Шесть «Белых» книг и одна «Черная»

 

В жизни каждого народа есть свои светлые и темные страницы. Летопись еврейского народа – это летопись страданий и слез. Историческая память евреев хранит и кровавые погромы Богдана Хмельницкого, унесшие около 200 тысяч еврейских жизней, и погромы последней гражданской войны в России, унесшие почти столько же. Но все они кажутся просто идиллией по сравнению с Холокостом. Не случайно римский папа Иоанн-Павел II назвал ХХ век «веком безжалостной попытки истребления евреев». Уникальность Холокоста образно охарактеризовал лауреат Нобелевской премии, бывший узник концлагерей Освенцим и Бухенвальд, писатель Эли Визель, который сказал, что «не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».

Трудно переоценить историческое значение постигшей евреев катастрофы. Одним ударом был уничтожен демографический и культурный центр мирового еврейства. Неполных пять лет понадобилось, чтобы стереть с лица земли взлелеянную веками высокоразвитую культуру, основанную на языке идиш. Решение уничтожить целый народ было хладнокровным и заранее обдуманным. В результате совершилось совершенно беспрецедентное преступление, подобно которому не знало человечество даже в самые темные эпохи своей истории – народоубийство. Появилось новое уголовное понятие – геноцид. И, что самое страшное, – случилось это в середине просвещенного XX века.



1

Первые симптомы приближающейся катастрофы появились уже в марте 1938 года, когда в результате аншлюса Австрии установленный нацистами режим заставил десятки тысяч еврейских беженцев искать убежища. По инициативе президента США Ф.Д.Рузвельта во французском городке Эвиан-ле-Бен с 5 по 16 июля 1938 г. прошла международная конференция. Из 32 стран, принявших участие в Эвианской конференции, лишь 3 были представлены специальными делегациями (США, Великобритания и Франция), остальные ограничились обычными дипломатами.

evian.jpg
Эвиан-ле Бен. Набережная Женевского озера. Лето 1938 г.

Несмотря на попытки лидеров Всемирного еврейского конгресса и Американской сионистской организации добиться разрешения принять участие в конференции, допущены они на нее так и не были. Председатель конференции, отставной президент американской сталелитейной компании «United Steel» Майрон Тейлор даже отказался принять для беседы президента Всемирной сионистской организации Хаима Вейцмана.

Надежды на решение проблемы беженцев не сбылись. Подавляющее большинство стран-участниц конференции заявили, что они уже сделали все возможное для облегчения участи около 150 тысяч беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. . Не сбылась и главная надежда всех собравшихся, что США, страна с самой низкой плотностью населения, основную тяжесть решения возьмет на себя. Представитель США заявил, что по въездной квоте 1938 года для беженцев из Германии и Австрии США приняли 27 370 человек и исчерпали свои возможности. Аналогичную позицию заняли Франция и Бельгия. Канада и страны Латинской Америки мотивировали свой отказ в приеме беженцев большой безработицей и экономическим кризисом. Нидерланды предложили помощь по транзиту беженцев в другие страны. Австралия отказалась впустить большое число беженцев, опасаясь возникновения внутриполитических межнациональных конфликтов, но согласилась принять в течение трёх лет 15 тысяч человек. Из 32 государств только Доминиканская Республика согласилась принять большое число беженцев и выделить необходимые земельные участки.

vinterton.jpg
Эвианская конференция. Выступает представитель Британии лорд Винтертон

Главная же опасность подстерегала евреев там, где ждать ее казалось бы бессмысленно: правительство Великобритании само предало свои собственные устремления двадцатилетней давности решить вековой еврейский вопрос путем возвращения евреев на историческую родину. Правда, она предложила для размещения беженцев свои колонии в Восточной Африке, но при этом категорически отказалась пересмотреть квоту на въезд евреев в Палестину, которая была установлена в 75 тысяч человек в течение 5-летнего периода. К этому времени цифры еврейской эмиграции из Германии в Палестину за последние пять были обнародованы: 1933 г. – 19 % всех эмигрантов, 1934 г. – 38 %, 1935 г. – 36 %, 1936 г. – 34 %, 1937 г. – 16 %. То есть в период 1934-1936 гг. в Палестину из Германии мог попасть не более, чем каждый третий еврейский эмигрант.

И тут перед всем миром со всей очевидностью проявилась мысль, что финансирование вывоза и расселения миллионов евреев из стран, которые со дня на день могут стать жертвой гитлеровской агрессии, просто невозможна, и что все эти миллионы обречены на дискриминацию. Правда, о тотальном уничтожении тогда еще никто не думал, но именно в те дни и была произнесена ставшая знаменитой фраза Хаима Вейцмана, что мир разделился на два лагеря: на страны, которые не желают иметь у себя евреев, и страны, которые не желают пустить их к себе. Спустя год, в мае 1939 г., в очередной – шестой по счету после Белой книги Черчилля, появившейся еще в 1922 г. – эта эмиграционная квота была подтверждена.

cherchil.jpg
Уинсто Черчилль. 1924 г.

Когда через семь лет при подведении итогов Второй мировой войны было подсчитано, что гитлеровский геноцид унес жизни шести миллионов евреев Европы, стало понятно, чем обернулись эти шесть Белых книг британского правительства, практически закрывших для европейского еврейства путь к единственному убежищу, на которое оно могло рассчитывать в соответствии с условиями английского мандата на территорию Палестины. Но, к несчастью, страх англичан перед арабскими волнениями был настолько велик, что ворота для еврейских беженцев не были открыты даже тогда, когда геноцид евреев и его масштабы уже стали широко известны. И вот сегодня последствия появления этих шести лаконичных заявлений английского правительства, которые вошли в историю как «Белые книги», скрупулезно приводят в страшных деталях энциклопедии Холокоста и уникальная «Черная книга», собранная из свидетельств очевидцев и официальных документов.

А ведь после окончания Первой мировой войны и приезда в Палестину Верховного комиссара Герберта Сэмюэля ничто не предвещало будущего драматического развития событий: Г.Сэмюэль старался поддержать ишув и действовать в духе Декларации Бальфура. Он издал декрет, согласно которому иврит признавался одним из официальных языков Палестины – наряду с английским и арабским. Кроме этого, он установил квоту в 16500 еврейских репатриантов для первого года алии. Но тут выяснилось, что сионистские учреждения не в силах справиться с таким наплывом людей, и из общего числа выданных иммиграционных разрешений (сертификатов) была использована лишь одна тысяча – остальные пропали.

