Рисунки рукописных журналов как средство агитационно-пропагандистской работы среди партизан Беларуси (1941-1944)

 

          Татьяна БУКИНА (Минск)

 

Агитационно-пропагандистская работа в годы Великой Отечественной войны, став идеологическим оружием, являлась одним из приоритетных направлений государственной политики СССР. Мощной нацистской пропаганде, развернутой на оккупированной территории Беларуси, была противопоставлена советская. Как в немецком тылу, так и на территории Большой земли издавались антифашистские листовки, газеты, а также центральные агитационно-пропагандистские издания Беларуси -- газета-плакат "Раздавим фашистскую гадину" и сатирический листок "Партизанская дубинка".

"Самой распространенной формой печати в партизанских отрядах и бригадах Белоруссии стали рукописные издания" [1]. Они представлены боевыми листками, стенными газетами и рукописными журналами.


1.

Рукописные журналы партизан -- это уникальные иллюстрированные документы истории, позволяющие наглядно представить трагические и героические события Великой Отечественной войны. Их издание характерно для большей части оккупированной территории Беларуси. Рукописные журналы выполняли не только свою основную функцию -- агитационно-пропагандистскую, но они являлись своеобразной формой ведения отрядной документации. На их страницах представлены материалы, приуроченные к годовщинам советских праздников, цитаты из выступлений политических лидеров советского государства, информация по истории отряда, бригады, освещение кульминационных эпизодов боевых операций партизан и т.д. В журналах печатались также стихотворения, рассказы, воспевающие героизм и вдохновляющие на борьбу с врагом. Авторы расценивали свои рукописные издания еще и "как возможность донести до потомков историю партизанской борьбы" [2].

Хотя упоминания о рукописных журналах можно встретить в целом ряде книг [3], они остаются малоисследованным явлением в истории и культуре Беларуси. В монографиях И.С.Кравченко "Падпольны бальшавiцкi друк Беларусi ў гады Вялiкай Айчыннай вайны" (Мн., 1950) и Г.Д.Кнатько "Рукописные издания партизан Белоруссии" (Мн., 1979) рукописные журналы охарактеризованы как явление в целом, дан анализ их содержания. Попытка обозначить круг художников, работавших над созданием рукописных журналов, определить жанровую принадлежность их работ была предпринята в книге Г.Ф.Шауры "Самадзейнае выяўленчае мастацтва Беларусi: жывапiс, графiка, скульптура" (Мн., 1995), однако это, разумеется, не было основной задачей его монографии.

Исходя из значительности графических материалов, помещенных на страницах рукописных журналов партизан, есть необходимость впервые в истории отечественного искусствоведения, исследовать изобразительный ряд самой полной коллекции этих изданий (порядка 242-х единиц) Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, выявить все жанровое многообразие этих произведений, ввести в научный оборот фамилии художников, до сих пор неизвестных, а также проанализировать творчество художников, широко известных и признанных.


2.

Коллекция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны сформировалась из числа поступлений в фонды рукописных журналов, переданных как организациями (Белорусским штабом партизанского движения, Центральным комитетом ленинского комсомола Белоруссии), так и отдельными лицами -- и государственными деятелями (П.К.Пономаренко, Т.С.Горбуновым), и непосредственно самими партизанами. Материалы также собирались в ходе экспедиций сотрудников музея по местам боевой деятельности партизан.

Первый рукописный журнал из фондов музея датирован февралeм 1942 г. Он назывался "Народный мститель" и был выпущен редколлегией 208-го партизанского отряда по инициативе полковника Ничипоровича для того, чтобы вести летопись боевых операций народных мстителей. Его "оформлением занимался пулеметчик, художник по профессии ("казанский рыжий татарин", как сам он себя называл) Михаил (Мухаммед Муртазович) Байбеков. Чудный парень... Байбеков любил шутить, был безобидчив... Журнал очень любили партизаны. Читали его в ротах и взводах. Были случаи, когда журнал еще был не готов, а за ним уже приходили из подразделений. Хотелось почитать, увидеть оформление, карикатуры, юмористические рисунки. Миша Байбеков это умел делать" [4].

Позднее идею издания рукописных журналов переняли другие отряды и бригады. В 1943-1944 гг. это явление уже носит массовый характер. Широкое распространение рукописных журналов на большей части территории Беларуси, скорее всего, связано с поддержкой (или даже прямым указанием их издавать), исходящими из Москвы -- из Центрального и Белорусского штабов партизанского движения. Подтверждением этой мысли является тот факт, что журналы выпускались по инициативе партийно-комсомольских организаций отрядов. На титульных листах таких изданий имелась соответствующая информация, к примеру, "Журнал партийно-комсомольской организации партизанской бригады "Дяди Коли" [5], "Oрган парт. и КСМ организации отряда "Красное Знамя" бригады им.Флегонтова" [6], "Орган командования и партийно-комсомольской орг. п.о. Ураган" [7], "Орган партийной организации отряда имени газеты "Правда" [8], а также всевозможные вариации на этот счет.

Воспоминания комиссара 10-й Журавичской партизанской бригады, действовавшей на территории Гомельской области Драчeва К.М. о выпуске журнала "Народный мститель" [9] также указывает на справедливость этой версии. В частности, он пишет: "Идея выпуска бригадного журнала родилась у Журавичского подпольного райкома партии в июне 1943 года... В начале июля вышел журнал N1, в сентябре 1943 года N2. Первый номер журнала забрал тов.Дикон И.М., уезжая в советский тыл в Москву для работы в Штабе партизанского движения... Издателем журнала "Народный мститель" являлся Журавичский подпольный райком партии, его первый секретарь, он же и комиссар партизанской бригады тов. Дикон Игнат Максимович".


3.

Рукописные журналы быстро стали источником информации о борьбе и жизни народных мстителей. Они представляли определенный интерес для Комиссии по истории Великой Отечественной войны (начала действовать в декабре 1941 г. во главе с начальником Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф.Александровым), а также для республиканской комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны (образована в июне 1942 г. и работала под руководством секретаря ЦК КП(б)Б по пропаганде Т.С.Горбунова).

Партизан-художник Л.К.Дятлов так сформулировал мнение об основной роли и задаче рукописных журналов своей бригады: отразить и сохранить в памяти те события, которые происходили в жизни и деятельности партизанской бригады "Пламя" [10]. Фактически командование отряда (бригады) имело в своих руках своеобразную форму отчета перед своим руководством, представляя в иллюстрированном виде информацию как о партизанах, так и о боевой деятельности соединения.

Участвовать в издании журнала, выступать в роли журналиста, поэта, писателя, художника мог каждый партизан. Предложения о творческом сотрудничестве помещались как в самих журналах, так и в отдельных объявлениях. В одном из них написано: "В ближайшее время выходит очередной номер (2) журнала "Мститель" партизанской бригады им.газеты "Правда". Товарищи бойцы, командиры и политработники, пишите в свой партизанский журнал. Пишите рассказы, очерки, фельетоны, стихи о нашей боевой жизни, лучших товарищах и их боевых делах. Материалы пересылайте в штаб бригады редакционной коллегии. Редколлегия" [11].

Рукописные журналы партизан выходили эпизодически. Их выход в свет зависел, в первую очередь, от боевой обстановки. "Регулярный выпуск журнала каждый месяц был первоначальной задумкой. Однако, этого нам никогда не удавалось сделать. Главным являлись боевые операции, и они отнимали много времени. На выполнение задания группа уходила из лагеря на восемь-десять суток. Это время жили волчьей жизнью, постоянно недоедали и недосыпали. Днем прятались в чащобах под носом немецких гарнизонов. Ночью рыскали по лесам и болотам у железной дороги врага. Под огнем искали слабое место в системе его охраны. И, нередко, возвращались на базу совсем ни с чем. Иногда подрывная группа шла с диверсии неполным составом. Кого-то настигла вражеская пуля и навсегда уложила под кустом. Приходили довольно усталые, разбитые, часто больные и всегда злые. Наступало время отдыха, и его посвящали журнальному делу. В такой обстановке готовились и издавались наши журналы. В них не хватало еще очень многого. Они выглядели довольно примитивно и без всяких претензий. Но будем снисходительны и сделаем скидку на чрезвычайные условия. Читали нас партизаны с большим интересом и нарасхват" [12].


4.

О том, как создавался литературно-художественный журнал в 258 комсомольско-молодсжном отряде 8-й Рогачевской бригады, вспоминал позднее художник Сергей Григорьевич Романов.

"Было это в 1943 г. осенью. Наш взвод вернулся с одного задания. Уставшие, голодные мы пришли под вечер. Немного отдохнув, утолив голод, я пошел в свою землянку, когда меня окликнули и сказали, чтобы я шел к комиссару. Там я застал группу партизан вместе с комиссаром. Смолили самосадом.

