Холокост на Гомельщине

 

Публикаторы В.Гершанок и В. Райский (Минск)

 

Документ №1

Общественное объединение Гомельская областная еврейская община «Ахдут»

246017 г. Гомель, ул. Красноармейская, 1а

Уважаемый господин Гершанок!

В ответ на ваш запрос №98 от 23.12.2003 г. направляем архивную справку, ксерокопию «Акта №5 о массовом истреблении немецко-фашистскими захватчиками еврейского населения города Гомеля, 1944 года, ноября 12 дня» (ГА РФ ф.7021 оп.85, д.256, л.л. 217-222), а также ксерокопии всех имеющихся в ГА РФ «Поименных списков расстрелянных, повешенных, замученных граждан СССР гор. Гомель» (ГА РФ, ф. 7021, оп.85, д.256, л.л. 27-34), в которых имеются сведения о гражданах еврейской национальности.

Одновременно сообщаем, что согласно упомянутым Вами архивным шифрам (ГА РФ ф.7021, оп.85, д.413 л.15; там же, д.415, л.40) в документах ГА РФ имеются лишь отдельные упоминания о гетто в г. Гомеле и о фактах массовых расстрелов еврейского населения города.

Ксерокопии вышеупомянутых документов также направляются в Ваш адрес.

Приложение: на 1л. Архивная справка на 27 л.л. ксекрокопии документов.

С уважением

Зам. Директора архива О. В. Маринин

 

Документ №2

Акт №5

О МАССОВОМ ИСТРЕБЛЕНИИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОР. ГОМЕЛЯ

1944 года, ноября 12 дня, специальная следственная комиссия под председательством: Н.С. РЫЩУКА – ответственного секретаря тайной областной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний, в составе: майора Государственной Безопасности, юриста 2 класса И.И.Отрошко, Зав. отделом Чрезвычайной Областной Комиссии М.Л. Фридмана, депутата Верховного Совета СССР – учительницы М.М. Прудниковой, Главного врача Центральной городской поликлиники Г.А.Ленивцевой и протоирея Православной церкви Михаила Прокофьевича Крот составлен настоящий акт о массовом истреблении немцами еврейского населения города Гомеля.

Вероломно и подло напав на нашу Советскую родину, немецко-фашистские захватчики с первых же дней приступили к практическому осуществлению бредовых расистских планов поголовного истребления так называемых «низших» рас: в первую очередь еврейского населения, цыган и т.п.

Захватив город Гомель, немецкое командование, через первого коменданта города, обер-лейтенанта Швех, издало приказ о том, что еврейское население независимо от возраста и пола, обязано носить опознавательный знак в виде желтых нашивок на одежде. По данному вопросу осужденный участник фашистских злодеяний Гулевич на следствии рассказал:

«…Примерно через месяц после оккупации гор. Гомеля на видных местах в городе был расклеен приказ немецкого командования, который гласил: «Следует препятствовать всякому сношению с евреями, разговор, рукопожатие с ними запрещаются. Все евреи обязаны носить опознавательный знак в виде желтых нашивок на груди и на плечах». Через день после этого приказа квартальные полицейские приводили в участок группы евреев, на груди и спине которых я лично сам видел нашивки из желтой материи» …

Не ограничиваясь этим, гитлеровцы продолжали глумиться над мирными гражданами. Они под угрозой смерти запретили евреям появляться на улицах города. Свидетель Бетяков Нестер Яковлевич Комиссии сообщил:

«Русским не разрешалось разговаривать с евреями. Евреям нельзя было ходить по улицам»…

Очевидец немецких злодеяний гр. Кожемякина Антонина Еремеевна по этому вопросу Комиссии рассказала:

... «Русским не разрешалось разговаривать с евреями. Был факт, когда к нам в дом пришла соседка – мать моей наилучшей подруги, фамилия которой Рудицер. Пришла она к нам просить помочь ей продуктами. В это время зашел немец, он стал сильно кричать и толкать соседку-еврейку, крича, что евреям нельзя быть у русских»…