На дальнейшее развитие событий также повлияли факторы иного рода: и Верховный комиссар, и сионистские лидеры, грубо говоря, «прозевали» неожиданную вспышку арабского национализма. Как отмечает автор «Истории Израиля» Говард Сакер, «события 1921 года застали сионистов врасплох». Властям пришлось принимать экстренные меры, что привело к решению Верховного комиссара временно прекратить приток иммигрантов.

semuelgl.jpg
Герберт Луис Сэмюэл

А «Белая книга Черчилля» и вовсе декларировала, что «иммиграция евреев в Палестину будет допускаться в границах экономических возможностей страны». Но, к сожалению, эти «возможности» зачастую диктовались откровенно политическими мотивами. А те, в свою очередь, зависели от активности протестных акций арабов, недовольных крупными приобретениями палестинских земель Еврейским колонизационным обществом и частными лицами. Только за один 1921 год в Эмеке было куплено за 200 тысяч фунтов стерлингов 50 тысяч га земли. А в 1924 г. ужесточение дискриминации евреев в ряде стран Восточной Европы, в первую очередь в Польше и Венгрии, привели к значительному росту еврейской иммиграции в Палестину. Начиналась Четвертая алия.



2

1920-е гг. в Палестине были отмечены нарастанием конфликта между арабским и еврейским населением. К руководству арабским националистическим движением пришел иерусалимский муфтий Амин эль-Хусейни, который не только отклонил все компромиссные предложения евреев, но и стал инициатором террора, декларируя его как единственное средство добиться осуществление арабских требований. Очень скоро арабские бунты стали фактом жизни ишува. Акты насилия над беззащитным еврейским населением росли с каждым днем.

Британские власти, заинтересованные в стабильности ситуации, пытались подавить деятельность сионистов, выбрав откровенно проарабскую политику. Главной силой в этом был сэр Рональд Сторрс, английский губернатор Иерусалима (1917 – 1925). Способный и умный администратор, он был типичным для британских колониальных сил и дипломатов того времени арабистом. Фактически, он покровительствовал арабам в их попытках отменить декларацию Бальфура. Когда 1 апреля 1920 года арабы устроили погром, а арабская полиция поддержала погромщиков, именно он ввел в Иерусалим войска лишь на пятый день, а в результате погибло 9 евреев, и еще 244 были ранены. Британские власти не смогли, а на самом деле, и не очень старались обеспечить реальную защиту еврейского населения от арабской угрозы. Это заставило евреев взять организацию такой защиты в собственные руки.

storrzrg.jpg
Рональд Генри Сторрз

Идеи о необходимости охраны и защиты еврейских поселений носились в воздухе с первых дней создания сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль. Жилища поселенцев периодически подвергались налету грабителей. Бедуины у еврейских крестьян угоняли стада. Бандиты требовали выкуп за возвращение похищенного имущества или терять его вовсе. И уже в 1862 году раввин Цви Калишер призывал поселенцев подготовить охрану, как он писал, «обученную военному делу, чтобы арабы не уничтожали посевы и виноградные плантации». Однако до 1920 года еврейская самооборона носила примитивный характер и требовала стратегического разрешения, тем более, что на содержание частных охранников поселенцы нередко тратили не менее пятой части семейного бюджета.

Особенно остро стал вопрос после младотурецкой революции 1908 года, когда столкновения стали принимать характер межнационального конфликта, и в 1909 году в ишуве появились первые действенные отряды самообороны. Их участники уже имели некоторый опыт деятельности таких отрядов в России в период Первой русской революции. В апреле 1909 г. в Палестине возникла военизированная организация «Ха-Шомер» («стражи»), а в июне 1920 г., после окончания Первой мировой войны, когда началась подлинная борьба между арабским и еврейским национальными движениями, была сформирована «Хагана» – еврейская самооборона, носившая, по большей части, характер нелегального военизированного образования. «Стражи» стали ее центральным ядром. Создание «Хаганы» стало действенным ответом на погромы 1920 года и разрушение арабами поселка Тель-Хай, когда восемь его защитников, включая Иосефа Трумпельдора, были убиты.

Все еврейские силы самообороны были объединены под эгидой образовавшейся тогда Всеобщей Федерации еврейских трудящихся «Гистадрут». В декабре того же года Всеобщая Федерация еврейских трудящихся на своем первом съезде приняла решение о создании подпольной вооруженной армии самообороны. Большая часть бойцов «Хаганы» были поселенцами из России – бывшие студенты, врачи, учащиеся иешив, ремесленники.

trumpeldorios.jpg
Иосиф Трумпельдор

Четвертая алия привела к дальнейшему росту населения ишува, потерявшего в годы первой мировой войны около 200 тыс. чел. (из общего количества 800 тыс. в 1914 году). В 1919 г. еврейское население ишува составляло примерно 66 тыс. чел. – 11% от общего числа. Четвертая алия принесла Палестине еще 82 тыс. евреев. Не все из них остались здесь на всю оставшуюся жизнь - 15 тыс. перебралось в другие страны, но, так или иначе, к 1929 году здесь уже проживало почти 170 тыс. евреев.

Четвертая алия привела не только к количественному изменению состава населения Палестины. Она принесла сюда еще и высокоразвитую идишистскую культуру. Произошло это за счет того, что большая часть иммигрантов состояла из массы говорящих на идише польских евреев. Экономический кризис, обрушивший польскую экономику, серьезно коснулся евреев, которых стали активно вытеснять из бизнеса. Делалось это по прямому указанию премьер-министра Грабского. Бежавшая из Польши масса евреев и составила алию, которая получила в истории название «алии Грабского». А так как в 1924 г. США ввели квоту на иммиграцию, основная масса евреев устремилась в Палестину. Эта алия получила еще одно название – «алии киосков». Дело в том, что эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав в Палестине малые предприятия торговли и общественного питания. Эта алия также дала серьезный толчок для развития в регионе легкой промышленности.

Идишская культура, органично вошедшая в жизнь ишува, тем не менее, вызвала в обществе серьезную конфликтную ситуацию. В 1923 г. учащиеся гимназии «Герцлия» основали радикальную организацию «Бригада защитников языка иврит». Ее активисты протестовали против выпуска литературных журналов на идише, число которых за короткий срок выросло до двух десятков. План создания в 1927 г. в Еврейском университете в Иерусалиме кафедры языка идиш был сорван, хотя он уже был одобрен советом директоров университета. Идиш, язык тысячелетней культуры, стал предметом травли как чужой незаконный «жаргон», угрожающий единству еврейского населения и представляющий опасность для формирования новой, ивритской нации, символом которой был университет – ее «Храм».

Эмиграция в Палестину европейских евреев сопровождалась притоком европейского капитала и современной технологии. В 1920-е гг. еврейские земельные владения значительно расширились и стали приобретать географическую непрерывность. Частные лица приобретали землю, главным образом, в южном Шароне и на равнине к югу от Яффо. Палестинское еврейское колонизационное общество продолжало скупать участки в Нижней Галилее. Начиная с 1920 г. Еврейский Национальный Фонд заключил крупные сделки по покупке земель в Изреельской долине, а с 1927 г. – долине Хефер, в центральном Шароне и вдоль Хайфского залива.

