Что Вы этим хотите сказать, Ребе?

 

Притчи, подслушанные в синагоге

Подслушал и записал Яков Басин

18

– Я много времени уделяю разговору с евреями из нашей общины. Многих всё интересует вопрос: в чем заключается семейное счастье? Для мужчин почему-то очень важно, чтобы у них была красивая жена. Но если счастье – это иметь красивую жену, то что такое тогда несчастье?

– Что Вы хотите этим сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я думаю, что, если счастье – это иметь красивую жену, то, скорее всего, несчастье – это иметь такое счастье.



19

– Сегодня мне дали почитать воспоминания одного старого еврея. Так там есть такой эпизод. Оказывается, большевики в свое время заставляли народ подписываться на всякие займы. Таким способом они собирали деньги на строительство коммунизма. Странные люди.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я сижу и думаю себе: если у них не было денег, зачем они вообще это строили?



20

– Вчера я читал одну московскую газету. Обсуждали еврейский вопрос. Так кто-то из руководителей государства приводил цифры, сколько евреев насчитывается среди писателей, поэтов, музыкантов, шахматистов, изобретателей. Оказывается, их в процентном отношении гораздо больше, чем среди представителей других народов.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Я просто попытался вспомнить, в какой еще стране подсчитывают процент евреев.



21

– Вчера меня втянули в странную беседу. Нашлись люди, которые решили, что наши законы кашрута устарели, и их надо менять в соответствии с изменениями, которые произошли в обществе. Странные люди! Как им вообще такое могло придти в голову?

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Можно подумать, что мы готовы каждую тысячу лет менять диету!



22

– Всё-таки, какой молодец этот наш великий предок Моисей! Помните, когда он подвел евреев к берегу Красного моря, он напрямую обратился к Всевышнему, и тот сделал так, что воды расступились и позволили евреями пройти по дну морскому на другой берег, а над конницей фараоновой сомкнулись.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто, я думаю, как Моисей уже тогда мог знать, что даже одним этим поступком он обеспечит себе публикацию в Торе?



23

– Вчера во время вечерней беседы я спросил у зала, какой самый большой подарок Бог сделал мужчине, создавая его? Все задумались. Я решил им помочь, и сказал, что ответ очень простой, и в нем всего три буквы. Тогда все задумались еще больше и вообще стали смотреть на меня с каким-то подозрением. Странные люди.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто, неужели так сложно было догадаться, что этот подарок – Ева?



24

– Как-то неделю назад пришли ко мне наши старцы из общины. Знаете, все сейчас решают кроссворды, сканворды и прочие загадки для ума. Говорят, это – хорошая профилактика против появления у пожилых людей альцгеймера – такой формы старческого маразма. Так вот, показывают журнал. Не могут догадаться, что это за слово такое: «Падшее существо». Пять букв. Последняя буква у них уже выплыла – мягкий знак. Думали мы, думали. В голову приходили какие-то гадости, но ответа так и не нашли.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Сегодня пришел следующий выпуск журнала с ответами на кроссворд, что был в предыдущем. Ответ оказался очень простым. Слово из пяти букв с мягким знаком в конце, означающее падшее существо, это – «рубль»!



25

– Вчера прочитал в московской газете интересную статью. Автор – некий Рабинович. Я был очень удивлен.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я считал, что в Москве такие фамилии уже не носят



26

– Ко мне на вечерние беседы приходит довольно много народа, но евреи – есть евреи: половину времени иногда занимают анекдоты. Люди приходят разные, но я-то один. Для них все анекдоты – как новые, а я должен слушать каждый вечер чуть ли не одно и то же.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Только мне кажется, я теперь знаю, за что Каин убил Авеля. За что? За то, что тот рассказывал ему старые анекдоты!



27

– Рассказывают, что однажды главный раввин Израиля нанес визит Папе Римскому, и увидел у него в кабинете телефонный аппарат, от которого провод уходил куда-то в потолок. «Это что, к Нему? И что, можно позвонить? Это неважно, что очень дорого, но я хотел бы воспользоваться случаем». Не знаю, чем закончилась эта история, но как-то Папа Римский нанес визит главному раввину Израиля, и тоже увидел на его столе телефон, провод которого тоже уходил куда-то в потолок. Выяснилось, что это тоже для связи с Ним. И тут Папа задал очень странный вопрос: «Сколько будет стоить звонок к Нему?».

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто не могу поверить, что Папа Римский не знал, что такой разговор ничего не будет стоить. У нас же местная связь!



28

– Знаете, иногда в синагоге от членов общины можно услышать такие вопросы, что приходится думать – отвечать на полном серьезе или как-то отшучиваться.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Вчера, например, у меня спросили, правда ли, что в субботу с женой жить нельзя, а с любовницей можно? Чтобы соблюсти корректность, ответил словами Святого писания: суббота, как известно, создана не для работы, а для удовольствия.



29

– В последнее время ко мне за советом приходят евреи, которые спрашивают, как им вести себя: кто-то из их детей хочет креститься, и они очень переживают, что в их еврейских семьях появятся христиане. Они просят меня обратиться за советом к Богу, как будто тот им поможет.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Как может Бог им помочь в этом вопросе, если у него самого точно такие же проблемы?



30

– Обратилась ко мне вчера одна женщина. Ее сын-бизнесмен вернулся после месячного пребывания по делам в Америке. Так он там срезал себе пейсы, потому что в Америке не принято выделяться из толпы. Там он не соблюдал кашрута, потому что кошерных ресторанов мало, ехать к ним далеко, а со стоянками для автомобилей вообще проблема. И шаббат он не соблюдал, потому что для бизнеса каждая минута на вес золота. Но главный вопрос, который ее волновал, она задать сыну постеснялась. Она задала его мне.

– Что вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто она спросила у меня, как я считаю, удалось ли ее сыну в Америке хотя бы сохранить обрезание?



31

– Странная супружеская пара обратилась ко мне вчера. Муж хочет разводиться: он убежден, что самый маленький Зеев не от него, на что жена заявила, что он – шлимазл, и что она точно знает, что как раз маленький Зеев – от него.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто это лишний раз доказывает, что евреи не верят в непорочное зачатие.



32

– Как-то я прочел в одном из воспоминаний странный эпизод. Автор, проходя мимо здания КГБ, заметил на входной двери табличку: «Посторонним вход воспрещен». Более странной таблички придумать было просто невозможно.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Можно подумать, что, если бы они повесили табличку «Добро пожаловать», у дверей выстроилась бы очередь.



33

– Прочитал недавно у Чехова его рассуждение о том времени, когда в начале ХIХ века царь Александр I отдал приказ, чтобы у всех евреев были фамилии. Ну, они и придумывали себе фамилии. Всякие. Так вот Чехов пишет, что нет такого предмета, из которого евреи ни сделали ли бы себе фамилию.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я все думаю, какой предмет имел в виду тот еврей, что придумал фамилию «Бляхер»?



34

– Прошло тридцать три столетия, а евреи все никак не могут придти к одному мнению: зачем Моисей таки водил наших предков 40 лет по пустыне? Кто-то даже считает, что он все искал такое место, где был бы самый чистый воздух. И нашел. Прямо на берегу моря. Все-таки я думаю, что в этих поисках ему не хватило немного интуиции.

– Что Вы этим хотите сказать, ребе?

– Нет, ничего. Просто я таки вижу, что у арабов теперь – нефть, а у евреев – чистый воздух.



ПЕРЕЙТИ К ПРЕДЫДУЩИМ ВЫПУСКАМ

 
 
Яндекс.Метрика