Израиль и парад суверенитетов ХХ века

 

Уничтожение шести миллионов евреев нацистами в ходе Второй мировой войны произвело огромное впечатление на мир, испытавший чувство собственной вины за то, что трагедия не была предотвращена. Поэтому, когда спустя два с половиной года после окончания этой, самой кровопролитной войны в истории человечества, 25 ноября 1947 г., комитет по Палестине ООН двадцатью пятью голосами против тринадцати одобрил план раздела Палестины,  это не вызвало ни  у кого удивления. А еще спустя четыре дня Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, и народ, который в течение двух последних тысячелетий мог только мечтать о собственном национальном очаге, получил его. Самую большую поддержку при решении этого вопроса евреи получили от делегации СССР. 14 мая 1948 года  Бен-Гурион  огласил в Тель-Авиве  Декларацию независимости. Так Холокост и создание Государства Израиль слились в общественном сознании в одно событие, хотя при всей их взаимосвязанности  прямой причинно-следственной связи между ними не было. Появление Израиля на карте мира было подготовлено всем ходом мирового исторического процесса.
 

1
 
Национальный вопрос был и остается  одним из наиболее сложных, но вместе с тем и наиболее тонких и деликатных вопросов современности. Для многонациональных государств он является еще и тем камнем преткновения, о который спотыкаются даже самые демократические, с устоявшимся укладом жизни сообщества.  Недооценка этого вопроса, его влияния на формирование общественного сознания, на создание обстановки национального согласия; пренебрежение самобытностью народов, принадлежащих к национальным меньшинствам, попытки их принудительной ассимиляции приводили и приводят к напряжению в обществе, провоцированию межнациональных конфликтов, а в далеко зашедших случаях – к этническим войнам и кровопролитию.
 
В равной степени это относится и к тем странам, где некоренные народы не имеют мест компактного проживания и где утерян их разговорный и литературный национальный язык. В этих условиях малые народы упорно борются с надвигающейся ассимиляцией, за сохранение своей национальной идентичности: создаются национальные общественные объединения, открываются культурно-информационные центры, а многочисленные образовательные проекты связывают эти народы со странами исхода. И вот мы уже видим, как даже утрата собственного языка не является для них определяющим фактором.  На наших глазах возник феномен национальной культуры малых народов на языке титульной нации – феномен, никем пока не изученный и до конца пока не осознанный.
 
В наши дни данные о национальной принадлежности исчезли (или, по крайней мере, должны были исчезнуть в соответствии с законодательствами большинства стран  на постсоветском пространстве) из паспортов и анкет, а межнациональные браки стали совершенно обычным явлением. В этих условиях естественная  ассимиляция (то есть утрата национального самосознания) приводит к постоянному и стойкому уменьшению населения малых народов. Поэтому главной заботой для них сегодня стало – не допустить утраты национальной самобытности и сохранить то, что называется этническим ядром – носителей национального духа, национальных традиций, культурных и исторических ценностей.  Причем процесс этот при всей субъективной его сущности носит абсолютно объективный характер и целиком зависит от всего хода исторического развития человечества в ХХ и ХХI столетиях.
 
К началу прошлого века стало очевидным, что имперская форма государственного устройства уже не в состоянии обеспечить эффективность экономического развития современного общества, а религия перестает быть основным фактором, определяющим групповую принадлежность человека. Первым симптомом надвигающегося распада империй стал кризис и распад колониальной системы, а первым симптомом слабости религии как основного элемента консолидации народов стало появление на карте мира первых в ХХ веке мононациональных государств.
 
В 1902 г. в результате восстания и испано-американской войны (1898)  провозгласила свою независимость и стала республикой Куба.  В населённой испанцами и бывшими рабами – выходцами из «черной» Африки стране возник новый народ – кубинцы. Спустя год, отделившись от Колумбии, независимость провозгласила Панама, и в населенной, в основном, метисами и мулатами стране возник еще один новый народ – панамцы. Так проявилась одна из важнейших функций государства – нациообразующая. Правда, и Куба, и Панама тут же и надолго оказались в полуколониальной зависимости от США, но, как говорится, дело было сделано – параду суверенитетов в ХХ веке начало было положено.
 
А в 1905 году шведский король Оскар II отрекся от норвежского престола, и на месте объединенного шведско-норвежского королевства, созданного еще в 1814 г., возникли  два государства – Швеция и Норвегия. Так проявилась одна из важнейших функций нации – государствообразующая.
 