И вот комиссар А.Мальцев стал нам говорить, зачем он нас пригласил. "Дело вот в чем, товарищи,-- сказал он. -- Нам нужно выпустить свой литературно-художественный журнал. Нужно чтобы дела наши боевые и быт были отражены не только в боевых листках, но и в художественной форме. Силы для этого, я думаю, у нас найдутся. Художник у нас есть (он кивнул в мою сторону) -- товарищ Романов. Найдутся поэты и прозаики..." Он не ошибся. Нашлась и толстая тетрадь. Он показал тетрадь, вынув ее из сумки. "Такие журналы я видел в отрядах, -- сказал он. -- И это выглядит очень интересно. Это нужно для истории. Мы должны оставить славу о себе, о своей боевой жизни, быте в творческой форме. Показать, что мы не только можем хорошо воевать..."

Я сказал, что нужно как-то оформить обложку, чтобы лицо журнала и журнал имел солидный вид. "А это уж ты думай, ты -- мастак..." "Хорошо бы обложку обтянуть каким-то материалом, например, красным кумачом", -- предложил я. Тут же появился кусок красного материала. "Что еще нужно для этого?" Я сказал, что нужна горсть муки для клейстера, и потом, хорошо бы наклеить какую-то картинку подходящей тематики... И тут один партизан подсказал мне, что у одной девчонки он видел цветную открытку. Я сказал: "А что там? Наверное, розы и лебеди?" "Нет, -- сказал он. -- Там кони". И вот пришла эта девочка с карабинчиком за плечами и принесла открытку, цветную, с известной картины М.Грекова "Трубачи Первой конной армии". И так она красиво связалась с красным фоном и связала идейно два исторических периода нашей Родины...

Писать название на обложке я не посоветовал, так как нечем. И наклевать ничего не стали, ибо это испортило бы впечатление от обложки. Всс название журнала мы перенесли на титульный лист. Конечно, журнал создавался не сразу, как и Москва. После совещания комсорг Крейтман обошел все отделения и объявил о нашем решении выпустить такой журнал. Сказал, что мы ждем стихи, рассказы о нашей боевой жизни и о нашем быте. Через какой-то промежуток времени комсоргу начали приносить материал.

Нашелся и шрифтовик, который писал текст. Я предварительно знакомился с материалом и говорил, где нужно оставить место для рисунков. И работа закипела. На страницах я давал рисунки, обобщающие тему и самостоятельные. Например, двойной рисунок о неуловимости партизан... "Филе партизан" и "Никс партизан". В конце журнала я дал подборку карикатур на "фрицев", а в самом конце мы написали фамилии членов редколлегии, тех, кто непосредственно оформлял этот журнал. Под литературными произведениями ставились фамилии каждого автора.

Читали журнал с большим интересом. Был он и в бригаде. Мы обменивались журналами. Задавали нам вопрос (и не без интереса) о том, будет ли второй номер. Мы говорили, что будет. Я уже начал собирать, вернее, создавать изобразительный материал для второго номера. Например, сделал групповой портрет наших подрывников и еще какие-то рисунки. Кажется, был и литературный материал. Но нам второй номер выпустить не пришлось. Началось соединение с Красной Армией...

Конечно, всс это писалось и рисовалось медленно, с большими перерывами. Так как мы ходили на задания: боевые, хозяйственные и на посты по охране лагеря, и на отдаленные заставы. Вот так создавался наш журнал. Потом я его увидел в нашем музее Великой Отечественной войны, но уже без обложки. Спасибо судьбе и за это. Могло быть и хуже, как с некоторыми моими рисунками, пропавшими без вести" [13].


5.

Внешний облик рукописных журналов партизан обусловливали конкретные условия, в которых они создавались. Это могли быть прозрачные, прошитые между собой листы бумаги, ученические тетради или альбомы с бумагой хорошего качества. Сказывалось наличие или отсутствие красок, цветных карандашей, туши, печатной машинки.

Не все рукописные журналы дошли до наших дней, часть их была утрачена уже во время войны. Партизан отряда "Пламя" бригады "Пламя", действовавшей на территории Минской области, Г.С.Парамонов вспоминал:

"Рукописный журнал "Мы победим" издавался в партизанской бригаде "Пламя". Его первый экземпляр увидел свет в мае 1943 года. За этот год были выпущены пять номеров журнала. В следующем году до июня удалось издать три журнала. В вашем музее хранятся только N1 и N2 за 1944 год. Остальные шесть журналов, видимо, погибли во время блокировок. Это были жуткие дни и ночи между жизнью и смертью. Каждый оставлял себе самое необходимое -- оружие и небольшой запас харча. Всс остальное доверяли земле -- спешно прятали по тайникам. Блокировки кончались немалой потерей людей даже при счастливом исходе. Проходили недели, устанавливалась менее тревожная и опасная обстановка. Начинались нелегкие и длительные поиски запрятанного в земле. Бывали случаи, что кое-чего не могли отыскать. Так случилось, наверное, и с нашими журналами" [14].

Представители разных творческих школ и национальностей принимали участие в оформлении рукописных журналов партизан. Среди них: А.А.Агафоненко, Д.М.Абрамов, Г.Алемский, Л.А.Астафьев, М.М.Байбеков, Вл.Бегун, Л.С.Бойко, Г.Ф.Бржозовский, А.А.Василицев, И.К.Водопьянов, Н.В.Гурло, С.Гутковский, Е.К.Дятлов, Л.К.Дятлов, Н.Ерашков, Ермаков, Ф.П.Золенко, И.Иванов, А.Игнатович, М.Клочков, В.С.Ковзан, В.Р.Козлов, А.Кузнецов, Г.Лень, С.Д.Ли, М.И.Липень, Вл.Лысов, К.А.Миненко, Г.М.Пионтковский, Г.Полковников, А.Раевский, А.Разбойников, А.Репин, Г.С.Роголсв, С.Г.Романов, Д.Г.Рыбаков, Г.А.Садовский, Н.Стелецкий, В.П.Суховерхов, А.П.Урбанович, И.М.Хмелев, А.С.Шоричев, Щедрин, А.И.Цуканов, Э.А.Цуканов, М.М.Цыманов, В.Н.Чернышов и др. В состав этого творческого коллектива -- профессиональных художников, или любителей -- входили как белорусы, так и русские, украинцы, евреи, татары, а также представители других национальностей.

Рукописные журналы партизан -- это многожанровое явление. Оно представлено: портретом, зарисовками батального, бытового содержания, политической карикатурой, дружеским шаржем, пейзажем, комиксом, а также сатирическими рисунками батального содержания. Причем, эти работы не всегда носили характер иллюстраций, хотя и были тесно взаимосвязаны с текстом. Зачастую они носили характер самостоятельных графических произведений, выполненных как с натуры, так и по представлению. Их просто вставляли или вклеивали в рукописный журнал. В музейной коллекции есть образцы прекрасного художественного оформления этих эпизодических изданий партизан: обложки, титульные листы, заставки, буквицы, концовки, шрифтовые композиции, которые представляют интерес как по замыслу, композиции, так и по технике исполнения.

 

Раздел  I  -  ПОРТРЕТ


1.

Ведущим жанром рукописных журналов партизан является портрет. В большинстве этих изданий на первых страницах помещены портреты вождей и военачальников: В.И.Ленина, И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, С.К.Тимошенко. Чаще всего их изображения представлены черно-белыми фотографиями из газет или брошюр. Когда не было возможности приклеить фотографию на лист, тогда ее пришивали нитками. Именно так было сделано при создании литературно-художественного журнала "Красный разведчик" (1943, N1, ноябрь.) отряда им.С.К.Тимошенко бригады им.П.К.Пономаренко [15]: черно-белый фотоснимок Сталина пришит к листу бумаги красной шерстяной ниткой наметочным швом.

Когда не было возможности поместить желанный фотоснимок, тогда его под копирку, через стекло или на прозрачный лист журнала переводили, а потом цветными карандашами раскрашивали. Так сделала редакционная коллегия названного журнала с изображениями Ворошилова и Тимошенко, в составе которой не было художника-профессионала. Но когда в отряде был художник, журнал обычно открывали графические портреты вождей. Так, художник Л.Бойко при помощи цветных карандашей и виртуозной штриховки перерисовал портрет Сталина [16] с репродукции художника Б.Карпова, поставив, тем не менее, свою авторскую подпись на этой работе. Данная репродукция пользовалась популярностью в агитационно-пропагандистских изданиях периода войны и воспроизводилась не только в рукописных журналах партизан, но и в газетах "Партизан Белоруссии" [17], "Раздавiм фашысцкую гадзiну" [18]. Причем в двух последних случаях авторство рисунка было сохранено за Б.Карповым.