Вслед за приказом о введении опознавательных знаков, гитлеровские людоеды на окраине города Гомеля, в так называемом поселке «Монастырек», осенью 1941 года организовали еврейское «Гетто». Под силой оружия фашистские палачи водворили сюда более 800 человек еврейской национальности – стариков, женщин, детей, выселив их из своих квартир. По этому вопросу осужденные участники немецких зверств Гулевич Ф.К. и Потапенко Е.В. на следствии показали:

... «Вскоре последовало распоряжение о том, что все еврейское население из городских квартир должно быть переселено в одно определенное место. Таким местом в Гомеле была окраина города «Монастырек»…»

... «В первой половине октября 1941г. я в «Монастырке» проверил все жилые и нежилые здания и подготовил место для помещения мирных граждан, которые вскоре должны быть арестованы с семействами и загнаны в «Монастырек»…

Такие же еврейские «Гетто» фашистские палачи организовали и в других местах города: в бараках по Ново-Любенской ул., в домах по Быховской улице и в Ново-Белице. Очевидец немецких зверств гр. Степанцов Владимир Борисович по этому вопросу Комиссии сообщил:

«Всех евреев согнали в местность «Монастырек», что находится возле Электростанции. Местность была обнесена колючей проволокой. Всего было согнано более 800 человек, среди них старики, дети, женщины. Всех лиц еврейской национальности, проживающих в Залинейном районе, согнали в бывшие казармы, расположенные по Н. Любенской улице. В этот лагерь было согнано более 500 человек. Лагерь также был обнесен колючей проволокой»…

В «Гетто» фашистами была создана невыносимая для советских граждан обстановка: чрезмерная скученность людей, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий. Продукты питания не доставлялись, в то время как евреям, под угрозой расстрела, категорически запрещалось выходить за пределы зоны «Гетто». Арестованных гитлеровские садисты избивали по всякому поводу и без повода. Вот, что рассказал Комиссии свидетельница Кожемякина Антонина Еремеевна:

«В течение всего этого времени советским гражданам собранным в «Монастырек» никакого питания не предоставлялось, поэтому были случаи, когда много людей умирало с голода. При попытке выйти за пределы «Монастырька» советских граждан беспощадно расстреливали»…

Об издевательствах над евреями в «Гетто» участник фашистских злодеяний Потапенко Е.В. на следствии показал:

... «В лагерях на Н. Любенской, Быховской улицах и «Монастырьке» содержалось около 400 арестованных мирных граждан. У каждого на груди и на спине были нашиты желтые квадраты и за черту лагеря, под угрозой расстрела, им выходить запрещалось. За время содержания арестованных в лагерях им никаких продуктов не доставлялось. Целые группы арестованных умирали с голоду. Некоторых арестованных мужчин использовали на работе по очистке улиц, но относились к ним зверски: их избивали без каких-либо на это причин, мне часто приходилось избивать жителей в «Монастырьке» за то, что они от нас требовали продукты питания и дрова для отопления помещения, где они находились под стражей»…

Над евреями, заключенными в «Гетто» издевались не только охранявшие их немцы и русские полицейские. Многочисленные немецкие солдаты группами и в одиночку устраивали «экскурсии» в «Гетто» для ограбления несчастных людей. Одновременно с этим немцами и полицейскими производился настоящий погром всех городских квартир граждан-евреев. Все их имущество подвергалось разграблению.

В начале ноября 1941 года фашистские палачи приступили к массовому истреблению узников еврейского «Гетто». Беззащитных женщин, стариков и детей мерзавцы расстреливали в противотанковом рву около усадьбы машинно-тракторной мастерской (МТМ), в лесу около деревни Лещинец, и на 9 км по шоссе Гомель-Чернигов, что подтверждается многочисленными показаниями свидетелей – Кожемякиной А.Е., Степанцова В.Б., Бородина И.И., Калинович Л.А. и др. Свои жертвы фашисты вывозили к месту расстрела непосредственно из «Гетто», некоторых же направляли в Гомельскую тюрьму и оттуда после жестоких пыток и истязаний отправляли к месту расстрела.

