Хадасса - это еще и имя библейской Эстер

 

Хайфский порт в 1930-е годы был едва ли не единственной  гаванью на Ближнем Востоке, куда прибывающие корабли периодически привозили еврейских иммигрантов из кипящей страстями Европы.  Среди них иногда оказывались подростки без родителей: те либо не смогли выбраться из нацистской Германии, либо не смогли получить въездную визу в подмандатную Великобритании Палестину, а потому и отправляли за тридевять земель в надежде спасти хоть их жизнь. За шесть лет – с момента прихода Гитлера к власти и до начала Второй мировой войны – в Палестине оказалось 235170 еврейских беженцев. Из них 5000 были одинокими подростками. Заботу о дальнейшей судьбе этих ребят брало на себя движение «Алият – ноар» («Восхождение молодежи»).
Каждого пятого такого подростка принимала в свои руки приезжавшая специально для этого из Иерусалима Гнриетта Сольд – руководитель движения. Ничего удивительного в этом факте не было бы, если не знать, что госпоже Сольд в 1935 году исполнилось 75 лет и что 55 из них она уже успела отдать благотворительной деятельности.


1

Движение «Алият а-ноар»  возникло в 1933 году с целью организации помощи в абсорбции подростков, прибывающих с волной еврейских беженцев. Оно было создано по инициативе руководителя социальной службы национального совета еврейской общины Эрец-Исраэля Генриетты Сольд. Главной заботой было распределение подростков по кибуцам, где они могли бы, оказавшись в семейной обстановке, спокойнее пережить потерю родителей, завершить общее и получить профессиональное образование и, уж во всяком случае, просто не оказаться на улице. Будущее показало, что многие молодые люди в своей «взрослой» жизни смогли добиться больших успехов и занять достойное место в жизни возникшего позднее Израиля. Движение вступило в контакт с руководством Третьего рейха и смогло вывезти из Германии несколько тысяч ребят.  

Генриетте Сольд к этому времени уже перевалило за семьдесят, но, предчувствуя трагическую судьбу евреев в нацистской Германии, она решила не возвращаться в США, откуда прибыла еще в 1920 году как представитель Сионистской федерации Америки. Но необходимость продолжить общественную деятельность в условиях нарастающей опасности за жизнь немецкого еврейства, заставила ее отбросить личные дела и заботу о собственном здоровье и остаться в Палестине. Как написала она позднее своим сестрам в Америку, «Гитлер решил иначе».  

К этому времени Генриетта Сольд (1860, Балтимор – 1945, Иерусалим) – уже была известна во всем мире как один из наиболее известных деятелей сионистского движения. Она вышла из семьи раввина Биньямина Сольда, эмигрировавшего из Венгрии в США за два года до ее рождения. Получив традиционное еврейское и разностороннее светское образование, Генриетта какое-то время с успехом преподавала французский и немецкий языки, математику и ботанику в женском институте в Балтиморе, а также вела классы по Библии и еврейской истории для членов общины синагоги, где ее отец был раввином. Для завершения образования посещала публичные лекции в университете. Более того, она добилась разрешения изучать Талмуд и еврейские тексты в Еврейской теологической семинарии (в то время, исключительно мужской) при условии, что по окончании подготовки она не будет требовать звания раввина. Была постоянным корреспондентом нью-йоркской еврейской газеты «Джуиш мессенджер», подписывая свои статьи псевдонимом «Шуламит».
Но когда ей исполнилось 20 лет, судьба ее совершила неожиданный и крутой поворот.

В 1881 г. в США стали прибывать гонимые еврейскими погромами многочисленные еврейские эмигранты из России. Их тяжелое материальное положение, трудно преодолеваемый в первое время пребывания в Америке языковый барьер и безработица произвело удручающее впечатление на синагогальных активистов. Прошло немного времени, и еврейским общинам Америки пришлось приступить к решению судьбы иммигрантов, и в 1888 г. Генриетта предложила экспериментальный проект организации вечерних школ для практического обучения и трудовой переквалификации новоприбывших. Проект оказался удачным, и Генриетта в течение пяти лет возглавляла его.

