Из записок востребованного

 

«Ален Делон не пьет одеколон…!» – пел когда-то Вячеслав Бутусов из группы «Наутилус Помпилиус». А вот белорусский президент Александр Лукашенко не слушает песню «Феллини» ведущих российских рок-групп «Сплин» и «Би-2». Не слушает – идругим не разрешает. Строчки «герой на героине, героиня на героине» батька счел «пропагандой нездорового образа жизни» и приказал незамедлительно убрать этот шлягер из эфира всех белорусских радиостанций. Может, он и прав. Но вот явно антисемитскую книгу «Война по законам подлости», которую минское издательство «Православная инициатива» в 1999 году выпустило тиражом 30 тысяч экземпляров, ни словом не осудил. Книга широко и свободно продается в центре Минска и даже добралась до Америки.

– Эту книгу я нашел на Брайтоне. Она тихонечко стоит на полке в магазине «Санкт-Петербург», – сказал корреспонденту «Форвертса» вице-президент Союза еврейских организаций и руководитель реформистского движения Белоруссии Яков Басин.

Предлагает читателям «Форвертса» небесспорные размышления Якова Басина о сегодняшней еврейской жизни Белоруссии.


         
           «Государство делает вид, что ничего не происходит»

Сегодня антисемитизм как национальная политика государства практически отсутствует. То есть нет тех одиозных форм антисемитизма, которые были еще в недалеком прошлом. Нет отказов в выборе профессии, нет процентной нормы при поступлении в институт, свобода эмиграции – полная. Но государственный антисемитизм проявляется сегодня в том, что страна отказывается защищать национальные меньшинства от каких-то посягательств. Например, от посягательств шовинистической прессы. Сегодня самым большим источником идеологического антисемитизма в стране является ортодоксальное православие. Именно оно издало в конце 1999 года книгу, которую сейчас все называют «энциклопедией антисемитизма». Книга эта – «Война по законам подлости». Мы, еврейские активисты, подавали в суд и проиграли. Потому что книгу объявили… научным изданием. Мол, она «наполнена научным содержанием» и посему судебному разбирательству не подлежит.

На мой взгляд, расчищается информационное поле для ортодоксального православия, создается его приоритетная база. По государственному радио журналистка Нина Чайка ведет в прямом эфире передачу, в которой на головы и уши слушателей выливается мощный поток великодержавного российского шовинизма. А ведь это – государственное радио.

Ни социальной, ни правовой защиты государства еврейское национальное меньшинство сегодня практически не имеет. За последние 12 лет, что я занимаюсь еврейской деятельностью, ни один антисемит не осужден за вандализм на еврейских кладбищах и за жуткие антисемитские надписи на стенах, на заборах. В Минске опять начал издаваться журнал «Политический собеседник», и в нем выступает все тот же Эдуард Скобелев, который еще в 90-х предлагал решать проблему международного еврейского правительства, «взявшись за автоматы, как решают ее наши восточные друзья». Сейчас в «Народной газете» опять воспевают хвалу известным антисемитам Бегуну и Романенко. В Гродно на парапете набережной Немана можно увидеть свастику и магендовид, а между ними – знак равенства. Кто-то наказан за это? Ничего подоброго! Государство делает вид, что ничего антиеврейского на Белой Руси не происходит.

 

          «Здесь лежит половина города…»

О том, что в Белоруссии нет памятника, увековечивающего память 843 тысяч евреев, погибших в Холокосте, говорят давно. На месте бывшего гетто, на Юбилейной площади недавно был установлен небольшой памятный знак, этакий «огрызочек». Но ведь до войны 42 процента населения Минска составляли евреи! Минское еврейство уничтожено практически всё. Половина города! Каждый камень должен вопить об этой трагедии. В Слуцке до войны еврепи составляли 82 процента населения города, в Бресте – 50 процентов, в Гродно – 70 процентов… И все эти люди уничтожены, а память о них никто увековечивать не хочет.

