Евреи Эрец-Исраэль на рубеже веков

 

Начало трагической эры европейского еврейства в ХХ веке было ознаменовано кровавым Кишиневским погромом, который произошел в России в дни православной пасхи, 6-7 апреля 1903 г., вызвав подлинный шок во всем мире. За два дня в ничем до этого не выделявшемся обычном современном городе было убито 49 и ранено 586 человек – безоружных, беззащитных, совершенно ни в чем не повинных людей. Более полутора тысяч еврейских домов и лавок разгромлено. Зверства погромщиков напоминали средневековые бесчинства, творимые войсками при взятии вражеских городов. Евреев не спасали подвалы и чердаки: их били везде, где только находили. А еще через полтора года, в январе 1905 года, Россия оказалась охвачена революционными волнениями, которые остались в истории под названием «Первой русской революции». Завершились они только в июле 1907 года. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» – расстрел рабочей демонстрации в Петербурге 9 января 1905 года.

Самым непосредственным образом эти события коснулись еврейского населения Российской империи: 18 апреля 1905 г. погромом в Мелитополе началась полоса насилия, направленная против евреев. То, что это происходило под эгидой правительства и при поддержке полиции, говорят факты сопротивления армии действиям еврейской самообороны. В ходе некоторых погромов были человеческие жертвы. Во время трехдневного погрома в Житомире и окрестностях погибло около 40 человек. И это было только начало.

К осени 1905 г. стачечное движение в стране приняло такой широкий размах, а в армии и на флоте произошли такие массовые выступления, что 17 октября Николай II был вынужден подписать манифест, которым гарантировал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. На следующий же день начались еврейские погромы. Самый трагический из них произошел в Одессе, где погибло около 400 евреев и еще несколько тысяч получили тяжелые ранения.

evrei_na_rubeje1.jpg
Жертвы погрома 1905 года в Одессе

Погромами были охвачены южные и юго-западные губернии черты оседлости. По некоторым данным, только в октябре 1905 г. произошло около 600 еврейских погромов в 102 населенных пунктах, во время которых погибло более 800 человек, не считая умерших от ран. Больше других пострадали Ростов-на-Дону – свыше 150 убитых, Екатеринослав – 67, Минск – 54, Симферополь – свыше 40.

Главным же итогом революционных событий в России начала ХХ века для евреев была их массовая эмиграция. Только в США с 1903 по 1914 гг. из России прибыло чуть больше одного миллиона иммигрантов, составивших четыре пятых всего иммиграционного потока в эту страну. Небольшой поток беженцев шел и в сторону Палестины. «Избранным народом» для всеобщей ненависти назвал евреев в свое время лидер движения «Ховевей Цион» Леон Пинскер. «Евреи не могут ассимилироваться ни с одной нацией, – писал он, – вследствие чего ни одной нацией не могут быть терпимы». Его вывод был однозначен: необходимо создание «народа на собственной территории».

evrei_na_rubeje2.jpg
Начало ХХ века. Молящиеся женщины у Стены плача

Но на территории, которую можно было бы назвать для евреев «собственной», тоже происходили серьезные события. Порыв энтузиазма Первой алии был исчерпан, начинался период застоя. К тому же в Турции в феврале 1901 г. вступили в силу новые иммиграционные правила, которые существенно ограничивали возможности будущих еврейских переселенцев. Но трагические события в России привели к коренному изменению ситуации, и в 1904 году началась Вторая алия, во время которой в Эрец-Исраэль прибыло около 40. тыс. человек. Ее продолжению помешала разразившаяся Первая мировая война.

Начало Второй алии означало начало новой истории сионизма. Иммигранты Второй алии видели в Эрец-Исраэль не только убежище для еврейских беженцев – Америка тоже вполне могла послужить таким убежищем. По их убеждению, в Эрец-Исраэль должно было быть создано еврейское общество нового типа. Если в галуте евреи занимались, в основном, мелочной торговлей, то здесь, в Сионе, они должны заложить основы здорового, созидательного общества, члены которого заняты производительным трудом, преимущественно земледельческим. Начало их жизни на исторической родине было связано с тяжелым, чаще всего непривычным для них трудом наемного рабочего. Но они понимали, что это только начало. И это им принадлежит инициатива в создании первых еврейских рабочих партий, в основу программы которых были заложены идеи, которые они привезли с собой.