Генриетта  давно входила в кружок «Ховевей Цион» в Балтиморе, поэтому, когда Теодор Герцль обнародовал свою программу создания еврейского государства, а в Базеле состоялся Первый сионистскому конгресс, Сольд стала активной участницей сионистского движения.  Все свое свободное от преподавательской деятельности время  она отдавала  работе в созданной в 1897 году Балтиморской сионистской ассоциации. В том же году она стала секретарем редакции Еврейского издательского общества, занимая эту должность потом в течение 19 лет. Уже в 1899 году  вместе с коллегами она стала готовить к изданию первый Американский еврейский ежегодник. В 1904–1908 гг. она была его единоличным издателем. Приняв участие в подготовке Еврейской энциклопедии на английском языке, Генриетта позднее в течение пяти лет возглавляла и это издание. Она перевела с немецкого языка на английский многотомную «Историю евреев» Генриха Греца. 

К началу нового века Генриетте было уже около сорока лет. Активная общественная деятельность отнимала не только массу сил, но и массу времени. Она не была замужем и именно в этом, уже совсем немолодом возрасте испытала разочарование в любви, которое вызвало у нее тяжелую депрессию. (До конца своей долгой жизни она так и не вышла замуж, и у нее не было детей). Усугубила состояние смерть отца, который был ее главным советником в делах издательства. Состояние ее здоровья стало вызывать у врачей тревогу.

В 1902 г. Генриетта вместе с матерью переезжают  в Нью-Йорк. Здесь Генриетта  продолжает работу в Еврейском издательском обществе. Состояние ее, однако, не улучшается, и друзья, желая как-то «встряхнуть» ее, заставить забыть горечь от потери отца и разрыва отношений с любимым человеком, с которым Генриетта связывала большие надежды на совместную жизнь, предлагают ей поездку за границу. Более того, они взяли на себя все расходы на полугодовое путешествие по Европе и Палестине. Генриетта вновь окунулась в овладение ивритом и изучение Талмуда в Еврейской теологической семинарии. В июле 1909 г. вместе с матерью она отправились в путь. После многих недель в Англии, Франции и Центральной Европе они прибыли в Палестину и смогли в течение месяца знакомиться с жизнью местных евреев.


2

Святая земля поразила Сольд контрастом между красотой природы и бедностью населения. Она увидела реальную страну, переставшую быть для нее абстрактным предметом сионистских дискуссий, и это ее глубоко взволновало. Увидела она и бедное население, ужасно худых детей, тысячи больных туберкулезом, трахомой, малярией. В ней постепенно созрела мысль, что в Палестине нужно наладить производительный труд еврейского населения. Развитие экономики и возросшие доходы населения позволят значительно укрепить здоровье людей. В Нью-Йорк она возвращается физически окрепшей. В голове у нее роятся планы оказания благотворительной помощи палестинским евреям. Воплощение в жизнь этих планов заняло несколько лет, но большинство из них она все же реализовала. 

По возвращении в США Генриетта Сольд была избрана секретарем Федерации американских сионистов, и с этого момента жизнь ее пошла по совершенно иному руслу.

Крупнейшим достижением ее в этой должности стало создание в феврале 1912 г. организации «Хадасса». В праздник Пурим 1912 года возникло первое ядро организации, предназначенной для посильного вклада американских женщин в дело развития медицины и социальных услуг в Палестине. Речь не шла о милосердии, а о профессиональной и денежной помощи. Образовавшийся в Пурим, первый кружок получил название «Хадасса». В появлении его сыграл свою роль и праздник:  кружок получил название в честь главной героини еврейского эпоса Эстер, второе имя которой Хадасса.

Организация стала быстро крепнуть. В движение вовлекались женские еврейские организации других городов, причем в каждом из них филиалы «Хадассы» носили собственные имена. И вот, наконец, наступил тот день, когда вся организация собралась на один большой съезд. Он состоялся в июне 1914 года. На нем и было официально принято единое название – «Хадасса». Главный идеолог и организатор Генриетта Сольд была избрана председателем всего движения, которое к этому времени уже насчитывало две тысячи членов. Через три года это число удвоилось (сегодня оно достигает почти полумиллиона).