В этот период продолжалась активная филантропическая деятельность барона Эдмона Ротшильда. Барон уделял большое внимание проблемам еврейского заселения Палестины и развития в ней промышленности. Он привлекал богатых евреев и их капиталы для возрождения региона. Не случайно Х.Вейцман назвал его самым великим сионистским лидером современности. Создание Еврейского Агентства в августе 1929 г. означало, что еврейскому национальному очагу обеспечен еще один источник финансовой поддержки. Экономический рост ишува создавал новые рабочие места, что стало причиной массовой иммиграции арабов из соседних стран в Палестину. Однако, усиление еврейского влияния на Ближем Востоке вызывало огромное недовольство арабских лидеров. С 1921 года между арабами и евреями не было серьезных столкновений, а теперь нужна была только искра, чтобы дать выход накопившемуся раздражению. И такая искра была брошена, причем в самом неожиданном месте – в Старом городе Иерусалима.



3

Призыв к насилию исходил от Амина эли-Хусейни, а поводом для возникновения беспорядков стал конфликт у Стены плача, на территории, которая принадлежала мусульманской общине. По традиции, восходящей, по меньшей мере, к средневековью, евреи пользовались правом прохода к Стене для совершения обрядов по небольшому мощеному участку. Незадолго до дня Йом Киппур, который в 1928 году по еврейскому календарю приходился на 24 сентября, еврейский смотритель, состоявший при Стене, установил рядом с нею перегородку, чтобы, в соответствии с ортодоксальными традициями, мужчины во время молитвы были отделены от женщин. Арабы возмутились такому нарушению привычного ритуала и обратились с жалобой к властям. Англичане распорядились перегородку убрать. Евреи отказались, и тогда перегородку убрали силой. С обеих сторон начались протестные акции, которые охватили и еврейский, и мусульманский мир. Дело затянулось, но всё же 11 июня 1929 г. мандатная комиссия известила муфтия, что евреи имеют право спокойно совершать молитвы у Стены плача.

Арабов такое решение не удовлетворило, начались мелкие стычки с евреями. Затем арабские агитаторы разъехались по всей Палестине и стали призывать мусульман «защитить мечеть ал-Акса от нападения евреев». В ночь на 23 августа толпы вооруженных арабов хлынули в Иерусалим и некоторые еврейские сельскохозяйственные поселения. Но почти везде их ждал отпор со стороны еврейской самообороны. Исключение составили немногочисленные поселки, население которых состояло из ультраортодоксальных общин. Больше всех пострадал Хеврон, где проживало 700 евреев (из 18 тысяч общего населения). Погром в Хевроне стал хрестоматийным и до сих пор используется в качестве доказательства варварского отношения мусульман к иноверцам и, в первую очередь, к евреям.

pogromhevron.jpg
Арабские погромщики в Хевроне. 1929 г.

sinagogahevron.jpg
Хеврон. 1929. Синагога после погрома.(Фрагмент)

pogrompohorony.jpg
Тель-Авив. 1929. Похороны жертв арабских погромщиков

В начале 1920-х гг. находившаяся до конца Первой мировой войны в упадке еврейская община Хеврона с помощью Сионистской организации начала восстанавливаться. Были открыты мужская и женская школы, детский сад. Духовная жизнь общины была в упадке: в иешивах училось всего 17 человек. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда из Литвы в Хеврон перебралась значительная часть знаменитой в Европе Слободской иешивы. В ней занималось более 500 учащихся, часть из которых были выходцами из Польши и Германии. Но правительство Литвы распространило воинскую повинность и на учащихся иешив, что заставило рабби М.Эпштейна привезти часть их них в Палестину, основав иешиву «Слободка».

«Хагана» была готова защитить и евреев Хеврона, направив туда вооруженный отряд, но неожиданно натолкнулась на отказ руководства общины, которое не принимало новое, сионистское руководство ишува. Это дорого им стоило. Было убито 67 человек (из них 25 – учащихся иешивы), ранено 60. Еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены.

Британские власти не вмешивались в происходящие беспорядки, но после трагедии Хеврона в Палестину из Англии прибыла следственная комиссия. Основываясь на ее выводах, правительство Рамси Макдональда представило в 1930 г. на утверждение парламента документ, касающийся насущных проблем в подмандатной Палестине. Документ получил название «Белой книга Пассфилда» – по имени министра по делам колоний лорда Сиднея Пассфилда. В нем предлагалось пересмотреть политику британского мандата и основополагающие принципы Декларации Бальфура. Документ утверждал ограничение репатриации евреев в Палестину и продажи им земли. Также предлагалось создание Законодательного собрания Палестины, состав которого должен был быть утвержден на основе прямых выборов, а это давало несомненное преимущество арабской части населения Палестины.

passfildsid.jpg
Сидней Пассфилд

«Белая книга Пассфилда» вызвала крайне негативную реакцию со стороны лидеров Сионистской организации, а ее президент Хаим Вейцман в знак протеста подал в отставку. Некоторые члены британского парламента, в том числе бывший Верховный комиссар Палестины Герберт Сэмюэль и бывший премьер-министр Ллойд Джордж выступили с резкой критикой документа. Лига Наций, к которой обратились сионисты, указала на несоответствие документа принципам мандата, полученного британским правительством на управление Палестиной. Все это привело к отмене Белой книги Пассфилда. Премьер-министр Великобритании направил Вейцману официальную телеграмму, в которой британское правительство подтверждало свою решимость и в будущем не отходить от принципов мандата. И хотя английские власти были вынуждены отступить, события 1929 года отчетливо продемонстрировали попытки Британии в своем страхе перед арабскими бунтами уклониться от исполнения обязательств о содействии созданию еврейского национального очага на Святой Земле.



4

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. внес кардинальные изменения в расклад политических сил и общественных движений в большинстве мировых держав. В ряде стран Европы катастрофическими темпами стали нарастать экстремистские настроения, на фоне которых росла численность радикальных партий и их успехи в продвижении к вершинам государственной власти. Особенно заметно это было в Германии, где общественную нишу быстрыми темпами начали заполнять нацисты. Ничего удивительного в этом не было. Три года продолжалось непрерывное падение производства. В 1932 г. его уровень составлял всего 58% от уровня 1928 г. Реальная заработная плата снизилась наполовину и составляла пятую часть официального прожиточного минимума. Уровень безработицы в Германии был выше, чем в любой другой европейской стране: численность безработных приближалась к 9 миллионам, и лишь около 20% из них получали мизерное пособие. Канцлер, не располагая большинством в парламенте, правил через издание президентских декретов – возможность, которую ему давала Веймарская конституция. В 1930 г. было издано 5 чрезвычайных декретов, в 1931 г. – 44, в 1932 г. - 66.

