По законам еврейской благотворительности

 

К 100-летию «Джойнта»
Часть I. Начало большого пути




13 января 1953 года во всех газетах СССР было опубликовано сообщение ТАСС, озаглавленное так: «Арест группы врачей-вредителей». В нем объявлялось, что органами Государственной безопасности была раскрыта группа «врачей, ставивших своей целью, путем вредительского лечения, сократить жизнь активным деятелям Советского Союза».

Обвинение основывалось на утверждении, что большинство участников террористической группы... были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой, якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах. На самом же деле, как выяснилось, эта организация проводит широкую шпионскую, террористическую и иную подрывную деятельность в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе. Были названы имена девяти врачей. Шесть из них были евреями…

joint1.jpg

Надо сказать, что этой самой «международной еврейской буржуазно-националистической организацией» был Американский Комитет по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны. Не более того. Но это было время, когда вошедшая в историю «Холодная война» набирала обороты, и Сталину нужен был громкий судебный процесс, где можно было бы развернуть пропагандистскую кампанию, разоблачая очередную провокацию «агентов империализма». А так как единственной зарубежной общественной организацией, работавшей на территории СССР до начала 1948 г., был «Джойнт», весь груз обвинений в шпионаже и вредительстве пал на нее. Правда, и выбора у большевиков в то время явно не было, но был опыт: всего за два месяца до этого, в ноябре 1952 года, в Чехословакии состоялся судебный процесс, в ходе которого в связи с «Джойнтом» были обвинены Генеральный секретарь Компартии Рудольф Сланский и другие «главари антигосударственного центра». Из 14 обвиняемых этого «центра» 11 были евреями.

Однако спустя всего три месяца инициатор всего замысла Иосиф Сталин ушел из жизни, разыгранное им «дело врачей» рухнуло, и вся эта ложь была перед всем миром разоблачена. Тем не менее, «Джойнту» и по сей день официальных извинений за клевету и компрометацию перед мировой общественностью никто не принес.



1

Благотворительность – традиционная национальная ценность еврейского народа. Проявление сочувствия ближнему путем оказания ему материальной или нравственной поддержки является одним из важнейших предписаний в иудаизме. Древнееврейское выражение «гемилут хасадим» буквально означает «оказание милости». И сегодня слово «хесед» для нас означает «милосердие».

Уже в глубокой древности еврейские законы предлагали каждому, говоря словами Всевышнего, «отделить из твоего хлеба голодному, привести в дом твой бедного бесприютного, прикрыть нагого и не скрываться от ближних». «Пусть широко раскрыты будут двери твоего дома, и бедные будут твоими домочадцами». Воспетая в Притчах женщина, чей пример достоин подражания, «простирала руки к бедному и десницу нуждающемуся».

В Талмуде благотворительность обозначается словом «цдака», что буквально переводится как «праведность» или «справедливость». Уже одно это говорит о том высоком нравственном смысле, которое уже в древности евреи вкладывали в сам факт оказания помощи ближнему: берущий обретает материально, дающий – духовно. Не случайно, по мнению наших законоучителей, «цдака по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым». Не случайно библейская мудрость прямо утверждает, что мир стоит на трех основах: на Торе, служении Богу и благотворительности. Одна из притч гласит, что у рабби Акивы (I в.) римский претор Т.Руфь спросил: «Если ваш Бог так любит бедных, почему же Он сам не обеспечивает их?» – «Чтобы дать возможность живущим творить добро», – ответил мудрый рабби.

«Цдака ценна настолько, насколько в ней выражается доброе внутреннее чувство, совершающего ее», – гласят древние рукописи. Моральную поддержку наши предки оценивали особенно высоко. «Оказывающий бедному нравственную поддержку получает вдвое больше благ от Бога, чем тот, который помогает ему только материально» (Талмуд). Библия обращает внимание не только на сам акт благотворительности, но и на внутреннее состояние человека, оказывающего помощь: помогать человеку нужно охотно, непринужденно, не задевая его самолюбие. «Лучше совсем не давать, чем давать и унижать человека».

Как гласят еврейские законы, благотворительность обязательна не только по отношению к евреям, но также и к инородцам и даже к язычникам: «Кормить следует бедных инородцев наравне с бедными евреями. Ухаживать следует за больными язычниками наравне с еврейскими больными. Хоронить умерших язычников нужно наравне с умершими евреями». Уже в глубокой древности были известны семь наиболее популярных форм благотворительности:
– гостеприимство («гахнасат орхим») и кормление голодных,
– посещение больных и уход за ними («биккур холим»),
– снабжение бедных платьем и обувью («малбиш арумим»),
– погребение мертвых и присутствие на их похоронах («галваят гамет»),
– утешение скорбящих по усопшим («нихум обелим»),
– выдача замуж бесприданниц («гахнасат кала»)
– выкуп пленных («пидион шебуим»).

Современные формы благотворительности сформировались в средние века. Уже тогда одним из законов деятельности еврейских общин была выдача одежды и продуктов питания малоимущим и нуждающимся. Трудно себе представить для тех времен такую общину, где бы не существовало благотворительной кассы и где бы не заботилась о помощи вдовам, сиротам, а также о погребении тех, чьи родные не могли оплатить похороны.

В ХIХ веке практически все общины содержали бесплатные столовые и чайные для бедняков, ночлежные дома для бездомных, богадельни и дома призрения для одиноких, а в городах – больницы и амбулатории. В пасхальные дни – самые важные праздничные дни у евреев – община заботилась, чтобы вино и маца были и у тех, кто не мог сам их приобрести. Законы благотворительности были святы для всех. Каждая семья считала своим долгом устраивать трапезы для бедных на свадьбах и других семейных торжествах. В праздничные дни двери в домах были открыты, и один прибор на столе оставался нетронутым для зашедшего на огонек бедного соседа.

Центром общинной жизни тогда были синагоги, обеспечивающие нуждающихся предметами культа. При синагогах содержались начальные школы. Благотворительность осуществлялась из средств, собираемых общиной, и руководство строго следило за сборами налогов, которыми облагались ее члены, пожертвований, штрафов, арендной платы за пользование имуществом общины и т.д. Одним из источников средств на эти цели были наследства, завещанные на такую в высшей степени благородную цель.

