была последовательная, четкая установка, объявлявшая несуществующей проблему, ключи к решению которой у КПСС отсутствовали. Это косвенно подготавливало распад СССР».

На развалинах СССР возникло 15 суверенных государств. Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию. Югославия распалась на семь стран. Последние из них – Черногория и Косово – получили независимость (от Сербии) уже в 2006-2008 гг.

Процесс этот не завершен и поныне. За право создать собственное государство борются курды, несколько миллионов которых компактно проживают на территории, как минимум, пяти стран. С оружием в руках пытаются восстановить свою страну баски. Существует проблема с международным признанием самопровозглашенной Приднестровской республики, с автономиями Крыма, Абхазии и Южной Осетии, с шестью округами Ольстера, которые, называясь «Северная Ирландия», остались под юрисдикцией Великобритании. Борются за признание автономии от Испании каталонцы.

Проблемы осложняют религиозные и политические распри: воюют сунниты и шииты Ирака, протестанты и католики Ольстера, не решены проблемы взаимоотношений православной Сербии и мусульманского Косово. Свыше трехсот тысяч погибших и два с половиной миллиона беженцев стали в Судане жертвами двадцатилетней борьбы за независимость христианского «юга» от мусульманского «севера». Политическое противостояние разделяет Северную и Южную Кореи. С 1988 г. тлеет вооруженный армяно-азербайджанский конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха.

Глобальные изменения на геополитической карте мира привели к не менее глобальным изменениям в этническом сознании человечества. Сегодня уже как-то не принято говорить об арабах «в целом» : большинство из них живет в своих национальных квартирах и называют себя египтянами, ливанцами, ливийцами, сирийцами, иракцами, иорданцами… Недавно в результате самоидентификации появился новый народ – палестинцы. Это арабы, населяющие сектор Газа и Западный берег реки Иордан – территории, от которых в 1988 г. добровольно отказались Египет и Иордания. Появился народ – значит, рано или поздно появится и государство, название которому даст национальность его населения.

Возникновение мононациональных государств – результат позитивного развития истории и определенной либерализации общественных отношений, характерный для ХХ в. Понятно, что длится это десятилетиями и нередко связано с огромными человеческими потерями. Идея национальной государственности должна вызреть в недрах глобального исторического процесса – борьбы народов мира за суверенное существование. Процесса, который еще далеко не завершен.

Попытки возврата к империям противоречат всему ходу геополитических изменений в сегодняшнем мире. В наше время никто уже не хочет жить в «коммунальной квартире», каждый народ желает иметь собственный национальный очаг и, обретя его, чувствовать себя хозяином в своей стране со своим собственным национальным достоинством, своей культурой, своими традициями, отличными от культуры и традиций других народов. И вот мы видим, как о своей полной независимости начинают говорить шотландцы в Великобритании, каталонцы в Испании…

Параллельно идет воссоздание единства наций, утраченного в результате потрясений ХХ в.: многотысячными жертвами заплатил за целостность своего государства вьетнамский народ; рухнула Берлинская стена и возникла единая Германия; борются против разделения своего острова на две половины киприоты…

Однако имперское сознание еще долго не будет отпускать тех, кто в борьбе с суверенизацией потерпел поражение. Их унижение, их задетое самолюбие «сюзеренов», которых покинули взбунтовавшиеся «вассалы», раз за разом будут приводить к этническим конфликтам, и будет вновь и вновь литься кровь ни в чем не повинных людей. Применительно к имперской политике царской России и ее преемника СССР – монстра, занимавшего одну шестую часть земного шара, эту мысль с поразительным пророчеством высказал еще в 1938 г. находившийся в эмиграции украинский общественный деятель Максим Славинский. Назвав попытку создания в СССР единой имперской нации (так называемой общности «советский народ») «национологическим курьезом», он за полвека до развала советской (а как мы теперь понимаем, и всей мировой коммунистической) империи писал:

«Такой народ не способен на благоразумный отказ от своих претензий на властвование. И особенно не могут сделать этого его командные слои, бывшие и настоящие, ибо эти претензии стали органической частью в составе их национального мироощущения, а то или иное изменение этого мироощущения требует, как известно национологам, весьма длительного времени… Подкомандным нациям на этот счет не годится создавать никаких иллюзий. Борьбой и кровью окрашен их отрыв от имперской России, в той же атмосфере произойдет и их освобождение от СССР. Других путей к разрешению национально-государственной проблемы на востоке Европы история не знает, а современная действительность не указывает».

Распад империй и становление мононациональных государств, при всей сложности и противоречивости этого процесса, является основной геополитической тенденцией современности. Задержать этот процесс на какой-то период, конечно, можно, остановить – нет.

 
 
Яндекс.Метрика