С началом экономического кризиса увеличился поток европейских иммигрантов в Палестину – началась Пятая алия. После прихода к власти в Германии нацистов она стала массовой. Всего за последующие 10 лет, до начала Второй мировой войны, в Эрец-Исраэль прибыло более 250 тысяч евреев, из них в 1933 – 1936 гг. легальным путем – 164,3 тыс. К весне 1936 г. численность евреев в регионе приблизилась к 400 тыс., что составляло уже около 30% всего населения. Те, кому удалось выбраться из Европы, смогли это сделать, прежде всего, потому, что располагали на это достаточными средствами. Беднейшая часть населения оставалась на местах, и судьба ее, как вскоре выяснилось, была печальной.

Средства, привезенные с собой представителями новой алии, привели к тому, что за четыре года частные капиталовложения евреев в Эрец-Исраэль к 1936 году достигли 31 млн. фунтов стерлингов. Начался серьезный экономический подъем региона. Больше половины было инвестировано в строительство, 7 млн. – в промышленность, около 6 млн. – в в сельское хозяйство. Увеличились капиталовложения национальных фондов. Около половины прибывших осело в Тель-Авиве, в результате чего его население достигло 150 тыс. человек. Архитекторы из Германии привезли с собой в Палестину архитектурный стиль «Баухаус», в результате чего Тель-Авив сегодня занимает первое место по числу зданий этого стиля в мире. В ишуве оказалось значительное количество врачей, инженеров высокой квалификации, творческой интеллигенции. Музыканты создали Палестинский филармонический оркестр.

В Хайфе было завершено строительство нефтеперерабатывающего завода и нового Хайфского порта. Евреев в Хайфе стало около 50 тыс. человек (50% всего населения города), в Иерусалиме – 76 тыс. человек (60% ). В городах появились еврейские районы. В Иерусалим подвели водопроводную линию. В сельскую местность поселились немногие, но, тем не менее, возникли новые мошавы и кибуцы. Только между Хадерой и Нетанией было создано около 20 новых сельскохозяйственных поселений. Изменилась социальная структура ишува. В 1932 г. в школах с преподаванием на иврите уже было более 20 тыс. учеников. Жертвы арабского террора 1929 года всколыхнули еврейское население, и тысячи евреев вступили в Хагану, оценив ее крайнюю необходимость. В 1931 г. было создано ее национальное командование. Она превратилась в разветвленную подпольную организацию с отделениями во всех еврейских городах и поселках страны. Были открыты многочисленные курсы подготовки инструкторов, созданы тайные склады оружия, мастерские по ремонту военной техники.

Экономический рост ишува привел к появлению многих тысяч новых рабочих мест, но приток арабского населения из других регионов Ближнего Востока был настолько велик, что абсорбировать его безболезненно регион был не в состоянии. В арабской периодической печати велась разнузданная антиеврейская кампания, цель которой было создание всевозможных препятствий для покупки евреями земель. В ход шло запугивание землевладельцев, разжигание споров и организация политических провокаций. В октябре 1933 г. арабы организовали массовую демонстрацию, протестуя против роста еврейской иммиграции. Акция была подавлена властями.

Проблемы, возникшие на этом фоне, сопровождались ростом местного арабского национализма и, соответственно, ростом протестных настроений. В 1931 г. в Хайфе шейх Изз ад-Дин аль Кассам создал арабскую террористическую организацию, совершившую ряд убийств евреев. Позднее она стала известна под названием «Черная рука». К 1935 году в ее состав входило уже около 800 участников. Цель Кассама состояла в борьбе с британским мандатом и еврейским ишувом. Участники подпольных ячеек проходили специальную боевую подготовку.

kassamizz.jpg
Изз ад-Дин аль Кассам

16 октября 1935 года в порту Яффы в грузе бочек с цементом была обнаружена крупная контрабандная партия оружия – 800 винтовок и 400 000 патронов. Получателя полиция «вычислить» не смогла, но было понятно, что это предназначалось «Хагане». Информация просочилась в прессу, и арабские партии в знак протеста провозгласили всеобщую забастовку, а аль-Кассам обратился к своим отрядам с призывом «поднять оружие». 6 ноября от рук боевиков «Черной руки» погиб полицейский. Это убийство вызвало крупномасштабную операцию по розыску убийц, и 20 ноября аль-Кассам был окружен британской полицией и убит вместе с еще тремя членами группы. Его похороны вылились в широкомасштабную демонстрацию.

Кампания террора началась почти сразу после начала забастовки. Убийства евреев на улицах, поджоги, налеты на поселения и на рейсовые автобусы. Позднее было подсчитано, что в этот период погибло 80 евреев. 25 ноября пять арабских политических партий подали верховному комиссару Палестины совместный протест, в котором требовали прекращения еврейской иммиграции и трансфера земель. Отдельным пунктом шел вопрос о выборах демократического правительства, на что британцы ответили предложением создать законодательный совет, в котором им принадлежало бы право последнего слова. Ни арабов, ни евреев это устроить не могло. К апрелю 1936 г. переговоры окончательно зашли в тупик, и тут арабы начали всеобщую забастовку. Они установили дорожные кордоны, вымогая у арабских водителей деньги и открывая огонь по еврейским. Начались «акты возмездия». Как с одной стороны, так и с другой появились человеческие жертвы.

17 апреля 1936 г. в Тель-Авиве прошли еврейские демонстрации. Спустя два дня арабы устроили беспорядки в Яффо. Начались стычки между жителями еврейских и арабских кварталов. За четыре дня погибло 16 евреев. От рук полиции погибло 6 арабов. Было много раненых. Основная масса погромщиков и грабителей состояла из нищих сирийских эмигрантов, приехавших в город на заработки. Из-за нападений на автобусы были нарушены сообщение между городами. По стране прокатилась волна забастовок.

huseinimeham.jpg
Мухаммад Амин аль-Хусейни

25 апреля в Наблусе (Шхеме) прошел съезд арабских партий, и шесть видных арабских лидеров, преодолев междоусобицы, объединились под руководством Хаджи Амина аль-Хусейни в так называемый Верховный арабский комитет (ВАК). Комитет потребовал от властей прекратить еврейскую иммиграцию и призвал население Палестины не платить налоги. Была объявлена всеобщая забастовка сроком на один месяц. Комитет угрожал, что в случае, если власти мандата откажутся выполнить его требования, он прибегнет к другим, в том числе и силовым формам протеста. Забастовка продолжалась около шести месяцев и закончилась для арабов безрезультатно, но за это время их крестьян и жителей соседних стран было создано несколько боевых групп для проведения силовых акций, которым еще предстояло себя проявить.