Партии было две: «Поалей Цион» («Трудящиеся Сиона», основана в 1906 г.) и «Ха-поэл ха-цаир» («Молодой рабочий», онована в 1905 г.). В основе их программы лежали концепции их лидеров. А ими были идеолог рабочего сионизма Бер Борохов и духовный руководитель халуцианского движения Ахарон Давид Гордон. Борохов исповедовал единство классовой борьбы и национальных целей еврейского народа, находящегося в галуте и оторванного от производительного труда, а Гордон предлагал радикально изменить отношение к работе: из средства к существованию она должна стать целью жизни человека.

evrei_na_rubeje3.jpg
Тель-Авив, 1917 г. Возвращение свитков Торы на Святую Землю

В начале ХХ века положение еврейских поселений в Эрец-Исраэль было крайне тяжелым. Барон Ротшильд прекратил финансовую помощь ишуву, и это вызвало у поселенцев неуверенность в завтрашнем дне. Неурожаи, высокие государственные налоги подорвали положение многих земледельцев. Поток репатриантов был небольшим. Казалось, поселенческая деятельность обречена на провал. С приходом второй волны репатриации в ишуве произошли поистине революционные изменения. Основу этой алии составляли молодые люди, прибывшие по большей части, из России и проникнутые социалистическими идеями. Они были не только последовательными и сознательными приверженцами идеологии национального возрождения – они жаждали создать на Земле Израиля общество трудящихся. О себе они говорили, что они – халуцим, передовой отряд, пионеры новой жизни, той, в основе которой лежит свободный труд.

Уже в начале ХХ века Иерусалим, по сути дела, был еврейским городом: евреи составляли две трети всего населения (40 тыс. из 60 – в 1906 г., 60 тыс. из 90 – в 1910). На Пятом Сионистском конгрессе в Базеле 29 декабря 1901 г. был основан финансовый орган Сионистской организации – Еврейский национальный фонд (Керен каемет ле Исраэль), целью которого было приобретение и освоение земли в Эрец-Исраэль. В 1902 г. у арабов был куплен первый земельный участок в Кфар-Хиттин в Нижней Галилее. К началу Второй алии в руках еврейских поселенцев было уже 90 тыс. акров земли, на которых были основаны 28 мошавот. С исторической точки зрения традиции, это был первый тип новых сельскохозяйственных еврейских поселений в Эрец-Исраэль (мошава – букв. поселение, колония), в которых жители являются собственниками земельных участков. Главным принципом новых поселенцев стал отказ от наемного труда арабов и выполнение всего объема работы мошавы собственными силами. Вторая алия выдвинула из своих рядов несколько фигур, оставшихся в истории Израиля как национальных лидеров. В первую очередь, это Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви.

Давид Бен-Гурион (Грин, 1886 – 1973) – лидер еврейского рабочего движения в подмандатной Палестине, первый премьер-министр Государства Израиль. Выходец из польского города Плонск, проникшись сионистскими идеями, в 17-летнем возрасте присоединился к движению «Поалей Цион» и, переселившись в 1906 г. в Эрец-Исраэль, работал в сельском хозяйстве и активно занимался общественной деятельностью. Вскоре он уже был избран в центральный комитет партии По‘алей Цион, хотя в самой партии было тогда едва несколько десятков человек. В 1910 г. он вошел в состав редакции партийного органа «Ха-ахдут», а в следующем году был избран делегатом на VIII Сионистский конгресс в Гааге и на конференцию Поалей Цион в Вене. Вместе с ним делегатом гаагского конгресса был и его однопартиец Ицхак Бен-Цви, будущий второй президент Государства Израиль. Уроженец Полтавы, Бен-Цви (1884 – 1963) остался в истории как один из основоположников и социалистического направления в сионизме, лидер халуцианского движения и еврейской самообороны в России и Эрец-Исраэль.