Прошлым летом на «Яме» установили новый мемориал, автором которого является президент Союза еврейских общественных объединений и общин Белоруссии Леонид Левин. Памятник довольно впечатляющий. Там поработал такой мастер как Эльзы Поллак. Но не буду оценивать его национальные, культурные или религиозные особенности. Важен в данном случае политический аспект. Государство, скорее всего, сочтет свою миссию по увековечению жертв геноцида выполненной: мол, вам установили мемориал – и достаточно…

На Юбилейной площади власти собираются открыть Музей современного искусства. То есть, на месте гетто установят современные скульптуры и вообще забудут о том, что в Минске во время войны находилось гетто. А вот на кладбище на улице Сухой установлены два памятника – гамбургским и дюссельдорфским евреям. Это высоченные гранитные камни. Их установили евреи из Европы. По сравнению с этими глыбами «огрызочек» на Юбилейной площади в память о 100 тысячах евреев выглядит как плевок в лицо нашей общине: государство может счесть свою задачу выполненной и более не думать о том, как увековечить память каждого третьего, погибшего на территории Белоруссии.

 

          «Беларусь всегда была теплой хатой для евреев»

В чем-то Лукашенко был прав, говоря на открытии памятника жертвам Минского гетто, что «Беларусь всегда была теплой хатой для евреев». Население Белоруссии всегда было толерантно к евреям. Из всех немецких команд, занятых уничтожением 840 тысяч евреев в годы Второй мировой войны, только две были составлены из белорусской молодежи. Все остальные были латышами, поляками, литовцами. Я изучал архивные данные. Высокое нацистское начальство жаловалось в Берлин, что подтолкнуть местное население к еврейским погромам им не удается. На этом и основано мое убеждение: власти используют антисемитские настроения в своих корыстных, чисто политических целях. Хотя Лукашенко, насколько мне известно, никоим образом не является антисемитом. Но он использует антисемитские элементы в своей внутренней политике и дает возможность свободно действовать в этом направлении главному идеологу Владимиру Заметалину. Сама проблема подталкивает их – без антисемитизма им обойтись никак нельзя.

                                             

          Исход – и мы

Возникает вопрос, насколько долговечно пребывание евреев на территории Белоруссии?

Алия большая, несмотря на события, происходящие в Израиле. Очередь в консульство – на 2 – 3 месяца вперед. Едут, в основном, в Израиль. Молодежь «вымывается» из страны по израильским программам, а потом к детям на воссоединение едут родители. Есть семьи, которые еще год назад не задумывались о национальном самосознании. Но после того, как их дети начали посещать наши семинары, пожилые идут вслед за молодыми. Этот, на мой взгляд, исторически обусловленный процесс исхода европейского еврейства не зависит от чьей-то воли. Его нельзя ни затормозить, ни остановить.

По данным официальной переписи, в Белоруссии сегодня осталось 28 тысяч евреев из 112 тысяч еще десять лет назад. По нашим же, неофициальным данным имеют право на репатриацию 50-60 тысяч. В связи с такими данными главная наша задача – не дать этим людям уйти в ассимиляцию. Ни один Холокост не унес столько еврейских душ, сколько ассимиляция. Евреям все труднее жить по мере восстановления тоталитарных структур, и они уходят в ассимиляцию.

Я припоминаю всплеск интереса к еврейской жизни до прихода Лукашенко к власти. И помню, как потом этот интерес стал падать, поскольку государство не поддерживало национальные меньшинства. Поток государственного шовинизма приводит к насильственной русификации в Белоруссии. При этом белорусы страдают больше, чем другое население. Чтобы остановить этот процесс, нужно любыми путями удерживать еврейство. Как только еврей начинает чувствовать себя евреем и возвращается в лоно своей общины, он начинает понимать, что в Белоруссии его национальные чаяния удовлетворены быть не могу. Поэтому дело кончается репатриацией или эмиграцией.

Меня часто спрашивают: а ты-то сам  почему не уезжаешь? Я – журналист и писатель. Я не уехал, потому что понял, что не смогу составить конкуренцию профессиональным журналистам – в Израиле или любой другой стране. А пишущий человек не писать не может В Белоруссии я востребован.

 


          «Форвертс» - «Еврейский камертон», 31 мая 2001 г.

 
 
Яндекс.Метрика