Резкая активизация действий арабов заставила британские власти пойти на очередные уступки и объявить о новом сокращении еврейской иммиграции до 4500 человек в следующие полгода. ВАК это не устроило, и вновь начались нападения на поселки, на британские и еврейские органы местной власти. В какой-то момент арабы взяли под контроль городские кварталы Яффо и совершили нападение на здание полиции. Чтобы исключить городские бои и получить доступ в густо заселенные кварталы, британцы взорвали в арабских кварталах 220 зданий и пробили широкие проходы между домами. Более серьезные проблемы возникли в Хевроне, откуда пришлось эвакуировать всех еврейских жителей, успевших туда вернуться после погрома 1929 года. Арабы уничтожали еврейские сады и плантации, погибло более 200 000 деревьев. Из-за засад снайперов еврейскому транспорту приходилось двигаться колонами, а машины пришлось бронировать.

К середине мая и особенно концу лета 1936 года центр восстания переместился в сельскую местность, где отряды крестьян величиной от 50 до 100 человек совершали нападения на еврейские и британские цели. Однако из-за борьбы между различными палестинскими арабскими партиями и кланами, полного контроля ВАК за большинством отрядов повстанцев никогда не существовало. В конце лета 1936 года в Самарию проник отряд из 200 добровольцев из арабских стран под предводительством сирийского офицера Фавзи аль-Кавукджи, бывшего офицера турецкой армии и лидера сирийского повстанческого движения против французских властей.

kavykdji.jpg
Фавзи аль-Кавукджи

Командиры многих крупных арабских отрядов признали его главой восстания, что заставило английские войска перейти к крупномасштабным военным действиям в сельской местности, в ходе которых применялись взрывы домов как средство наказания и сдерживания дальнейшей эскалации насилия.

Еще в мае 1936 г. Британцы обещали создать королевскую комиссию по разбору требований палестинских арабов в случае окончания восстания, но только 11 октября ВАК издал декларацию, в которой просил лидеров арабских отрядов временно прекратить все боевые действия на время работы королевской комиссии, которая должна была прибыть из Великобритании. После этого заявления британская армия позволила членам арабских отрядов, сложившим оружие, вернуться в свои селения. Иностранным арабским добровольцам под командованием ал-Кавукджи позволено было уйти из Палестины через реку Иордан.

Обеспокоенные нарастанием насилия и обилием человеческих жертв, британские власти направили в Палестину королевскую комиссию, которую возглавил бывший государственный секретарь по делам Индии лорд Уильям Роберт Пиль. Комиссия прибыла в Палестину 11 ноября 1936 г. ВАК немедленно заявил о своем бойкоте этой комиссии, предупредив, что он будет продолжаться до тех пор, пока полностью не прекратится еврейская иммиграция. Британцы, как это было и прежде, немедленно пошли на уступки и сократили квоту с 4500 человек до 1800, но это арабов тоже не устроило, и показания свои дали комиссии только в январе 1937 г.

pilyil.jpg
Уильям Пиль

Доклад комиссии Пиля был опубликован 7 июля 1937 г. Смысл его заключался в утверждении, что мандат стал неработоспособным и что лучшим вариантом выхода из сложившегося положения был бы раздел Палестины на два государства – на еврейское и арабское. Британский кабинет одобрил план раздела в принципе, хотя и запросил дополнительную информацию. Однако до получения такой информации дело не дошло: развернулись события, которые сделали даже разговоры о «двух государствах для двух народов», как это звучит на современном политическом жаргоне, невозможными.

В августе 1937 г. в Цюрихе (Швейцария) открылся Двадцатый сионистский конгресс, который после ожесточенных споров отверг опроверг утверждение комиссии Пиля об утрате мандатом своего значения в жизни Палестины и невозможности мирного сосуществования евреев и арабов на одной территории, хотя переговоры об обретении еврейской общиной суверенитета лидеры ишува и готовы продолжить.

Спустя месяц, в сентябре 1937 г. в Сирии состоялась панарабская конференция. Она также была посвящена палестинской проблеме. Ее решение носило характер шантажа, ибо ставило Великобританию перед выбором, с кем именно ей поддерживать дружеские отношения. В случае, если она будет продолжать поддержку евреев, арабы будут вынуждены «обратиться к другим странам Европы, интересы которых противоположны интересам Великобритании». Идея раздела Палестины была отвергнута в принципе: арабы вообще не желали видеть евреев на своей территории. На конференции было решено создать Комитет защиты Палестины и начать собрать деньги на пропаганду, оружие и террористическую деятельность. Одновременно объявлялся бойкот еврейским и английским товарам. А еще через месяц вспыхнули беспорядки, и 26 сентября был убит губернатор северного округа англичанин Льюис Эндрюс.



5

Но англичане отказываться от плана раздела Палестины не хотели. 4 января 1938 г. британский кабинет министров после продолжительных дебатов принял решение создать новую комиссию, которая должна была «предложить возможные линии временных и постоянных границ, которые будут между евреями и арабами под британским управлением». Комиссия, которую возглавил сэр Джон Вудхед, прибыла в Эрец-Исраэль в апреле и работала там до августа. А ситуация в Европе в это время становилась все более и более напряженной. Эвианская конференция завершилась окончательным отказом практически всех стран мира принять к себе еврейских беженцев. После ее окончания Еврейское Агентство обратилось к министру колоний Великобритании Макдональду разрешить свободную иммиграцию в Эрец-Исраэль евреев из тех стран, где их жизни угрожает опасность. Позволить это сделать хотя бы тем из них, у кого в Палестине есть родственники. Ответ был весьма категоричен: «…Посторонние соображения, такие, например, как положение евреев в Германии, Австрии или в другом месте, не могут приниматься во внимание при определении количества разрешений на въезд в Палестину».

Комиссия Вудхеда, чье заключение было обнародовано в ноябре 1938 г., подтвердила, что Мандат вполне может перерасти в практическое разделение на Израиль и арабское государство и что условия для этого есть, но план раздела, предложенный комиссией Пиля, не может быть осуществлен. Согласно этому плану, в составе населения еврейского государства должно оказаться около 50% арабов, которые имеют почти 80% земли, в то время как на территории, предназначенной для арабского государства, не оказалось практически ни одного еврея. Поэтому конфликтующие стороны должны продолжить переговоры, а план комиссии Пиля следует отменить.