На страницах журналов представлена и целая галерея портретов партизан. Среди их авторов: М.М.Байбеков, Л.С.Бойко, Н.В.Гурло, Е.К.Дятлов, Л.К.Дятлов, А.Раевский, Д.Г.Рыбаков, Г.А.Садовский, В.П.Суховерхов и др. Эти художники в известной степени выполняли функцию фотографа. На войне каждый день мог стать последним, и память о человеке хотелось оставить навсегда.

Поражает разнообразие и количество портретов, а также техника их выполнения. Так, художники при изображении портретируемого использовали разнообразные ракурсы (анфас и профиль), представляли модель по плечи, погрудно, в полный рост, верхом на коне, в паре с боевым товарищем. Эти работы чаще всего выполнены простым или цветным карандашом, акварелью, тушью. Иногда использовалась комбинированная техника: сочетание цветного карандаша с простым, акварели с карандашами, акварели с тушью.


2.

В журнале "Детонатор" (1944, N5) [19] отдельного отряда "Боевой" под рубрикой "Лучшие люди нашего отряда" представлено 29 портретов работы Д.Г.Рыбакова и Г.А.Садовского. Из них только один (портрет Ленина, выполненный в смешанной технике) без авторской подписи. Остальные работы Рыбакова и Садовского носят характер зарисовок с натуры. Они выполнены простым карандашом на небольших (превалирующий размер 148 х 210) листах тонкой белой бумаги, наклеенных на обратную сторону обложки ученической тетради серого цвета. На всех портретах стоят авторские подписи с указанием года создания работы. Они являются органической частью композиции.

Дмитрий Григорьевич Рыбаков выполнил для этого журнала 16 портретов самостоятельно и 2 -- в соавторстве с Георгием Анисимовичем Садовским. Все работы Д.Г.Рыбакова отличает профессионализм: грамотная компоновка, уверенная светотеневая моделировка портретируемого, индивидуальный подход к психологической драматургии каждого образа. Накануне войны, в 1936 г. он поступил в Рязанское художественное училище, но диплом защитил только в 1947 г.: учебу оборвала сначала служба в армии, позднее война.

За 1941- 1944гг. Д.Г.Рыбакову довелось побывать в плену ("в Боровухинском лагере, что под Полоцком" [20]), воевать "в партизанском отряде "Боевой" в качестве командира взвода подрывников-разведчиков. На его боевом счету -- 11 эшелонов противника, пущенных под откос" [21]. Среди галереи образов, созданных художником, есть и его автопортрет (144 х 204). Основное выразительное средство в творчестве Д.Рыбакова -- штрих, разнообразный по своему характеру.

"Отрядный художник Митя Рыбаков оставил память нарисовав портрет автоматчика Жоры Садовского (кстати сказать Жора тоже автор многих портретов наших ребят в этом номере). Жора не дожил до дней Победы. Одессит комсомолец Георгий Садовский буквально накануне соединения отряда с частями Советской Армии погиб 4 июня 1944 г. на литовской земле в неравном бою с фашистским карательном отрядом" [22].

Георгий Анисимович Садовский представил на страницах отмеченного журнала 10 работ, выполненных исключительно в жанре портрета. В основном, это профильные изображения. Для портретов Г.Садовского характерна некоторая напряженность, заостренность линии, штриха в передаче изображения черт модели. Таковы портреты старшины отряда Н.Попова (149 х 210), "активного участника снабжения отряда боеприпасами за счет "местных ресурсов" Радченко (150 х 210) [23] и др.

О Георгии Анисимовиче Садовском известно немногое. В одном из документов ("По отряду госбезопасности БССР "Боевой" [24]) приводятся сведения о бое с немцами 4 июня 1944 г. в районе села Салки, Рудницкая Пуща, Литовской ССР и список погибших партизан. "При боевом столкновении с превосходящими силами немцев разведгруппа приняла бой, в результате которого остался жив только один боец -- словак Неестхлеба Михаил..." [25]. В списке погибших, среди других, фамилия Садовского стоит первой. Григорий Анисимович со своими товарищами был похоронен в братской могиле на хуторе Весна Рудницкая Пуща. В этом же документе есть информация о том, что он родился в 1922 г., "русский, член ВЛКСМБ, со средним образованием, командир отделения разведки. Доброволец Красной Армии с 1942 г. Семья проживает в Москве."

Георгий Садовский в числе 43-х человек под командованием А.С.Горячева в ночь с 6-го на 7-ое марта 1942 г. перешел линию фронта через Витебские ворота и углубился в тыл противника, западнее города Невель. За это время (6.03.42 - 4.06.44) "неоднократно участвовал в боевых операциях против немцев, участвовал в минировании и подрыве вражеских эшелонов. От рядового бойца выдвинулся до командира отделения разведки" [26].

 

Раздел  I I  -  БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР


1.

Изобразительный ряд рукописных партизанских журналов содержит и батальный жанр. Художники, как профессионалы, так и любители, запечатлевали выход отряда на задание, кульминационные моменты боевых операций, их итоги, а также сцены расправ гитлеровцев над мирным населением. Эти рисунки были сделаны как с натуры, по памяти, так и по воображению. Как правило, эти многофигурные композиции были выполнены простым или цветным карандашами, тушью, акварелью. Среди их авторов: А.А.Агафоненко, М.М.Байбеков, Л.С.Бойко, А.А.Василицев, Е.К.Дятлов, М.И.Липень, К.А.Миненко, А.Раевский, А.Разбойников, А.Репин, С.Г.Романов, Д.Г.Рыбаков, В.П.Суховерхов, Ф.К., А.С.Шоричев, М.М.Цыманов и др.

Автором целого ряда рисунков батального содержания является Леонид Семенович Бойко (Розенштехер), окончившего накануне войны четыре курса Харьковского художественного училища.

"В первые дни войны наш полк отбыл на фронт в район Чаусы. В тяжелых оборонительных боях наш полк попал во вражеское окружение. При исключительно критических обстоятельствах я был захвачен в плен и в числе других товарищей нашего полка, отправлен в концлагерь, откуда в октябре 1941г. бежал, пережив ужасы фашистского концлагеря. Зимний период 1941-1942 г. я нелегально провел, скрываясь от преследования немецко-фашистских и полицейских властей в глухих деревнях Червенского района Минской области (Новозерье, Калита, Домовицк, Рудня). Когда, весной 1942 г., в этих районах начало зарождаться партизанское движение, я, один из первых, вступил в партизанский отряд "Разгром", где принимал участие во всех боевых операциях: в разгроме вражеских гарнизонов (Рудня, Вилятичи, Шипяны), уничтожении мостов, немецких имений (Верхмень), в ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками и их приспешниками - полицейскими (Потичево, Каменищи) [27].

Летом на привалах, в перерыве между боями и особенно зимой, в период относительного затишья, когда не было активных боевых действий, я старался использовать каждую свободную минуту для зарисовок в партизанской бригаде. Несмотря на трудные условия партизанской жизни, работая урывками, мне удалось создать целую серию портретов партизан, запечатлеть важнейшие эпизоды боевой жизни и быта партизан, сделать эскизные наброски, послужившие основой для композиционных тематических картин, отображающих героический подвиг народных мстителей в годы войны... Я художественно оформил восемь рукописных партизанских журналов -- летопись боевой деятельности и жизни партизанских отрядов: "Партизан Белоруссии" (отряд N44), "Народный мститель" (отряд "Боевой"), "За Родину" ("Красный партизан") (отряд им.Ворошилова), "Красное знамя" (отряд "Красное знамя"), "Партизан-кавалерист", "Мститель", "Партизан" (обложки, плакатные рисунки, портреты, зарисовки, иллюстрации и карикатуры -- сатира, беспощадно разившая фашистских интервентов" [28].

Среди рисунков Л.С.Бойко батального содержания, хочется отметить два, тяготеющим к зарисовкам с натуры: "У противотанкового ружья" (72 х 126) [29] и "Партизанское орудие" (85 х 130) [30]. Художник при помощи цветных карандашей запечатлел на одном рисунке момент боя, а на другом -- орудие на санях. Зарисовка "У противотанкового ружья" хорошо скомпонована. Ее отличает интересный ракурс: фигура ведущего бой партизана изображена со спины крупным планом. Цветными карандашами, при помощи линии и разнообразного по своему характеру штриха, художник убедительно передает материальность объектов изображения. Скорее всего, основой для создания данных графических произведений послужили фотографии. Предполагать именно так, позволяет детальность и тщательность проработки, что не очень стыкуется с условиями, в которых он должен был создаваться. Военная обстановка по определению не способствует к длительным зарисовкам с натуры.


2.