На основании вышеизложенного, следственная комиссия считает установленным, что только в течения ноября-декабря 1941года немцами в г. Гомеле истреблено 2500 человек советских граждан еврейской национальности.

Всего же за время оккупации гор. Гомеля немецко-фашистские захватчики замучили и расстреляли более 4000 человек советских граждан еврейской национальности.

Виновными в описанных злодеяниях являются следующие немецко-фашистские преступники:

1. ШВЕХ – обер-лейтенант, первый комендант гор. Гомеля

2. ЯКОБИ – генерал, второй комендант гор. Гомеля

3. КРАУЗЕ – шеф гомельского «СД» (службы безопасности)

4. ЛЕБОДАН – шеф «ГФП» (тайной полевой полиции)

5. Фон-БАУМ (МАЙБОТ) – обер-лейтенант, адъютант коменданта гор. Гомеля обер-лейтенанта ШВЕХ.

6. ШУЛЬЦ – Адъютант коменданта г. Гомеля генерала ЯКОБИ.

7. ШПЕРЛИНГ – Ефрейтор, начальник следственной тюрьмы при «ГФП»

8. МЮЛЛЕР – унтер-офицер «ГФП»

9. ПАУЛС – унтер-офицер «ГФП»

10. КУБАТ – унтер-офицер «ГФП»

11. АНДРИАНС (Андрей) – переводчик «ГФП»

12. ФРОЙДЕЛЬ Ярослав (Эрке) – сотрудник «ГФП» (чех)

13. ЮНГ – солдат «ГФП»

14. НОК – солдат «ГФП»

15. СТРАУБ Вольдемар Августович – старший следователь полиции.

Помимо перечисленных в истреблении еврейского населении в гор. Гомеле также виновны и другие сотрудники «ГФП», а также все сотрудники «СД», которые перечислены в актах о людоедской деятельности фашистках карательных организаций «СД» и «ГФП» (см. в материалах отдельные акты).

Кроме того, в указанных выше фашистских злодеяниях виновны соучастники немецких преступников – предатели советского народа:

1. ХОРУНЖИЙ – нач. Городской полиции

2. ПИЛЕЦКИЙ Иван Матвеевич – тоже

3. СЛОБОДСКОЙ Иван Кузьмич – пристав

4. РУСАК Иван Кириллович – помощник пристава

5. ХВИЛОН (ФИЛОН) Иван Лукьянович – урядник участка и помощник пристава

6. ЗАПЕКА Александр – начальник тюрьмы

7. СЛОБОДСКОЙ [прочерк] Кузьмич – начальник тюрьмы (брат Слободского Ивана).

8. МАРТЫНОВ – зондерфюрер, сотрудник «ГФП»

9. УРХАНОВ Александр – командир взвода 4 отделения по борьбе с партизанами

10. МОРОЗ – надзиратель тюрьмы

11. ПОТАПЕНКО Ефим Васильевич – квартальный надзиратель

12. ЩЕРБАКОВ Иван Иванович – тоже

13. ХАМУСЕВИЧ Петр Петрович – тоже

14. [нечетко] Петр Семенович – тоже

15. [нечетко] Никита Игнатьевич – полицейский

16. [нечетко] Даниил – тоже

17. ХЛЕБНИКОВ Николай – тоже

18. АДАМЕНКО Василий – тоже

19. ДОРОЖКОВ Степан Васильевич – тоже

20. ГУЛЕВИЧ Феликс Казимирович – тоже

21. ЧЕРКАС Степан – тоже

22. ГАРУСОВ – тоже

23. ВАСЕЕНКО – тоже

24. ГАВРИЛИН – тоже

26. КУЛИКОВ – тоже

27. БОНДАРЕВ – тоже

28. [нечетко] Александр Иванович – тоже

29. [нечетко] Антон – тоже

30. БЕРЕЗОВСКИЙ Иван – тоже

31. [нечетко] Владимир – тоже

32. [нечетко] Иван – тоже

33. [нечетко] Антон – тоже

34. [нечетко] Николай Минович – тоже

35. СОСНОВСКИЙ – полицейский (впоследствии – нач. Ветковской райполиции).

