Два письма Николая Малько о создании Витебской народной консерватории (1918)

 

 

Публикация, предисловие и комментарии Александра ЛИСОВА и Елены ТРУСОВОЙ (Витебск)

 

Организация народной консерватории в художественной жизни Витебска первых послереволюционных лет явилась одним из наиболее значительных событий. Есть основание ставить его в один ряд с такими событиями, как создание художественного училища (детища М.З.Шагала) и группы художников УНОВИС под руководством К.С.Малевича. Во всяком случае, по значимости для культурной ситуации города, весомости имен музыкантов-педагогов, которые собрались в стенах учебного заведения, консерватория едва ли уступает художественному училищу.

Создание Витебской народной консерватории народной тесно сязано с именем выдающегося музыканта, дирижера и педагога Николая Андреевича Малько [1], который в свое время возглавил ее и много сделал для ее становления. Как пишет биограф известного музыканта, "в Витебске блистательнейшим образом развернулись его выдающиеся организаторские и педагогические способности... С поразительной энергией Малько добивается в Витебске, в этом небольшом, тихом провинциальном городке, открытия "Народной консерватории" и одновременно, буквально "из ничего", из чрезвычайно пестрого по профессиональному уровню и, в общем, малого количества музыкантов, формирует оркестр" [2].

Справедливости ради, следует сказать, что создание в Витебске музыкального учебного заведения высшего уровня не было личной инициативой Н.А.Малько, что совсем не умаляет его организаторской роли в музыкальной жизни города, хотя в литературе чаще всего встречается именно это утверждение. Среда местных музыкантов была профессионально пестрой и неоднородной, но именно в этой среде -- ресторанных исполнителей и еврейских "клезмеров" -- родилась идея создания консерватории. Малько же был приглашен в город и стал подлинным энтузиастом воплощения этой идеи в жизнь.

После событий февральской революции 1917 года, на волне растущего профсоюзного движения, в Витебске было создано отделение Всероссийского профессионального союза оркестрантов, объединившее силы местных музыкантов. Значительная их часть работала в театрах Витебска. Возглавил местное отделение Союза администратор губернского театра Борис Моисеевич Суходрев. Именно в среде оркестрантов в начале 1918 года возникла идея создания Витебской консерватории. Был проведен благотворительный концерт, сбор от которого составил основу финансового фонда по организации консерватории, а для ведения дел, связанных с ее созданием, была избрана организационная коллегия из пяти членов, председателем которой стал Б.М.Суходрев [3]. Коллегия выработала проект Устава народной консерватории и обратилась с письмом к комиссару просвещения А.В.Луначарскому с просьбой разрешить ее создание.

В начале июня 1918 года в Петроград для переговоров в Наркомпросе выехал Б.М.Суходрев. Вместе с ним отправились скрипач Аркадий Бессмертный [4] и хормейстер Михаил Анцев [5]. 22 июня 1918 г. решение об организации Витебской народной консерватории было принято. Тогда же заведующим музыкальным отделом комиссариата была направлена инструкция (N190), согласно которой подготовительные административно-хозяйственные работы по созданию консерватории поручались отделению Союза оркестрантов [6]. Одновременно даны указания местные власти получили указания всячески содействовать данному мероприятию.

Представители коллегии по организации консерватории вступили в контакты с Н.А.Малько с предложением возглавить ее. Остается невыясненным, кто порекомендовал именно Николая Андреевича на эту должность. Возможно, рекомендации носили неофициальный характер, а возможно в музыкальном отделе Наркомпроса сделали это, зная сложное положение музыканта на тот момент.

Ко времени описываемых событий дирижер Мариинского театра 35-летний Николай Малько уже был широко известен. Ученик Николая Николаевича Черепнина, Н.Малько фактически заменил своего учителя в качестве дирижера Мариинского театра после его ухода оттуда в 1909 г. Н.Малько охотно принимал участие в столичных концертных антрепризах, сотрудничал с самыми известными композиторами и исполнителями того времени. Кроме того, он зарекомендовал себя и как талантливый педагог. В период февральской революции 1917 г. Н.Малько возглавил труппу Мариинского театра и стал главным дирижером бывшего придворного оркестра, переименованного в Государственный оркестр.