evrei_na_rubeje4.jpg
Первые два здания кибуца «Дгания Алеф», основанного в 1910 году
и по праву считающегося «Эм ха Кибуцим» - «Матерью» всех кибуцев в Эрец-Исраэль.
Здесь оказывали медицинскую помощь жителям всех первых поселений
в Иорданской долине. Ныне - Музей Кинерет

Все мы были проникнуты идеями свободного труда и русской освободительной революции, – писал позднее Ицхак Бен-Цви. – Все мы верили в свои силы, в то, что сможем самостоятельно трудиться и защитить себя». Об этой тяге к обновлению Ахарон Давид Гордон писал, перефразируя слова библейского пророка Амоса: «И настанет день, когда человек проникнется новым духом и почувствует голод и жажду. Но не хлеб будет ему нужен, не к наживе он будет стремиться. Он будет жаждать труда и найдет наслаждение в любой работе». И активисты Второй алии действительно достигли больших успехов. В истории остались три поистине выдающихся достижения репатриантов этой алии, заложивших краеугольные камни современного еврейского государства: создание первого в Эрец-Исраэль кибуца «Дгания», закладка первого еврейского города Тель-Авив и организация первого вооруженного отряда по обеспечению безопасности ишува.

Начиная с кибуца «Дгания», в Эрец-Исраэль стала развиваться целое «семейство» сельскохозяйственных коммун, в основе жизнедеятельности которых были общность имущества и социальное равенство в труде, потреблении и бытовых услугах. Кибуц «Дгания», основанный на южной конечности озера Кинерет, в 10 км к югу от Твери, и был такой первой, основанной на коллективных началах, коммуной. «Дганию» заложили 28 октября 1910 г. члены группы «Хадерская коммуна», состоящей из десяти мужчин и двух женщин. Будучи первым коллективным хозяйством на территории современного Израиля, «Дгания» заслужила прозвище «мать кибуцев». Группу возглавляли прибывший в 1906 г. с Украины Иосиф Барац и прибывший в 1908 г. из Белоруссии Иосиф Бусель. Название «Дгания» кибуц получил в честь пяти сортов злаков (дган), выращиваемых в этом регионе. Первым ребенком, рожденным в кибуце, был сын Бараца Гидеон, вторым – будущий министр обороны Израиля во время Шестидневной войны 1967 года Моше Даян. К концу Первой мировой войны в Эрец-Исраэль было уже 8 кибуцев, в которых состояло, в общей сложности, около 300 человек.

Идея построить «собственно еврейский» город не возникла на ровном месте. Дело в том, что репатрианты, начавшие активно заселять свою историческую родину во второй половине XIX в., не любили селиться в Яффо. Немаловажную роль в этом играли погромы, которые время от времени устраивали арабы. Так что сама идея отселиться от таких соседей витала в воздухе. Тем не менее, в начале ХХ в. из 40 000 жителей Яффо 6 000 были евреями. Они и заложили в 1909 г. рядом с городом зеленый поселок. Днем основания Тель-Авива считается 11 апреля 1909 года. А спустя год, 3 марта 1912 г., в дни пуримских праздненств, по улицам нового города впервые прошло карнавальное шествие, которое с тех пор стало традиционным.

evrei_na_rubeje5.jpg
Тель-Авив, 1913 год. Улица Теодора Герцля

Идея основания города, который стал бы первым еврейским городом в Эрец-Исраэль, пришла в голову двум репатриантам, прибывшим со Второй алией, – Меиру Дизенгофу и Зеву Глускину. Они не принадлежали к представителям той молодежи, которая составляла основу этой алии – первому было 45 лет, другому 47, но зато у них был за плечами опыт предпринимательства и участие в деятельности сионистской организации. М.Дизенгоф восемь дет возглавлял в Одессе стеклодувный завод и был участником V и VI Сионистских конгрессов. З.Глускин был активным участником движения «Ховевей Цион», одним из основателей ордена «Бней-Моше» (1889), первых в России обществ изучения иврита и общественной организации «Менуха ве-нахала», которая основала мошав «Реховот» в Эрец-Исраэль.