Художник Сергей Григорьевич Романов, окончивший в 1940 г. Московское художественное училище "Памяти 1905 года" [31] вспоминает:

"Наша 8-ая Рагачоўская партызанская брыгада базiравалася ў быхаўскiх, усакiнскiх i клiчаўскiх лясах. Калi выдавалася вольная часiна, я браўся за аловак. Амаль пасля кожнай баявой аперацыi, у якой мне даводзiлася прымаць удзел, я рабiў эскiзы, сцiплыя замалсўкi. Увесь мой мастацкi багаж складаўся з кiшэннага самаробнага альбомчыка, аскабалка алоўка i кавалачка гумкi. Паперу дастаць было цяжка. Часам разведчыкi даставалi нам паперу, галоўным чынам -- шпалеры. ... Жаданне працаваць было заўссды, хоць маляваць даводзiлася ў розных абставiнах. Маляваў, седзячы на канi, калi брыгада рухалася спакойным крокам, маляваў у нарадзе..." [32].

Часть рисунков С.Романова потом вклеивалась или воспроизводилась в рукописных журналах. Так, в своей зарисовке батального характера "Засада на шоссе Могилев-Бобруйск (120 х 171) [33], С.Романов при помощи простого карандаша воспроизвел момент боевой операции, осуществленной 18 июля 1943 г. партизанами 8-ой Рогачевской бригады. В итоге, как написано в посвященной этому событию статье, "засадой было уничтожено: одна вражеская бронемашина, 5 автомашин, убито 34 гитлеровских мерзавца и 37 ранено. В роте потерь нет". Динамику этой многофигурной композиции сообщают разнообразные ракурсы фигур партизан, размещенных на переднем плане. Убедительность, с которой переданы их фигуры в сложных положениях, создает впечатление натурности данной зарисовки. Это ощущение несколько нарушает невыразительный силуэт немецкого танка на заднем плане, помещенный в композицию, скорее всего, по представлению.

 

Раздел  I I I  -  БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Партизанские художники отражали не только борьбу с нацистами, но повседневную жизнь партизанских отрядов. Это отмечено в творчестве А.А.Агафоненко, М.М.Байбекова, С.Д.Ли, М.И.Липеня, К.А.Миненко, С.Г.Романова, Д.Г.Рыбакова, которые создали на страницах рукописных журналов композиции бытового жанра.


1.

Энциклопедией партизанской жизни можно назвать рукописный журнал "Рогачевские партизаны в борьбе с немецкими захватчиками" [34]. Этот журнал является подарочным изданием рогачевских партизан Первому секретарю ЦК КП(б)Б, начальнику Центрального штаба партизанского движения П.К.Пономаренко. На его страницах представлена жизнь партизан во всем своем многообразии. Тут нашло свое отражение "разрешение вопросов снабжения партизан продуктами питания, снабжения обувью и одеждой, лечения раненых, культурного обслуживания в условиях лесной жизни" [35]. Иллюстрации к журналу создавал художник М.И.Липень.

О Мечиславе Иосифовиче Липене известно, что он родился в 1917 г. в г.Жлобине, белорус, образование среднее, холост. До войны работал слесарем мастерской службы железнодорожных путей. В армию не призывался, в боевых действиях на фронтах не участвовал, в плену не был. В 265-м партизанском отряде имени К.Е.Ворошилова 10-й Журавичской бригады Гомельской области находился с 21 апреля по 10 ноября 1943 г. Ранений и контузий не имел. Наградами отмечен не был. "За время прибывания в партизанском отряде тов. Липень проявил себя смелым, преданным Родине, дисциплинированным, аккуратным товарищем" [36].

Все графические работы М.И.Липеня (а их порядка 34-х) являются иллюстрациями и носят характер выполненных по представлению. Рисунки и тексты образуют единую шрифтовую композицию с включением изобразительного ряда. Используя акварель, тушь, М.Липень старался сделать иллюстрации, которые бы максимально близко отражали содержание текста. Для достижения этой цели, художник выбирал простые и, вместе с тем, характерные ракурсы объектов изображения, представляя их крупным планом.

Подтверждением является рисунок "Сон на пепелище" (94 х 166). Он иллюстрирует такой фрагмент текста: "Во время блокировок приходилось жить под открытым небом. Однако, и в этих условиях находились изобретатели, которые умудрялись устраиваться со всеми "удобствами": ложили костер, а затем на пепелище набрасывали ветки и ложились. Снизу было даже жарко, а сверху холодно, приходилось часто менять положение. Иногда ложились на эти пепелища по три или четыре человека. Самое удобное место было посередине". Используя тушь, перо, при помощи разнообразной штриховки, М.И.Липень изобразил партизана, спящего на хвойном "ложе" у опушки заснеженного леса.


2.

Интересной (с познавательной точки зрения) является композиция "Терапевтический" партизанский кабинет" (160 х 190), помещенная под рубрикой "Как лечили". Композиция иллюстрирует следующую текстовую часть: "Грипп почти не лечили (отсутствовали медикаменты). В тяжелых случаях прибегали к прогреванию. Сухое сено клали в кадку с водой. Воду в кадке нагревали накаленными камнями. Пар прогревал больного". Изображение выполнено тушью.

В интерьере деревянной избы представлена 3-х фигурная композиция. Ее центр -- фигура полуобнаженного мужчины на носилках. Над ним склонился "доктор". На поясе -- кобура. Стоящая рядом молодая партизанка поддерживает закрепленные на столах носилки. Фигуры представлены в облаках пара, идущего из кадки. Художник попытался сообщить максимальную естественность позам нарисованных людей, сообщив им разнообразные ракурсы -- фас, профиль. Объекты изображения промоделированы штрихом, разнообразным по своей характеристике.

Продолжают медицинскую тему иллюстрации, также выполненные тушью: "Перевязка" (162 х 228), "Банки по-партизански" (110 х 170) и "Зубной "кабинет" (112 х 171). Особенно необычен по содержанию последний рисунок. Он сопровождает следующий текст: "Зубные болезни в первое время лечили путем удаления зубов сапожными плоскогубцами или клещами. Впоследствии появились зубные кабинеты, где лечили зубы и даже вставляли их". М.И.Липень запечатлел один из таких "кабинетов", которые располагались в лесу, прямо под открытым небом. Художник изобразил на переднем плане больного, сидящего на пне. Одной рукой он держится за сук растущего рядом дерева, а другой, за "доктора". "Врач" при помощи плоскогубцев удаляет больному зуб. На лицах героев -- мука и сострадание соответственно. Художник, используя богатую тоновую шкалу, постарался придать свето-теневую моделировку объектам изображения при помощи штриховки.

На страницах этого журнала можно найти информацию и об оригинальной бане, придуманной партизанами. "До весны 1942 г. в бане не мылись. Избавлялись от насекомых посредством прожаривания белья над костром -- так называемая "баня-колокольчик". Эта операция требовала "высокого мастерства". Новички в этом деле частенько получали "неудачный колокольчик", когда в руках оставался один воротник, а остальное сгорало вместе с насекомыми".

Иллюстрируют этот текст два рисунка, выполненных акварелью. В первом, который так и называется -- "Баня-колокольчик" (140 х 165), художник запечатлел двух партизан у костра. Один из них преподает "урок удачного колокольчика" другому. "Учитель" скрутил в виде колокольчика свою рубаху и прожаривает ее над огнем. "Ученик" сосредоточенно наблюдает за этим процессом, с тем, чтобы самому потом выполнить ту же операцию. Другой рисунок называется "Неудачный колокольчик" (170 х 170). В нем запечатлен кульминационный момент "бани": партизан пытается спасти от огня то, что осталось от рубахи.

В этом же журнале есть информация и об импровизированной парикмахерской, устроенной партизанами в лесу. Текст рассказывает: "В рамках возможного, командование отряда добивалось, чтобы бойцы были аккуратные, подстриженные и побритые. В лесной парикмахерской были свои специалисты, которые и подстригали, и брили -- где-нибудь на пеньке или в землянке". М.Липень проиллюстрировал этот текст композицией "Партизанский парикмахер за работой" (150 х 167).

"Парикмахерская" расположилась на опушке леса, прямо под открытым небом. На переднем плане художник изобразил сидящего на пне спиной к зрителю партизана. Над ним склонился с расческой и ножницами в руках "парикмахер". Чуть поодаль, закрепив на дереве зеркало, бреется другой партизан. М.И.Липень стремился сообщить своей композиции максимальное сходство с настоящей парикмахерской, отразив в ней характерные детали: полотенце на плечах у "клиента", характерный для работы мастера ракурс с инструментами в руках. Только одет "парикмахер" по военному: на поясе -- кобура с оружием, через плечо перекинута полевая сумка.

При помощи разнообразной штриховки художник не только постарался смоделировать объекты изображения, но и продекорировать их: брюки у "мастера" в клетку, на полотенце -- орнамент.

