Революционное движение среди евреев Витебска. 1890-е - 1920-е гг.

 

          Аркадий ПОДЛИПСКИЙ (Витебск)

 


После Февральской революции 1917 г. одним из первых декретов Временного правительства был декрет о ликвидации «черты оседлости». Последующие затем события первых послереволюционных лет и экономическая политика советской власти, приведшая к фактическому удушению еврейской общинной жизни в местечках, были ознаменованы подлинным бегством евреев западных регионов в центральную часть России и, по большей части, в обе столицы.

Внутри самой бывшей «черты оседлости» также произошло значительное движение еврейского населения, устремившегося в большие города. Для мигрантов все эти переселения заканчивались обычно весьма драматично: катастрофически не хватало жилья, безработица и голод приводили в страданиям и высокой смертности. К тому же, до двух третей работоспособного еврейства были властями причислены к категории «лишенцев», то есть лишенных гражданских и избирательных прав, ибо были отнесены к нетрудовой части населения (использующие наемный труд ремесленники, торговцы, посредники, религиозное сословие и т.д.), а это оставляло их в стороне от социальной помощи государства.

Чтобы занять эту огромную массу неработающих евреев, являющихся потомственными городскими жителями, новая власть решила возродить некогда уже не раз с треском проваливавшийся план — «посадить евреев на землю». Делалось это как на местах, так и с переселением в другие регионы страны, где стали спешно создаваться еврейские земледельческие коллективные хозяйства. Основная доля переселенцев из Витебска в другие регионы СССР приходится на создателей сельскохозяйственных коммун. Однако хронологически миграция еврейского населения Витебщины в послеоктябрьский период началась с эмиграции [1].


1.

Среди потянувшихся за границу напуганных революционными событиями россиян евреи составляли достаточно серьезную прослойку. Кроме общих для всех причин эмиграции, у евреев были еще и «свои», сугубо национальные поводы — погромы периода Гражданской войны и дискриминация, в условиях которой оказались огромные массы евреев России, новые власти которой проводили активную политику насильственной ассимиляции национальных меньшинств.

Кроме традиционных путей миграции (США, Палестина, Аргентина), возникли новые, нетрадиционные — объявившие о своей независимости страны Балтии (Польша, Литва, Латвия). Переселением евреев на их историческую родину, в Палестину, занималась в первый послереволюционный период одна из многочисленных сионистских организаций, возникших на волне революционных преобразований в России,— «Гехалуц» [2].

Основной формой деятельности «Гехалуца» на первом этапе его существования была подготовка еврейской молодежи к будущей жизни в специфических условиях Эрец-Исраэля: ведение сельского хозяйства, обучение различным профессиям для создания производств, военная подготовка для защиты своих поселений (ишувов) от арабской угрозы. Готовясь к репатриации, халуцим (пионеры) основывали производственные и сельскохозяйственные кооперативы, которые становились организационными ячейками сионистского движения.

Одна из первых в стране и одна из самых крупных и действенных групп «Гехалуца» находилась в Витебске. 25 февраля 1919 г. группа провела в своем городе региональную конференцию, в работе которой приняли участие представители других белорусских городов и многих губернских городов центральной России. На выбор места проведения конференции повлиял, несомненно, тот авторитет, который был у витеблян среди халуцим советской России. На конференцию прибыл и выступал на ней организатор «Гехалуца» Иосеф Трумпельдор, который спустя год погиб во время защиты еврейского поселения Тель-Хай от нападения превосходящих сил арабов.

Размещалась витебская организация «Гехалуц» в доме N5 по Банковскому переулку. Кроме всего прочего, она проводила также и культурно-просветительскую работу. В Витебске существовали курсы по палестиноведению. Только в марте 1919 г. витебляне могли присутствовать на двух лекциях по географии Палестины, на «Обзоре современной Палестины» (лектор И.А.Меламед), а в мае — на лекции известного витебского врача С.Невлина. 21 июня 1919 г. при организации открылась читальня.

6 апреля 1919 г. Палестинское отделение партии Поалей-Цион [3] организовало в Городском театре «Палестинский концерт», в котором приняли участие местные музыканты (Бессмертный, Бай, Шпильман), художники (Пэн, Мальцин) и драматическая студия при обществе им.Переца.