Уже в средние века существовали общинные организации, основной функцией которых было оказание благотворительной помощи. Самой влиятельной из них было погребальное общество. Сами названия таких организаций – «Посещение больных», «Прием гостей», «Ссуда милости» – говорят о их предназначении. Общество «Введение невесты» обеспечивало нужды невест-бесприданниц. В новейшие времена традиции еврейской благотворительности были продолжены в международных масштабах: евреи из развитых и процветающих стран оказывают помощь соплеменникам стран развивающихся. Широкое развитие получила помощь эмигрантам и пострадавшим от войн и стихийных бедствий. Для становления государства Израиль и вовсе понадобились объединенные усилия всего мирового еврейства.



2

Истоки Джойнта лежат в деятельности Комитета по оказанию гуманитарной помощи, который был создан 27 ноября 1914 г. – спустя буквально три месяца после начала Первой мировой войны – тремя благотворительными организациями. Среди учредителей были Американский еврейский комитет помощи, основанный, главным образом, еврейскими деятелями – выходцами из Германии, Центральный комитет помощи, основанный лидерами американской религиозной ортодоксии, и Народный комитета помощи – орган еврейских рабочих организаций. Возглавили эту работу влиятельные еврейские общественные деятели Америки.

Уже в первые месяцы войны выяснилось, что угроза жизни нависла не только над участниками военных действий, но и над миллионами мирных жителей. Население Европы голодало и нуждалось срочной продовольственной помощи. Первыми откликну лись власти Соединенных Штатов Америки. Посол США в Великобритании обратился к одному из владельцев горнодобывающей промышленности, оказавшемуся в эти дни в Лондоне, Герберту Гуверу с просьбой оказать помощь жителям 7-миллионной Бельгии, в тот период оккупированной немецкой армией и отрезанной от импорта продовольствия морской блокадой. В таком же положении были три миллиона граждан Франции.

За несколько дней Гувер заручился поддержкой многих состоятельных бизнесменов, официальных лиц и благотворительных организаций США. Он сформировал команду, которая смогла решить стоявшую перед ней задачу. На переговорах с немецкими властями Гувер добился обязательств обеспечить безопасный проход грузовых судов по существующим европейским каналам. Это дало возможность доставить миллионы тонн продовольствия и в другие пострадавшие от войны страны. Созданная Гувером небольшая по размеру организация ежемесячно в течение всей войны доставляла гуманитарные грузы на сумму 12 млн. долларов.

joint2.jpg
Герберт Гувер, 31-й президент США (1929–1933)

Первым поводом к созданию «Джойнта» стала телеграмма, которая пришла 31 августа 1914 года в Нью-Йорк на имя видных бизнесменов, членов «Американского еврейского комитета», созданного в 1906 году для защиты прав евреев в США, Джейкоба Шиффа и Льюиса Маршалла. Телеграмма была из Константинополя. Ее автор – посол США в Турции Генри Моргентау сообщал, что евреям Палестины нужна немедленная помощь в размере 50 тысяч долларов для поддержки семей, чьи кормильцы находятся в армии, являясь участниками разразившейся в эти дни Первой мировой войны. Сумму собрали быстро: 12,5 тысяч дал Шифф, столько же его коллега Натан Штраус и 25 тысяч – «Американский еврейский комитет».

Джейкоб Генри (Якоб Генрих) Шифф (1847–1920) был одним из лидеров еврейской общины США. Он родился в Германии и, получив хорошее образование, в 18-летнем возрасте покинул родной Франкфурт-на-Майне, эмигрировав в Америку. В 1885 году он стал управляющим банком своего тестя, главы банкирского дома «Кун – Леб», в короткий срок превратив этот банк в один из самых успешных в США. Под руководством Шиффа банк вкладывал огромные средства в металлургические, электрические, телефонные, телеграфные компании и особенно в расширение сети железных дорог, способствуя тем самым быстрой индустриализации США. Банк также активно участвовал в международных финансовых операциях, предоставляла займы правительству США и ряда других стран. Особую известность принес Шиффу выпуск облигаций на сумму 200 млн. долларов в пользу Японии во время русско-японской войны. При этом Шифф неоднократно отказывался участвовать в займах для России ввиду антисемитской политики российских властей и отговаривал от этого других финансистов. В то же время он оказывал щедрую помощь группам еврейской самообороны и жертвам погромов1903–1905 гг.

Одной из форм деятельности его банка было участие в финансировании многих крупных проектов в жизни еврейской общины США, в частности, в создании Еврейской теологической семинарии Хибру юнион колледж и еврейского отдела публичной библиотеки Нью-Йорка. Банк поддерживал еврейские общинные, просветительские и религиозные организации различных направлений. В частности, финансировал новый перевод Библии на английский язык еврейскими учеными, учредил фонд для выпуска серии переводов на английский язык классических произведений, написанных на иврите, участвовал в финансировании Еврейской энциклопедии на английском языке в 12-ти томах (1901–1906) и приобретении еврейских книжных раритетов для Библиотеки Конгресса. Шифф был крупнейшим жертвователем на больницу имени М. Монтефиоре в Нью-Йорке, возглавляя ее попечительский совет. В 1908 г. Шифф посетил Эрец-Исраэль и пожертвовал значительные суммы на ряд проектов, в том числе на создание Техниона. Он жертвовал также крупные суммы университетам, Американскому Красному Кресту.

joint3.jpg
Джейкоб Генри Шифф

В 1906 г. Шифф стал одним из основателей Американского еврейского комитета и активно участвовал в его усилиях по отстаиванию прав евреев в США и за границей. Свое отношение к России он изменил лишь после февральской революции 1917 г. Стремясь поддержать правительство Керенского, он предоставил ему большой заем.

Коллегой Шиффа в благотворительной деятельности был другой выходец из семьи эмигрантов из Германии, промышленник Натан Штраус (1848 – 1931). Штраус был совладельцем крупнейшей сети американских универмагов и владельцем собственной сети. Большую часть своего состояния жертвовал на сионистское движение, на библиотеки и здравоохранение. Наибольшую известность Штраус обрел, когда стал инициатором обязательной пастеризации молока, построив станции пастеризации молока в 36 городах США. Фактически он был тем человеком, который спас миллионы новорожденных от послеродовых кишечных инфекций. Он вообще был инициатором оказания медицинской помощи детскому населению. Им были открыты детские медицинские центры в Тель-Авиве и Иерусалиме. За двадцать лет до смерти, на одном из обедов в его честь, Натан Штраус сказал: «Я часто думаю о старой поговорке: "Мир – это моя страна, а делать добро – это моя религия”. Перефразировав эту поговорку, я хотел бы сказать: “Человечество – это мои родственники, а спасение детей – это моя религия, и у этой религии есть тысячи последователей».

