Государство и Холокост
Проведенные в 2003-2005 гг. под эгидой ОБСЕ три международные конференции по проблемам нетолерантности (Вена, Берлин, Кордова) показали резко возросший уровень ксенофобии и рост числа неонацистских акций в странах Европы. Несмотря на то, что антисемитизм по своей природе иррационален, его апологеты для оправдания своей деятельности ищут для него рациональное обоснование. Одним из мотивов такого обоснования является современная ревизия Холокоста.
Отрицание Холокоста называется ревизионизмом по той простой причине, что, как заявляют сами его сторонники, они не более чем "подвергают ревизии традиционную историографию Холокоста". Способы этой ревизии различны и достаточно многообразны. Официальная белорусская историография, по большей части, просто обходит Холокост молчанием и идет в этом отношении по пути, характерном в недалеком прошлом для большинства пропагандистов стран Восточной Европы во главе с бывшим Советским Союзом.
В целом в советской Белоруссии, по мнению разных авторов, было убито, замучено, сожжено, закопано живьем от 800 тысяч до одного миллиона евреев. Фактически каждый третий мирный житель нашей республики, погибший в годы оккупации, был евреем, и каждый седьмой еврей Европы был уничтожен на территории Беларуси. И это с учетом того, что до сих пор никто не знает, сколько сот тысяч евреев Западной Европы было депортировано для уничтожения в лагерь смерти "Малый Тростенец" - четвертое по количеству уничтоженных людей место в Европе после Освенцима, Треблинки и Майданека.
Советская пропаганда в силу царившего в течение нескольких десятилетий государственного антисемитизма замалчивала особый антиеврейский характер нацистского геноцида. Жертвы Холокоста повсеместно назывались "советскими гражданами", а с 1967 года, после Шестидневной войны на Ближнем Востоке, на местах массовых уничтожений еврейского населения в 1941-1944 гг. установленные ранее обелиски подвергались переделке: с них исчезали таблички с указанием национальности убитых, а шестиконечные звезды Давида заменялись советскоми пятиконечными звездами. В результате, основная масса населения не знакома с тем систематическим характером преследований, которым подвергалось евреи в годы оккупации, и с тем, что такое вообще Холокост.
В последнее десятилетие в Беларуси вновь стала прослеживаться политика официальных исторических кругов на замалчивание подлинного характера Холокоста и масштабов трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны. Особенно отчетливо это видно при анализе учебной, справочной и энциклопедической литературы.
Ни в одном из 13 проанализированных нами специальных изданий по истории Беларуси, вышедших в период 1997-2003 гг., ни разу не использовано слово Холокост, ни разу не дано общего представления о геноциде евреев как о целенаправленном уничтожении нацистами одного отдельно взятого народа и лишь в одной книге отмечено, что евреев и цыган "ожидало полное уничтожение". Большинство же изданий ограничилось буквально одним (большим или меньшим по объему) абзацем с информацией о созданных в ряде городов республики гетто, их общем количестве (в разных изданиях называлось от 70 до 163), о числе согнанных в Минское гетто евреев и о массовой гибели их. В двух изданиях нет даже и этих данных, а в научном издании "Беларусь на рубеже тысячелетий" названо лишь количество гетто и через абзац вскользь брошена фраза: "Повсеместно в городах и местечках создавались еврейские гетто".
Отечественная литература не дает даже приблизительного количества уничтоженных в годы оккупации евреев на территории современной Беларуси. Данные по разным источникам разнятся на сотни тысяч жертв. Едва ли не первую попытку опубликовать количество уничтоженных евреев по населенным пунктам дает изданная в 2004 г. иллюстрированная хронология "Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне: Дзень за днём". Но даже в этом, далеко неполном перечне (приводятся данные только по 117 населенным пунктам, в которых якобы были официально созданы гетто) названа цифра около 700 тысяч человек.
К сожалению, в Беларуси даже появилась книга, в которой евреи одного из партизанских отрядов обвинялись в... геноциде мирного белорусского населения. Описан случай, когда, уничтожая полицейский гарнизон одной из деревень (Дражно Стародорожского района), "отряд, большинство которого составляли евреи под командованием Израиля Лапидуса", "для повышения "коэффициента полезного действия" операции" сожгли 37 домов и убили 25 мирных жителей.