Окончательный вывод, который был сделан по материалам комиссии, носил вполне концептуальный характер. Универсальность была доказана всем последующим ходом истории. Конфликт между двумя национальными общинами возник в узких границах одной маленькой страны. Между общинами нет никаких точек соприкосновения, их национальные стремления несовместимы. Арабы желают возродить традиции арабского золотого века. Евреи стремятся показать, что они смогут достичь, когда будут восстановлены на земле, на которой родился еврейский народ. Ни один из двух национальных идеалов не допускает создания единого государства.

События 1937 – 1938 гг. заставили британское правительство принимать некоторые решения, касающиеся ближневосточной политики, и положение в Палестине легли в основу трех Белых книг.

Белая книга июля 1937 г. явилась отчетом о политике британского правительства, который был обнародован вместе с отчетом комиссии Пиля. Британское правительство в принципе приняло план раздела страны на два государства и обязалось предпринять действия, способствующие его реализации. В переходный период было решено «запретить заключение любых земельных сделок, которые могли бы поставить под угрозу осуществление этого плана», и ограничить иммиграцию с августа 1937 г. до марта 1938 г. до восьми тысяч человек.

Белая книга декабря 1937 г. приводила письмо министра колоний верховному комиссару Палестины о назначении комиссии Вудхеда для подробного рассмотрения плана раздела.

Белая книга ноября 1938 г. в соответствии с заключением комиссии Вудхеда дезавуировала рекомендации комиссии Пиля и извещало, что политические, административные и финансовые трудности, связанные с «предложением о создании арабского и еврейского независимых государств на территории Палестины, столь велики, что такого рода разрешение проблемы практически неосуществимо». Правительство намеревалось созвать конференцию с участием представителей палестинских арабов, арабских государств и Еврейского агентства для обсуждения вопросов «будущей политики, включая вопрос об иммиграции в Палестину».

С убийства британского комиссара Галилеи Льюиса Йелланда Эндрюса в сентябре 1937 года началась необъявленная война, которую повели арабские вооруженные формирования против еврейского национального меньшинства в принадлежащей Британской империи на правах страны-мандатория территории древней Палестины. Но назвать это военное противостояние войной было бы, наверное, ошибкой. И, скорее всего, назвать эту кампанию, уносящую человеческие жизни, арабским восстанием, как это часто встречается в исторической литературе, тоже неверно. Это был организованный и спровоцированный массивной пропагандой в арабских СМИ террор, который вели, как правило, существующие независимо друг от друга арабские банды. Но лидер у них был один – муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни (1895 – 1974).

Хуссейни – одна из «знаковых» фигур в истории Ближнего Востока первой половины ХХ века. Выходец из одной из наиболее богатых и влиятельных арабских семей Иерусалима, он получил блестящее для своего времени образование, пройдя последовательно общеобразовательную школу, принадлежащую международному еврейскому движению «Альянс», а затем исламский университете в Каире и училище по подготовке административных работников в Стамбуле. В годы Первой мировой войны служил в турецкой армии, позднее работал в британской военной администрации. Лидерские качества проявились у Хуссейни очень рано, и, возглавив иерусалимский «Арабский клуб», он получил в свои руки одну из двух крупнейших в Палестине организаций националистически настроенной арабской молодежи. В апреле 1920 г. стал организатором антиеврейских беспорядков в Иерусалиме, за что был заочно приговорен английским судом к десяти годам тюремного заключения, но был помилован в августе того же года.

Пытаясь снять напряжение и уменьшить накал арабо-еврейского противостояния в регионе, британский Верховный комиссар Герберт Сэмюэль в качестве одной из наиболее серьезных уступок арабам пошел на беспрецедентный шаг: он назначил в мае 1921 г. лидера арабского протестного движения, каким был Хуссейни, муфтием Иерусалима. Самое пикантное в этом вопросе было то, что сами арабы отказывали Хусейни в доверии. На выборах муфтия коллегия выборщиков из числа знатных арабских семей оставила его на последнем месте, отдав ему только 8 голосов, и выбрала умеренного кандидата. Но, в конечном счете, Г. Сэмюэль поддался давлению и провокациям со стороны клана Хусейни, а также «советам» своего его проарабски настроенного советника по делам мусульман Эрнеста Т. Ричмонда, и силой провел свое решение. «Бумеранг вернулся» почти немедленно: сразу после назначения Хусейни начались беспорядки в Яффе и других местах, в ходе которых было убито 43 еврея. В 1929 г. Хусейни был одним из наиболее активных организаторов еврейских погромов. Известный английский историк Пол Джонсон назвал назначение Хусейни «одной из самых трагических и решающих ошибок» ХХ века.



6

Хусейни был одним из авторов идеи сплочения мусульманского мира путем создания какой-то единой международной организации. В 1926 г. состоялась международная исламская конференция в Мекке. На ней представители 15 мусульманских стран объявили о создании Конгресса исламского мира (КИМ). До очередной сессии, состоявшейся в 1931 году в Иерусалиме, КИМ не был оформлен организационно. Но на Всемирной Исламской конференции, состоявшейся в Иерусалиме в 1931 г., приняли участие уже 22 исламских государства, и Хусейни был ее председателем.

С приходом Гитлера к власти для Хусейни появился новый идеологический центр, по которому он с этого момента начал ориентироваться в борьбе с еврейским миром. В 1936 г. в Лозанне состоялась его встреча со швейцарским банкиром, членом нацистской партии Франсуа Жено, за которым уже тогда закрепилась кличка «черного банкира». Именно Жено, которого Хусейни до конца своей жизни считал своим душеприказчиком, являлся финансистом Третьего Рейха по всем делам на Ближнем Востоке.

Радикальные исламисты, пришедшие сегодня к власти в ряде мусульманских стран, следуют антисемитскому сценарию, детально разработанному и примененному Адольфом Гитлером во времена Третьего рейха. Известный американский публицист Чак Морзе в своей книге «Связь нацистов и исламского террора: Адольф Гитлер и Хадж Амин аль-Хусейни» (2006) приводит доказательства того, что антиеврейские беспорядки в Палестине, имевшие место в 1936 – 1939 гг., финансировались из нацистских источников и координировались агентами абвера, завербовавших и самого Хусейни. Немцы же через Саудовскую Аравию и Ирак переправляли иерусалимским арабам оружие, а основной боевой группой Хусейни была созданная им по образцу Гитлерюгенда молодежная подпольная организация «Al Futuwwah».