Штраус открыл жилой дом для бедняков на 64000 человек, где за 5 центов человек получал кровать и завтрак. В своих компаниях одним из первых работодателей США он начал субсидировать обеды своих работников. В 1916 году, во время Первой мировой войны, он сдал в аренду свою яхту береговой охране США, и все деньги, получаемые за аренду, использовал для покупки питания для осиротевших во время войны детей. Впоследствии на деньги Натана Штрауса кормили возвратившихся с войны солдат. В Палестине Натан Штраус создал общественную школу науки для девочек. Огромные усилия он прилагал в области здравоохранения: борьба с малярией, трахомой, легочными заболеваниями — вот основные направления его деятельности. При Пастеровских институтах Иерусалима и Тель-Авива он открыл детские медицинские пункты помощи имени Натана и Лины (жены) Штраус и полностью обеспечил их финансирование.

Имя Натана Штрауса с 1927 года носит израильский город Нетания – крупнейший курорт средиземноморского побережья.

joint4.jpg
Натан Штраус

Зная все это, начинаешь понимать, почему у истоков Джойнта стояли именно эти люди. Акция по оказанию помощи палестинским евреям повлекла за собой более серьезные последствия. С началом войны кризисная ситуация сложилась у российских евреев. Командование царской армии выселило полмиллиона евреев из их домов в «черте оседлости», поскольку они оказались в прифронтовой зоне. Сотням тысяч беженцев нужна была немедленная помощь. Узнав об этом, 4 октября 1914 года лидеры общины ортодоксального иудаизма в США создали «Центральный комитет помощи евреям, пострадавшим от войны» – Central Committee for the Relief of Jews Suffering through the War во главе с издателем Леоном Камайки.

На этом этапе наибольшую активность проявили влиятельные еврейские деятели, главным образом немецкого происхождения, во главе с Феликсом Варбургом, Джейкобом Шиффом и Льюисом Маршаллом, и уже 25 октября был создан «Американский еврейский комитет помощи» – The American Jewish Relief Committee. Его возглавил Льюис Маршалл. А спустя два дня, 27 ноября 1914 года, эти организации объединились. Именно в тот день и возникло название всей организации – «Джойнт», что означает «объединенный». В августе 1915 года к ним присоединился также «Народный комитет помощи» (People's Relief Committee) под руководством Меера Лондона (1871-1926), основанный еврейскими рабочими организациями.

Первым председателем организации стал Феликс Варбург (1871-1937), известный финансист и филантроп, также германского происхождения. Феликс был выходцем из семьи известного банкира Моисея Варбурга, обосновавшейся в Америке в конце ХIХ века. Он продолжил активную общественную и благотворительную деятельность, которой прославились отец и четыре его брата. В 1910 году он получил известность, организовав в условиях назревающего военного конфликта в Европе финансирование модернизации Британского военно-промышленного комплекса. Его брат Пол получил в истории страны кличку «отца Федеральной Резервной Системы США» – специально созданного 23 декабря 1913 года независимого федерального агентства для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США.

joint5.jpg
Феликс Варбург

Феликс Мориц Варбург не случайно оказался лидером такой организации, как «Джойнт». Еще до создания этого распределительного комитета он прославился как активный филантроп и лидер американской еврейской общины в конце ХIХ – начале ХХ века. Он активно способствовал развитию еврейских поселений в Эрец-Исраэль, оказывал поддержку Палестинской экономической корпорации и Еврейскому университету в Иерусалиме, принимал участие в расширении Еврейского агентства. Его жена Фрида, пережив мужа на 21 год, внесла огромный вклад по вывозу из нацистской Германии и оккупированных фашистами стран Европы детей и подростков, а сын Эдуард в течение четверти века (1941-1966) был президентом «Джойнта».

Мы не случайно сделали акцент на том, что три основные фигуры – создатели «Джойнта» выходцы из еврейских эмиграционных волн немецких евреев. Дело в том, что все они в той или иной мере относятся к создателям Американского еврейского комитета (American Jewish Committee), старейшей еврейской организации в США, задача которой состояла в защите прав и интересов евреев в различных странах мира. Этот комитет был о основан выходцами из Германии в 1906 г. и был связан оказанием помощи новой волне эмиграции евреев России после кровавых погромов 1905 – 1906 годов. Комитет добивался свободной эмиграции евреев в США. В 1911 году он даже добился того, что Конгресс принял особую резолюцию об аннулировании русско-американского договора 1832 года о торговле и навигации, если Россия не прекратит политику ущемления прав еврейского населения.

Ведущую роль в деятельности Комитета играл Луи Маршалл (1856-1929) – общественный деятель и едва ли ни лучший юрист Нью-Йорка. Маршалл был президентом самой большой и влиятельной реформистской синагоги в Америке. Велик его вклад в дело борьбы с антисемитизмом. Именно он, уже будучи одним из руководителей «Джойнта», сыграл выдающуюся роль в провале развернутой автомобильным магнатом Генри Фордом антисемитской кампании, добившись в суде признания фальшивкой опубликованные Фордом «Протоколы сионских мудрецов» и вынудив его принести публичные извинения американскому еврейству.

joint6.jpg
Луис Маршалл

В 1919 году Американский еврейский комитет присоединился к Американскому еврейскому конгрессу, разработавшему предложения для Парижской мирной конференции. Л.Маршалл и его коллеги Дж.Мак и С.Адлер принимали участие в конференции, и, в значительной степени благодаря их деятельности и связям евреи получили права национальных меньшинств в странах, образовавшихся после распада Австро-Венгрии и отделения Польши и стран Прибалтики от России.



3

Созданный в первые же месяцы после начала Первой мировой войны, «Джойнт» начал свою деятельность с того, что стал пересылать через посольство США в Петрограде крупные суммы денег всероссийскому Еврейскому комитету помощи жертвам войны (ЕКОПО), а тот уже распределял эту помощь по своему усмотрению, наряду со средствами, полученными от правительства США или собранными среди еврейских общин. С аналогичной организацией – «Еврейским комитетом помощи Польше и Литве» – сотрудники «Джойнта» работали, находясь на территории Германии. До конца 1917 года «Джойнт» перевел в Россию 2 млн. 532 тыс. долларов, в зону немецкой оккупации Польши и Литвы 3 млн., в Галицию 76 тыс. и 76 тыс. – в Румынию. Одновременно помощь направлялась евреям Османской империи и турецкой Палестины, также пострадавшим в результате военных действий.