О чем и составлен настоящий акт. Немецко-фашисткие преступники и их кровавые сообщники – предатели своей Родины и народа не уйдут от ответственности.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ

Члены комиссии

(Н. РЫЩУК, А Земсков, И. Отрошко, М. Фридман, М. Прудникова, Г. Ленивцева, Михаил КРОТТ)

 

Документ №3

Справка «О злодеяниях немцев над мирными жителями г. Гомеля в период его временной оккупации»

О массовых расстрелах

В первые же дни оккупации г. Гомеля немецкие власти издали приказ за подписью военного коменданта, который обязал всех евреев повязать на рукавах желтые повязки, как знак, отличающий лиц еврейский национальности. После этого евреев всех возрастов, проживающих в центральной части города, согнали в местность наз. Монастырек. Всего в этом, обнесенном проволокой лагере было 800 человек.

По ул. Н. Любенской немцы организовали второй лагерь, который разместили в бывших казармах квартчасти. Туда согнали лиц еврейской национальности, проживающих в Залинейной районе. Всего в этом лагере было более 500 человек, в том числе 97 семей, пригнанных немцами из Лоева.

В Ново-Белице на территории ветеринарной лечебницы был организован третий лагерь, в который согнали более 200 человек. После месячного пребывания все малые и старые были отправлены в Гомель и размещены в Монстырке.

Все вещи, принадлежащие евреям, немцы забрали себе. В лагерях не кормили, люди были голодные, лиц, пытавшихся достать кусок хлеба, расстреливали, а лиц, пытавшихся дать обреченным на гибель кусок хлеба, сажали в тюрьму.

Числа 3 или 4 ноября 1941 года немцы произвели массовый расстрел невинных.

С 8 часов утра до 4 часов дня в Лещинце на территории МТС, где проходил противотанковый ров. Восемь часов большие крытые машины возили невинных к месту расстрела. Стоны, плач женщин и детей слышался из ямы. Всего было расстреляно в этот день до 2500 человек.

В январе 1942г. немцы расстреляли более 40 рабочих ПВРЗ [паровозо-вагоноремотного завода] по подозрению в связи с партизанами. Расстреливали по Речицкому шоссе, вблизи городка Лещинец.

О массовом угоне молодежи в Германию

С начала оккупации г. Гомеля до сентября 1942г. было угнано до 4000 человек

С сентября 1942 года по март-апрель 1943 года было отправлено до 6000 человек

Ответственными за мобилизацию, вернее, по насильственному угону в Германию был пьяница Дине Фриц, 38 лет, высокого роста, брюнет. Указанный Дине до работы в г. Гомеле работал по отправке молодежи в Германию на территории оккупированной Ленинградской области.

Комендатура

Военным комендантом г. Гомеля с сентября 1941г. по декабрь 1941г. был немец лейтенант Швех, 34-40 лет, низкого роста, тощий, носил пенсне. Адъютантом у Швеха был оберлейтенант Майбот, 28 лет, высокого роста, худой, брюнет носил очки.

Комендантом Стандарт Комендатуры был с января по апрель 1942г. генерал Якоби

60-68 лет, среднего роста, худощавый, владел русским языком. Адъютантом у него был оберлейтенант Шульц 30-32х лет, среднего роста.

После Якоби комендантом работал немец Кайзенберг, 60 лет, ниже среднего роста, полный, высматривался моложе своих лет, во время работы надевал очки. Работал он до мая месяца 1943г. Адъютантом у него был подполковник немец Кульман, 56-60 лет.

С мая месяца 1943г. работал комендантом полковник Бергер, 60 лет, высокого роста. Адъютантом был полковник Шиллер 43-44 лет, носил очки.

[Подпись неразборчива]

 
 
Яндекс.Метрика