После октябрьского переворота, когда к власти пришли большевики, музыканты и актеры привилегированного придворного театра не спешили признавать новую власть. В консервативной среде театра произошел раскол: большинство отказалось принимать участие в мероприятиях Наркомпроса, меньшая же часть коллектива, к которой принадлежал, к примеру, В.Э.Мейерхольд, предложило большевикам сотрудничество. В числе тех, кто принял новую власть, был и Н.А.Малько. В силу сложившихся обстоятельств, он оказался во враждебном окружении, при выборах дирижера труппы был забалотирован и вынужден был весной 1918 г. уйти из театра.

Н.Малько жил в пригороде, выступая с Государственным оркестром в Петербурге (концерты возобновились с апреля 1918 г.) и в Павловске. В условиях военной разрухи и надвигавшегося в столицах с приходом зимы голода Малько воспринял приглашение возглавить Витебскую консерваторию как весьма лестное. В те дни многие представители интеллигенции бежали от революционной смуты в провинцию, тем более что там у них была хоть какая-то возможность устроить быт в условиях наступившей разрухи.

Публикуемые нами два письма Н.Малько из Павловска в Витебск, Б.Суходреву, возглавившему организацию консерватории на месте, относятся к июлю - началу сентября 1918 г., времени больших надежд и активной подготовки. Вероятно, письма составляют лишь часть несохранившейся переписки. Они хранятся в фонде документов Витебской народной консерватории, принадлежащем Государственному архиву Витебской области (ГАВО). Письма представляют собой рукописные автографы. Ответные послания Б.Суходрева не известны.

Первое письмо (ГАВО, ф.1050, оп.1, д.8а, лл.22,22об) датировано 17 июля с припиской от 21 июля; второе письмо (там же, лл.3-4) -- 7 сентября 1918 г. В них изложена концепция Н.А.Малько по подбору педагогических кадров для консерватории. Он считал необходимым делать ставку на талантливых преподавателей, а не просто музыкантов-исполнителей. Н.Малько рассчитывал на способности Б.Суходрева решать также и хозяйственные вопросы, связанные с поиском помещений для учебного заведения, жилья для себя и т.д.

Борис Моисеевич Суходрев (1870 г., уроженец Витебска) принадлежал к большой еврейской семье, многие члены которой были музыкантами. Он получил лишь домашнее образование, но это не помешало ему зарекомендовать себя талантливым музыкантом и способным организатором. В дореволюционное время он был управляющим губернского театра, а после революции стал одним из руководителей отделения Союза оркестрантов, профессионального союза работников искусств, вел большую творческую и педагогическую работу. В 1921 г. Б.Суходрев был избран "пожизненно почетным членом Большого Совета" (руководящего органа) Витебской консерватории в ознаменование заслуг по ее созданию [7].

Большинство преподавателей консерватории первого состава числятся на своих должностях с 1 сентября 1918 г., однако ввиду того, что решение материальных вопросов задерживалось, фактически многие приступили к работе лишь в октябре и даже в ноябре. Примером в этом плане может служить сам Н.Малько, который состоял в должности председателя Художественного Совета (директора) народной консерватории с 15 августа, но даже 7 сентября слал письмо Суходреву из Павловска и, судя по тексту второго письма, до 12 числа выезжать не собирался. Отборочные испытания для поступающих в учебное заведение проводились в октябре, а занятия начались в ноябре 1918 г.

Текст публикуемых писем приведен в соответствие с современной орфографией за исключением места, специально оговоренного. Ошибки исправлены без оговорок. Сокращения расшифрованы в скобках. Подчеркивания текста отмечены в примечаниях.

 

Письмо первое


Многоуважаемый Борис Моисеевич!

Я не получил от Вас никаких вестей и это меня удивляет. Надо приглашать преподавателей, и, не зная, на каких условиях можно приглашать, я теряю людей. Слабых преподавателей можно всегда найти, но новая Консерватория, прежде всего, нуждается в значительных и действительных силах, которые могли бы сразу поставить дело на должную высоту. Лишь надо знать, какие классы удастся открыть, и каких преподавателей можно приглашать. Судя по проекту Устава [8], поданному Вами А.В.Луначарскому, предполагается сразу широкая постановка дела, без чего собственно и нечего было бы затевать учреждение Консерватории. В то же время, при условности и недостатках преподавания в нынешних Консерваториях, необходимо сразу же правильно ставить основное дело, -- правильно поставить дело в общем идейно-художественном смысле. Вот почему далеко недостаточно пригласить пианиста, скрипача и виолончелиста, -- таких найти нетрудно, вопрос лишь -- будут ли это педагоги, т.к. виртуозов всегда можно выписать. Повторяю, важно сразу привлечь крупные силы по теории и классам ансамбля. К моей радости удалось найти несколько выдающихся музыкантов, которых заинтересовала новая работа, но Ваше молчание может заставить от них отказаться: время идет, и каждый спешит остановиться на том или другом предложении. Я писал Вам дважды, ответа не получаю, предупреждаю, что всякое промедление может самым вредным образом отразиться на делах Консерватории.