В целом в период с 1914 по 1932 г. «Джойнт» вложил в Палестину более восьми миллионов долларов. Был создан отдел по борьбе с малярией. Это на средства «Джойнта» в Палестине оказались медицинские работники, заложившие основу медицинской организации «Хадасса». Надо сказать, что к концу Первой мировой войны в ишуве скопилось около 5000 детей – сирот, нуждавшихся в выживании и получении образования. Этим занялся «Палестинский комитет по уходу за сиротами», учрежденный «Джойнтом» в 1919 г., который в течение десяти лет осуществлял надзор за этими детьми, пока они не повзрослели и стали самостоятельными. Значительные средства выделялись «Джойнтом» на содержание школ и иешив, а также на создание Еврейского университета в Иерусалиме. В этом проектк «Джойнт» оказался главным вкладчиком. В сотрудничестве с Еврейским колонизационным обществом «Джойнт» обеспечил финансирование сельскохозяйственных проектов, в частности, развитие производства цитрусовых. Была субсидирована постройка электростанции. В 1926 г. «Джойнт» пожертвовал 1,8 млн. долларов Палестинской экономической корпорации, вкладывавшей капиталы в разные проекты развития ишува.

Всего же за годы Первой мировой войны объем оказанной «Джойнтом» помощи составил 16,4 млн. долларов, что в современном эквиваленте составляет примерно 236 млн. Эта деятельность резко повысила статус американского еврейства в мире.

joint7.jpg
Руководство «Джойнта». Нью-Йорк. 16 августа 1918 г.

Поразительная способность еврейского народа, подобно птице Феникс, восставать из пепла и полностью обновлять свои силы во многом коренится и в той системе еврейской взаимопомощи, которая является, несомненно, из самых серьезных завоеваний «еврейской» цивилизации. С первых же дней Гражданской войны в России Джойнт начал оказывать помощь российским евреям и продолжал это делать и позже, когда в России началось строительство нового государства – СССР. Выставив «Джойнт» в «Деле врачей» в качестве объекта для нападок, Сталин и его подручные совершили не только международную провокацию, но и проявили потрясающую по своим масштабам неблагодарность. Кто, как ни «Джойнт» истратил в годы Гражданской войны более 20 миллионов долларов на помощь евреям, пострадавшим от погромов в Польше и на Украине?

Лидеры СССР тогда неоднократно заявляли, что евреи были одной из наиболее угнетенных и обездоленных групп населения в царской России, и в первое послереволюционное десятилетие государство вело открытую борьбу с бытовым антисемитизмом, поэтому то, что делал «Джойнт», находило серьезную поддержку советских властей. Так как во время Гражданской войны денежные переводы в Советскую Россию большевики не допускали, «Джойнт» оказывал помощь евреям тех регионов, которые находились вне контроля советских властей либо с помощью особых посланцев.

К примету, в 1919 году представитель «Джойнта» Фрэнк Розенблат привез и распределил среди германских и австро-венгерских пленных, содержавшихся в лагерях Сибири и Дальнего Востока, а также среди евреев-беженцев значительные суммы денег, одежды, продовольствия и медикаментов. В начале 1920 года «Джойнт» также принял активное участие в организации возвращения домой военнопленных, независимо от вероисповедания, через порт Владивосток. Также оказывалась помощь евреям, находившимся в зоне польской оккупации в Белоруссии и на Украине.

Во время советско-польской войны, в мае 1920 года, двое сотрудников «Джойнта», врач-фтизиатр Чарльз Спивак (Хаим-Давид Спиваковский, 1861-1927) и раввин-капеллан, капитан Элкан Вурзангер (1889-1963), смогли пробиться через территории нескольких стран и добраться до Киева. В Киев им удалось доставить и передать местной общине четыре вагона с вещами и продуктами первой необходимости, а также 3 млн. рублей.

Однако такое путешествие иногда заканчивалось трагически. Надо уесть, что посланцы «Джойнта» вынуждены были оказывать помощь населению, жизнь которых проходила территориях, погруженную в войну, и были случаи, когда совершенно безопасная с точки зрения войны деятельность могла трагически оборваться. Один из таких эпизодов произошел 5 июля 1920 года в поселке Ярмолинцы, близ Каменец-Подольска. Шла советско-польская война. С обеих сторон в военные действия были втянуты простые, часто насильно одетые в военную форму поселяне, так что трагические недоразумения были неизбежны.

И вот утром того дня, 5 июля 1920 года, в поселок, из которого только-только ушли поляки, въехали со своим багажом два сотрудника «Джойнта». Их автомобиль тут же окружили кавалеристы Первой Конной армии, прорвавшими линию фронта и на несколько часов захватившими местечко. В машине было три человека. Возглавлял маленький экипаж профессор Нью-Йоркской Еврейской теологической семинарии Исраэль Фридлендер. Его сопровождал молодой (28 лет) раввин из Буффало Бернард Кантор. Водителем был Гроссман, еврей из Тернополя.

Посланцы Джойнта сначала побывали в Польше, а потом, перейдя советско-польскую границу, углубились на территорию Украины. Схватившие их красноармейцы сразу же объявили их польскими шпионами. Фридлендер и Кантор доказывали, что они – представители американской благотворительной организации, но их никто не слушал. Их убили на виду у целой толпы местных жителей. Фридлендер и Кантор мужественно, с молитвой на устах, встретили свой смертный час. Потом власти разрешили местным евреям похоронить убитых на местном старинном кладбище.

К сожалению, личности профессора-семитолога Исраэля Фридлендера в современной русскоязычной исторической литературе уделяется явно недостаточное внимание. А ведь в еврейском мире он в свое время занимал далеко не последнее место. Уроженец Варшавы, Исраэль получил блестящее религиозное и светское образование. Огромное впечатление произвели на него работы С.Дубнова и Ахад-ха-Ама. Переводам их трудов на немецкий, а затем и на английский языки он позднее отдал достаточно много времени. С 1902 г., после защиты докторской диссертации, Фридлендер начинает читать лекции в Страсбургском университете, а еще спустя три года принимает приглашение Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке и занимает там место профессора библеистики. В 1915 году выходит его книга «Квреи России и Польши: краткий очерк их истории и культуры». 

joint8.jpg
Исраэль Фридлендер

Участие И. Фридлендера в деятельности «Джойнта» не было случайным. Общественным работам он уделял большое внимание, будучи в разное время первым председателем Нью-Йоркского бюро еврейского образования, первым президентом общества «Молодая Иудея», членом Национального исполнительного комитета Федерации американских сионистов и пр.