2
 
Национальный аспект значительно усилил борьбу народов за освобождение от колониальной зависимости. В 1905 году началась революция в Персии, которая до начала ХХ века находилась в зависимости от России и Великобритании. К 1911 году Персия уже имела конституцию и  собственный парламент  (с 1935 г. – Иран). 
 
5 октября 1908 г. князь Фердинанд провозгласил полную независимость Болгарии от Османской империи и принял титул царя. Он же стал инициатором создания Балканского Союза, в который вошли Болгария, Сербия, Греция и Черногория. Первая Балканская война (1912-13) привела к полному освобождению Балканского полуострова от османского господства, и сразу несколько народов получили независимость: в 1908 г. – Болгария, в 1910 – Черногория, в 1912 – Албания.  (Сербия и Греция  обрели независимость еще в ХIХ веке).
 
Начались изменения на колониальных территориях: Испания и Португалия потеряли Марокко, над которым в марте 1912 г. был установлен французский протекторат;  а слабеющая Османская империя  сначала уступила Италии Ливию (1912), а потом передала под протекторат Великобритании Египет (1914). Позднее (уже по Версальскому договору) потеряла свои африканские колонии Германия.
 
Первая мировая война и последующие за ней революции потрясли мир: на политической карте планеты одно за другим стали появляться мононациональные государства. Октябрь 1917 года в России привел к тому, что народы бывшей российской империи «сразу же, одна за другой, поспешили отгородиться от большевистской Великороссии собственными государственными границами, отделившись от империи и провозгласивши свою независимость» [1]. В декабре 1917 г. независимость от России получила Финляндия, в октябре следующего года была восстановлена государственность Польши. Затем «стали самостоятельными государствами (с севера на юг): Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Казацкая земля, весь Кавказ и весь Туркестан; заговорили о государственной самостоятельности даже в Сибири, в тех ее частях,  где великорусская колонизация, хотя и представляла уже большинство населения, но была оторвана от исторических традиций собственной Великороссии» [2].
 
В 1918 г. распалась Австро-Венгерская империя,  на развалинах которой возникли сразу три государства: Австрия, Венгрия и Чехословакия. В том же году получила независимость Исландия,  пять веков (с 1397 г.) входившая в состав Дании, а в1921 г.  было провозглашено Ирландское свободное государство.
 
Наибольшие геополитические изменения произошли в Азии. Османская империя, воевавшая на стороне Германии, потеряла в 1918 г. огромные территории.  Независимыми государствами стали Сирия (1920), Ливан (1920), Ирак (1921), Трансиордания (1921),   Египет (1922),  Хиджаз (1927, ныне – Саудовская Аравия). Некоторые из них еще долгое время были подмандатными территориями Англии и Франции, в том числе, Палестина – историческая родина евреев и предполагаемое место для создания еврейского государства,  но в целом процесс суверенизации остановить уже было невозможно. Правда, не все случаи объявления независимости завершались созданием суверенных государств: Афганистан (1919) был немедленно поглощен Англией, решение о создании Курдистана (1920) с приходом к власти в Турции Кемаля Ататюрка так и не было воплощено в жизнь, а Страна Басков, возникшая в 1936 г. в ходе Испанской революции,  спустя три года была ликвидирована  с установлением  диктатуры Франко.
 
Аналогичные процессы происходили и на территории бывшей Российской империи. К 1941 году СССР почти полностью восстановил ее территорию, поглотив в свои необъятные просторы все получившие независимость после событий 1917 г. страны, исключая Финляндию, оказавшую ожесточенное сопротивление во время зимней кампании 1940 года. Как пишет известный российский социал-демократ Михаил Славинский в книге «Национально-государственная проблема в СССР», вышедшей в Париже в 1938 г. (то есть еще до присоединения к СССР Бесарабии, части Польши и стран Балтии), борьбу за независимость эти «подкомандные нации проиграли»: «боролись они разрозненно, помощи ниоткуда не получали, боевого снабжения не имели и пали жертвою чисто физического преобладания великорусской массы, руководимой большевиками» [3].
 
Трагические события  Второй мировой войны и гибель десятков миллионов людей на время приостановили возникновение мононациональных государств, но гибель Третьего рейха, а спустя четыре с половиной  десятилетия  и распад СССР привели к  обретению независимости и объявлению государственности двух десятков наций на почве консолидации их народов вокруг национальной идеи.  Стало совершенно очевидно, что   национальное самосознание превращается в движущую силу общества, не считаться с которой не только нельзя, но и преступно. Великодержавный шовинизм, служивший  краеугольным камнем империй, стал их основным могильщиком.
 