В 1904 г. М.Дизенгоф и З.Глускин учредили компанию «Геулла», цель которой была приобретение земель в Эрец-Исраэль и продажи их в частные владения. С 1905 г. оба поселились в Яффо. Глускин возглавил «Ассоциацию виноторговцев», имевшую винные погреба в Ришон ле-Ционе и Зихрон Яакове, а Дизенгоф, занимаясь делами основанной ими компании, всю оставшуюся жизнь посвятил строительству первого еврейского города в возрождающемся еврейском государстве.

Первоначально новый поселок, расположенный на окраине Яффо, назывался Ахуззат-Баит – по названию общества, которое, собственно, и ставило целью строительство некоего «еврейского центра городского типа». Но очень скоро этот пригород Яффо обрел свое имя, которое впоследствии и стало именем нового города на берегу Средиземного моря, – Тель-Авив. В переводе с иврита это словосочетание означает «холм весны», а если точнее, «холм весенних всходов». Именно так была названа книга Теодора Герцля «Альтнойланд» в переводе на иврит Наума Соколова. Хотя само название «Тель Авив» впервые встречается в «Книге пророка Иезекиэля» – именно так пророк образно называет еврейское поселение в Вавилонии.

evrei_na_rubeje6.jpg
Тель-Авив, 1920 год. Бульвар Ротшильда

Поселок стал быстро застраиваться, и спустя год в нем уже заложено 60 домов – каждый из членов акционерного общества «Ахузат-Баит» должен был получить собственное жилье. Но первым зданием в этом поселке было по предложению Дизенгофа возведено… здание школы. Если точнее, то это была гимназия, названная в память о лидере сионистского движения Теодоре Герцле, ушедшем из жизни за пять лет до этого, «Герцлия». Кстати, это была и первая гимназия в Палестине, где преподавание велось на новом для мира языке – разговорном варианте языка Торы, современном иврите. При открытии гимназии в ней обучалось 17 учащихся и преподавало 13 учителей. В 1910-м году 330 жителей «Ахуззат байт» справили новоселье.

Все 60 запланированных в первый день организации сообщества дома были построены. 1912-м году в Тель-Авиве проживало 800 человек, 90 из них говорили по-русски. Дизенгоф, который до самой своей смерти в сентябре 1936-го года, был мэром Тель- Авива, хоть и говорил на иврите, но свои воспоминания в начале 1930-х годов тоже написал по-русски. К началу Первой мировой войны население Тель-Авива составило уже 2000 человек. В 112 одноэтажных и 70 двухэтажных домах было 1424 комнаты.

Возникновение на карте Палестины города Тель-Авива стало вдохновляющим фактором для сионистски настроенных евреев диаспоры. Оно было залогом того, что мысли о массовом возвращении евреев на свою историческую родину небеспочвенны, и что планы Всемирной сионистской организации по созданию для евреев национального дома осуществимы.

Третьим выдающимся событием, которым евреи обязаны Второй алие, было создание в Эрец-Исраэль большой собственной группы самообороны. Репатрианты решили заявить о себе как о силе, с которой следует считаться. Результат был легко предсказуем. Мелкие стычки с арабами на бытовой почве постепенно разрастались, обе стороны стихийно формировали организованные группировки, и, наконец, в ход пошло оружие. В 1907 году в ишуве уже существовало несколько таких групп: «Национальная гвардия», «Щит», «Гардистан», «Блюститель» и другие.

Евреи России из кишиневских событий сумели извлечь серьезный урок, и, когда тем же летом случился погром в Гомеле, погромщики встретили организованное вооруженное сопротивление. И, что особенно важно, в нем прияли активное участие представители сионистского движения. И именно эти молодые люди, уходя от арестов и перебравшись в Палестину, стали первыми репатриантами Второй алии и создателями первой относительно стабильной группы еврейской самообороны в Эрец-Исраэль. Собрание по ее созданию состоялось 12 апреля 1909 г. В этот день еврейские поселенцы Галилеи подверглись очередному нападению арабов, погибло два человека.

israel_shohat.jpg
Исраэль Шохат (1886–1961)