Убийство безвинных людей, посланцев благотворительной организации, вызвало глубокое возмущение не только в еврейской среде, но и всей общественности США. Этот инцидент стал одним тех факторов, который заставил Советские власти разрешить деятельность Джойнта на территории советской республики. В 1923 году в присутствии приехавших из Киева представителей Джойнта на могилах героев были установлены надгробья. В июле 2001 года прах Исраэля Фридландера по желанию родственников был перевезен для перезахоронения в Израиль. Им были вручены почетные дипломы «в поддержку возрождения традиций милосердия и справедливости».

joint9.jpg
Раввин Бернард Кантор

Всего за первые 5 лет деятельности организация направила на благотворительные цели 38 млн долларов, 22,7 млн. из их пошли на помощь евреям, пострадавшим от погромов в Польше и на Украине. В этот же период «Джойнт» оказывал помощь еврейским общинам Чехословакии и Венгрии. Это было время, когда Европа залечивала раны, нанесенные Первой мировой войной. Миллионы людей потеряли свои дома, имущество, средства к существованию. «Джойнт» тогда направил в Восточную Европу более 100 своих сотрудников. В июне 1919 года в Варшаве было открыто европейское отделение «Джойнта». Его возглавил бывший секретарь Конференции еврейских благотворительных организаций США Борис Боген (наст. Каценеленбоген).

К проблемам международной помощи Боген обратился после начала Первой мировой войны. С 1917 по 1924 год он работал в Голландии, Польше и России. В вышедшей в 1917 году книге «Еврейская благотворительность» он утверждал, что отличительной функцией еврейского благосостояния было усиление еврейского группового сознания и самобытности. В 1930 году, через год после смерти Б. Богена, вышла его автобиография «Рожденный евреем». Практически всю книгу он посвятил своей работе по оказанию помощи населению Европы, пострадавшей в годы первой мировой войны.

В начале 1922 года Борис Боген прибыл на Украину. Работа была организована в чрезвычайно короткие сроки. В зависимости от степени поражения голодом территорию Украины поделили на пять провинций. Невзирая на множество организационных проблем, уже к середине июля «Джойнт» ежедневно кормил более 800 тысяч детей. В Украине и Беларуси тогда проживало 300 тысяч еврейских сирот, жертв войны и погромов. Местные еврейские организации смогли оказать помощь 100 тысячам детей, но еще 200 тысяч сирот нуждались в жилье, питании и одежде. От «Джойнта» дети получили обувь, нижнее белье, верхнюю одежду. По программе питания взрослых, число которых к 4 августа превысило миллион человек, расходы «Джойнта» составили 750 тысяч долларов. Деньги выделялись на ремонт больниц, приобретение медицинского оборудования и материалов.

«Джойнт» стал инициатором создания ряда новых еврейских организаций в Польше и финансировал их. Одной из таких организаций стало созданное в 1921 году «Общество по охране здоровья еврейского населения» – польский наследник «Общества охраны здоровья еврейского населения», основанного еще в 1912 году в Санкт-Петербурге Петербурге – ОЗЕ. В Брест-Литовске, который принадлежал тогда Польше, для неимущих еврейских семей был построен квартал двухэтажных деревянных домов, получивший название «Колония Варбурга».

joint10.jpg
Борис Боген

Более 200 тысяч еврейских детей в странах Восточной Европы стали сиротами в результате войны. Для ухода за ними и для детей, чьи родители оказались не в состоянии их содержать, «Джойнт» создавал детские дома, детские сады и летние лагеря. Для нуждающихся детей шло отдельное финансирование питание и медицинская помощь. В 1923 году была основана «Федерация по уходу за сиротами в Польше», которая функционировала до начала Второй мировой войны.

Особые проблемы были с оказанием помощи евреям Чехословакии и Венгрии. Дело в том, что параллельно «Джойнту» происходило спонсорской помощи еще и от организации АРА – Америкаанской администраации поомощи, существовавшей с 1919 по 1930 годы. Ара была создана согласно распоряжению президента Вудро Вильсона для практической реализации задач, обусловленных принятым 13 января Палатой Представителей и 25 февраля 1919 года Сенатом США «Законом о помощи Голодающей Европе», согласно которому США выделяли 100 миллионов долларов на поставку продовольствия и медикаментов для пострадавших стран Европы. Во главе АРА Президент Вильсон поставил Герберта Гувера. Первоначально в список стран, особо нуждающихся в помощи, Чехословакия и Венгрия не входили, и заботу о евреях этих двух государств взял на себя «Джойнт».

После июля 1921 года «Джойнт» реорганизовал свою работу таким образом, чтобы она была направлена на восстановление самостоятельной деятельности общин и в дальнейшем опору на собственные ресурсы.



4

В первые три года после окончания Гражданской войны на помощь советским евреям Джойнт израсходовал более 20 млн долларов. Открывались медицинские пункты, ссудные кассы, профессионально-ремесленные училища. План помощи был оговорен специальным соглашением между «Джойнтом» и советскими властями в 1922 году. Совместно с Американской администрацией помощи (АРА) «Джойнт» в короткие сроки организовал питание миллионов голодающих детей Поволжья. Летом 1922 года в СССР было открыто на средства «Джойнта» более 15 000 столовых для детей и взрослых, выдавались миллионы сухих пайков кукурузы. Не прекращался поток медикаментов, одежды, зерна. Грузы «Джойнта» освобождались от пошлины, провоз их был бесплатным по всем дорогам СССР, за аренду складских помещений не взималось платы. Только в Белоруссию осенью 1921 года через американскую организацию квакеров «Джойнт» передал в качестве помощи грузов на 200 тысяч долларов.

joint11.jpg
Американский плакат, агитирующий за помощь нуждающимся евреям

В конце 1922 года «Джойнт» содержал в СССР 913 детских домов, в которых находилось 37,5 тысяч воспитанников. Детей не только кормили и одевали – более 200 тысяч долларов пошло на ремонт и оснащение детских домов мебелью, на заготовку топлива и т.д. К лету 1923 года «Джойнт» открыл в СССР 43 профессионально-технических училища, оснастив их оборудованием и обеспечив 6,5 тысяч учащихся питанием и одеждой.

