Холокост глазами историка ХХI века. Часть 7

 

Продолжение. Начало см. «Мезуза», №16 - 21



ВОПРОС: Чем Вы можете объяснить появление в общественном сознании убеждения в том, что «евреи воевали в Ташкенте»?

Политика государственного антисемитизма, утвердившаяся в СССР в первые же годы после окончания Второй мировой войны, требовала не только исключения евреев из всех сфер жизни, но и максимального принижения их роли в государственном и культурном строительстве и, уж конечно, в победе над фашизмом. Журналиста Мирра Железнова была в 1950 году расстреляна только за то, что привела в открытой печати только одну цифру – количества евреев, носящих звание Героя Советского Союза. Тогда их было еще 135, а теперь уже 157. Весь 50-тысячный тираж книги «Партизанская дружба», в которой командиры партизанских объединений рассказывали о партизанах-евреях, был уничтожен. Даже в наши дни еще продолжается борьба за увековечение памяти летчика Исаака Пресайзена, за подвиг которого звание Героя Советского Союза присвоено Николаю Гастелло. Даже в наши дни, спустя 75 лет после победы над фашистской Германий, мы не знаем большинство имен советских разведчиков, работавших нелегально на оккупированной территории. А ведь известно, что 80% из них в силу высокого образовательного уровня и знания европейских языков были евреями.


ВОПРОС: Вы можете назвать официальные цифры участия евреев СССР во Второй мировой войны?

В рядах Красной Армии сражалось более полумиллиона евреев. Существует и более точная цифра – 501 тысяча человек. На оккупированной территории более, чем в 50 гетто, действовали подпольные организации. Вооруженные восстания, акты сопротивления или массовые побеги узников были организованы в 13 гетто. Организатором антинацистского подпольяв Минске стал еврей Исай Казинец, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Именно в белорусских лесах было сосредоточена основная часть еврейского партизанского движения.

Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто. Самый крупный партизанский отряд, целиком состоявший из евреев, был создан братьями Бельскими уже в 1941 г. Отряд действовал до окончания оккупации Белоруссии в 1944 г. и насчитывал к концу войны 1 200 человек, в том числе 350 вооружённых бойцов. Известность получил также еврейский партизанский отряд Шолома Зорина, насчитывавший 600 человек, в том числе 137 было в боевой роте. Это был уникальный семейный партизанский отряд, основную массу которого составляли женщины и дети. Первым заместителем начальника Белорусского штаба партизанского движения был секретарь ЦК КПБ еврей Григорий Эйдинов, двое евреев были командирами партизанских бригад.


ВОПРОС: Ситуация в Беларуси в вопросах геноцида еврейского населения чем-то отличалась от ситуации в других регионах оккупированной нацистами Европы?

Политика и тактика оккупантов в вопросах физического уничтожения еврейского населения в Беларуси мало чем отличалась от аналогичной политики в других регионах оккупированной Европы. Отличие следует искать в поведении местного населения. Один маленький пример: в конце июля 1941 года генеральный комиссар округа Белоруссия Вильгельм Кубе в одном из донесений в Берлин писал, что ему не удается поднять белорусское население на еврейские погромы.

В первые месяцы оккупации местное население во многом помогало узникам гетто выжить, с риском для жизни передавая за колючую проволоку продукты или выменивая эти продукты на одежду и предметы быта. Огромное количество еврейских детей было спасено сотрудниками детских домов. И даже в наши дни многие выжившие бывшие воспитанники детских домов периода оккупации живут, не подозревая о своем еврейском происхождении. А ведь в случае доноса семью или отдельных лиц, укрывших еврея, ждал неминуемый расстрел. Тем не менее, случаи спасения евреев местными жителями, например, дача приюта ребенку из еврейской семьи, были не единичными. Достаточно сказать, что 711 граждан Беларуси за спасение жизни человека с еврейскими корнями, даже если «корень» этот был в лице одного из четырех бабушек и дедушек, с огромным риском для собственной жизни и жизни своей семьи, были удостоены почетного звания Праведника народов Мира.


ВОПРОС: В чем же причина такой толерантности?

Отношение белорусского населения к еврейскому трудно понять, если не знать истории региона. Белорусы и евреи пять веков совместно проживали в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Евреи занимали многие ключевые позиции, определявшие жизнестойкость этого государства. Среди них экономика, торговля, международные отношения и т.д.

В Библии слово «ханааней», означавшее жителя Ханаана, употреблялось как синоним слова «купец». Так что, когда евреи пришли в Европу, они были уже вполне подготовленными, чтобы занять эту, если не пустую, то, во всяком случае, полупустую нишу. Можно смело утверждать, что именно евреи заложили основы современной европейской торговли. Как известно, от успехов в этом непростом деле во все века в значительной степени зависело благосостояние государств, а торговать евреи умели, и княжеские дворы регионов, куда их забрасывала судьба, чаще всего высоко ценили это.


