Еврейское имя в истории Второй мировой войны. Часть 1

 

1. Исаак Пресайзен

presayzen.jpg

27 июня 1941 года, на шестой день войны, во время бомбежки скопления немецких колонн с техникой и живой силой в районе западнобелорусского города Родошковичей, недалеко от деревни Рогово, был подбит советский самолет Пе-2. Эпизод – один из тысяч аналогичных эпизодов времен войны. Вот только продолжение этой истории далеко от обычного. Дело в том, что пилот, который сидел за штурвалом подбитого самолета, не выпрыгнул на парашюте. Остались в самолете и другие члены экипажа. Они направили свой летательный аппарат в самую гущу скопившихся на шоссе механизированных и танковых колонн. Произошел большой мощности взрыв: взорвались цистерны с горючим, находившиеся на грузовиках. Движение немецких войск было прервано на три дня.

На военном языке то, что произошло, называется таран. Самолет упал на скопление войск не случайно. Экипаж самолета, совершая таран, принес в жертву свои жизни ради уничтожения техники и живой силы противника сознательно. И это, конечно же, был подвиг. Первый подвиг советских воинов подобного рода во Второй мировой войне. А вел самолет старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 128-го скоростного бомбардировочного авиаполка 30-летний Исаак Пресайзен.

presayzen1.jpg

Участники боя доложили об этом событии командованию, и заместитель командира полка незамедлительно вылетел на место, где произошел таран. Убедившись воочию в достоверности того, что произошло, он доложил об этом командиру полка. Сообщение ушло к командиру дивизии, и в Москву ушло наградное письмо с представлением Исаака Пресайзена к званию Героя Советского Союза. Однако вместо посмертного награждения Исаак Пресайзен приказом по полку №22 в сентябре 1941 года был по неизвестным причинам отнесен к числу пропавших без вести. Через полгода об этом было сообщено жене летчика. Что произошло?

Оказывается, параллельно командование рассматривало еще одно сообщение об аналогичном подвиге. 5 июля 1941-го в вечерней сводке Совинформбюро сообщалось о том, какой героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника». Чуть позднее, 10 июля, в «Правде» появляется очерк П.Павленко и П.Крылова «Капитан Гастелло».

presayzen2.jpg

Таран самолётом наземной цели - случай незаурядный. Национальный герой в первые же дни войны! Но кому отдать предпочтение: Гастелло или Пресайзену? Еврея в национальные герои? Одного из самых первых героев после начала войны? Власти сделали просто: аэрофотоснимок последствий тарана Пресайзена был приложен к наградному листу на Гастелло, и звание Героя присвоили ему. Понадобилось полвека, чтобы 22 октября 1990 года был, наконец, заполнен наградной лист на Исаака Пресайзена. Летчик был награжден орденом Отечественной войны I степени. Этим орденом к 40-летию Победы награждались все участники войны с Германией (и Японией), которые были ранены, но остались в живых. Так украли подвиг.



2. Юрий Левитан

levitan1.jpg

Его за глаза называли «голосом Сталина». Именно он в течение последних 19 лет нахождения у власти «вождя народов» оглашал на весь Советский Союз все документы, исходящие из-под его пера. Как образно выразился в одном из стихотворений поэт Александр Городницкий,
«в дни отступленья и отмщенья,
в дни поражений и тревог
он был звучащим воплощеньем,
небесным голосом того,
кого от центра до окраин
любили, страху вопреки,
и звали шепотом: «Хозяин», -
как будто были батраки».

levitan_1.jpg

Он был одним из самых популярных людей многомиллионной страны, но его почти никто не знал в лицо. Знали и легко узнавали его неповторимый тембр голоса, но едва ли не за всю его творческую жизнь в прессе не появилось ни одной его фотографии. Никто не знал обстоятельств его жизни. Лишь совсем недавно были обнародованы его подлинные имя и отчество. Обласканный славой и всенародной любовью, он был лишен малейшей возможности прямого общения с обожавшей его страной. Он был неким «человеком в маске» в современной интерпретации. Правда, в отличие от литературного героя, этот «человек в маске» жил в относительной свободе и был обеспечен всем необходимым для хорошей жизни. А в годы войны был, кроме всего, еще и обеспечен круглосуточной охраной. Так и жил в специально для него созданной «золотой клетке».

