Государство и антисемитизм
Беларусь - многонациональное и многоконфессиональное государство,
и сложившиеся веками отношения между народами и конфессиями до настоящего
времени отличаются своей удивительной для других регионов бывшего СССР
толерантностью. И если ксенофобские настроения так или иначе проявляются, то это
не является результатом естественно протекающих в обществе процессов, а, так или
иначе, - результатом деятельности политических сил, нагнетающих в стране
напряженность.
После распада СССР и до настоящего времени в этом
регионе не приходилось говорить о наличии государственного антисемитизма, то
есть о такой социальной политике государства, которая затрагивала бы коренные
интересы еврейского национального меньшинства. Еврейское население уже не
сталкивается с процентными нормами при поступлении в учебные заведения, с
отказами в праве выбора страны проживания, в отказе признания позитивной роли
евреев в государственном и культурном строительстве и в борьбе с нацизмом, с
ограничениями в приеме на работу и в продвижении по службе и
т.д.
Однако из реалий сегодняшнего дня не ушли случаи проявления
откровенной юдофобии со стороны государственных чиновников, в том числе тех, кто
занимает ключевые посты в стране, членов парламента, представителей
идеологических сфер и т.д.
В целом, государственная политика по
еврейскому вопросу вполне соответствует концепции Великой французской революции:
"Евреям как личностям - все, евреям как народу - ничего". В 2003-2005 гг. эта
концепция приобрела более зримые очертания, что позволяет нам говорить о наличии
признаков государственного антисемитизма.
В настоящее время
отчетливо проявилась политика уменьшения "еврейского присутствия" в общественной
жизни и что эта политика носит характер государственной.
1. В
феврале 2004 г. в Минске власти закрыли Международный гуманитарный институт -
единственное самостоятельное высшее учебное заведение в республике, где работала
кафедра иудаики, а студенты изучали историю еврейского народа и еврейской
цивилизации, древний и современный еврейские языки, основы иудаизма, проблемы
межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте мировой истории.
Институт был создан при содействии международных еврейских организаций и
финансировался ими. Решение о ликвидации института ничем не было мотивировано, а
сам процесс ликвидации совершен с грубым нарушением правовых норм. Фактически
упразднение этого института означает окончательную ликвидацию государственного
еврейского образования в Беларуси.
2. Вновь со стороны государства
имеет место замалчивание роли евреев в истории Беларуси. К примеру, статье
"Евреи" в многотомной Белорусской энциклопедии (т.18/1, с.316) этому народу,
проживающему на территории Беларуси 7 столетий и внесшему огромный вклад в
экономику, культуру, государственное строительство и т.д., уделено только 0,5
страницы текста. В качестве доказательства тенденциозности редакции энциклопедии
можно привести опубликованную рядом статью "Япония" о весьма далекой от Беларуси
стране, которая занимает 10 страниц и снабжена большим количеством иллюстраций,
схем и т.д.
3. Наиболее остро проблема открытого замалчивания
истории евреев Беларуси касается вопросов увековечения памяти жертв Холокоста и
героев еврейского Сопротивления. Практически во всей издающейся государством
литературе, включая учебники истории, трагедии евреев периода Второй мировой
войны либо вообще не уделено места, либо она упоминается вскользь. В большинстве
изданий принижаются масштабы или даже полностью отрицается еврейское
сопротивление на оккупированной территории. Фактически речь идет о ревизии
Холокоста без учета уникальности этого исторического и социального феномена ХХ
века.
В последнее время вновь возникли конфликты с властями по
поводу увековечения жертв Холокоста в местах массовых уничтожений: евреям
отказывают в праве указывать на памятниках количество уничтоженного
еврейского населения под предлогом, что там якобы лежат останки не одних только
евреев (Минск, Городея, Мозырь, Брест).
4. Косвенным признаком
негативной роли белорусских властей в решение проблем, связанных с решением
проблем еврейского населения, является их отказ обеспечить социальную защиту
евреев. На некоторые вопросы, которые поднимает еврейская общественность, власти
вообще не отвечают или отвечают откровенными отписками. Так было многократно по
вопросам закрытия Международного гуманитарного института, возврата культовой
собственности, по расследованию фактов осквернения еврейских кладбищ, по поводу
распространения в печати оскорбляющих достоинство еврейского народа материалов,
по неонацистским граффити на улицах городов, по фактам осквернения обелисков
памяти жертв нацизма и появления на них угроз в адрес еврейского народа и
т.д.