Уже тогда речь шла об оказании помощи не только еврейскому населению, хотя средства «Джойнт» собирал исключительно через еврейские организации Соединенных Штатов. К примеру, в 20-е годы не менее 25% всех материальных вложений «Джойнта» в опустошенную революцией и Гражданской войной Россию приходилось на нееврейское население. «Джойнт» помогал становлению университетов и сельскохозяйственных коммун, больниц и научно-исследовательских институтов, школ и приютов для беспризорных. Крестьяне 43-х сельскохозяйственных артелей получили 86 тракторов, более 5000 плугов, 1,5 тысяч уборочных машин. С помощью «Джойнта» на юге Украины было построено 36 сыроваренных предприятий. 13 тысяч крестьян-единоличников получили 340 тысяч пудов семян, 6,5 тысяч лошадей и коров. Сотни тысяч людей выжили в это ужасное время, благодаря «Джойнту». При этом на нееврейское население шло более трети всех затрат, например, на помощь голодающим Поволжья, где еврейского населения практически не было.

Через «Джойнт» тогда шло поступление в СССР продуктовых и вещевых посылок, которые мог отправить любой житель Америки. Только в 1922 году в СССР пришло более восьмисот тысяч посылок. На Украине и в Белоруссии половина посылок была распределена среди нееврейского населения.

И все же главной заботой «Джойнта» была помощь евреям. Многомиллионное еврейское население страны было, по большей части, разорено – сначала погромами и реквизициями имущества в годы Гражданской войны и военного коммунизма, затем хозяйственной разрухой и налоговой политикой властей. Почти треть еврейского населения – торговцы, служители культа и другие «нетрудовые элементы» – были лишены многих гражданских прав, в результате чего появилась значительная прослойка так называемых «лишенцев».

Все это требовало немедленного вмешательства, и, когда в августе 1924 года постановлением ЦИК был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), «Джойнт» принял в этой акции самое непосредственное участие. На деньги «Джойнта» шла вербовка евреев-поселенцев, обслуживание их по пути следования и закрепление на новых местах. Еврейская местечковая беднота переселялась на целинные земли, где создавались новые земледельческие поселения. Только в Крыму евреям было отведено для окультуривания 342 тысячи гектаров необрабатываемых земель.

В январе 1925 года в помощь КОМЗЕТу было организовано Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), и этот процесс получил новое ускорение. Для оказания помощи в реализации этого грандиозного проекта был организован сбор средств, в котором кроме «Джойнта» принимали участие и другие филантропические организации. Среди них следует выделить Еврейское колонизационное общество (ЕКО), основанное еще в 1891 году для содействия переселения евреев России и других стран Восточной Европы в Аргентину, и Общество ремесленного труда (ОРТ), созданное в 1880 году в России и ставшее к 1921 году Всемирной еврейской просветительской и благотворительной организацией. Позднее было подсчитано, что 75% средств, затраченных к 1929 году на землеустройство евреев, поступили из-за рубежа. Эту деятельность «Джойнта» в СССР стал представлять «Агро-Джойнт».

«Агро-Джойнт» существовал в СССР с июля 1924 по ноябрь 1938 г. и был одной из самых крупных и заметных иностранных общественных организаций в СССР. Образован он был фактически еще в 1922 г., когда «Джойнт» одобрил проект восстановления еврейских поселений на юге Украины и заключил соглашение с советским правительством, позволявшее ему самолично выбирать районы для оказания помощи, беспрепятственно ввозить необходимые товары и персонал, а также свободно набирать штат сотрудников. Официально «Агро-Джойнт» был утвержден в СССР 21 июля 1924 г., в соответствии с решением Исполнительного комитета «Джойнта». 29 ноября 1924 г. «Агро-Джойнт» заключил договор с правительством Советского Союза, от имени которого выступил Комитет по земельному устройству трудящихся евреев при Президиуме Совета национальностей Центрального исполкома СССР (КОМЗЕТ).

Контора «Агро-Джойнта» располагалась в Москве по адресу: Гранатный переулок,7. Возглавил «Агро-Джойнт» американский агроном, эксперт в области фермерского хозяйства, организатор сельскохозяйственных колоний Йосеф Розен(1877, Москва – 1949, Нью-Йорк). Уроженец Москвы, Й. Розен в 1894 году Розен бежал в Германию из сибирской ссылки, к которой был приговорен за участие в революционном кружке. Изучал агрономические науки в Гейдельбергском университете, в 1903 г. эмигрировал в США. В 1905–08 гг. в Мичиганском сельскохозяйственном колледже продолжил, а затем в университете Миннесота завершил образование со степенью доктора, специализировавшись в области агрохимии. По его проекту и под его руководством в Миннеаполисе был создан агрономический центр, филиалы которого позднее функционировали в Екатеринославе и Харькове. В них российские агрономы совершенствовали свои агрономические знания, овладевали навыками и приемами высокопродуктивного земледелия. В 1915–18 гг. доктор Розен заведовал сельскохозяйственным департаментом в Нью-Йоркском представительстве Петроградского международного коммерческого банка. В 1921 г. Й.Розен был направлен посланцем «Джойнта» в СССР.

joint12.jpg
Директор «Агро-Джойнта» Йосеф Розен (слева) и руководитель программ Джойнта в Восточной Европе Борис Боген, 1924 г.

Основной задачей Й.Розена в СССР было изыскание путей социальной и юридической реабилитации значительных масс еврейского населения, попавших в разряд так называемых «лишенцев». Розен разработал план приобщения этой категории евреев к сельскохозяйственному труду. Согласно этому плану в стране, а точнее, на юге Украины и в Крыму, начали специально создаваться новые сельскохозяйственные поселения (колонии), в которых за 19 лет (1924-1934) расселилось 14 000 еврейских семей. Число «лишенцев» в стране резко сократилось.

Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис привел к уменьшению оказываемой помощи, но, в целом, она не прекращалась до 1938 года. К весне 1929 года в СССР уже насчитывалось 170 тысяч членов ОЗЕТа. В одной только Белоруссии еврейские переселенцы освоили 22 тысячи гектаров неиспользуемых ранее земель. И это был поистине каторжный труд.



5

В 1920-е годы активная деятельность «Джойнта» продолжалась и не только в странах Восточной Европы. К примеру, в Палестине после решения наиболее срочных послевоенных проблем «Джойнт» приступил к осуществлению ряда экономических, социальных и культурных программ. Был создан отдел по исследованию борьбы с малярией. В регион прибыл медицинский персонал, который стал предтечей будущей организации «Хадасса». Были собраны необходимые сведения о количестве детей, оставшихся сиротами в результате Первой мировой войны. Выяснилось, что число их превышает 5000. Для осуществления надзора за этими детьми «Джойнт» учредил «Палестинский комитет по уходу за сиротами». Комитет функционировал до 1929 года, то есть до того момента, пока эти дети не повзрослели и ни стали самостоятельными. В области образования «Джойнт» активно поддерживал школы и ешивы, выделил средства для создания Еврейского университета в Иерусалиме.