levitan.jpg

На протяжении всего ХХ века радио было самым оперативным и единственным источником информации. Его значение для создания в стране «информационного поля» трудно переоценить. Благодаря проводному радио, выполнявшему роль технической основы системы оповещения, в годы войны были спасены многие человеческие жизни, а сводки Совинформбюро были единственным источником информации о положении на фронтах и в тылу. Память о войне была в СССР неразрывно связана с именем Левитана. Подсчитано, что за годы войны он озвучил около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. Его необычайного тембра и глубины голос, вещавший о положении на фронтах и вселявший веру в победу, неотделим от истории Второй мировой войны. По приказу Сталина трагедия отступления освещалась другими дикторами. Победные же сводки звучали только голосом Левитана. О значении Левитана для сохранения духа в войсках образно сказал скупой на похвалу генерал Черняховский: «Юрий Левитан мог заменить целую дивизию».

levitan_3.jpg

После окончания войны Юрий Левитан был одним из самых дорогих гостей в праздничных телевизионных программах. В течение 18 лет подряд текст в телепередачах «Минута молчания» зачитывал только Юрий Левитан. Долгие годы он вел на Всесоюзном радио программу «Говорят и пишут ветераны». Он первый из дикторов радио был в 1956 года удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Летом 1983 г. Левитан записал свою последнюю телепередачу из цикла «Ты помнишь, товарищ?». Его партнером была многолетняя напарница – блестящий диктор Ольга Высоцкая. А в августе Левитану предстояло поехать на торжества по случаю 40-летнего юбилея со дня освобождения Орла и Белгорода. Его беспокоили боли в сердце, но отказать людям он не мог. Лето было жаркое, термометр зашкаливал за 40 градусов. Прямо там, на поле под Прохоровкой, где в июле 1943 г. проходило самое знаменитое танковое сражение Второй мировой войны, сердце Левитана остановилось…



3. Борис Ванников

vannikov.jpg

В начале июня 1941 года, буквально за две-три недели до нападения Германии на СССР, в окружении Сталина царило более чем нервозное настроение: в Кремль все большим потоком шли сообщения о подготовке германских войск к нападению. Сталин упрямо продолжал не верить этим сообщениям и, мучимый подозрениями о возможной измене среди сотрудников внешней разведки и высшего военного начальства санкционировал массовые аресты в этой среде. Был арестован и подвергнут «обработке» занимавший с января 1939 года должность наркома вооружения СССР Борис Львович Ванников. Но когда спустя месяц после начала войны обнаружились сильные перебои с поставками боеприпасов, судьбой Ванникова поинтересовался Сталин, и Берия, в чьих руках были все арестованные, приказал срочно привести содержавшегося на Лубянке Ванникова в приличный вид и доставить в Кремль. То, что произошло дальше, похоже на сказку. Сталин предложил Ванникову пост наркома боеприпасов и просил «обиды за случившееся не держать». Подтверждение этой легенде можно найти в книге Серго Микояна о своем отце.

Борис Ванников родился в 1897 г. в Баку в еврейской семье рабочего-нефтяника. В 1926 г. он закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Н.Баумана. Его незаурядные организаторские способности были своевременно замечены, и в 1930 году он уже работает заместителем начальника Главного управления сельскохозяйственного машиностроения ВСНХ СССР. Подлинное же призвание Ванникова проявилось тогда, когда он с 1933 по 1936 годы был директором Тульского оружейного завода. В 1936 г. его назначают начальником начальником Главного артиллерийско-танкового, а еще через год - танкового управления Наркомата оборонной промышленности СССР. С декабря 1937 года он - заместитель народного комиссара оборонной промышленности СССР.

В годы войны, работая Народным комиссаром боеприпасов СССР, Ванников отвечал за обеспечение армии и флота боеприпасами всех видов и калибров. В конце 1942 выпуск боеприпасов вдвое превысил их производство в 1941, а в 1943 по сравнению с 1941 производство возросло втрое. При этом советским специалистам удалось удешевить производство, улучшить качество, баллистические данные снарядов. В результате с 1943 года действующая армия не испытывала недостатка в снарядах, что, конечно же, способствовало скорейшему достижению Победы.

vannikov1.png

В 1945-1953 годах Ванников играл важную роль в работах по созданию в СССР атомной бомбы, а затем и производства ядерного оружия. В Специальном комитете атомного проекта он был заместителем Л. П. Берии и вместе с И.Курчатовым отвечал за инженерно-технические работы в атомном проекте. С 1945 по 1953 год Ванников – начальник Первого главного управления при СНК СССР (с 1946 года - при Совете министров СССР), возглавляя все работы по производству ядерного оружия. В 1954 году за руководство при создании водородной бомбы он был удостоен третьей Золотой Звезды.