Мной намечены пока следующие преподаватели [9]:

ФОРТЕПИАНО [10] -- г[оспо]жа Мериин [11], лауреатка Пет[роградской] Конс[ерватории] (окончила 2 года назад), СКРИПКА -- И.Э.Кениг [12], бывш[ий] дирижер балета Мар[иинского] театра, скрипач оркестра Мар[иинского] т[еатра], артист выдающийся по школе и как педагог, превосходный концертмейстер (в концертах Зилоти [13] ряд сезонов); если можно было бы найти лучшего солиста, то это никогда не уйдет на 2-й, 3-й год; как педагог Кениг -- явление исключительное. ВИОЛОНЧЕЛЬ -- Шпильман [14], лауреат, подающий надежды, как хороший серьезный работник. ПЕНИЕ: с Тартаковым [15] ничего не выйдет (на концерт в августе он приедет [16]); думаю о Томарсе [17], хорошем певце и педагоге. ТЕОРИЯ -- настаиваю на Асафьеве (Игорь Глебов) [18], который должен решить дело на днях; о его исключительной ценности я уже писал; И.Н.Прокофьев [19] нужен нам как виолончелист, руководитель кл[асса] ансамбля, фаготист и администратор. О духовых мне надо знать также тотчас, ибо, повторяю, всякий спешит устраиваться на зиму.

Как дело с помещением? Как вопрос с администрацией? Предлагает ехать в Вит[ебск], в качестве правителя дел один из весьма дельных лиц в здешнем Музык[альном] Отделе [20]. Если есть возможность, надо сделать: мы приобретем хорошего работника и укрепим связь с Комис[сариатом] Просвещения через лицо, хорошо знающее нынешний правительственный аппарат.

Назначайте день моего концерта. Я могу выехать в понедельник 29 июля и должен вернуться к среде 7 августа. Думаю, удобный день для концерта суббота 3 или воскрес[енье] 4 августа. Программа -- Чайковский. Если "4-я симф[ония]", то Отд[еление] I -- "4-я симф[ония]", Отд[еление] II -- "Ромео и Джульета"; романсы -- Э.В.Тартаков, "Полонез" из III сюиты. Если "6-я симф[ония], то: Отд[еление] I -- "Полонез" из III сюиты; "Ромео"; Романсы; Отд[еление] II -- 6-я симф[ония] [21].

Есть ли какие-либо виды на квартиру? (6-5 комнат) Я не настаиваю, чтобы квартира была непременно близко от Консерв[атории]; лишь бы было тепло и удобно (с обстановкой) [22].

Жду от Вас самого скорого ответа; мне надо точно знать, в каких цифрах могут выразиться гонорары преподавателей, что платят за участие в концерте концертмейстерам, духовым. Я уже писал, что преподаватели обязаны участвовать в оркестре. Конечно, необходимо пригласить гобоиста; у меня есть в виду один лауреат, окончивший в этом году (Данскер [23]), играющий у меня сейчас в Павловске 1-й гобой.

Спасибо, что выручили деньгами Митю [24], верну с благодарность[ю] как приеду.

В ожидании Вашего ответа

Преданный Вам Малько.

17/VII 1918 Павловск

Поляковская ул[ица], 13

[P.S.] Дальнейшее промедление с Вашей стороны может поставить меня в положение, в котором я не буду в состоянии выполнить взятых на себя обязанностей -- одного директора для консерватории мало [25].

 

Второе письмо


Многоуважаемый Борис Моисеевич!