ВОПРОС: А какая в этом отношении ситуация была в Великом княжестве Литовском? Не такой, как в других странах Европы?

Система взаимоотношений литовского великокняжеского двора и еврейского населения княжества уникальна: фактически первый и последний раз в истории евреи занимали в государстве место, соответствующее их вкладу в государственное и культурное строительство. ВКЛ в течение нескольких веков также было одним из наиболее крупных государств Европы. Оно существовало в Восточной Европе с середины ХIII века по 1795 год. Все это время ВКЛ было соперником Великого княжества Московского в борьбе за господство на восточнославянских землях и в целом в Восточной Европе. Прекратило существование ВКЛ лишь после третьего раздела Речи Посполитой (Польши): к 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.

Власти ВКЛ на протяжении почти пяти веков широко пользовались услугами евреев. Они заключали с ними арендные договоры, передавали ведение важных коммерческих и финансовых операций в руки еврейских откупщиков, в том числе, внешнюю торговлю, сбор налогов, пошлинных и таможенных сборов, монетные дворы и т.д. Магнаты сдавали евреям в аренду свои города, деревни, трактиры, постоялые дворы. Торговые связи евреев распространялись не только по всему княжеству, но и далеко за его пределами. Если не знать этой предыстории, будет нелегко понять, почему евреи в Княжестве пользовались такой свободой и почему великие князья даровали им такие привилегии. Великие князья высоко ценили их вклад в социальное строительство, предоставляя им многие привилегии, сохраняя их религиозные свободы и охраняя их независимое существование. Историческая память белорусского народа сохранила эти социальные ценности, что и проявилось во время гитлеровской оккупации.


ВОПРОС: В чем конкретно это проявилось в годы оккупации?

В Беларуси из числа местных жителей в годы войны не было создано ни одной айнзацкоманды, руками которых нацисты уничтожали евреев и вообще местное население. По белорусскому региону известны, в основном, карательные экспедиции полицейских отрядов из других оккупационных зон. Наибольшую известность получили расстрелы евреев 11-м литовским батальоном и 21-м латышским батальоном.


ВОПРОС: Но в Беларуси же работали полицейские из числа местного населения?

Да, конечно, но это не были карательные отряды. Из числа местных коллаборационистов оккупационные власти смогли создать лишь так называемую «вспомогательную полицию», выполнявшую обычную для государственной полиции службу порядка. В городах это была «охранная полиция», в сельской местности – «жандармерия». Иногда их, конечно, привлекали и к карательным акциям: Беларусь в этом отношении не была исключением. Сотрудники полиции охраняли гетто, концлагеря и тюрьмы, конвоировали евреев, занимались оцеплением мест казни, а иногда занимались и расстрелами, но очень редко. Известно, например, об их участии в расстреле евреев под Борисовом 24 октября 1941 года и конвоировании пинских евреев к месту казни 21 ноября 1941-го.

Формирование белорусских батальонов началось только летом 1942 года. Было сформировано 11 батальонов «шума» (Schuma), в которых служило более 3 тысяч человек. Еще три батальона возникли в начале 1944-го. Они составили «вспомогательную службу полиции порядка». Для сравнения: общая численность украинской вспомогательной полиции насчитывала 35 тысяч человек. Украинские батальоны формировались даже на территории Беларуси (в Минске, Могилеве).


ВОПРОС: Какое количество еврейского населения погибло на территории Беларуси в годы оккупации?

Точной статистики народонаселения Беларуси за период 1939-1945 годы нет. Дело в том, что в этот промежуток времени в белорусском регионе происходили громадные геополитические изменения: присоединение западных областей, появление огромного потока людей, бежавших от рвущихся на Восток нацистов, депортации большого числа так называемых «западников» в результате массовых «чисток» .

Думается, наиболее достоверные данные приведены в 2009 году в энциклопедии «Холокост на территории СССР»: «В Беларуси от рук нацистских оккупантов погиб каждый четвертый житель республики, из них каждый третий был евреем. По числу жертв Холокоста на территории СССР (свыше 800 тыс. человек) Беларусь занимает 2-е место после Украины». В целом на оккупированной территории Беларуси оказалось свыше 800 тыс. евреев: с учетом беженцев из оккупированной нацистами Польши – 600 – 620 тыс. в Западной Беларуси и 200-220 тыс. в Восточной. Евреи проживали в городской местности, занимая там от 30% до 60% всего населения. К примеру, в Минске на начало войны из 280 тысяч жителей евреев было 85 тысяч (т.е. каждый третий).

Буквально в первые же недели оккупации нацисты согнали все еврейское население в гетто, общее число которых достигло не менее 135. Самым крупным было Минское гетто (около 120 тыс. узников). Большинство гетто были уничтожены уже к осени 1942 года. На территории современной Беларуси зафиксировано 531 место массовых расстрелов еврейского населения.



Продолжение следует…



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №22

 
 
Яндекс.Метрика