В основу деятельности «Хадассы» лег опыт работы уже существовавших женских клубов «Дочери Сиона». Вновь созданная организация провозгласила своей целью  содействие здравоохранению и просвещению в Эрец-Исраэль «на благо всех народов, без расовых и религиозных различий». Когда в 1918 г. «Хадасса» стала членом вновь созданной Сионистской организации Америки, в ее руководстве Г.Сольд возглавила образовательную и пропагандистскую программы. 

«Хадасса» не смогла бы так быстро достичь серьезных успехов, если бы Генриетте Сольд не удалось решить финансовых проблем. Главным ее достижением стало привлечение к деятельности организации филантропа Натана Штрауса (1848 – 1931) – американского промышленника, большую часть своего состояния жертвовавшего на сионистское движение. Основным предметом его благотворительности было создание сети еврейских библиотек и улучшения системы здравоохранения для еврейского населения. Всемирную же известность Натан Штраус получил внедрением обязательной пастеризации молока.

Так случилось, что в 1892 году, путешествуя со своей семьей по Европе, Натан потерял едва родившуюся дочь. Причиной смерти стало употребленное в пищу инфицированного молока. Вернувшись в США, Натан Штраус и его жена из личных источников финансируют открытие лаборатории для пастеризации молока. В эти годы основной причиной смерти детей первого года жизни были именно молочные продукты. Дети заражались туберкулезом,  брюшным тифом, скарлатиной, дифтерией и другими инфекциями. В целом в США тогда погибал в первый год жизни каждый четвертый новорожденный.

Фермеры, для которых пастеризация молока грозила дополнительными расходами, отчаянно сопротивлялись начинаниям Штрауса и даже привлекали его к судебной ответственности якобы за выпуск некачественного молока. Но Штраус не прекратил своей деятельности, и за 10 лет построил за свой счет в  36 городах 297 пастеризационных станций. Только тогда в США был принят «Закон об обязательной пастеризации». Смертность детей первого года жизни из-за употребления инфицированного различными бактериями молока упала со 125 на 1000 детей в 1891 году до 16 – в 1925.

Благотворительность Натана Штрауса распространялась и на помощь беднейшим слоям населения Нью-Йорка: для них он построил жилые помещения на 64000 мест, где любой бедняк мог за 5 центов получить кровать, чтобы провести ночь, а наутро – завтрак. Зная все это, становится  ясно, почему именно к нему обратилась Генриетта Сольд за финансовой поддержкой созданного ею движения.


3

Контакт с Генриеттой Сольд привет к тому, что в 1912 году Натан Штраус вместе со своим братом Исидором посетил Палестину. Исидор был на три года старше Натана. Братья были совладельцами крупнейшей американской сети универмагов «RH Macy and Co». В поездке их сопровождали жены. Это была их первая поездка в ишув. Для Натана она оказалась рубежной, коренным образом изменившей всю его жизнь. В каком-то отношении знаковое значение имела и гибель брата Исидора, который решил возвратиться домой раньше Натана и получить удовольствие от трансатлантической прогулки на «Титанике». Из этой поездки Исидор и его жена, как мы понимаем, не вернулись.

Натан отнесся к этой трагедии как к «знаку свыше». Он решил, что Всевышний сохранил ему жизнь для того, чтобы ее остатки он  посвятил становлению еврейской колонизации в Палестине. Теперь он точно знал, на что будут уходить деньги, предназначенные им для благотворительных целей. А еще он знал, что, благодаря Генриетте Сольд, в его руках будет надежная организация, которая сможет воплотить цель его жизни: развитие образования и здравоохранения, но на сей раз в Эрец-Исраэле.

Уже весной 1913 г. «Хадасса» направила из США  в помощь иерусалимским больницам двух акушерок. Штраус снял для них небольшой домик  в бедном квартале Иерусалима. Там был устроен приемный покой и рабочие кабинеты. Ни водопровода, ни газовых плит, ни электричества, ни кареты скорой помощи – вообще ничего, что хотя бы отдаленно напоминало условиям работы в Америки, у работниц не было. Тем не менее, в еврейских школах были обследованы дети, и началось лечение больных с выявленной трахомой. Такая же работа началась с детьми мусульманских и христианских школ, ибо один из великих принципов «Хадассы», соблюдающийся и по сей день, заключается в том, чтобы не делать различия между вероисповеданиями и происхождением и оказывать одинаковое внимание всем. Генриетта Сольд и Натан Штраус за этим строго следили, и их преемники продолжают эту традицию, которая стала правилом во всех лечебных учреждениях «Хадассы». Параллельно для молодых матерей создаются кружки по уходу за младенцами и лечение заболевших детей.