В 1958 году Борис Ванников уходил на заслуженный отдых Генерал-полковником инженерно-технической службы, Трижды Героем Социалистического Труда (1942, 1949, 1954), Лауреатом двух Сталинских премий (1951, 1953).

vannikov3.jpg

Скончался 22 февраля 1962 года в Москве. Урна с его прахом погребена в Кремлевской стене на Красной площади.

vannikov2.jpg
Памятник Ванникову в г.Баку



4. Хана Сенеш

hanna_senesh.jpg

Одним В марте 1944 года на территорию Югославии была сброшена группа парашютистов, подготовленная в Эрец-Исраэль из числа членов «Хаганы» – вооруженного подполья, существовавшего с 1920 года в подмандатной Палестине с целью самообороны еврейского населения от арабского бандитизма. С началом Второй мировой войны многие бойцы «Хаганы» выразили желание принять участие в военных действиях против нацистов. Мандатные власти пошли им навстречу и позволили создать такие группы антинацистского сопротивления, которые можно было бы забросить в тыл немецких войск. Дело в том, что в марте 1944 года Вермахт оккупировал территорию Венгрии, и началась подготовка к депортации венгерских евреев в лагеря уничтожения. Евреи ишува пытались по возможности помочь им. Парашютисты присоединялись к партизанам армии И.Тито, ожидая возможности перейти венгерскую границу.

hanna_senesh2.jpg

В составе той группы парашютистов, с которой мы начали рассказ, была Ханна Сенеш, дочь известного венгерского журналиста и драматурга Белы Сенеша (наст. Шлезингер). Антисемитизм в Венгрии 1930-х гг. пробудил национальные чувства девушки. Она стала сионисткой, и, покинув родной Будапешт, в 1939 г. приехала в Эрец-Исраэль и приступила к занятиям в сельскохозяйственной школе в Нахалале. В 1941 г. она стала членом киббуца «Сдот-Ям» в Кейсарии. Ханна с семи лет писала стихи на венгерском языке, а в 1940 г. написала первое стихотворение на иврите. Ее стихи «Эли, Эли» («Боже», 1942) и «Ашрей ха-гафрур...» («Благостна спичка...», 1944) в свое время были положены на музыку, их исполняют несколько поколений израильских певцов. В 1942 году Ханна также написала пьесу «Киннор» («Скрипка», 1942) из жизни киббуца.

hanna_senesh1.jpg

В конце 1942 г. Ханна была включена в группу парашютистов, прошла подготовку по радиоделу и стала готовиться к забросу на территорию, находящуюся под властью нацистов. Какое-то время ее группа находилась в югославском партизанском отряде, однако, переход границ был неудачным, и она вместе с радиопередатчиком оказалась в руках венгерских жандармов. Ее подвергли пыткам, но она не выдала секретного кода, который, в противном, помог бы врагам начать свою радиоигру. А в это время, с 15 мая по 9 июля 1944 г., нацисты депортировали в Освенцим 434 тысячи венгерских евреев. 15 октября регент Венгерского королевства Миклош Хорти привел к власти в стране пронацистски настроенного лидера партии «Скрещенные стрелы» Ференца Салаши. Репрессивная машина заработала быстрее, и военный трибунал приговорил Ханну Сенеш к смертной казни. 7 ноября 1944 г. ее расстреляли во дворе тюрьмы в Будапеште. Ей было только 23 года.

hanna_senesh3.jpg


Мемориальная доска в память о Ханне Сенеш на стене здания Еврейского музея в Будапеште

В 1946 г. был опубликован сборник «Ханна Сенеш», в который вошли ее литературные произведения, письма, дневник, который она вела с 13 лет, и воспоминания о ней. Книга выдержала много изданий на иврите и в переводе на ряде европейских языков. Жизни Ханны Сенеш посвящена пьеса А. Мегеда, поставленная на израильской сцене. Ее имя присвоено еврейской средней школе в Будапеште. Останки Ханны были в 1950 г. перевезены в Израиль и перезахоронены на горе Герцля в Иерусалиме.

hanna_senesh4.jpg
Памятник памяти в Дом-музее "Бейт Хана Сенеш"



ПЕРЕЙТИ К ПРЕДЫДУЩИМ ВЫПУСКАМ

 
 
Яндекс.Метрика