А.В.Луначарский приезжал на короткое время. Цшохер видал его наскоро на вокзале [26]. Все вопросы остались снова невыясненными. А.В.Лун[ачарский] возвращается в понедельник 9 сент[ября], когда Цшохеру назначен разговор [;] я не верю, что А[натолий] В[асильевич] вернется в понед[ельник]; дай Бог, чтобы он приехал 10 или 11. Тогда он приедет на долгое время. Я с Цшохером должен, наконец, всего добиться: 1). Ассигновки в 40 тысяч; она, по словам А.О.Цшохера, мож[ет] быть проведена при представлении здесь сметы. Это он взял на себя. 2). Надо, наконец, установить тип учебного заведения. Это находится в связи с назначением эмиссара. А.О.Цшохер категорически решил уйти из Петербурга, и этот вопрос решится также теперь. Вам следует подготовить в Витебске почву для избрания А.О.Цшохера эмиссаром по искусствам Вит[ебской] области [27].

Я не поехал сейчас в Вит[ебск], т[ак] к[ак] это бесполезно до решения вышеуказанных вопросов. В лучшем случае выеду вместе с А[льфредом] О[скаровичем] во вторник 11 или среду 12 сент[ября]. Кстати, прошу Вас, устройте мне квартиру в помещении Конс[ерватории] (если можно, в нижнем этаже) и имейте в виду, что необходимо будет помещение для "Эмиссариата по искусствам" (Канцелярия -- 3-4 комнаты и 1-2 квартиры). Я думаю, в наших интересах поместить "Эмиссариат" в здании Консерватории. Обдумайте это.

Помогите мне устроить моих поскорее в Витебск. Если есть квартира, я просто по приезде найду для нее мебель. Если нет, помогите найти хоть одну-две комнаты, куда Раиса Петр[овна] с дочкой могла бы переехать [28]. С преподавателями задержки, кот[орые], конечно, объясняются общей неопределенностью: из-за Шуман[а] пошел на нас войной Завед[ующий] Подотдел[ом] Госуд[арственных] т[еатров] Экскузович [29], который выбрал простой пункт: предсказывает всякие напасти Консерватории и дискредитирует дела. Однако Шуман все же будет, ставьте его имя: Отто Рейнгольдович Шуман, солист орк[естра[ Госуд[арственной] Русск[ой] Оп[еры] -- валторна [30].

Грюнерт [31] медлит. Прокофьев отказался. Гобоистов нет. Приходится пока ждать Грюнерта. В крайн[ем] случае пока будем выписывать гобоиста. Трубача ищу, послал телегр[амму] Брандту [32] (б[ывшего] Придв[орного] орк[естра]) -- этот был бы хорош. Асафьев серьезно болен, я не могу даже видеть его. Надеюсь, сегодня, завтра увидеть его. Григорович [33] уехал в деревню в Тверск[ую] губ[ернию]. Послано письмо, чтобы телеграфировал. Как с певцом? Если нет, буду разыскивать Супруненко [34]. Просится на кл[асс] фортеп[иано] Анна Павл[овна] Эглит-Яцына [35] (знает [ее] М.В.Анцев [36]). Если есть вакансия, она, на мой взгляд, была бы подходящей.

Повторяю, дело задерживается из-за неопределенности общего положения. Сначала потянули дело в Витебске, главный же тормоз -- Музык[альный] отдел [37].

Сердечный привет

Ваш Малько

7 сент[ября] 1918 [года] Павловск

[P.S.] Телеграфируйте до 12-го в Павловск

 

          ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Малько Николай Андреевич (1883-1961) -- дирижер. Выпускник Петербургской консерватории. Дирижер Мариинского театра (1908-1918), главный дирижер филармонии и профессор консерватории (1925-1928) в Ленинграде. В 1918-1921 гг. возглавлял народную консерваторию и Союз оркестрантов в Витебске, провел более 200 симфонических концертов. С 1928 г. жил за рубежом. С 1963 г. в Копенгагене проводится ежегодный Международный конкурс дирижеров им.Н.Малько.
2. Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. -- Л.: "Музыка", 1972, с.21-22.
3. Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф.1050, оп.1, д.10, лл.1-3 об.
4. Бессмертный Аркадий Львович (1893-1955) -- скрипач, дирижер, педагог. Выпусник Петроградской консерватории (1917). Один из организаторов и руководителей первых в Белоруссии симфонического оркестра и народной консерватории (1918) в Витебске. Преподавал в Белорусском музыкальном техникуме, с 1924 г. -- его первый директор. В 1932-1955 гг. преподавал в Белгосконсерватории. С 1928 г. -- скрипач-солист и дирижер оркестра Белорусского радиоцентра. Создатель и участник (первая скрипка) Государственного струнного квартета БССР (1934-41).
5. Анцев Михаил Васильевич (1865-1945) -- композитор, хормейстер, педагог. Учился в варшавском музыкальном интитуте, в 1894 г. закончил Петербургскую консерваторию по классу Н.Римского-Корсакова. С 1896 -- в Витебске. Мастер хоровой музыки, руководитель Государственного хора. Автор учебных пособий по теории музыки, хоровых сочинений, духовных произведений, романсов. Автор хоров и песен на стихи белорусских поэтов, кантаты "К 100-летнему юбилею А.Пушкина", "Реквиема" ("Не плачьте над трупами павших бойцов") и др.
6. ГАВО, ф.1050, оп.1, д.9, л.7.
7. Там же, д.29, л.5.
8. Там же, д.9, лл.1-4 об.
9. Адресант в письме, написанном чернилами, некоторые строчки подчеркивал и дополнительно выделял карандашом.
10. Набранные в тексте прописными буквами слова выделены автором письма подчеркиванием.
11. Мериин Вера Давыдовна (р.1893). Окончила Петроградскую консерваторию с премией А.Г.Рубинштейна. В Витебской народной консерватории с 1 сентября 1918 г. -- руководитель класса фортепиано, профессор, декан фортепианного факультета.
12. Кениг Иосиф Эрнестович -- скрипач, солист оркестра Мариинского театра с 1899 г. Н.А.Малько был о нем высокого мнения. В гораздо более позднее время, он писал Н.Я.Мясковскому (22 июля 1930 г.) из Карлсбада о Кениге как о "совершенно замечательном оркестровом скрипаче" (См.: Н.А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма. -- Л.: "Музыка", 1972, с.199). В Витебске не работал.
13. Зилоти Александр Ильич (1863-1945) -- известный русский пианист и дирижер, организатор в Петербурге знаменитой концертной антрепризы. Делал обработки музыкальных произведений. Был управляющим труппой Мариинского театра. При Временном правительстве стоял во главе художественной части театра. В Витебской консерватории не работал. С 1919 г. жил за границей.
14. Шпильман Семен Михайлович (р.1884), учился в Петроградской консерватории (1908-1917), удостоен премии имени Рубинштейна. В Витебской народной консерватории работал в 1918-1920 гг. в качестве руководителя класса виолончели.
15. Тартаков Иоаким Викторович (1860-1923) -- русский певец, в 1909-1923 гг. -- главный режиссер Мариинского театра. С кандидатурами на руководство классом пения Н.А.Малько особенно не везло. После того, как от предложения работать в Витебске отказался И.В.Тартаков, он делал предложения И.С.Томарсу и И.Г.Супруненко (см. письмо 2).
16. О концерте И.В.Тартакова в Витебске в августе 1918 г. сведениями не располагаем. Известно, что певец приезжал в Витебск с концертами в ноябре 1921 г.
17. Томарс Иосиф Семенович (1867-1934) -- певец, педагог, выпускник класса С.Габеля Петербургской консерватории (1889), в 1920-е гг. преподавал в ней. В Витебске не работал.
18. Асафьев Борис Владимирович (1884-1949) -- русский музыковед и композитор, выпускник Петербургской консерватории по классам теории композиции и инструментовки. С 1914 г. начал печататься в журнале "Музыка" под псевдонимом "Игорь Глебов". С Н.А.Малько поддерживал дружеские отношения, однако в послереволюционные годы отношения между ними ухудшились. Не последнюю роль в этом сыграл инцидент, связанный с предложением со стороны Малько занять место педагога Витебской консерватории, от которого Асафьев отказался.