Одной из центральных фигур сионистского движения в Витебске был Нахум Левин (1905, Витебск — 1967), который, не смотря на молодость, уже был членом центральных органов профсоюзов «Гахавер» в СССР. Репатриировавшись в 19-летнем возрасте, Н.Левин стал одним из наиболее активных общественных деятелей Эрец-Исраэль, членом Кнессета трех созывов [4].


2.

Летом 1919 г. власти закрыли клуб и объявили о роспуске группы «Гехалуца» [5], однако работа продолжалась, так как продолжали существовать сельскохозяйственные артели, созданные этой организацией. Первые документально подтвержденные сведения о существовании еврейского сельского хозяйства на Витебщине в первые послереволюционные годы относятся к 1920 г., когда в окресностях Лепеля при финансовой и материальной поддержке Джойнта возникла еврейская земледельческая артель [6].

Еще один подобный коллектив существовал в районе Витебска. Сохранились данные о состоявшемся 25 января 1921 г. в Витебске собрании членов 1-й еврейской сельскохозяйственной трудовой артели «Гехалуц». Вот имена присутствовавших на нем 13 человек, которые, скорее всего, были членами правления: Бляхман, Ш.Гудович, Л.Гудович, Р.Курлянд, В.Каганов, Х.Лакер, З.Либуркин, И.Новиков, К.Рипина, Ф.Хазанова, С.Шнеерсон, Ш.Шнеерсон, С.Яшпан. Рассматривался вопрос о выходе из хозяйства 11 человек в связи с их отъездом на постоянное место жительства в Литву и Латвию: в это время (до Рижского договора 18 марта 1921 г.) еще существовала Литовско-Белорусская ССР.

Архивные данные позволяют нам восстановить некоторые сведения о сельскохозяйственной артели «Гехалуц». В феврале 1921 г. в ней состоял 61 человек, из которых 24 характеризовались как активные члены. Из их чила 24 были служащими, 18 — огородниками, 5 — учениками, 3 —красноармейцами, 3 — домохозяйками, 2 — шорниками и 2 —производственными рабочими (именно так они числились в списках артели).

Возрастной состав также был достаточно пестрым: до 20 лет — 14 человек, от 20 до 30 лет — 24, от 30 до 40 лет — 4, от 40 до 50 лет — 5, от 50 до 60 лет — 7, свыше 60 лет — 7. Богатой артель назвать было трудно: из инвентаря за ней числилось 12 лопат, 2 ручные пилы, 2 лома, 1 плуг железный, 1 телега, 1 сани, 2 парные упряжки, 2 топора, 7 ведер, 9 лек, 2 косы, 2 бруска для кос, 2 серпа, 3 металлические грабли, 10 мотыг, 1 борона на 20 зубьев, 2 бочки и 2 лошади [7].

Дальнейшая судьба этого хозяйства неизвестна, хотя, если исходить из его названия, можно предположить, что все его участники выехали (или, во всяком случае, попытались выехать) в Палестину. После того, как в апреле 1920 г. большинство участников московской конференции сионистов было арестовано, оставшиеся группы постарались покорее решить вопрос отъезда. Из Белоруссии сионистов отправляла нелегальная ячейка «Гехалуца», работавшая в Полоцке. Беглецы переправлялись в Латвию через «окно» на границе в районе Даугавпилса (до 1920 г. — Двинск) [8].

Те члены витебской группы «Гехалуц», которые по каким-то причиным не уехали на историческую родину и остались в СССР, были в последующем репрессированы. В частности, 28 января 1927 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ за принадлежность к нелегальной молодежной организации «Гехалуц» были осуждены к трехлетней ссылке в Среднюю Азию уроженцы Витебска учащийся кооперативного техникума 19-летний Исаак Брин, учащийся электромеханического техникума 22-летний Шевель-Бениамин Леенсон и 24-летний Шолом-Шмуйла Гилькин. Как и многим сионистам в те годы, им ссылка была заменена (15 апреля 1927) бессрочной принудительной высылкой в Палестину. (В июле 1993 г. все трое были реабилитированы.)


3.

Миграция еврейского населения была и внутренней, и, главным образом, касалась создания еврейских сельскохозяйственных коммун.