В 1945 г. Нидерланды признают независимость Индонезии. В 1947 г. обретает независимость Индия, и возникают два суверенных государства: Индийский Союз (с преимущественно индуистским населением) и Пакистан (с преимущественно мусульманским населением).  Начинают, наконец, получать независимость французские колонии и подмандатные территории: Ливан (1951), Мадагаскар (1960), Французская Экватриальная Африка  (Конго, Габон – 1960), Алжир (1962)… Примеры можно продолжить…
 
14 мая 1948 г. провозглашает независимость возникшее на месте древней Иудеи Государство Израиль – евреи обретают утраченную два тысячелетия назад государственность. Решение о создании Израиля и Палестинского арабского государства на части территории подмандатной (с 1918 г.) Англии Палестины принимает 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН. Исправлена еще одна историческая несправедливость: возникшие за долгие века рассеяния многочисленные группы еврейского народа, разделенные культурными, религиозными и языковыми барьерами (наиболее крупные – ашкеназы и сефарды), получили возможность для консолидации на основе общности территории и реставрированного разговорного и литературного древнееврейского языка (иврита). Разрешилось противоречие, которое в соответствии с существующими в ХХ веке установками, не позволяло евреям быть самостоятельным народом.  «Понятие народа предполагает известные условия, которых в данном случае нет налицо, - писал в свое время В.Ленин. – Народ должен иметь  территорию, на которой он развивался, а затем в наше, по крайней мере, время… должен иметь общий язык. У евреев уже нет ни территории, ни общего языка» [4]. С созданием собственного государства евреи приобрели и территорию, и общий язык.  
 
Мощным парадом суверенитетов были отмечены  1990-е гг. На развалинах СССР возникло 15 суверенных государств. Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию. Не очень большая Югославия дала жизнь шести странам. Последняя из них – Черногория – получила независимость (от Сербии) уже в 2006 году. Процесс этот не завершен и поныне. За право создать свое государство борются курды, несколько миллионов которых компактно проживают на территории, как минимум, пяти стран. С оружием в руках пытаются восстановить свою Страну  баски.  Существует проблема  с международным признанием самопровозглашенной Приднепровской республики,  с автономиями  Крыма, Абхазии и Южной Осетии, с шестью округами Ольстера, которые под названием Северная Ирландия остались под юрисдикцией Великобритании. Борются за признание автономии от  Испании каталонцы. 
 
Проблемы осложняют религиозные и политические распри: воюют сунниты и шииты Ирака,  протестанты и католики Ольстера, не решены проблемы взаимоотношений православной Сербии и мусульманского Косово. Свыше трехсот тысяч погибших и два с половиной миллиона беженцев стали  в Судане жертвами двадцатилетней борьбы за независимость христианского «юга»  от мусульманского «севера». Политическое противостояние разделяет Северную и Южную Кореи.  С 1988 г. тлеет вооруженный армяно-азербайджанский конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха.
 
Глобальные изменения на геополитической карте мира привели к не менее глобальным изменениям в этническом сознании человечества. Один только пример. Кто такие арабы? Люди,  родным языком которых является арабский.  Так гласит энциклопедия. А к какой группе населения относятся арабы? К семитской, потому что арабский язык относится к группе семитских языков. Как и евреи, кстати. Но ведь это не этническая и не национальная, а лингвистическая  дефиниция. А с точки зрения этноса, нации? И тут выясняется, что к концу ХХ века уже как-то не принято говорить об арабах «вообще». Сегодня большинство арабов живет в своих национальных квартирах, и сегодня это – египтяне, ливанцы, ливийцы, сирийцы, иракцы, иорданцы…
 
Недавно  в результате самоидентификации появился новый народ  -  палестинцы. Это – арабы, населяющие сектор Газы и Западный берег реки Иордан, территорий, от которых в 1988 г. добровольно отказались Египет и Иордания. Появился народ – значит рано или поздно появится и государство, название которому даст национальность его населения. Но бывает и наоборот. Кто  такие пакистанцы?  Люди, проживающие на территории Пакистана.  А по этническому происхождению это -  пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи.
 
Возникновение мононациональных государств – объективный процесс, характерный       для ХХ века. Конечно, обретение независимости – огромный, длящийся десятилетиями, порой связанный с огромными человеческими потерями процесс. И Израиль не смог бы возникнуть без халуцианского движения [5], без отрядов Хаганы [6], без Декларации Бальфура [7], без овладения сионистской идеей сотен тысяч евреев во всем мире и, в первую очередь, в России, без войн за независимость, без мощной поддержки международной общественности. Конечно, сыграли свою роль в этом процессе и многомиллионные потери в результате гитлеровского геноцида. Но все это не могло случиться во времена Герцля [8] и Трумпельдора [9].  Идея еврейской государственности должна была вызреть в недрах глобального исторического процесса – борьбы народов мира за собственное суверенное существование. Процесса, который еще далеко не завершен.
 