Из Англии в Палестину на укрощение бандитских формирований прибыло более 20 тысяч человек. В сентябре 1937 г. было объявлено военное положение, а 1 октября 1937 г. мандатные власти разогнали созданный за год до этого арабский комитет и выдали ордер на арест его лидера Амина аль-Хусейни. Были проведены аресты руководства арабских организаций. 9 ноября в Палестине были учреждены военные суды. Около 200 видных арабо-палестинских деятелей были арестованы и депортированы на Сейшельские острова, а их лидеру аль-Хуссейни удалось тайно бежать морем в Ливан.

gitlerhuseini.jpg
Амин аль Хусейни и Адольф Гитлер

gimmlerhuseini.jpg
Амин аль Хусейни и Генрих Гиммлер

В дальнейшем, вплоть до окончания арабского бунта в сентябре 1939 г. стычки между бандами и британскими армейскими отрядами шли по инерции, по большей части, без какой-либо политической мотивации со стороны арабов. По ишуву тогда передвигалось множество мелких разрозненных арабских отрядов численностью по 10-15 человек в каждой. Действовали они, главным образом, в сельской местности. Власти применяли коллективные наказания и смертную казнь за любые нарушения, включая хранение оружия. Благодаря вражде между арабскими кланами, секретные службы британцев получали всю нужную информацию от самих арабов – одни доносили на других. К арестованным – как арабам, так и евреям – применялись пытки.

Кровавые налеты этих банд заканчивались грабежами, избиениями, изнасилованиями, а в случаях осложнений ситуаций – и убийствами. Более крупным бандам иногда удавалась захватить, устроить резню и потом еще некоторое время удерживать контроль над целыми районами. Например, в их руках какое-то время был и Хеврон, и Старый город в Иерусалиме. В 1938 году они захватили Тверию. Тогда там погибло 19 евреев. Особо жестоко погромщики расправлялись со своими единоверцами из числа тех, кого подозревали в связях с евреями или просто отказывающихся с ними сотрудничать. Так, на глазах у всех были убиты старейшины трех крупных кланов. Сотни арабов погибли в те годы в междоусобных стычках. Тысячи арабов бежали из Палестины. Постепенно из собранных изначально в качестве повстанцев эти отряды превратились в банды обычных уголовников.

Понимая, что арабский бунт направлен и против мандатной администрации, британские власти фактически пошли на сотрудничество с Хаганой, и уже в 1936 г. мобилизовали во вспомогательные полицейские формирования около 3000 евреев, взяв на себя обеспечение их формой, оружием и выплату участникам половины жалованья. Формально эти силы были подчинены британской полиции, но, по существу, являлись боевой силой Хаганы. Вскоре эти формирования были преобразованы в «Полицию еврейских поселений», отделения которой находились во всех еврейских сельскохозяйственных поселениях и во многих еврейских городских кварталах. В этот период сформировались и основополагающие принципы Хаганы: полная независимость от каких бы то ни было нееврейских органов власти, внепартийность и неприятие милитаристской идеологии.

haganaotryad.jpg
Бойцы одного из отрядов Хаганы

Постепенно из отрядов самообороны Хагана превратилась в организацию армейского типа. Число территориальных отделений достигло двадцати, а общая численность ее членов составляла порядка двадцати пяти тысяч человек. В 1938 г. полевые роты устраивали засады на арабские банды и организовывали так называемые особые операции. Когда участились арабские нападения на железнодорожные пути и нефтепровод Киркук-Хайфа, Хагана стала легально действовать за пределами ишува и проводить наступательные операции против центральных баз арабских террористов. По дорогам курсировали мобильные патрули. Все это привело к тому, что практически все попытки арабов вырезать население даже мелких поселков, потерпели провал, и ни одно поселение не было эвакуировано.

Пик бунта пришелся на лето-осень 1938 г., когда в налетах на еврейские поселения принимало участие более ста вооруженных групп, и в их руках было большинство поселков и несколько мелких городов. Рядом с британскими войсками в подавлении банд принимали участие и полицейские формирование, созданные из числа еврейского населения. За три года боевого противостояния погибло 174 еврея и около 250 арабов. Жертв с обоих сторон было бы больше, но отряды «Хаганы» своим активным патрулирование местности и конвоированием автомобильных караванов не позволяли арабским бандам проявить свою активность. Кроме того, в 1939 г. появились так называемые «Полевые роты» и «Ночные отряды». Они проводили карательные акции, подавляя террористическую активность в тех населенных пунктах, откуда приходили с погромами арабские отряды.

Междоусобные стычки между отдельными арабскими бандами за контроль над территорией или добычей приводили к многочисленным жертвам среди арабского населения, что завершилось, в конце концов, появлением в арабских поселках собственных отрядов самообороны. Военная обстановка и многочисленные жертвы привели к тому, что началось бегство арабов с подмандатной территории. По некоторым оценкам, число палестинских арабов, перебравшихся в соседние регионы, превысило 30 тысяч человек. Весной 1939 г. последние банды были разогнаны, и к сентябрю вооруженные стычки прекратились совсем.



7

Получив от Лиги Наций мандат на владение в течение тридцати лет территорией Палестины, Великобритания приняла на себя обязанность создать все условия еврейскому народу с тем, чтобы по окончанию срока мандата, то есть в 1948 году, он смог объявить о возрождении своей утраченной более двух тысяч лет назад этнической независимости. Но у страны-мандатория были и свои личные интересы на Ближнем Востоке. Мировая война привела к кризису и распаду колониальной системы, и потери англичан в этом отношении были весьма значительны. Зоной стратегических интересов для них был Суэцкий канал, возникновение напряженности в которой немедленно создавало проблемы с доступом в Индию и другие азиатские колонии и, что было еще важнее, к ближневосточным источникам нефти. Первая мировая война была первой, которую уже можно было назвать «войной машин», и фактор нефти стал приобретать первостепенное значение в мировой экономике и политике.

Поддержка арабского и исламского мира была крайне важна для Великобритании. Спокойствие в этом регионе было своеобразной гарантией укрепления английского влияния в борьбе с французской экспансией в зоне собственного мандата. Но уже буквально с первых дней после решения конференции в Сан-Ремо возник и стал все больше и больше нарастать еврейско-арабский конфликт, принявший характер откровенного этнического противостояния, сопровождавшегося человеческими жертвами. Это серьезно подрывало имидж страны-мандатория и создавало дополнительные проблемы при решении глобальных вопросов.

Однако получив мандат исключительно с целью защиты интересов еврейского народа, англичане просто вынуждены были их лоббировать, оттесняя арабов на второй план. В 1930-е гг. щекотливость ситуации возросла из-за постоянного укрепления в исламских странах фашистской идеологии, в борьбе с которой евреи при всех условиях были на стороне англичан. Поэтому, одновременно с жестким подавлением арабских бунтов военными методами, Великобритания пыталась найти компромиссное решение и снизить накал недовольства палестинских арабов ограничением еврейской иммиграции. Ситуация усугублялась все возрастающей опасностью возникновения войны.