Сведения о возникновении еврейских сельскохозяйственных артелей на Витебщине крайне разрозненные. Известно, к примеру, что в Витебске в 1923 г. было открыто бюро ОРТа [9], которое помогло как-то выжить в этих сложных условиях существовавшим в Витебской губернии 45 еврейским земледельческим артелям [10]. Однако подлинный расцвет еврейского сельского хазяйства произошел после того, как 29 августа 1924 г. специальным постановлением ЦИК СССР был создан КОМЗЕТ [11], а вслед за ним (17 января 1925 г.) ОЗЕТ [12]. Стали возникать новые земледельческие коммуны, которые организовывали евреи городов и местечек, как правило, в сельской местности рядом со своими населенными пунктами. Только в 1925 г. в Витебском округе возникли артели «Новый мир» (г.Дрисса — ныне Верхнедвинск), «Фрайндшафт» (д.Боровляны, Витебский район), им.Гирша Леккерта (д.Зачерня, Лиозненский район), «Новое Грицево» (д. Грицево, Толочинский район), «Векер» (д.Грамоще, Полоцкий район), им.И.-Л.Переца (г.Дубровно), «Еврейский пахарь» (д.Ляды, Дубровенского района) и др. [13].

Уже в феврале 1926 г. в Витебске состоялась конференция евреев, занятых земледелием. Ее открыл представитель евбюро Хаскель Дунец, который сделал доклад «Землеустройство евреев в СССР», после чего председатель Витебского отделения ОЗЕТа педагог Л.Калецкий отчитался о работе возглавляемой им организации.

В обсуждении докладов приняли участие председатели артелей им.Г.Леккерта Керзонов и «Эйнгайт» (бывшее имение Оболь) Лившиц. Керзонов рассказал историю создания осенью 1924 г. своей артели на земле бывшего помещичьего имения. Из записавшихся тогда для вступления в артель 15 семей, сделало это только 6. Вступительным взносом было 100 рублей с каждого трудоспособного работника. Опыта работы на земле ни у кого не было. В артель входили 5 бывших кустарей, 3 рабочих, 2 извозчика и т.д. В первый год вспахали 70 десятин (76,3 га), но весной 1926 г. уже запланировали вспахать 72 десятины. Артели удалось увеличь поголовие скота и создать собственный сыроваренный завод.

Затронуло еврейское население Витебщины и колхозное строительство, которое уже вовсю велось к началу 1930-х гг. Для создания колхоза (чаще всего это происходило зимой) требовалось не менее пяти семей. К 1930 г. в Витебском округе действовало 9 еврейских колхозов и 8 сельскохозяйственных артелей с площадью 1156 га. В них было собрано 111 еврейских семей: земледельцы — 17 (15,3%), извозчики — 17 (15,3%), кустари — 20 (18%), чернорабочие — 10 (9%), служащие — 3 (2,8%), бывшие торговцы — 39 (35,1%). Было в округе и 2 интернациональных колхоза, куда входили и евреи, и белорусы: «Путь к социализму» (Сенненский район) и «Красный сад» (Бешенковичский район).

В официальных документах того времени отмечалась большая текучесть кадров во всех хозяйствах: большинство новоявленных колхозников — бывшие городские жители — о сельском хозяйстве не имели ни малейшего представления. Однако интонация газетных статей, тем не менее, была бравурной. Вот, к примеру, что писал 30 марта 1933 г. в газете «Вiцебскi пралетарый» председатель колхоза «Наер Лэбн» («Новая жизнь») Витебского района [14] Фрейдзон (заметка называлась «Наш еврейский колхоз будет в первых рядах»):

«В дореволюционное время,— писал автор,— нас, евреев, угнетали, не считали за людей, не давали возможности заниматься сельским хозяйством. Мы жили в самых жутких условиях, и только Октябрь дал трудящимся всех национальностей полную свободу, одинаковые права и возможность строить жизнь новую, социалистическую. На протяжении своей 10-летней работы на колхозном строительстве я накопил много опыта. Еще больше закалился. Получил то, что не знал. И заверяю всех колхозников, наше правительство, нашу партию, что витебский национальный еврейский колхоз «Наер Лэбн» будет идти в передовых рядах сражения за большевистские колхозы.»

Весной 1933 г. это хозяйство отлично провело посевную кампанию и называлось в числе передовых, а в мае в колхоз с концертами приехала известная еврейская актриса Сара Фибих. Газета «Вiцебскi пралетарый» осветил это событие в характерном для тех лет стиле: «Появление артистки в колхозе «Наер Лэбн» произвело на колхозников сильное впечатление. Исполнение произведений Маркиша «Нит Гедайгет», Вайнердама «Две коммуны» вызвало сильные аплодисменты. В лице Сары Фибих мы имеем настоящего передового представителя нашего эстрадного искусства, поэтому и рабочие массы, и культорганизации всегда приветствуют появление в Витебске артистки.»