Прошло 6 лет с тех пор, как издательством "Православная
инициатива" 30-тысячным тиражом была издана книга "Война по законам подлости" -
сборник антисемитских произведений, среди которых были и "Протоколы сионских
мудрецов", но только сейчас Православная епархия, под эгидой которой книга была
издана, дала принципиальную оценку факту выхода этой книги.
Администрация Президента по-прежнему молчит, а судебные органы и прокуратура,
куда еврейские организации обращались за защитой, признали эту книгу "научным
изданием". Пользуясь полной безнаказанностью, это издательство продолжало в
течение шести лет выпускать и распространять аналогичные книги: только в
2004-2005 годах им издано 5 книг, разжигающих среди населения антиеврейские
настроения.
Одним изщ распространителей антисемитских настроений в
обществе сегодня остается православная церковь. Среди мероприятий Православной
епархии Беларуси есть День памяти "жидами убиенного" в 1690 году "мученика
младенца Гавриила Белостокского" - типичный случай "кровавого навета". В
"Белорусском православном календаре", изданном Минским Петропавловским собором,
молитва по святому Гавриилу содержит откровенно оскорбительные слова в адрес
евреев, о которых написано, что они - "звери". Несмотря на протесты еврейской
общественности, весь этот текст вновь напечатан и в выпусках календаря на 2005 и
2006 годы.
В магазине "Православная книга" продавалась брошюра с
молитвами "о спасении Православного Отечества... от ига жидовского", в которых
есть обращение к Богу с просьбой послать на евреев небесную кару. Работники
минской церкви "Всех скорбящих в радости" летом 2004 г. распространяли брошюру
"О еврейском фашизме". В этой брошюре утверждается, что "интересы русских нам
должны быть значимее и дороже интересов целых континентов" и что иудеи убивают
русских в своих "многовековых устремлениях к владычеству над миром". Брошюры "О
еврейском фашизме" вбрасываются населению в почтовые ящики.
В
октябре 2004 г. Прокуратура г.Минска завершила, наконец, разбирательство дела о
выпуске неонацистской литературы минским издательством "Православная
инициатива". Дело находилось в прокуратуре около года. В это же время
издательство, несмотря на ведущееся следствие, выпустило, как минимум, 4 книги,
близкие по тексту и иллюстрациям к книгам, выпускавшимся в гитлеровской
Германии.
Прокуратура отказала еврейским организациям в иске о
возбуждении уголовного дела за разжигание национальной и религиозной розни, не
найдя в самом факте издания такой литературы признаков
преступления.
Неонацистская пропаганда в Интернете коснулась в
последнее время и Беларуси. В марте 2004 г. неизвестные лица разместили якобы от
имени движения радикальной еврейской молодежи сайт под названием JOSH (Jewish
Orthodox Skinheads). Содержание сайта носит откровенно провокационный характер,
ибо призывает совершать "поджоги синагог и зданий еврейских организаций",
организовывать "акты вандализма на еврейских кладбищах и других мемориальных
местах", посылать "в СМИ подложные письма антисемитского содержания" и т.д., а
аббревиатуру ОБСЕ расшифровывать как "Очистим Беларусь от семитов и
евреев".
Летом 2004 г. на сайте JOSH была опубликована "Белорусская
декларация прав недочеловеков" - этакий антисемитский манифест неонацизма ХХI
века. Как написано в предисловии, этот "документ представляет собой
идеологическую программу, созданную пропагандистским центром
неонацистов-скинхедов в целях разжигания национальной и расовой вражды, в первую
очередь в отношении евреев... и являет собой инверсию известной Декларации прав
человека, принятой ООН в 1946 году". В тридцати пунктах "Декларации" отрицаются
права "недочеловеков", под которыми, как и в годы гитлеризма, в первую очередь,
понимаются евреи.
Главная проблема при решении вопроса о роли
государства в деле борьбы с современными формами ксенофобии, расизма и
антисемитизма, в борьбе с крепнущим неонацизмом является отказ властей от
признания существования этой проблемы в целом.