Эвианская конференция, прошедшая в июне 1938 г., отчетливо продемонстрировала, что практически все страны мира отказались принимать участие в решении судьбы европейских евреев, которых нацисты с каждым днем все больше и больше выдавливали из континента. Но и англичане, прижатые арабами одним даже фактом своего многомиллионного присутствия в регионе и опасностью возникновения нового бунта, не могли ничем евреям помочь. Вот в такой ситуации и началась 7 февраля 1939 г. в Лондоне международная конференция с участием сионистских и палестинских лидеров, а также государственных делегаций арабских стран – Трансиордании, Египта, Саудовской Аравии и Йемена. Поскольку арабская делегация отказалась встречаться с еврейской напрямую, все посреднические функции взяли на себя британцы, заседая поочередно то с одними, то с другими.

sentdjeimdvor.jpg
Сент-Джеймсский дворец

Конференция проходила в Сент-Джеймсском дворце, в одном из самых престижных и безопасных районов Лондона, отчего и вошла в историю под названием Сент-Джеймсской. Еврейскую делегацию возглавлял Хаим Вейцман, а арабскую, в соответствии с приглашением Министра по делам колоний Малькольма Джона Макдональда, Амин аль-Хусейни, но последнего к участию в конференции не допустили. Арабская делегация отвергла Декларацию Бальфура, потребовала прекращения еврейской иммиграции, предоставления Палестине независимости и прекращения передачи земель от арабов евреям. Еврейская делегация, в свою очередь, настаивала на повышении квоты еврейской иммиграции в Палестину, на получение разрешения строительства дополнительных еврейских поселений и создания легальных вооружённых сил самообороны. Еврейская делегация категорически выступила против плана создания независимого палестинского государства до тех пор, пока еврейское население не станет составлять большинство.

makdonaldmalk.jpg
Малькольм Джон Макдональд

veitsmanhaim.jpg
Хаим Вейцман

Английское правительство объявило о том, что, если конференция не приведет к какому-либо соглашению, оно само определит характер ближневосточной политики. Суть ее изложил на конференции министр иностранных дел Эдуард Галифакс. Незадолго до этого, в ноябре 1937 г., Галифакс вел переговоры с Гитлером, во время которых, сторонник «политики умиротворения» Германии, предлагал программу англо-германского соглашения. Позднее Э.Галифакс стал одним из инициаторов Мюнхенских соглашений 1938 года. На Сент-Джеймсской конференции он призвал еврейских лидеров ради умиротворения арабов добровольно пожертвовать жизненными интересами еврейского населения Эрец-Исраэль и согласиться с предложенным британским правительством рассчитанным на десять лет планом создания самостоятельного Палестинского государства. План предусматривал наличие в западной части Эрец-Исраэль двунационального государства, в котором арабам предоставлялись явные преимущества в органах управления. Предполагалось и резкое сокращение еврейской иммиграции.

galifaksed.jpg
Эдуард Вуд Галифакс

Естественно, евреи отвергли этот план в силу того, что он противоречит условиям мандата, которые могут быть изменены только Советом Лиги Наций. Но отвергли его и арабы, которые рассчитывали добиться для себя более полной и скорой независимости. В конечном итоге, Великобритания огласила свое решение. Принцип ограничений, обусловленных экономической емкостью страны, установленный в Белой книге 1922 г., был заменен новым политическим принципом. Британское правительство полагало, что при неограниченном расширении еврейского национального очага в стране воцарится «право сильного». Поэтому было предложено в ближайшие пять лет ограничить еврейскую иммиграцию 75 тысячами человек в год, не ограничивая при этом иммиграцию арабов. Было также поставлено условие, при котором еврейское население не должно превышать трети населения Палестины. И наконец, был провозглашен принцип создания независимого государства в Палестине без объявления сроков. Вариант такого решения обеими делегациями был отвергнут, и конференция 17 марта была закрыта.



8

Спустя два месяца после того, как делегации уже разъехались, а сама попытка найти компромиссное решение палестинской проблемы была признана неудачной, был опубликован документ, наконец, документ, подготовленный британским правительством и подводящий окончательные итоги конференции. В историю Европы он вошел как «Белая книга Макдональда».

makdonalddjeimsr.jpg
Джеймс Рамсей Макдональд

Это уже была шестая по счету Белая книга со дня обретения англичанами Палестины в качестве подмандатной территории. Британское правительство окончательно подтверждало, что и в дальнейшем будет проводить проарабскую политику в Эрец-Исраэль. На еврейскую иммиграцию в Палестину действительно устанавливалась квота: 75 000 человек в ближайшие пять лет, причем дальнейший приток олимов должен будет происходить только с согласия арабов. Великобритания подтверждала свое желание через десять лет обеспечить Палестине независимость, хотя этот пункт оговаривался условием, что арабо-еврейские отношения будут допускать это. Вводились жесткие ограничения на покупку земли евреями, а в определённых районах она была полностью запрещена.

Так одним росчерком пера была перечеркнута Декларация Бальфура и отброшены как несущественные принципы мандата. «Правительство Его Величества, – отмечалось в документе, – не рассматривает заявление о политике, сделанное в 1922 году, или письмо 1931 года как указание на то, что мандат требует от правительства всегда и при всех обстоятельствах содействия иммиграции евреев в Палестину, считаясь только с ограничениями, обусловленными экономической вместимостью страны. Точно так же правительство не находит чего-либо в мандате или в последующих заявлениях о политике, что поддерживало бы ту точку зрения, что создание еврейского национального очага не может быть осуществлено без непрерывного продолжения иммиграции. Если иммиграция сказывается неблагоприятно на экономическом положении страны, то очевидно, что она должна быть ограничена».

Следующий за этими словами абзац и вовсе лишал евреев какой бы то ни было надежды на создание собственного государства. «Правительство Его Величества недвусмысленно заявляет, что в его планы не входит преобразование Палестины в еврейское государство. Более того, оно считает, что если бы арабы, населяющие Палестину, стали поданным еврейского государства против их воли, то это противоречило бы обязательствам в отношении арабов на основании мандата, а также заверениям, которые были даны арабскому народу в прошлом».

Белая книга Макдональда стала поворотным пунктом в отношениях между британским правительством и сионистской организацией. В британском парламенте принятие «Белой книги» чуть не провалилось, а мандатная комиссия Совета Лиги Наций признала её недействительной. В ишуве она вызвала отчаяние и гнев. «Книгой измены» назвал ее Давид Бен-Гурион. По всей Палестине прошла волна беспорядков и демонстраций, завершившихся человеческими жертвами. В ответ на это еврейские подпольные организации организовали взрывы бомб на арабских рынках. Мир находился на пороге Второй мировой войны. Из Европы началось массовое бегство евреев. На пути легальной иммиграции был поставлен непреодолимый барьер. Началась иммиграция нелегальная. Европейское еврейство стояло на пути гигантской катастрофы.

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №3

 
 
Яндекс.Метрика