4.

Когда в середине 1920-х гг. КОМЗЕТ выдвинул проект широкой еврейской колонизации как уникального пути решения еврейского вопроса в СССР, способный стать альтернативой программе сионизма, евреи Витебщины откликнулись на него. Идея эта витала в воздухе давно. Еще в сентябре 1923 г. в газете «Еврейская трибуна» появилась информация о том, что среди витебских евреев замечается желание переселиться в Поволжье для занятия замледелием. В дальнейшем переселенческое движение получило широкое распространение при организации еврейских поселений в степной части Крыма. Уже в 1923-24 гг. в Крыму работали 34 еврейские земледельческие колонии, которым было выделено около 15 тысяч десятин земли.

Как и в других регионах СССР (Россия, Украина, Азербайджан и др.) набор переселенцев производился в Белоруссии в организованном порядке, и переселенцы одного района селились вместе, создавая своеобразные замлячества. Так, в 1926 г. в Евпаторийский район только из Калинкович переселилось 166 чел., из Бобруйска — 75, из д.Журавичи Рогачевского района — 59, из д.Круча Круглянского района — 71. К концу 1926 г. в Джанкойском районе евреи-переселенцы из Гомеля создали 11 земледельческих коллективов, из г.Ветка — 2 [15]. В том же, 1926 г. в Евпаторийском районе создали земледельческий коллектив «Эрд-арбетр» (49 чел.) выходцы из местечка Копысь Оршанского района [16].

Весной 1928 г. Витебскому округу былло предоставлено в Джанкойском районе место для 20 семей, а позднее, к поднятию пара, еще для 13 семей в Евпаторийском районе. В документах Государственного архива Витебской области сохранились фамилии некоторых переселенцев. Так, в товарищество «Рейтер фон» переехало 9 семей: рабочего А.Фрида (39 лет, 5 членов семьи), приказчика М.Мендельсберга (30, 4), чернорабочего А.Арежевальского (35, 6), каменщика И.Кублаковского (46, 5), кустаря М.Хитрина (22, 3), мясника А.Соломоника (28, 4), кузнеца Х.Сарашевского (40, 5), чернорабочего Г.Фейгина (20, 4), парикмахера Д.Шагалова (19, 7). На собрании учредителей переселенческого товарищества «Рейтер фон» 11 апреля 1928 г. было избрано правление, в которое вошли А.Фрид, М.Мандельсберг и Х.Сарашевский. Вступительный взнос составил 1 рубль, членский — 5.

В артель «Труженик» переселилось из Витебска 6 семей: булочника Э.Сладкевича (55 лет, 6 членов семьи), столяра М.Алисьвяка (20, 7), чернорабочего М.Левина (50, 3), сапожника И.Лычова (30, 2), заготовщика М.Драбкина (28, 2), кожевника А.Лясмана (26, 4). В правление товарищества «Труженик» 12 апреля 1928 г. избрали Э.Сладкевича, М.Драбкина и М.Алисьвяка.

На случай, если вдруг кто-то из переселенцев в последний момент откажется, назначались кандидаты на переселение. Среди них были семьи красильщика Г.Абрамова (40, 7) и чернорабочего Г.Басса (21, 3), а также не состоящие в браке кузнец, учащийся евпедтехникума Р.Носик (24 года), крестьянин Э.Корищ (24), шапочник М.Черепаха (26), безработные А.Кабищер (26), Р.Левит (20) и А.Дубров (24) [17].

Переселение в Крым не все колонисты перенесли одинаково. К приему новых поселенцев на пустынных степных просторах Крыма, как правило, не были готовы; природные условия были сложные, труд предстоял изнуряющий, поэтому были случаи возвращения. Из витеблян, по меньшей мере, вернулось 16 семей. Через незначительное время поток желающих переселяться в Крым и вовсе иссяк. О том, что Крымский проект себя исчерпал, поняли и власти, в лоне которых возник новый проект решения еврейского территориального вопроса: появился Биробиджанский проект.


5.