На деньги Штрауса открывается  школу для девочек, вкладываются огромные деньги на борьбу с малярией, трахомой, легочными заболеваниями. При Пастеровских институтах Иерусалима и Тель-Авива  открываются детские медицинские пункты помощи имени Натана и Лины Штраус.

Первая мировая война поставила еврейское население Палестины на грань катастрофы. В июле 1916 года Генриетта Сольд получает срочное задание от Всемирной сионистской организации:  создать медицинскую бригаду, которая должна быть обеспечена всем необходимым для оказания экстренной медицинской помощи населению Палестины. Но средств, которые требовались бы для финансирования проекта в полном объеме, у сионистов не было, их еще надо было собрать, и Генриетта Сольд бросается действовать по всем направлениям.  Вступление в войну Соединенных Штатов на стороне Антанты вообще лишило возможности посылать срочную помощь населению Палестины, а нужда в ней  стремительно нарастала. Декларация Бальфура и падение Иерусалима коренным образом изменили политическое положение, но не ликвидировали голод и болезни. Смертность была огромной. Средства, необходимые для работы медицинской бригады, удалось собрать только с помощью Джойнта.
 
И вот, наконец, в 1918 году в Эрец-Исраэль прибыла из США группа специалистов. В ее составе 44 человека: врачи, инженеры-строители, медсестры, административные работники. Перед ними стоит задача: организация здравоохранения ишува. В тот же год в Иерусалиме открывается первая в Палестине школа медсестер, а также женский и детский консультационный пункт «Типат-халав». А уже в следующем году – первое медицинское учреждение, построенное «Хадассой» в Эрец-Исраэле, – больница в Тель-Авиве. За ней последовали медицинские центры, возникшие  в Иерусалиме, Хайфе, Цфате и Тверии. (В 1930-е гг. все созданные «Хадассой» медицинские центры были переданы в распоряжение местных муниципалитетов).

2-го ноября 1918 года Джеймс Ротшильд вручил медицинской бригаде «Хадасса» ключи от больницы, основанной его семьей. Больница Ротшильда потом стала больницей «Хадасса» с филиалами во многих городах.  Директора больниц менялись, но Генриетта Сольд продолжала свою благородную миссию, оставаясь душой всего этого медицинского объединения.


4

В 1920 г. Сионистская организация Америки направляет Генриетту Сольд в Эрец-Исраэль в качестве своего представителя. Здесь она вскоре стала во главе медицинской миссии «Хадассы» в Палестине и возглавила новые курсы по подготовке медицинских сестер. В конце 1922 года медицинская миссия была преобразована в медицинскую организацию «Хадасса». Вскоре это название стало синонимом современной медицины на Ближнем Востоке.  После двух лет успешной работы в Палестине Сольд вернулась в США,  продолжив там важную деятельность на посту президента всего движения «Хадасса». В 1926 году она вышла в отставку, но осталась почетным президентом общества.

В Эрец-Исраэле Генриетте Сольд удалось осуществить много дорогостоящих проектов. Среди них следует назвать создание детских медицинских центров в Тель-Авиве и Иерусалиме,  раздачу бесплатных обедов в бедных кварталах Иерусалима, горячие завтраки в школах, курс здоровой пищи для матерей, оборудование игровыми площадками детских садов, специальные  консультации для кормящих матерей и так далее. Все эти начинания финансировал Натан Штраус, который оставался ее близким другом до самой своей смерти в 1931 году. Именем этого щедрого благотворителя названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и других городах. В честь него же назван город Нетания, заложенный в 1929  году.

