Художник божьей милостью

 

Маймон Моисей Львович (1860, Волковишки, Сувалкская губерния – 1924, Ленинград) – — академик портретной и исторической живописи. Получил традиционное еврейское образование. Закончив хедер, служил у часового мастера в Кальварии, потом приказчиком в бакалейной лавке в Ковно. На счастье юноши, его дедушкой был писатель, автор комментариев к Мишне Александр Зискинд Маймон, который обратил внимание на то, как удачно его внук копирует лубочные иллюстрации к книге Эстер и к Пасхальной аггаде. Он и настоял на том, чтобы внука отдали в рисовальную школу.

Учеба в Варшаве, потом в Вильно, и вот уже 20-летний Моисей – студент петербургской Академии художеств. Вместе с золотой медалью и званием класного художника I ст. за дипломную работу «Смерть Иоанна Грозного» Маймон получает в 1887 г. возможность повысить мастерство за границей. Там он знакомится с работами великих мастеров и спустя два года принимает участие в частной выставке в Кенигсберге. Ему сопутствует успех, и Маймон быстро приобретает известность как хороший портретист. Перед ним открывается дверь на академические выставки в Петербурге. К этому времени относится его увлечение жанровой живописью, и на выставках появляются его картины «С прошением», «Уголок театра», «Ремонт».

В 1892 г. академия объявляет открытый конкурс, который должен состояться в будущем году. В поисках сюжета для конкурсной картины Маймон вспоминает о давнем обещании, которое он дал самому себе. В студенческие времена он снимал угол у одной небогатой еврейской семьи. Однажды в разгар шаббатней трапезы в дом ворвались полицейские с проверкой документов. Придравшись к какой-то бумаге на право жительства в столице, они увели хозяина семьи, а остальным объявили нахождение под домашним арестом. Вот тогда-то потрясенный Маймон и поклялся написать на этот сюжет картину.

В 1892 г. весь еврейский мир отмечал 400 лет со времени изгнания евреев из Испании, и Маймон решил представить жюри картину, которая позволяла бы на примере давней трагедии еврейского народа провести прямую аналогию с современным еврейским бесправием. Предложенная историческая тема «Марраны и инквизиция в Испании» ни у кого не вызвала подозрения. Тему утвердили, и молодому художнику даже выделили большую мастерскую.

Сюжет почти повторял сцену из его студенческой жизни: в дом богатых марранов – насильно крещенных евреев периода изгнания из Испании, где семья собралась на тайный пасхальный седер, врываются стражники и монахи... Во главе стола — седой старик в белом одеянии, с волевым лицом.

Работа продвигалась быстро, но для главного персонажа Маймону никак не удавалось найти натурщика. Но однажды на светском приеме он увидел знаменитого генерала от артиллерии Арнольди и предложил ему позировать. Тот согласился, а на последнем сеансе сказал живописцу: «Я потому сразу согласился вам помочь, что вы угадали во мне еврейскую душу, которую я ношу всю жизнь вместе с арестом на шее».

Картину мастер назвал «Марраны» («Тайный седер в Испании во времена инквизиции»). Она имела шумный успех. Академия художеств присудила Маймону за эту картину звание академика, и он был вторым после Исаака Аскназия евреем, получившим это звание. С картины была сделана большая гравюра, получившая широкое распространение в еврейских семьях. Академия постановила купить полотно для Музея Александра III, но решение было отменено ввиду «антихристианского содержания».

После выставки 1893 г. М.Маймон большую часть своих работ посвящает еврейской тематике и издает альбомы «Библейские женщины», «Мужи Библии» и «Картины из еврейской жизни». После воцарения на престол Николая II и наступления некоторой либерализации в жизни российского общества еврейская тема стала достаточно популярной в российской прессе, и гравюры Маймона широко используются в качестве приложений к статьям в столичных еврейских газетах и журналах. Известно, что на некоторые сюжеты из этих альбомов ставили «живые картины» в еврейских салонах Петербурга начала XX века.

В 1901 г. работы Маймона вновь появляются на петербургских выставках. Особый успех выпадает на картины исторического содержания: «Петр I редактирует «Ведомости» (1903) и «Александр I у Серафима Саровского» (1904). Русско-японская война 1905 г. возвращает его к сюжетам из жизни родного народа. Картина «18 апреля в горах Тюренчена» изображает еврейских солдат-музыкантов, которые, поддерживая раненого священника, самоотверженно ведут полк в атаку против японцев. Кровавые погромы 1905 – 1906 гг. побудили Маймона написать «Вечного странника» и «Опять на родине». Вторая из них изображала вернувшегося с войны солдата-еврея, который находит свой дом, разоренный погромом. Эта картина была снята с выставки цензурой, и судьба ее до сих пор не выяснена.

К этому времени Моисей Маймон приобретает международную известность. Во многом этому способствовал тот факт, что девять работ Маймона были выставлены на Всемирной выставке 1904 г. в Сент-Луисе (США), приуроченной к Третьим Летним олимпийским играм. Маймон получает приглашения на международные вернисажи в Амстердаме и Лондоне. Там некоторые его работы были приобретены в музеи частных коллекционеров. В Лондоне художник провел три года. Привезенные оттуда работы были выставлены в Москве и Петербурге. Особый успех сопутствовал «Ивану Грозному» (1911).

На протяжении всей жизни Маймон принимал активное участие в деятельности многих еврейских культурных и художественных организаций, избирался в правление крупнейшего из них – Еврейского общества поощрения художников (1916–1919) – и участвовал во всех еврейских выставках, состоявшихся в 1916–1918 годах в Москве и Петрограде, а в «Еврейских хрониках» опубликовал мемуары. В 1910 – 1920-х гг. преподавал рисование в различных столичных учебных заведениях, был свидетелем Октябрьского переворота 1917 г., и, когда в 1919 г. был открыт Еврейский университет Петрограда, читал там лекции по истории искусства евреев. Обладая литературным даром, был автором многочисленных статей по искусству и воспоминаний, опубликованных в сборниках еврейских авторов, а также в популярных российских журналах «Восход» и «Будущность». Уже в советское время журнал «Еврейская летопись» анонсировал его работу «Антисемитизм в искусстве», но она так и не была опубликована.

 
 
Яндекс.Метрика