Для стимуляции еврейского переселенчества Президиум ЦИК СССР подтвердил в январе 1928 г. свои предыдущие решения о предоставлении избирательных прав тем «лишенцам», которые поселятся на землях переселенческого фонда КОМЗЕТа (что было закреплено 24 мая 1928 г. появлением нового устава ОЗЕТа). Это решение было продиктовано необходимостью реализации проекта массового еврейского заселения одного из районов Приамурья, что могло бы иметь важное политико-стратегическое значение из-за напряженности на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). 28 марта 1928 г. президиум ЦИК СССР принял решение возложить на КОМЗЕТ руководство еврейским заселением Бирско-Биджанского (получил свое название от рек Бира и Биджан — позднее просто Биробиджанского) района, который до этого был закрыт для евреев.

Переселение евреев в Бибобиджан было поставлено на плановую основу. В 1927 г. Витебску была спущена квота для 15 семей и 6 одиночек (поехало 13 семей и 6 одиночек; 5 семей вскоре вернулось назад). 20 апреля 1928 г. из Орши отправилась еще одна партия добровольцев, состоявшая из витеблян и могилевчан. Большинство из них также вскоре вернулось назад: неудовлетворительные природные и бытовые условия заставляли людей менять ранее принятое решение. Однако в целом белорусские евреи приживались на новых землях. Первым секретарем вновь созданного Биробиджанского райокома партии в 1930 г. стал бывший партийный работник из Белоруссии И.Левин [18].

Как и в других регионах, организацию переселения возглавлял местный ОЗЕТ, который вначале возглавлял Л.Калецкий. В феврале 1933 г. на очередной отчетно-выборной конференции во главе Витебского отделения ОЗЕТа стал Горелик, занимавший ранее должность заместителя председателя горсовета. Ответственным секретарем был избран Файнштейн. В совет также вошли Флеменбаум (работник горсовета), И.Казанский (журналист), Кимельман, Красник, Богданов, Лядман. В штате отделения было 5 человек, кадры совета менялись: позднее организацию возглавлял Игольников, а ответственным секретарем был Клионский [19].

В январе 1933 г. пресса сообщила, что в городском отделении ОЗЕТа насчитывается около 10000 членов, объединенных в 55 ячеек общества. По итогам 1932 г. наряд на переселение как в Крым, так и в Биробиджан был перевыполнен Витебским отделением ОЗЕТа на 15%.

На ячейки ОЗЕТа возлагаласьогромная работа для сбора материальной и финансовой помощи биробиджанским поселенцам. Для этой цели первичные ячейки создавались на фабриках и заводах. Пресса критиковала многие из них за плохую работу, за то, что они числятся только на бумаге (фабрики им.К.Цеткин, им.Г.Леккерта, им.КИМ, «ЗИ», лесозавода им.»Правды»), отмечалось отсутствие подобных ячеек в колхозах и совхозах.

Газета «Вiцебскi пралетарый» регулярно публиковала сведения о нуждах Биробиджана в рабочей силе: вот приехали вербовщики людей на кирпичный завод (ноябрь 1933 г.), а вот появился наряд на переселение в Еврейскую область (15 семей плотников, 5 — столяров, 3 — каменщиков, 2 —закройщиков, 1 — печников, 1 — штукатуров, 10 —чернорабочих, 5 — лесорубов, 3 — лесовода, 4 —смолокура, 5 — рыболова, 5 — для работы в колхозах. Декабрь 1933 г.) и т.д.

Важной стороной деятельности общества было распространение билетов специальной ОЗЕТ-лотереи, и журналисты с удовольствием рассказывали, как два активиста (Янсон и Левин) за 5 дней распространили 500 билетов, «устраивая соревнование среди зрителей кинотеатра «Спартак». Местный ОЗЕТ собирал также деньги на строительство Дома культуры в Биробиджане, направлял бригаду ремонтников для помощи биробиджанским колхозам в ремонте сельскохозяйственной тезники и т.д.

Летом 1933 г. Витебск принял на отдых 50 детей из семей переселенцев. Ребята провели в городе 25 дней. Сначала они познакомились с пионерской работой, встречались с сотрудниками горкома ЛКСМБ и городского совета ОЗЕТа, посетили пионерский лагерь и дом отдыха общества «Друзья детей». Затем их разместили для отдыха в Старосельском пионерском доме отдыха. 31 июля в помещении Белорусского театра (БГТ-2) на площади Ленина состоялся интернациональный вечер-встреча трех поколений, организованный Витебским отделением ОЗЕТа. Представители витебской пионерской организации передали гостям Красное знамя и заключили с ними договор о социалистическом соревновании. Витебляне взяли обязательсво шефствовать над биробиджанскими ребятами. Из Витебска гости уехали сначала в Минск, а потом — в Москву.