Попытки возврата к империям противоречат всему ходу геополитических процессов в сегодняшнем мире. В наше время никто уже не хочет жить в «коммунальной квартире», каждый народ хочет иметь собственный национальный очаг и, обретя его, чувствовать себя хозяином  в  своей стране со своим собственным национальным достоинством, своей культурой, своими традициями, отличными от культуры и традиций других народов. Параллельно идет процесс воссоздания единства наций, утраченных в результате потрясений ХХ века:  многотысячными жертвами заплатил за целостность своего государства вьетнамский народ; рухнула  Берлинская стена  и возникла единая Германия; борются против разделения своего острова на две половинки киприоты…
 
Однако имперское сознание еще долго не будет отпускать тех,  кто в борьбе с суверенизацией потерпел поражение.  Их унижение, их задетое самолюбие «сюзеренов», которых покинули взбунтовавшиеся «вассалы», раз за разом будут приводить к этническим конфликтам, и будет вновь и вновь литься кровь ни в чем не повинных людей. Применительно к имперской политике России  и ее преемника - СССР,  монстра, занимавшего «одну шестую часть земного шара», эту мысль с поразительным пророчеством высказал еще в 1938 году все тот же Михаил Славинский. Назвав попытку создания в СССР единой имперской нации – так называемой «общности советский народ» национологическим курьезом, он за полвека до развала советской (а как мы теперь понимаем, и всей мировой коммунистической) империи писал:
 
«Такой народ не способен на благоразумный отказ от своих претензий на властвование. И особенно не могут сделать этого его командные слои, бывшие и настоящие, ибо эти претензии стали органической частью в составе их национального мироощущения, а то или иное изменение этого мироощущения требует, как известно национологам, весьма длительного времени… Подкомандным нациям на этот счет не годится создавать никаких иллюзий. Борьбой и кровью окрашен их отрыв от имперской России, в той же атмосфере произойдет и их освобождение от СССР. Других путей к разрешению национально-государственной проблемы на востоке Европы история не знает, а современная действительность не указывает» [10].
 
Обретение независимости многих государств немедленно отразилось на росте национального самосознания их рассеянных по странам диаспоры сыновей.  Людям свойственно стремление к определению своей групповой принадлежности. В наши дни  основным признаком ее стало этническое или национальное происхождение человека. Недооценка стойкости этого психологического феномена уже привела к тяжелейшим последствиям – к этническим конфликтам и, в конечном итоге,  к распаду многонациональных государств, в том числе, СССР.  Даже в такой стране, как США, стране эмигрантов, стране людей, не привязанных психологически (исторической памятью), к определенным территориям, отмечается нарастание напряженности между испано и англоговорящими  анклавами. Сохранить многонациональный характер страны, пестроту ее национальной самобытности и уже одним этим обеспечить межнациональное согласие, а значит, и общенациональный мир – одна из основных задач любого государства. 
 


          Примечания:
 
1 Славинский М.А. Национально-государственная проблема в СССР.- Париж, 1938, с.59.

2 Там же.

3 Там же, с.63.

4 Ленин В.И. Положение Бунда в партии. Полн. собр. соч.  Т.8. с.73.

5 Халуцим  (букв. «пионер», «первопроходец») – активисты заселения и освоения Эрец-Исраэль. 6 Термин, известный с библейских времен,  стал популярным в эпоху первой алии (1882-1903).

6 Хагана  («оборона», «защита») – подпольные вооруженные силы, созданные еврейскими поселенцами в подмандатной Палестине в 1920 г., ставшие с образованием еврейского государства основой Армии Обороны Израиля.

7 Письмо министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура  лорду Лайонелу Ротшильду  2 ноября 1917 г. о благожелательном отношении британских властей к сионистским  стремлениям евреев, ставшее политическим документом о праве еврейского народа на собственный национальный очаг.

8 Теодор Герцль (Беньямин Зеев, 1860-1904) – основатель политического сионизма,  провозвестник Еврейского государства  и создатель Всемирной сионистской организации.

9 Иосеф  Трумпельдор  (1880-1920) – один из организаторов еврейской самообороны,  общественный деятель в Эрец-Исраэль. Погиб при обороне еврейской колонии в Тель-Хайе (Палестина)  от нападения арабов.

10 Славинский М.А. Указ. соч., с.75.

 
 
Яндекс.Метрика