В 1922 году в сотрудничестве с Еврейским колонизационным обществом «Джойнт» обеспечил финансирование сельскохозяйственных проектов в Палестине, в частности, развитие производства цитрусовых. Была субсидирована постройка электростанции и создан фонд для выдачи мелких кредитов на развитие бизнеса. В целом, в период с 1914 по 1932 гг. (18 лет!) «Джойнт» потратил в Палестине более 8 млн. долларов.

Для оказания помощи евреям восточноевропейских стран «Джойнт» совместно с Еврейским колонизационным обществом создал в 1924 году реконструктивный фонд с капиталом в 5 млн. долларов. На эти средства во многих странах открывались для еврейского населения ссудные кассы, которые выдавали ссуды под небольшие проценты или вообще без них. В одной только Польше через эти кассы прошло более миллиона человек.

Деятельность «Джойнта» активно проводилась и в СССР. По первому соглашению, заключенному с советским правительством в июне 1920 года, «Джойнт» был вынужден работать с контролируемым большевиками «Еврейским общественным комитетом» (Евобщестком). Представитель «Джойнта» социолог, доктор Фрэнк Розенблатт 30 октября 1920 года, выступая на заседании пленума «Евобщесткома», подробно рассказал об истории «Джойнта», основных направлениях его работы, основных вкладчиках. Он объяснил, что идея оказания помощи жертвам погромов была очень популярна среди еврейского населения Америки. «Джойнт» предлагал сконцентрироваться не просто на филантропии, а на адресной социально направленной помощи, в том числе спонсировании образовательных и медицинских проектов.

Спустя несколько дней, 9 ноября, он сообщил сообщил Евобщесткому, что на помощь пострадавшим от погромов евреям России выделено 500 тысяч долларов. Из них 100 тысяч уже переданы в распоряжение самого Розеблатта и столько же – в распоряжение Евобщесткома. Средства расходовалась на закупку необходимых вещей, лекарств, продуктов и стройматериалов для пострадавших от погромов.

Голод, разразившийся в Поволжье и Восточной Украине, позволил «Джойнту» действовать самостоятельнее: он оказался в составе «Американской администрации помощи» (ARA, 1921 – 1923), в которую вложил до 4 млн. долларов. В середине июля 1922 года на деньги «Джойнта» питанием ежедневно были обеспечены только на Украине 800 тысяч детей. В пик голода «Джойнт» кормил на Украине и Белоруссии до 2 млн. человек. «Евобщестком», при содействии «Джойнта», в 1922 году оказывал помощь 132 тысячам детям в детских домах, школах, детских садах, больницах, поликлиниках. Росло и число сотрудников представительств «Джойна» в регионах СССР. К середине 1923 года только в белорусском представительстве «Джойнта» работало 16 сотрудников.

Но время шло, ситуация менялась, и менялись формы работы «Джойнта». В 1923 году на Украину были завезены американские трактора, с помощью которых проводилось восстановление разоренных войной и погромами еврейских сельскохозяйственных колоний. С их помощью проводилось вспахивание земель не только в еврейских хозяйствах, но и у нееврейского населения. Этот факт стал исходным моментом для создания проекта, который получил позднее название «Агро-Джойнта». Его лидером стал человек, который и предложил этот проект – Йосеф Розен.

Для финансового обеспечения проекта в 1928 году «Джойнт» создал акционерное «Американское общество по устройству еврейских ферм» под председательством адвоката и художника Джеймса Розенберга и с Джулиусом Розенвальдом в качестве главного инвестора. Собранные обществом средства позволили продолжать работу в СССР даже во время Великой депрессии, когда деятельность «Джойнта» в других странах почти прекратилась. Из Америки в еврейские колонии завозилась современная сельскохозяйственная техника, высокоурожайное посевное зерно, племенной скот. Агрономы «Агро-Джойнта» опекали колонистов и обучали их передовым методам ведения сельского хозяйства.

В Джанкое «Агро-Джойнт» построил и оснастил завод по ремонту сельскохозяйственной техники. За время своей деятельности «Агро-Джойнт» оказал помощь в переселении на землю более чем 150 тыс. евреям, основав или укрепив более 250 поселений, израсходовав при этом 16 млн. долларов, не считая выдачи долгосрочных кредитов.

В 1930-е годы коллективизация и ликвидация безработицы в привели к оттоку молодежи в города и сокращению численности евреев-крестьян. Но это не остановило «Агро-Джойнт». Оказывалась помощь и городскому еврейскому населению: поддерживались ссудно-кредитные кассы (в 1927 году существовало 370 таких касс), производственные кооперативы, медицинские учреждения, профессионально-технические школы. Финансирование подготовки кадров для промышленности «Агро-Джойнтом» усилилась в годы первых пятилеток. До 1929 года некоторая часть его бюджета тратилась также на поддержку независимых еврейских организаций. Деньги уходили на оказание социальной помощи, на сохранение еврейской культуры, на подпольную религиозную деятельность.

Однако к началу 30-х годов ситуация изменилась. Причиной тому стал экономический кризис, охвативший практически все страны, кроме СССР. Деятельность ОЗЕТа подкосили Сталинские новации. В мае 1928 года начались «чистки» рядов ОЗЕТа от бывших «лишенцев». Потом в ОЗЕТ стали вовлекать нееврейские массы для придания ему интернационального характера. Отделения ОЗЕТа открывались в регионах, где вообще не было еврейского населения. Затем началась «сплошная коллективизация», и в еврейских колониях началось активное «раскулачивание», хотя переселение евреев в необжитые районы продолжалось. Был запущен на полную мощность еще один проект – Биробиджанский, но с началом Большого террора в 1938 году и этот проект был закрыт.. Из 14 тысяч еврейских семей, поселённых на земли при активнейшем участии «Агро-Джойнта», большинство вернулось в города.