В 1927 г. Генриетта Сольд  возвращается в Эрец-Исраэль, чтобы уже никогда его не покидать. Она – один из трех членов директората Всемирной сионистской организации. Ее работа заключается в организации в ишуве  здравоохранения, образования и социальных программ. Среди ее достижений – программы общественной гигиены и помощи малолетним правонарушителям, создание профессиональных школ. А когда в 1934 году на горе Скопус в Иерусалиме началось строительство университетской больницы, именно ей была предоставлена честь заложить первый камень.

Вторая мировая война на время прервала созидательную деятельность по осуществлению социальных программ в Палестине, но в эти годы пришлось больше потрудиться над созданием условий для размещения вновь прибывающих репатриантов. А число их, несмотря на все препятствия, создающиеся британским правительством, из года в год росло.  В 1932 году в Палестину прибыло 60000 беженцев, в 1933 – 30000, в 1934 – 40000, в 1935 – 60000. Работа с подростками по программе «Алия а-ноар» и вовсе стала личным делом Генриетты. В 1935 году по ее инициативе в «Хадассе» был создан отдел по проблемам молодежной алии.

В 1940-е гг. «Хадасса» совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме приступила к созданию высшего медицинского учебного заведения, которое начало функционировать как медицинский факультет этого университета уже после создания государства Израиль. Сегодня два медицинских центра «Хадассы» в Иерусалиме – «Хадасса Эйн-Керем» и «Хадасса Хар ха-цофим», функционируют как университетские больницы, крупнейшие во всем Средиземноморском регионе. В 1962 г. в первой из них в честь 50-летия организации «Хадасса» была открыта синагога, по четырем стенам которой разместились 12 – по числу колен Израилевых – уникальных витражей крупнейшего художника ХХ века Марка Шагала.

В день своего восьмидесятилетия в 1940 г. Генриетта Сольд зачитала друзьям завещание, по которому оставляла все свои средства  на создание центра по исследованию и координации молодежной деятельности в стране. После ее смерти  центр был назван ее именем — «Мосад Сольд». Сегодня «Хадасса» содержит пансионат в Хайфе и молодежную деревню Меир-Шфея, содействует репатриации американских подростков – участников движения «Молодая Иудея». С 1970 г. в столице Израиля работает Академический колледж «Хадасса», в котором можно приобрести различные специальности для трудоустройства в этой стране. «Хадасса» сотрудничает во многих проектах Еврейского национального фонда, в частности, на ее средства были созданы две плотины и лесопитомник.

Центр «Хадассы» находится в Нью-Йорке, филиалы – во многих городах США. Издается журнал «Хадасса мэгэзин». По данным на 1996 г., около 400 тыс. женщин США являются членами этой организации. Молодежное движение под эгидой «Хадассы»  – «Молодая Иудея» – действует на всей территории США. Кроме того, международная организация «Хадасса» имеет филиалы в 30 странах Европы и Латинской Америки. В 2012 году движению «Хадасса» исполнилось 100 лет.

Генриетта Сольд всю свою долгую жизнь посвятила организации благотворительной деятельности. Сольд – основательница Женской сионистской организации Хадасса (Hadassah Women's Organization). В 1942-м она выступила соучредителем сионистской политической партии «Ихуд» – «Единство», созданной с целью инициации процесса арабо-еврейского примирения и создания арабо-еврейского государства. Не лишне вспомнить, что одним из сторонников этой партии был известный еврейский философ, теоретик сионизма Мартин Бубер.

В 1944 г. Бостонским университетом Генриетте Сольд  была присуждена докторская степень. Состояние здоровья не позволило ей лично прибыть на вручение, и церемония была проведена по радио.

Именем Генриетты Сольд названы улицы в городах Израиля, кибуц Кфар Сольд в Северной Галилее. В 1973 году была выпущена в оборот купюра в 5 лир с ее портретом. Скончалась Генриетта Сольд в декабре 1945 года в медицинском центре «Хадасса» в Иерусалиме. В том самом центре, созданию и усовершенствованию которого она посвятила всю свою жизнь. Ее могила находится на Масличной горе в Иерусалиме.


P.S.
В начале 1948 года, незадолго до образования еврейского государства, больница «Хадасса», сыгравшая главную роль в снижении детской смертности среди арабского населения Палестины, была подвергнута атаке арабских боевиков. Тогда в один день погибли 77 врачей и медсестер этого центра.

 
 
Яндекс.Метрика