 

Раздел  IV  -  ПЕЙЗАЖ

 

Пейзажный жанр редко встречается на страницах рукописных журналов. Авторами работ данной тематики являются: А.А.Василицев, Н.В.Гурло, С.Гутковский, Е.К.Дятлов, С.Д.Ли, А.Раевский, М.М.Цыманов. Анализируя их произведения, можно выделить два основных вида пейзажа: батальный и лирический. В работах батального пейзажа, используя карандаш, акварель, тушь, гуашь, художники запечатлели чаще по представлению, нежели с натуры то, как выглядели партизанские лагеря, а также отразили "новый порядок" на улицах наших деревень и городов.


1.

Автором двух пейзажей батального и одного лирического характера является Николай Васильевич Гурло. Перед войной он жил в Минске. "Учился... рисованию в мастерской художников, а затем три-четыре года работал в Белорусском издательстве в качестве художника-графика. С 1939 г. в Доме писателей в редакции газеты "Лiтаратура i мастацтва".

Работал очень много также дома" [37]. Одновременно (с 1938 г.), Н.В.Гурло учился в заочном полиграфическом художественном институте. Учебу закончить не удалось, так как началась война [38]. Войну встретил в возрасте 27 лет, включился в борьбу -- стал членом подпольной молодежной организации "Андрюша", которой руководил Николай Кедышко.

О том, что с ним произошло в годы оккупации, Н.Гурло вспоминал позднее:

"С 1941 года я, мои братья Кирилл и Евгений, начали собирать и хранить оружие; подобрали в первые дни бомбежки дубликаты паспортов и военных билетов, которые впоследствии пригодились нам для освобождения более сотни военнопленных солдат и офицеров Красной Армии из лагеря "Выставка" около парка Челюскинцев... С первых дней войны Евгением был налажен радиоприемник, мы принимали сводки Совинформбюро и Евгений по ночам и зачастую днем ухитрялся расклеивать их на улицах Минска...

Зимой 41 года нами была совершена диверсия на аэродроме: подожжено 2 немецких самолета. За озером (за парком Челюскинцев) нами был убит немецкий офицер и одежда с документами офицера была переправлена в бригаду дяди Васи... В 1943 году я с братом Евгением были при облаве арестованы, и по дороге в Германию бежал. После побега с женой, которая активно помогала в нашей работе, ушел в парт. отряд им.Калинина" [39]... За боевые дела представлен к награде медалью "Партизану Отечественной войны 1-й степени и орденом "Красной Звезды". За период войны потерял отца, который был убит полицией и 2-х братьев-партизан" [40].

В своих пейзажах, выполненных по представлению тушью, "Палатка в лагере" (116 х 168) и "Баня в лагере" (105 х 163) [41] Н.Гурло запечатлел один из основных видов построек партизан -- землянку. Для ее строительства рылась яма глубиной не более 1 м, длиной, например, 4 м и шириной 5 м. В яму опускался сруб. Это "бревенчатое покрытие с земляной насыпью немножко возвышалось над поверхностью земли. Для входа в землянку был устроен ступенчатый спуск. От окошка, расположенного в боковой стене, прокопали в земле отверстие, куда проникало немного света" [42].

Обе работы можно расценивать как попытку художника создать своеобразный художественный образ "жилищных условий" партизан и нет только для того, чтобы оставить о них представление у потомков, но и для того, что бы сохранить некий подготовительный материал для последующей работы над произведениями станковой живописи или графики.


2.

Что из себя представлял "новый порядок" на улицах наших городов показывает рисунок А.А.Василицев "Их порядок" (151 х 237). Композиционным центром данного произведения является фигура повешенного на дереве человека. На его груди табличка: "Он был партизаном". На переднем плане, из-под обреза листа предстает перед зрителем поясное изображение немецкого солдата при полной амуниции. Фоном композиции служат руины зданий, которые довершают художественный образ трагедии.

Анатолий Александрович Василицев родился в 1919 г., украинец, образование среднее. Перед войной жил в г.Сталино. В Красной Армии лейтенант А.А.Василицев был политруком роты [43]. В справке, выданной штабом партизанского отряда "Искра" 17.7.1944 г., подписанной командиром отряда Дерябиным, камиссаром отряда Щербаковым, начальником штаба отряда Львовым, сказано: "Дана командиру взвода Василицеву Анатолию Александровичу в том, что служил в рядах т.н. "народной армии", где пробыл с 20-го декабря 1942 года до 17-го апреля 1943 года в м.Березино. Будучи в ее рядах, работал руководителем струнного оркестра при клубе. Все это время держал связь с партизанским отрядом, доставляя ценные сведения о противнике, его вооружении и намерениях. С 17-го апреля 1943 года, организовав группу в 8 человек, с оружием перешел в отряд, где проявил себя как смелый, боевой командир, истинный патриот нашей Родины" [44]. За боевые заслуги А.Василицев был награжден медалью "Партизану Отечественной войны" [45]. Фамилия младшего политрука Василицева есть в списке партизан личного состава отряда "Искра" бригады "Разгром" Минской области, направляемых в распоряжение рабоче-крестьянской Красной Армии от 19 июля 1944 г. [46].

Судя по характеру изображения, А.А.Василицев является непрофессиональным художником. Об этом убедительно свидетельствует излишняя угловатость и непропорциональность, свойственная отдельным фрагментам композиции. Однако, анализируя работу в целом, следует отметить, что художник, без сомнения, обладает представлением об азах художественной грамотности, так как в его работе присутствует ощущение линейной и воздушной перспективы, продуманное использование вертикальных ритмов, а также некоторая "театральность" композиции.

Лирический пейзаж на страницах рукописных журналов партизан представлен двумя работами: "В деревне" Н.Гурло (160 х 188) [47] и "Умиротворение" А.Раевского (75 х 120) [48]. Оба произведения выполнены в смешанной технике (акварель, тушь) по представлению и носят камерный характер. Несмотря на использование одинаковых материалов, работы отличаются разнообразными техничными подходами художников к воплощению своих замыслов. Так, в композиции у Н.Гурло, роль цвета незначительна. Художник использовал его для дополнительной тоновой характеристики объектов изображения, в то время как у А.Раевского, акварельной заливке отведена важная роль в формировании эмоционального восприятия пейзажа. Интересно сравнить главное выразительное средство обоих пейзажей -- штрих: у Н.Гурло он -- тонкий и спиралевидный, в то время как у А.Раевского -- плотная диагональная штриховка, местами переходящая в пятно.

 

Раздел  V  -  САТИРИЧЕСКАЯ ГРАФИКА


1.

Одно из главных мест на страницах рукописных журналов партизан было отведено сатирической графике. Главным оружием сатиры, как известно, является смех, который по своей природе амбивалентен. Он и разрушает то, что надоело, что нет сил терпеть, и утверждает необходимое, нужное, то есть саму жизнь. Чтобы победить зло, его нужно было представить в максимально смешном, безобразном виде, ведь то, что смешно, уже не может быть страшным.

Сатирическая графика партизанских журналов представлена политической карикатурой, дружеским шаржем, рисунками батального содержания, а также комиксом. Авторами этих произведений являются: А.А.Агафоненко, Л.С.Бойко, Н.В.Гурло, Е.К.Дятлов, А.Раевский, Г.С.Роголeв, В.П.Суховерхов.

Главным героем политических карикатур, естественно, являлся Адольф Гитлер. Художники использовали в своих работах разнообразные приемы окарикатуривания. Один из них -- трансформация. Он прослеживается в композиции Ивана Климовича Водопьянова "Ядовитый скорпион" (160 х 193)[49]. Художник представил Гитлера в облике фантастического существа с человеческой головой и портретным сходством с объектом окарикатуривания при помощи гротескного заострения характерных черт: вытянутого овала лица, прически, усов и носа.

Этот рисунок, выполненный цветным карандашом, был помещен в партизанском журнале под заголовком: "Ради своего величия Гитлер бросает на смерть миллионы своего народа". Монстр-скорпион нарисован купающимся в реке крови, берега которой покрывают пирамиды черепов. Над ними реют флаги со свастикой, которую художник также подверг видоизменению, нарисовав один из его элементов в обратную сторону. Сами флаги имеют белый цвет -- символ капитуляции, признания врагом своего поражения. Конкретизируют художественный образ стихотворные строки, помещенные под рисунком:

     Вот пред Вами нарисован

               Ядовитый скорпион

     Это мира нарушитель

               Гитлер -- зверь, подлец, шпион.

Этот рисунок был помещен на страницах рукописного журнала "Большевик" (1944, N1, май) отряда "Большевик" бригады "Беларусь", действовавшей в Руденском и Пуховичском районах Минской области. Журнал "...был затоплен... вместе с документами 3 роты п/о "Большевик" в реке между Пристанью и Кобыличами... 8 мая 1944 года, отступая от превосходящих сил немецко-фашистских войск и находясь в безвыходном положении... После чего был извлечен, просушен и опять пущен в жизнь".