Во главе организации стал «триумвират»: Исраэль Шохат и руководители еврейской самообороны во время погрома в молдавском городе Калараш в октябре 1905 г. Исраэль Гилади и Мендель Португали. Организация была создана на базе основанной еще в 1907 г. группы «Бар-Гиора» и получила название «Хашомер» – «Страж». Вскоре защита еврейских поселений перешла в руки евреев, а работавшие ранее бедуины и черкесы были уволены. Бойцы постоянно занимались физической подготовкой, верховой ездой, владением оружием. Лидеры заботились о закупке снаряжения, материальном обеспечении сторожей, основали кассы взаимопомощи и гарантийный фонд, необходимый для получения контрактов на работу. Кандидат в члены «стражей» должен был пройти годичное испытание. Принятие в члены общества было обусловлено поддержкой не менее двух третей постоянных членов. Голосование проводилось на ежегодных собраниях организации, и новые члены должны были принять присягу

Арабское окружение постоянно давало себя знать поселенцам. Шли постоянные попытки нарушить границы участков для потравы посевов арабскими стадами, зачастую арабы по ночам разворовывали часть урожая еврейских поселенцев, а днем просто отбирали. У путников отбирали лошадей и вае, что они везли в повозках. Но как только нападавшие ощутили силу сопротивления, как только появились (кстати, с обеих сторон), грабежи прекратились. К 1914 году в «Ха-Шомер» состояло около 40 бойцов и 50-60 временных помощников. Всего «Ха-Шомер» был способен мобилизовать на тот момент до 300 человек. С началам Первой мировой войны «Ха-Шомер» был вынужден уйти в подполье, а его руководители были депортированы турецкой администрации в Анатолию.

Значительную роль в решении большинства финансовых проблем, возникающих перед Второй алией играло открытое в 1908 г. Палестинское бюро сионистской организации. Его возглавил Артур Руппин, основавший за четыре года до этого берлинское Бюро еврейской статистики и демографии. Руппин доказал неизбежность ассимиляции и антисемитизма для евреев диаспоры. Единственный выход из этого положения он видел в укреплении еврейского национального самосознания, логическим завершением которого является репатриация евреев на свою историческую родину.

artur_ruppin.jpg
Артур Руппин (1876–1943)

Совершив в 1907 г. по просьбе Сионистской организации научную поездку в Эрец-Исраэль, Руппин остается жить в Яффо. Его работа в Палестинском бюро продолжалась около сорока лет. Фактически это он руководил поселенческой деятельностью репатриантов Второй алии. Это по его инициативе в 1907–11 гг. была организована алия йеменских евреев. До конца 1912 г. около 1500 евреев из Йемена переселились в Эрец-Исраэль и обосновались в сельскохозяйственных поселениях. Алия из Йемена продолжалась вплоть до мировой войны.

Руппин руководил приобретением земель в Изреельской долине, на горе Кармель и ее склонах, в Иерусалиме (у Греческой патриархии), где позже были основаны Рехавия и другие кварталы. Его бюро поддержало организацию учебной сельскохозяйственной фермы «Киннерет», кибуца «Дгания», мошавы «Мерхавия», постройку Тель-Авива, рабочего поселка «Эйн-Ганим» рядом с Петах-Тиквой. В это же время была основана Палестинская землеустроительная компания, организован Аграрный банк и другие учреждения, заложившие основы организационной структуры сельского хозяйства страны. В значительной степени благодаря усилиям Второй алии иврит проник во все сферы общественной жизни Эрец-Исраэль, на более высокий уровень поднялось книжное дело и периодическая печать на иврите. Арабы на такую активность немедленно откликнулись вооруженным нападением на евреев. 4 апреля 1908 г. в Яффо произошел первый еврейский погром, во время которого 13 евреев получили тяжелые ранения. Из числа раненых выжили не все.

К 1914 году вопрос о создании национального дома евреев на территории Палестины стал самым серьезным образом. рассматриваться правительствами крупнейших стран мира. Ишув достиг уже значительных размеров, 14% его населения (12 000 человек) были заняты в сельском хозяйстве. Он стал играть значительную роль в экономике региона. Значительная часть населения говорила на иврите. В поселках существовали отряды самообороны. Дело восстановления еврейской государственности стало обретать реальные очертания.



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №18

 
 
Яндекс.Метрика