«Агро-Джойнт» работал в СССР до 1938 года. С наступлением мирового экономического кризиса возможности «Джойнта» стали, естественно, значительно скромнее, но, несмотря на это, ни на один день не прекращалась поставка продовольствия, сбор и распределение среди нуждающихся вещей и предметов быта. Помощь, которая шла через «Джойнт» от еврейского мира, помогла выжить в те годы многим еврейским религиозным учреждениям и учебным заведениям Восточной Европы и стран Балтии. А когда из-за угрозы, идущей от нацизма, из стран Европы началось бегство еврейского населения, руководители «Джойнта», несмотря на невероятные трудности экономического характера, мобилизовали средства американского еврейства для финансирования этого процесса. Из общего количества средств, затраченных на вывоз евреев из нацистской Германии, треть поступила от «Джойнта», сотрудники которого кроме материального обеспечения осуществляли и прямую помощь беженцам. Следует учесть, что при этом не была приостановлена деятельность ни одного другого проекта.

В середине 1930-х гг. ситуация в мире стала иной: возник и окреп альянс между СССР и Германией. С момента прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов «Джойнт» стал оказывать поддержку еврейским общинам этой страны, а в последующем помогать десяткам тысяч немецких, австрийских и чешских евреев бежать от нацистских преследований в другие страны. Европейская штаб-квартира «Джойнта» была переведена из Берлина в Париж, а после падения Парижа – в Лиссабон. После того, как в Германии произошел еврейский погром, вошедший в историю под названием «Хрустальная ночь», «Джойнт» стал одним из инициаторов и создателей благотворительной организации «Объединенный еврейский призыв» (1939), превратившийся в центр сбора средств для нужд евреев разных стран. На эти деньги из зоны оккупации удалось вывезти 162 тысячи евреев. В 1939 году «Джойнт» помог более чем 100 000 беженцев эмигрировать из Германии. В 1940 году «Джойнт» помогал беженцам обустроиться в более чем в 40 странах Восточной и Западной Европы, Азии и Латинской Америки.

В середине 1930-х гг. отношение советских вождей к «Джойнту» коренным образом изменилось. Это был из тех многочисленных случаев, когда советская власть «благодарила» тех, кто в свое время помог ей выстоять и даже построить новое государство. А благодарить было за что. Достаточно сказать, что только на 12 лет, с 1924 по 1936 годы, «Джойнт» вложил в СССР почти 15 миллионов долларов. Начались аресты среди сотрудников «Джойнта». Первыми в чекистских застенках оказывались те, кто, по каким-либо причинам, часто даже просто по служебным делам, сталкивался с иностранными гражданами. Срабатывала нависшая над страной тень всеобщей подозрительности и мрак всеобщего доносительства. Среди сотрудников «Агро-Джойнта» репрессировано было более 30 человек, и не только руководители регионов, как например, директор Крымского отделения агроном Арон Зайчик, но и множество простых сотрудников. Многие имена уже известны, а для оглашения иных имен требуются серьезные архивные поиски, которые в настоящее время стали проблемными.

Трагична судьба заместителя директора «Агро-Джойнта» Самуила Любарского. В числе сотрудников «Агро-Джойнта» он оказался не случайно. Он был выпускником агрономического факультета Киевского политехнического института, и еще в 1911 году стал управляющим Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школой, в которой учились дети еврейских колонистов Херсонской и Екатеринославской губерний. В 1930 году был арестован по «Делу агрономов», обвиненных в саботаже коллективизации, а после амнистии с 1931 года работал в центральной конторе «Агро-Джойнта» в Москве.

Самуила Любарского арестовали в марте 1938 года, обвинив в шпионаже в пользу германской и американской разведок и в принадлежности к «еврейской террористической организации, ставившей своей целью свержение советской власти». Приговор ему был оглашен 1 сентября 1938 года, и в тот же день он был расстрелян.

joint13.jpg
Самуил Любарский

Одним из ведущих работников «Агро-Джойнта» и его бессменным юридическим консультантом был Иезекиль Гроер. Выпускник Петербургского университета, опытный адвокат, человек, владеющий английским и немецким языками, Гроер начал работать в «Агро-Джойнте» почти с самого начала создания этой организации. Он принимал активное участие в сборе средств, выезжая в качестве ее представителя США, Германию и Швейцарию. Все это в 1938 году в НКВД использовали для фабрикации «заговора с целью подготовки бактериологической диверсии». По приговору Верховного суда СССР Гроер расстрелян был 15 марта 1938 года.

joint14.jpg
Иезекиль Гроер


Репрессии продолжались. Представительства «Джойнта» лишались самых опытных кадров. В частности, был арестован уполномоченный по Украине врач Борис Ханис, который в свое время получил медицинское образование в Женевском университете. В 1920-е годы он возглавлял еврейскую общину Екатеринослава. В 1927 году, уже работая в «Агро-Джойнте», выезжал в Берлин и Париж для закупки медицинского оборудования. В середине 30-х принимал активное участие в обустройстве 70-ти немецких врачей-евреев, оказавшихся в СССР после прихода к власти Гитлера. В октябре 1937 г. был арестован и обвинен в связях с гестапо и в подготовке бактериологической диверсии в СССР. Расстрелян. Репрессиям была подвергнута и вся семья Б. Ханиса.

Когда в СССР шли аресты и основные фигуры из руководства «Агро-Джойнта» были в чекистских застенках, Йосефа Розена в стране не было. Он знал, что, по версии НКВД, являлся «руководителем разветвленной разведывательной сети на территории СССР» и он проходил по делу как главный преступник. Прекрасно понимая, что его на самом деле ждет в Москве, Розен написал письмо руководству НКВД с просьбой разрешить приехать из Парижа, где он тогда находился, в Москву и принять участие в следствии. При этом он сделал заявление, что берет на себя всю ответственность за действия своих арестованных подчиненных. Розен выразил предоставить себя в распоряжение следователей, не пользуясь защитой американского гражданства. В том же, 1938 году, ему действительно позволили приехать. встретиться с семьями репрессированных и раздать им денежные пособия.

Чекисты следили за каждым его шагом, но не тронули. Розен добился встречи с Молотовым и ходатайствовал об освобождении арестованных. Он даже получил обещание властей, внимательно отнестись к решению вопроса о судьбах арестованных сотрудников «Агро-Джойнта», но, как позднее выяснилось, это обещание было сделано в дни, когда самих арестованных уже не было в живых. В заключение визита с Розеном был подписан договор о прекращении деятельности «Агро-Джойнта» в СССР, с чем он и уехал. На этом контакты «Джойнта» с правительством СССР в межвоенный период и завершились.



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №12

 
 
Яндекс.Метрика