Сегодня проблема изучения и официальной историографии Холокоста в Беларуси это, в первую очередь, проблема признания властями его уникальности как исторического явления всемирного масштаба.
Академические круги игнорируют то, что исходит от ревизионистов, высокомерно, а иногда и просто брезгливо не желая связываться с антисемитами и считая их взгляды и теории недостойными серьезной научной дискуссии. А те, не встречая сопротивления, внедряются в никем не занятую пропагандистскую нишу и увеличивают свою аудиторию, наращивая и без того серьезный идеологический капитал современного неонацизма.
В ведущих белорусских энциклопедиях теме Холокоста не уделено внимания даже в тех статьях, которые специально отражают судьбу еврейского народа. Так в статье "Евреи" в "Беларускай энцыклапедыi" (т.18, кн.I) ей посвящена лишь одна фраза: "В Великую Отечественную войну еврейское население понесло большие потери со стороны немецко-фашистских захватчиков". Не раскрывает темы и не называет цифр и аналогичная статья в "Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi" (т.6, кн.II), где по поводу уничтожения евреев в годы оккупации также помещена одна, ничего не говорящая фраза: "Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории евреи подверглись геноциду со стороны немецко-фашистских захватчиков".
Размещенные в белорусских энциклопедических изданиях статьи "Холокост" прямо свидетельствуют о том, что в подходе к концепции Холокоста в редакциях энциклопедий возобладали реформистские тенденции.
Статья "Холокост" была размещена в 16-м томе "Беларускай энцыклапедыi". Было бы логичным предположить, что это фундаментальное издание в полной мере осветит все аспекты того, что связано с геноцидом евреев на территории Беларуси: уточнит спорные цифры; укажет места массовых расстрелов; перечислит все созданные нацистами гетто; расскажет о еврейском сопротивлении на оккупированной территории, в том числе о еврейских партизанских отрядах; назовет имена героев и преступников, праведников и коллаборантов... Национальная энциклопедия ОБЯЗАНА была сделать все это, однако ничего подобного не произошло: в небольшой статье оказались приведенными лишь три дефиниции самого термина и ни слова больше.
Тотальное замалчивание трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны, его вклада в борьбу с нацизмом, принижение масштабов или даже полное отрицание еврейского сопротивления на оккупированной территории было во все послевоенные годы одним из элементов политики государственного антисемитизма, проводимой лидерами КПСС. Думается, эта политика и поныне имеет своих последователей.
О том, что мы имеем дело не со случайным стечением обстоятельств, говорят и те дефиниции, которые дают белорусские энциклопедии такому серьезному феномену в истории ХХ века, как Холокост.
По мнению авторов и редакторов "Беларускай энцыклапедыi", Холокост - это не сам факт уничтожения миллионов людей, а лишь "термин научной литературы, который применяется как синоним геноцида". И означает этот термин "судьбу наций, народов, этносов и других общностей, которые стали объектами умышленного физического уничтожения". То есть, энциклопедия авторитетно подтверждает, что понятие Холокост применимо и к любому иному случаю геноцида.
О том, что мы имеем дело с очередной попыткой реформирования Холокоста, говорит вторая дефиниция. В ней евреи уже упоминаются, но, опять-таки, не для рассказа об их уничтожении. Здесь Холокост уже не просто научный термин, а "термин историографии 20 в., в особенности еврейской..." Правда, обозначают этим термином "систематическое преследование и уничтожение евреев нацистами и их помощниками в Германии и на захваченных ею территориях", но о самих преследованиях и уничтожениях, а, уж тем более, на территории Беларуси -- ни слова.
Точно такая же статья "Холокост" была почти одновременно размещена и в "Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi" (т.6, кн.II).
Только осознание властями современной Беларуси особого характера Холокоста как некоего исторического и социального феномена ХХ века позволит им дать Холокосту соответствующую оценку, что приведет и к изменению государственной политики в этой области.