Лист с этими строками, принадлежащими неизвестному автору, был вставлен в переплет рукописного журнала партизан. Несмотря на то, что журнал побывал в воде, на качестве рисунка это негативным образом не отразилось. Скорее наоборот: тушевка, сделанная грифелем цветного карандаша, приобрела определенную глубину и звучность. Характер рисунков И.Водопьянов, помещенных на страницах упомянутого журнала, говорит о том, что он не получил профессионального художественного образования. Это, в первую очередь, сказалось на несколько излишней заостренности объектов изображения. Но, тем не менее, художнику удалось создать довольно яркие, запоминающиеся художественные образы.

Про Ивана Климовича Водопьянова удалось узнать, что он родился в деревне Красиловка Иванковского района Киевской области в 1911 г., русский, образование -- 6 классов. Перед войной занимался живописью в г.Минске. В партизанский отряд "Большевик" бригады "Беларусь" Минской области вступил добровольно 9 августа 1943 г. Попал туда из деревни Цитва Руденского района Минской области [50].


2.

Среди приемов окарикатуривания Гитлера, которыми пользовались партизанские художники, следует назвать гротескное заострение черт объекта изображения: выпученные в бешенстве глаза, вытянутый нос, заостренный подбородок, растрепанная прическа, непропорциональная фигура. Именно в таком облике, вызывающем сардонический смех, и предстаeт перед зрителем фюрер в работах Л.С.Бойко "Тотальная (всеобщая) мобилизация" (136 х 192) [51], В.П.Суховерхова "Новогодние подарки Гитлеру" (149 х 189) [52]. Прием помещения главного героя в обстоятельства, усиливающие гротеск, был востребован художниками-партизанами в таких пработах как "Нам не впервой" (159 х 203) М.Липеня [53], "Крепкое яичко" (125 х 151) Г.Рогалeва [54].

Художник Григорий Сергеевич Роголeв, используя метафору (разрушенные планы и надежды), в рисунке "Крепкое яичко" представил Адольфа Гитлера сидящего на разбитом пасхальном яйце, на котором написано "Drang nach Osten", а вокруг него валяются другие разбитые яйца с надписями: "Поход на Москву", "Поход на Украину", "Поход на Ленинград", "Поход на Кавказ", "Поход на Сталинград". В руках фюрер держит яйцо с надписью "...на Крым". Это желтое по цвету яйцо символично "бьет" красное с надписью "РККА" [Рабочее-крестьянская Красная Армия].

Для достижения максимального эффекта карикатурности образа, художник представил изображение Гитлера в профиль. Такой ракурс позволил ему также придать фигуре фюрера ощущение неуверенности, неустойчивости его посадки. Чисто "портретная" карикатурность была достигнута за счет увеличения носа, выпученных безумных глаз, торчащей скуловой кости, вздыбленных усах. Дополняет образ сдвинутая на затылок фуражка и испарина, покрывшая лицо. Художник создал выразительный художественный образ при помощи тушсвки цветным карандашом с последующей обводкой фиолетовыми чернилами. Именно эта, разнообразная по своей характеристике контурная линия, а также выразительные силуэты фуражки, прядей волос, усов, галстука, выполненные чернилами, и придают рисунку неповторимое своеобразие. Цветовое решение композиции создается сочетанием локальных пятен и их нюансных оттенков.

Григорий Сергеевич Роголсв родился по одним сведениям в 1908 г. [55], по другим -- в 1918 г. [56]. Русский. Перед войной вместе с семьей жил в г.Кресповка (Латвийская ССР) и занимал пост директора шестикласснай основной школы. В партизанский отряд им.В.П.Чкалава прибыл 1 сентября 1943 г. из отряда им.А.В.Суворова бригады им.Г.К.Жукова Вилейской области. С 1 сентября 1943 г. по 16 апреля 1944 г. был писарем, а с 16 апреля по июль 1944 г.-- начальником штаба отряда [57]. Младший лейтенант [58].

Популярной метафорой в искусстве военных лет было представление врага в виде змеи, что широко использовалось партизанскими художниками в политической карикатуре. Именно в этом облике представил Гитлера и его соратников Л.С.Бойко в рисунке "Раздавим фашистскую гадину" (124 х 169) [59]. Это графическое произведение по своей стилистике тяготеет к плакату, так как художественные образы (врага и сражающегося с ним народа) представлены в максимально обобщенном, лаконичном виде и носят подчеркнуто метафоричный характер.

Геббельс, руководитель Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, также как и Гитлер, являлся мишенью партизанских художников-карикатуристов. Так, художник М.И.Липень в рисунке "Трудный день у Геббельса" (168 х 255) [60], изобразил соратника Гитлера в обезьяноподобном виде. Кстати, именно в этом образе чаще всего и представляли рейхсляйтера такие знаменитые российские художники, как Б.Ефимов и Кукрыниксы.

"Зооподобие" достигалось посредством увеличения верхней и одновременно пропорционального уменьшения нижней челюстей. Дополняет М.Липень "обезьяний" образ Геббельса изображением длинного, закрученного кольцом хвоста. Мотивом карикатуры "Трудный день у Геббельса" являются еженедельные обращения рейхсляйтера к народу по четвергам с военными новостями. Все объясняет текст: "Сначала Геббельс чирикал о победах немцев, об уничтожении всей Красной Армии, о славе Гитлера. Потом веселые трели сменились тревожным визгом. Летом 1943 г. Геббельсу стало совсем трудно по четвергам. К осени положение его стало совсем безвыходным. Тут бы и помолчать, но это невозможно. Если Геббельс не выступит со своей речью, то немцы поймут, что у него окончательно отнялся язык, что дела на фронте и в тылу очень скверны. Геббельсу трудно молчать, еще труднее говорить..."

Для того, чтобы показать, что дни Геббельса сочтены, М.Липень нарисовал рейхсляйтера стоящим на дымящейся, готовой к взрыву, бомбе перед отрывным календарем, на очередном листе которого написано: "Четверг. 1943 г.". Под календарем высится гора уже сорванных листков предыдущих дней войны со словами, отражающими истинное положение дел: "Наши жертвы увеличиваются", "Тяжелое положение Германии", "Дрожь за свою судьбу" и др. Художник, добиваясь выразительности образа, использовал звучность локальных пятен акварельных красок, подчеркивая ее контурной линией в тон изображения.


3.

Художники-партизаны подвергали окарикатуриванию и политические события, происходившие на оккупированной территории Беларуси. В частности, художник Николай Гурло в рисунке "Псы" [61] представил лидеров Белорусской центральной рады Р.Островского, Н.Шкелснка и Ю.Соболевского в виде трех сросшихся уродцев. Такая метафора использована автором для того, чтобы показать их неделимую общность в неблаговидном деле -- сотрудничестве с оккупационной властью. "Члены БЦР памагалi гiтлераўцам весцi барацьбу супраць партызан, спрабавалi стварыць з беларускага насельнiцтва вайсковыя фармiраваннi БКА" [Беларускай красвай абароны] [62].

В знак того, что эта организация находилась под полным контролем нацистов, художник представил увеличенное, относительно трехголовых уродцев, изображение занесенного над их головами сапога и кулака с дубинкой. На дубинке нарисована свастика. Она занесена над подобострастно согнувшимися в поклоне перед врагом лидерами БЦР. Гротеск художественного образа достигается за счет диспропорционально изображенных фигур, безобразно оттопыренных ушей, горбатых носов на облысевших головах. Дополняют характеристику объектов изображения длинные языки, которые вылизывают немецкий сапог. "Уродцы" держат в руках символ зависимости БЦР от нацистов -- бумагу с надписью: "Загад". Конкретизируют эту политическую карикатуру стихотворные строки:

     Псы из этой подлой "рады"

               Белорусь продать бы рады --

     Полизали немцу зад

               И состряпали "загад"...

Четверостишье подписано: "А.Р". Возможно, эти буквы расшифровываются как "Александр Раевский", который является автором не только стихов, но и многочисленных сатирических рисунков, помещенных на страницах рукописных журналов. Его боевой друг И.А.Хвостунов в своих воспоминаниях называет Александра не иначе, как "Шут-Раевский". Тогда становится понятно, почему А.Раевский свои рисунки зачастую подписывал "А.Ш." или "А.Ш. (А.Раевский)". Вероятно, среди партизан он слыл Александром Шутом.

Сохранилось воспоминание И.А.Хвостунова, как рождалось партизанское творчество: "Стихи сочиняли и коллективно: собирались у кого-нибудь в землянке и "играли в рифму": Шут-Раевский (художник журнала и поэт), Хвостунов, редактор журнала [имя не названо] и Саша Рассказенко [которого Хвостунов рекомендует как "остряка с громом"]. Кто-нибудь говорил первую строчку, а затем остальные по очереди тут же продолжали. Иногда получалось удачно, и двустишие или четырехстишие запоминалось..."