Спустя годы Н.Малько напишет в письме Н.Я.Мясковскому (18 июля 1930 г.) о добрых отношениях с Асафьевым и "о неприятных удивлениях": "...я издали наблюдал, как Асафьев менялся или подвергался влияниям. Полной неожиданностью явилась для меня его обида, когда я звал его в Витебск (осень 1918 г.). Из-за фразы "я с вами поторгуюсь" (сумму назначал не я) он неожиданно написал мне, что я умею "создавать врагов". Когда я был в Витебске или Москве (значит, уже года через 3-4), мне точно говорили о враждебном отношении ко мне Асафьева. Мне было больно, но я ничего не понимал". (См.: Н.А.Малько. Воспоминания. Статьи. Письма. - Л.: "Музыка", 1972, с.193-194). Вспыльчивый характер Н.Малько и его неосмотрительные остроты привели к размолвке с Асафьевым.
19. Биографических сведений об И.Н.Прокофьеве нет. В Витебской консерватории он не работал.
20. Как вытекает из содержания письма 2, речь идет здесь о Цшохере Альфреде Оскаровиче, музыковеде, юристе. В 1918 г. Цшохер работал в Петрограде в музыкальном отделе Народного Комиссариата Просвещения. Решение его перебраться в Витебск было связано, как и у многих представителей интеллигенции, с трудным материальным положением в столичных городах. В сентябре 1918 г. А.О.Цшохер был назначен уполномоченным на правах эмиссара музыкального отдела Наркомпроса, заняв пост заведующего музыкальной секцией (подотделом) Витебского губисполкома. Одновременно, он преподавал в Витебской консерватории курс истории музыки. По свидетельству других архивных документов, будучи высокого мнения о деловых качествах Цшохера, Н.А.Малько на стадии организации консерватории и музыкального отдела в Витебске лоббировал его кандидатуру, что не гарантировало их в дальнейшем от конфликтов. (Об А.О.Цшохере см.: Лисов А., Трусова Е. Уполномоченный по музыкальным делам (незавершенный биографический очерк об А.О.Цшохере) // Малевич. Классичский авангард. Витебск. Сб. статей. Вып.6./ Под ред. Т.В.Котович. -- Витебск, 2003, с.85-118).
21. Концерт Н.А.Малько в намеченные сроки в Витебске, вероятно, не состоялся. Во всяком случае, сообщений местной прессы о нем нами не выявлено. На это же указывает косвенно содержание письма 2, где Н.Малько пишет, что "не поехал сейчас в Витебск, так как это бесполезно до решения... вопросов" по организации консерватории.
22. Вопрос о помещении для консерватории и о квартирах для преподавателей, приглашавшихся в Витебск, как видно даже из двух писем Н.А.Малько, был одним из наиболее волновавших его. Очевидно, Б.М.Суходрев давал на этот счет какие-то обещания со своей стороны, но, в свою очередь, писал, по-видимому, и о серьезности положения с жильем в прифронтовом городе, перенасыщенном тыловыми частями и госпиталями.
В последующем проблема с помещением оказалась для Витебской народной консерватории одной из самых неразрешимых. За период 1918-1924 гг. учреждение много раз меняло адрес. Первое из этих помещений, дом Путцеля на Смоленской улице, предоставленный осенью 1918 г., оказался пристанищем на короткий срок. В большинстве случаев преподаватели консерватории вынуждены были искать себе жилье сами. Заметно, что требования, которые Н.А.Малько предъявляет к собственной квартире, о чем он просит Б.М.Суходрева, также снижаются (см. письмо 2).
23. Данскер О.Л. впоследствии стал составителем и автором примечаний единственной до сегодняшнего дня книги воспоминаний и статей Н.А.Малько, изданной в СССР (см. ссылку 1). В Витебской консерватории не работал.
24. О ком идет речь, не ясно.
25. Письмо Н.А.Малько, написанное чернилами, имеет приписку (P.S.), сделанную карандашом и датированную "21 /VII" -- неразборчиво.
26. Напомним, что в марте 1918 года большевистское правительство переехало из Петрограда в Москву. Структуры Наркомпроса оказались разделенными на два отдела: Петроградский и Московский. И нарком А.В.Луначарский, пытаясь координировать их деятельность, вынужден был первоначально совершать многочисленные переезды.
27. Н.А.Малько настоятельно рекомендует на должность эмиссара по музыкальным делам А.О.Цшохера, что имело результат: Б.М.Суходрев, возглавивший в организационный период Хозяйственный комитет создаваемой консерватории, поддержал его. Следует вместе с тем отметить, что первоначально позиция Суходрева и местной музыкальной общественности была иной. Она отражена в обращении Хозяйственного комитета в музыкальный отдел Наркомпроса:
"В целях упорядочения музыкального дела в г.Витебске и наиболее целесообразного применения труда в этой области, а также во избежании так часто совершавшейся до сего времени эксплоатации народных масс, особенно рабочего класса, как наиболее доверчивого и мало опытного в делах искусства, Управление Витебской Народной Консерватории просит учредить при существующем в г.Витебске Отделе Народного Образования Музыкальный отдел, предоставив Управлению Консерватории совместно с членами Витебского Отдела ВСО [Всероссийского союза оркестрантов] избрать ИЗ СВОЕЙ СРЕДЫ ИЛИ ИЗ МЕСТНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ [выделено нами -- А.Л., Е.Т.] компетентного в делах искусства Заведывающего упомянутым Отделом. Последний, на правах комиссара искусства, должен будет вести регистрацию лиц, занимающихся в г.Витебске преподаванием музыки, производить учет безработных музыкантов, регулировать взаимоотношения между антрепренерами и содержателями различных театров с оркестрантами и пианистами, а также принять на себя защиту интересов всех тех тружеников искусства, у которых музыка является единственным или главным источником добывания средств для жизни". [ГАВО. ф.1050, оп.1, д.10, лл.6, 6об.).
Документ датирован 16 августа 1918 г., т.е. более ранней датой, чем письмо 2 Н.А.Малько. Как следует из приведенного текста, местные музыканты хотели видеть в лице администратора, заведующего музыкальным отделом -- своего представителя. Практически же эту должность занял А.О.Цшохер, совместив ее с должностью эмиссара (уполномоченного центра).
28. Степанова (сценический псевдоним -- Олина) Раиса Петровна (р.1881, жена Н.А.Малько) -- певица, солистка Русской императорской оперы. Преподавала сольное пение в учебных заведениях Петрограда. С сентября 1918 года -- профессор, руководитель класса сольного пения Витебской консерватории. В письме Н.А.Малько упоминает также свою приемную дочь (дочь Раисы Петровны от первого брака) Иванову Наталью Ивановну (1901-1979), выпускницу Царскосельской Мариинской гимназии. В 1919-1922 гг. она училась в Витебском народном художественном училище у В.М.Ермолаевой и К.С.Малевича, была членом группы супрематистов УНОВИС.
29. Экскузович Иван Васильевич (1882-1942) -- советский музыкальный и общественный деятель, инженер. С 1917 г., благодаря поддержке А.В.Луначарского, был назначен управляющим Государственными академическими театрами.
30. Шуман Отто Рейнгольдович (р.1868) -- выпускник Петербургской консерватории. С 1890-х гг. вел концертную и педагогическую деятельность в русской столице: был солистом-валторнистом симфонического оркестра Русского императорского музыкального общества, первым валторнистом-солистом Русского императорского оперного театра. В Витебской народной консерватории преподавал с 1 сентября 1918 г. в качестве руководителя класса валторны, помощника инспектора, члена Совета консерватории (руководящего органа учебного заведения).
В отличие от многих приезжих педагогов, О.Р.Шуман прожил в Витебске значительную часть жизни. В 1920-е гг. он явился свидетелем ряда реорганизаций учебного заведения. В Витебской консерватории работала также его сестра -- Евгения Рейнгольдовна.
31. Биографическими сведениями о Грюнерте не располагаем. В Витебской народной консерватории он не работал.
32. Сведений о Брандте нет. В Витебской консерватории он не работал.
33. Григорович Карл Карлович (1868-1921) -- скрипач-виртуоз, выпускник Венской консерватории. В предреволюционные годы вел активную концертную деятельность, возглавлял Мекленбургский квартет. Имел большой опыт преподавательской деятельности в учреждениях Петербурга и Москвы. В 1918-1921 гг. -- руководитель класса скрипки и декан струнного факультета Витебской народной консерватории.
34. Супруненко Иосиф Гаврилович (1861-1936) -- певец, педагог, выпускник Петербургской консерватории по классу К.Эверарди (1885). В 1920-е гг. преподавал в той же консерватории. В Витебске не работал.
35. Биографическими сведениями об А.П.Эглит-Яцыной не располагаем. В Витебской консерватории она не работала.
36. В период создания Витебской народной консерватории М.В.Анцев входил в состав организационной коллегии, с сентября 1918 г. был руководителем класса теории музыки, первоначально вел канцелярию (делопроизводство в ней).
37. В данном случае имеется в виду музыкальный отдел Наркомпроса.

 
 
Яндекс.Метрика