Различные отрасли производства Еврейской области были распределены по местным отделеням ОЗЕТа для оказания шефской помощи. В частности, Витебский ОЗЕТ осуществлял шефство над станцией Лондако. Видимо, в этой работе было много сложностей, потому что при рассмотрении его на президиуме городского профсоюзного совета (докладчик —Клионский) было отмечено, что «постановления ЦИКа и ВЦСПС не нашли перелома в осуществлении этих мероприятий». Витебский ОЗЕТ также был обвинен в «развале ОЗЕТ-организаций на отдельных предприятиях». В утвержденном плане работы предусматривалась отправка «вещей ширпотреба на ст.Лондако и направление делегации для ознакомления с подшефной станцией».

 

          ИСТОЧНИКИ:

1. Эмиграция — вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по экономическим, политическим или религиозным причинам.
2. «Гехалуц» («первопроходец», «пионер») — молодежное движение, целью которого была подготовка еврейских юношей и девушек к поселению в Эрец-Исраэль. Идея такого движения начала зарождаться еще в 1880-е гг., после прокатившейся по России волны еврейских погромов. Учредительный съезд российского движения «Гехалуц» прошел в январе 1918 г. в Харькове. В 1919 г. на 1-м съезде «Гехалуц» председателем движения был избран Иосеф Трумпельдор — герой русско-японской войны, один из лидеров сионистского движения в России. Местом нахождения исполнительного комитета движения был выбран Минск.
3. Поалей-Цион («Трудящиеся Сиона») —общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией. Как партия основана в России в 1899 г.
4. Российская еврейская энциклопедия (РЕЭ). Т.2, М., 1995, с.140.
5. Мы начинали еще в России. Иерусалим, 1990, с. 11,13,395; Белорусская энциклопедия, т.5, с.210-211.
6. РЕЭ, т.5, М., 2004, с.282.
7. Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф.1001, оп.1, д.251, лл.2, 4, 4а, 6.
8. Басин Я. Разгром сионистского движения в советской Белоруссии. «Авив», 2003, N6-7.
9. ОРТ — Общество ремесленного руда (позже Общество распространения труда). Основано в 1880 г. в Петербурге как филантропически-просветительская организация по распространению и поощрению среди евреев России квалифицированного профессионального и сельскохозяйственного труда. С 1921 — всемирная еврейская просветительская и благотворительная организация.
10. РЕЭ, т.4, М., 2000, с.260.
11. КОМЗЕТ — Комитет по земельному устройству трудящихся евреев при президиуме Совета национальностей Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Создан с целью так называемой «продуктизации» еврейского населения, привлечения его к производительному, в первую очередь, к земледельческому труду. В круг обязанностей КОМЗЕТА входила организация еврейских поселений, вербовка евреев-переселенцев, обслуживание их по пути следования и закрепление на новых местах. В результате, еврейская местечковая беднота активно переселялась на необрабатываемые свободные земли, восстанавливались разоренные гражданской войной и погромами ранее существовавшие еврейские земледельческие колонии.
12. ОЗЕТ — Общество землеустройства еврейских трудящихся. Полное название — Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР. Общественная (по своему статусу) организация, ставившая целью привлечение советсикх евреев к земледельческому труду. Производила сбор средств в разных странах мира, главным образом, среди евреев. Членами ОЗЕТа могли стать любые лица, не имевшие судимости (это фактически открыло доступ в нее «лишенцам»), а также целые коллективы, исключая религиозные общины (это определялось принципом отделения церкви от государства). На состоявшемся в ноябре 1926 г. в Москве 1-м съезде ОЗЕТа председатель ВЦИК М.Калинин огласил программу еврейской автономии как средства против тотальной еврейской ассимиляции. Возникла идея объединения еврейских колоний в сплошной массив, заселенный евреями, для создания еврейских национальных районов. ОЗЕТ оказывал помощь только переселенцам в новые регионы страны.
13. РЕЭ, т.4, с. 164, 232, 344, 347, 412, 475; т.5, с.354.
14. Проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства Белорусской ССР. Мн., 1973, с.275.
15. Там же, т.4, с. 147, 237, 327, 455; т.5, с. 27, 215.
16. Там же, т.5, с. 152.
17. ГАВО, ф.2363, оп.1, д.4, л.25.
18. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ). Т.1, Иерусалим, 1976, с.447.
19. ГАВО, ф.141, оп.1, д.63, л.139.

 
 
Яндекс.Метрика