На одной из страниц журнала был помещен рисунок, изображающий Гитлера и Муссолини. К нему -- подпись, которая родилась при игре в рифму:

     "Мрачнее самой мрачной тучи

               Сидит Адольф, с ним рядом дуче" [63].

А.Раевский увлекался классической музыкой ("возил с собой пластинку с записью арии Виолетты из оперы "Травиата" Верди...", сочинял песни (на мотив уже известных), которые пользовались популярностью среди партизан [64].


4.

В сатирических рисунках батального содержания обычно присутствует несколько тем: отражение крупнейших сражений на фронтах войны, кульминационные моменты боевых операций партизан, жизнь нацистов на оккупированной территории Беларуси, аллегория, жизнь немцев в Германии.

Среди крупных боевых операций, изображенных художниками И.К.Водопьяновым, Е.К.Дятловым и Г.С.Роголсвым в сатирических рисунках батального содержания, -- прорыв блокады Ленинграда, освобождение Правобережной Украины и Крыма.

Одним из самых востребованных жанров графики в годы войны, был комикс. Этот жанр также представлен на страницах рукописных журналов партизан. И, хотя "классический газетный комикс состоит из четырех или шести рисунков, связанных единством времени и действия повторяющихся героев" [65], на страницах рукописных журналов партизан встречаются комиксы и в двух рисунках. "В пределах ограниченного пространства всякий раз происходит завязка и кульминация события, которое парадоксальным образом сохраняет "открытый конец" (бесконечное "продолжение следует")" [66].

Авторами комиксов, помещенных на страницах рукописных партизанских журналов, были Д.М.Абрамов, А.А.Агафоненко, Л.С.Бойко, Н.В.Гурло, С.Гутковский (?), братья Дятловы, М.И.Липень, В.П.Суховерхов, А.П.Урбанович. Среди их серий рисунков, можно выделить следующие темы: политическая карикатура, дружеский шарж, рисунки батального и бытового характера.

Одна из самых популярных тем в советском искусстве периода войны -- проведение исторических параллелей между войнами прошлых лет и Великой Отечественной. Художники неизменно подчеркивали, что как и в прежнее, так и в нынешнее время, завоевателям не уйти от справедливого возмездия. К этой теме обратился и самодеятельный художник Дмитрий Абрамов в комиксе "Сон в руку" [67]. Два рисунка (101 х 140 и 100 х 130), выполненные простым карандашом, объединяют стихотворные строки:

     И Адольфу снится сон:

               Покоритель мира он.

     И усохшею рукой

               "Покорил он шар земной".

     От сладкого сна очнулся он,

               Как побежденный Наполеон.

И, хоть, эти рисунки и не отличает изобразительная выразительность, они все же были призваны выполнять свою главную функцию -- поддерживать морально партизан, содействовать укреплению их боевого духа.

Дмитрий Михайлович Абрамов родился в 1923 году, в Читинской области на станции "Оловянная", руский, образование 9 классов. Добровольно вступил в Красную Армию 8 октября 1941 г. Сержант Абрамов был командиром отделення минометчиков в 23 воздушно-десантном батальоне 10 воздушно-десантного корпуса. В партизанский полк N277 Могилевской области попал из Русской освободительной армии. Там он находился с 3-го июля 1942 г. по 6-ое октября 1943 г. в качестве рядового. В плен партизанам сдался во время боя у деревни Козуличи. По одним сведениям это произошло 5-го [68], а по другим -- 6-го [69] октября 1943 г. 29 июля 1944 г. он уже в рядах Красной Армии.


5.

Дружеский шарж в комиксах чаще всего носит назидательно-воспитательный характер, с иронией показывая существующие несдостатки в партизанской жизни. Так, художник В.П.Суховерхов в двух рисунках, объединенных общим содержанием под названием "Разводящие" [70] проиллюстрировал следующий текст:

"13 марта сего года, подразделение тов. Десятникова было назначено в караул. Разводящими были назначены Дергачeв и Ковалевский. Вместо того, чтобы нести караульную службу так, как это требует Устав караульной службы, оба они разделись и преспокойно залегли спать. Пользуясь такой "службой", часовые производили смену постов, так как им заблагорассудится. Воспользовавшись таким положением, одна из смен караула подогнала часы на целый час, чем нарушила время астрономических суток".

В.П.Суховерхов, в свойственной ему манере (локальное акварельное пятно, обведенное по контуру тушью) создал выразительный художественный образ недобросовестно относящихся к своим обязанностям партизан.

На первом рисунке (88 х 67) изображены безмятежно спящие "разводящие". Эффекта шаржирования художник достигает посредством показа нелепого вида главных героев: они -- в кальсонах, их босые ступни неправдоподобно большого размера. На переднем плане разбросана одежда и обувь спящих партизан, а также, распахнута настежь дверца печки-буржуйки, из которой вываливаются дрова.

Во втором рисунке комикса (98 х 190) отражено следствие халатности "разводящих" -- подгонка времени. На переднем плане изображен партизан, который с трудом переводит стрелки на часах, упираясь в огромный будильник ногой. Метафорой того, что совершается неблаговидный поступок, выступает эмоция удивления на циферблате "очеловеченного" будильника.

Своеобразной формой батального комикса выступают листки календарей боевых действий. Художники в виде шрифтовых композиций с изобразительным рядом фиксировали количество боевых операций, осуществленных за очередной месяц, а также отражали их кульминационные моменты в рисунке. Одним из авторов таких комиксов был неизвестный художник из отряда "Беларусь" бригады "Беларусь", действовавшей на территории Минской области [71], а также А.П.Урбанович [72] из той же бригады, но из отряда "За Родину".

Политические события на оккупированной территории Беларуси, также нашли свое отражение в рисунках. Так, художник А.Агафоненко в "4-серийном" комиксе "Мобилизация" [73] показал несколько иной, чем в пропагандистских материалах оккупационных властей, взгляд на Беларускую красвую абарону ("вайсковае фашысцка-нацыяналiстычнае фармiраванне, якое стварылася 3 сакавiка 1944 нямецка-фашысцкiмi захопнiкамi i марыянетачным урадам -- "Беларускай цэнтральнай радай" на акупiраванай тэрыторыi Беларусi для барацьбы з партызанамi i войскамi Чырвонай Армii" [74]).

В первом рисунке комикса "Выступление пса Островского о мобилизации" (95 х 179), художник показал лидера "Беларускай цэнтральнай рады" в виде послушной собаки в руках Гитлера. Эта метафора была призвана подчеркнуть то, что за лидером БЦР стоит наш главный враг - фашизм, а следовательно, его лживой "брехне" верить нельзя. Следующие три рисунка демонстрируют то, как происходит вербовка добровольцев в БКА и что их там ожидает. Так, во втором рисунке "Добровольная мобилизация началась..." (87 х 190), художник показал конвоируемых из пылающей деревни под дулами немецких автоматов белорусских мужчин. Третий лист "Мобилизованные на учении" (84 х 99), демонстрирует избиение новобранцев гитлеровцами. И в последнем, четвертом, рисунке "И на отдыхе..." (84 х 90), А.А. Агафоненко показал за колючей проволокой концлагеря "добровольцев" БКА.

А.Агафоненко в своих композициях останавливается на "узловых" моментах пропаганды оккупационных властей, показывая в каждом из рисунков разительное отличие обещаний колаборантов от реальности. Художник удачно использует возможности цветного и простого карандашей, искусно сочетает разные по цвету грифели, добиваясь тем самым, богатства цветовой гаммы.

Анатолий Артсмович Агафоненко родился в 1924 году, белорус. Образование -- семь классов, перед войной работал радиосборщиком на заводе "Молот" в г.Минске, воинского звания не имел, в армию не призывался. В партизанский отряд имени М.И.Кутузова 2-ой Минской бригады пришел вместе с матерью -- Агафоненко Евдокией Игнатьевной 30 сентября 1943г. [75].

 

Заключение


Рукописные журналы партизан -- это уникальное явление в истории и культуре Беларуси периода Великой Отечественной войны. Эту уникальность обусловили следующие факторы:

-- Локально-тотальный в экстремальных условиях. Издание журналов в отрядах и бригадах на большей части оккупированной территории Беларуси.

-- Эксклюзивность. Выпуск номера в единственном экземпляре.

-- Сопричастность. Осуществление издания журналов самими партизанами в перерывах между боевыми операциями.

-- Интернациональность авторского коллектива (художников и литераторов) -- людей с разных регионов СССР, оказавшихся среди партизан.

-- Искусство, рожденное "в огне" войны. Концентрация литературных и художественных произведений партизан на страницах "самиздатских" журналов.

-- Многофункциональность (это одновременно и одна из форм ведения отрядной документации, и разновидность агитационно-пропагандистской работы, и творческая реализация талантливых партизан, и источник эстетического наслаждения читателей -- народных мстителей.

-- Альтернативный источник информации о борьбе и жизни народных мстителей.

"Рукописные журналы являлись важным средством идейно-воспитательной работы в партизанских формированиях Белоруссии" [76], одной из форм советской пропаганды, противопоставленной нацистской. Ее роль особенно возрастала, приобретая статус идеологического оружия, в условиях информационного вакуума, так как территория Беларуси была буквально наводнена пропагандистскими материалами (плакатами, листовками, брошюрами, газетами, журналами) оккупационных властей, призывавшими на труд и подвиги во имя своей победы.

Графические произведения на страницах рукописных журналов партизан выступали в двух ипостасях: носили прикладной характер (служили иллюстрацией к конкретным статьям, воспоминаниям очевидцев, рассказам, стихотворениям, частушкам, использовались в качестве заставок, концовок, шрифтовых композиций), а также носили самостоятельный характер (листы, вклеенные в журнал "по случаю").

Уровень этих работ разнообразен: от самодеятельных, подкупающих своей наивностью, до профессионально выполненных, восхищающих своим мастерством. Среди обоих групп произведений встречаются как оригинальные творческие находки, так и перерисовки с известных произведений искусства. Причем, они могли носить явный характер, будучи перерисованными через копирку, или на лист прозрачной бумаги, а также своеобразного творческого заимствования, фрагментарно воспроизводя определенный мотив ранее созданного произведения.

Рукописные журналы партизан стали беспрецедентным творческим опытом в экстремальных условиях (полной оккупации территории Беларуси), являясь яркой страницей в истории советского агитационно-пропагандистского искусства.


          ИСТОЧНИКИ:

1. Кнатько Г.Д. Рукописные издания партизан Белоруссии. Мн., 1979, с.3.
2. Там же, с.73.
3. Гуторов И.В. Борьба и творчество народных мстителей. Мн., 1949; Краўчанка I.С. Работа кампартыi Беларусi ў тыле ворага. Мн., 1959; Багрова А.П. Белорусская сатирическая литература периода Великой Отечественной войны. Мн., 1954; Орлова М.А Искусство советской Белоруссии. М., 1960; Марцелев С.В. Печать Советской Белоруссии. Мн., 1967; Юденков А.Ф. Политическая работа среди населения оккупированной советской территории.(1941-1944 гг.). М., 1971; Шматаў В.Ф. Беларуская сатырычная графiка (1945-1970) Мн., 1971; Зазека Я. Лясныя песнi. Мн., 1974; Лемешонок В.И. Идейно-политическая работа компартии Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Мн., 1988; Гончаров Н.И. Мастацтва мужнасцi i герiзму. Мн., 1989; Гiсторыя беларускага мастацтва. Т.5 (ад 1941 да 1960-х гг.). Мн., 1992.
4. Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны (БГМИВОВ). НВ-15231. Воспоминания Деева П.Г.
5. БГМИВОВ. КП-13209. Народный мститель. 1944, N2(7), февраль-март.
6. Там же. КП-13229. Красное знамя. 1943, N1, май.
7. Там же. КП-13294. Ураган. 1944, N3, январь.
8. Там же. КП-13337. Мститель. 1943, N3.
9. Там же. НВ-15225. Воспоминания о выпуске журнала "Народный мститель" комиссара 10-й Журавичской партизанской бригады Гомельской области Драчева К.М.
10. Там же. НВ-15063. Воспоминания Дятлова Л.К., партизана отряда "Пламя" бригады "Пламя" Минской области.
11. Там же. КП-52949. Объявление об издании журнала "Мститель".
12. Там же. НВ-15061. Воспоминания Парамонова Г.С., партизана отряда "Пламя" бригады "Пламя" Минской области.
13. Там же. НВ-15222. Воспоминания Романова С.Г.
14. Там же. НВ-15061. Воспоминания Парамонова Г.С., партизана отряда "Пламя" бригады "Пламя" Минской области.
15. Там же. КП-13351. Красный партизан. 1943, N1, ноябрь.
16. Там же. КП-13229. Красное знамя. 1943, N.1, май.
17. Партизан Белоруссии, 1943, N13, 2 октября (Орган Пуховичского подпольного РК КП(б)Б).
18. "РФГ", 1942, N44, май.
19. БГМИВОВ. КП-43478. Детонатор. 1944, N5, февраль.
20. Там же. НВ-43478. Воспоминания Неклюдова В.Л.
21. Каталог персональной выставки Рыбакова Д.Г.. Рязань. 1975, б/п.
22. БГМИВОВ. НВ-43478. Воспоминания Неклюдова В.Л.
23. Там же. КП-43478. Эта надпись сделана под рисунком, помещенном в журнале "Детонатор". 1944, N5, февраль.
24. Там же. НВ-15053. Список погибших 4 июня 1944 г. партизан отряда госбезопасности БССР "Боевой".
25. Там же.
26. Там же.
27. Там же. НВ-10824. Автобиография Бойко Л.С.
28. Там же. НВ-10825. Воспоминания Бойко Л.С.
29. Там же. КП-13229. Красное знамя. 1943, N1, май.
30. Там же. КП-13239. За Родину. 1943, N1, март.
31. Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi. Т.4. Мн., 1986, с.487.
32. Раманаў С.Г. З вiнтоўкай i алоўкам. Маладосць, 1964, N8.
33. БГМИВОВ. КП-35266. Комсомол Рогачсвщины. 1943, N1, декабрь.
34. Там же. КП-15360. Рогачсвские партизаны в борьбе с немецкими захватчиками. 1944, июнь.
35. Там же.
36. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф.3500. оп.7. д.318, л.266.
37. БГМИВОВ. Личное дело Гурло Н.В. с.3.
38. Белорусский Государственный архив литературы и искусства (БГАЛИ). Ф.82, оп.2. д.29. Личное дело Гурло Н.В.
39. БГМИВОВ. НВ-26085. Воспоминания Гурло Н.В.
40. Там же. Личное дело Гурло Н.В., с.3.
41. Там же. КП-13228. Вперсд. 1944, N1, апрель.
42. Залесский А.И. В партизанских краях и зонах. М., 1962.
43. НАРБ. Ф.3500, оп.5, д.178, л.266.
44. Там же. Ф. 1405 оп.1, д.1674, лл.153-154; 166.
45. Там же. Ф.3500, оп.5, д.177, л.64.
46. Там же. Ф.1405, оп.1, д.1637.
47. БГМИВОВ. КП-64263. Мститель. 1944, N2.
48. Там же. КП-13253. Мститель. 1943, N4, август.
49. Там же. КП-13284. Большевик. 1944, N1, май.
50. НАРБ. Ф.1405, оп.1, д.640, л.26, 39, 51.
51. БГМИВОВ. КП-13361. Партизан-кавалерист. 1943, N1, май.
52. Там же. КП-13230. Мы победим. 1944, N1, январь.
53. Там же. КП-31841. Ворошиловец. 1943.
54. Там же. КП-13233. Альманах бр. Жукова Г.К.
55. НАРБ. Ф.3500, оп.5, д.357, л.25.
56. Там же. д.450, л.45-46.
57. Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-июль 1944). Мн., 1983, с.190.
58. НАРБ. Ф.3500, оп.5, д.450, л.83.
59. БГМИВОВ. КП-13361. Партизан-кавалерист. 1943, N1,май.
60. Там же. КП-31841. Ворошиловец. 1943.
61. Там же. КП-64263. Мститель. 1944, N2.
62. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Т.1, Мн., 1993, с.420.
63. БГМИВОВ. НВ-11701. Воспоминания Хвостунова И.А.
64. Там же.
65. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996, с.433.
66. Там же.
67. БГМИВОВ. КП-13251. Народный мститель, N3, январь.
68. НАРБ. Ф.3500, оп.5, д.64, л.338.
69. Там же, д.63, л.281.
70. БГМИВОВ. КП-13210. Партизан. 1943, N4, март.
71. Там же. КП-13358. Красный партизан. 1943-1944, N15-16, ноябрь- декабрь.
72. Там же. КП-13282. Патриот Родины, 1944, февраль.
73. Там же. КП-13664. Кутузовец. 1944, N5, апрель.
74. Энцыклапедыя "Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне. 1941-1945". 1990, с.74.
75. НАРБ. Ф.3500, оп.5, д.147, л.58.
76. Кнатько Г.Д. Рукописные издания партизан Белоруссии. Мн., 1979, с. 74.

 
 
Яндекс.Метрика