Антисемитизм в современной Беларуси

 

Беларусь на постсоветском пространстве является единственным государством, почти полностью сохранившим все атрибуты власти и идеологические установки бывшего советского строя. В национальной политике наиболее существенным является скрытая ассимиляционная политика государства, которое, вопреки собственному законодательству, практически не выделяет средств для сохранения малыми народами своей национальной самобытности и развития их традиций и культуры.

Несмотря на то, что антисемитизм как элемент государственной политики уже не присутствует в жизни общества, общая тенденциозная направленность в отношении к евреям остается достаточно зримой. Сегодня отношение власти к никогда не исчезавшему «еврейскому вопросу» можно охарактеризовать формулой, возникшей еще во времена Великой французской революции: «Евреям как личностям – все. Евреям как нации – ничего». В результате в стране, с одной стороны, реально исчезли запреты на профессии, ограничения на миграцию, процентные нормы на поступления в учебные заведения, сдерживание развития еврейских общественных или религиозных структур и т.д., но, с другой стороны, отчетливо прослеживается попытка ограничить «еврейское присутствие» в общественной жизни.

В стране, где вся хозяйственная деятельность централизована государством и находится под его контролем, нет ни одной самостоятельной еврейской общеобразовательной школы, нет ни одной еврейской газеты, ни одного культурного учреждения (клуба, театра, библиотеки, музея, концертного ансамбля и т.д.) на государственном бюджете. Для еврейского национального меньшинства страны нет ни одной минуты радио- и телевещания, отсутствует издательская деятельность. В научной, энциклопедической, справочной и учебной литературе идет откровенное замалчивание истории евреев Беларуси и трагедии Холокоста. В ряде городов (Минск, Могилев, Брест, Борисов) остро стоит вопрос возвращения еврейским общинам зданий, построенных когда-то на еврейские деньги и принадлежавших евреям. Ныне еврейские общественные и религиозные организации этих городов вынуждены брать помещения в аренду.

В Беларуси, которое является государством автократическим, криминальный антисемитизм подавлен «сверху», и здесь отсутствуют такие явления, как избиения и убийства евреев или поджоги синагог. Здесь еврейскую общину больше беспокоят многочисленные случаи разжигания национальной розни антисемитской риторикой политических деятелей, распространяемой антисемитской литературой, неонацистскими граффити на улицах городов. Вот почему так больно ударило осенью 2007 г. по самолюбию евреев высказывание президента Александра Лукашенко, в котором прозвучало недостаточно уважительное отношение к ментальности и культуре еврейского народа.

Настораживает тот факт, что в ряде антисемитских статей, появившихся в белорусской прессе, открыто и в позитивном плане цитировались источники, изданные в нацистской Германии, а среди уличных граффити преобладает изображение свастики, стрел SS и угрожающие надписи в адрес евреев. Поражает позиция органов внутренних дел и прокуратуры, не возбудивших (или не доведших до суда) за последние 20 лет ни одного дела по вандализму на еврейских кладбищах, по осквернению мемориалов памяти жертв нацизма и сталинизма, по изданию и распространению антисемитской литературы. Не приняли власти мер административного воздействия и к Закрытому акционерному обществу «Православная (ныне – Христианская) инициатива», деятельность которого по разжиганию национальной розни и консолидации вокруг себя антисемитски настроенных лиц была в 2006 г. даже публично осуждена экзархами православной церкви.

В 2007 г. вандализм на еврейских кладбищах был отмечен в семи городах Беларуси, но лишь в одном случае (Бобруйск, где разрушение памятников сопровождалось нанесением оскорбительных надписей) этот вандализм можно считать доказанным антисемитским актом, ибо параллельно шло разрушением и нееврейских надгробий.

Организованным актом вандализма можно считать лишь случай в Слуцке, когда спустя две недели после открытия мемориала памяти жертв Слуцкого гетто на здании еврейской общины были нарисованы свастики и угрожающие надписи (октябрь 2007), и поджог венков у обелиска памяти жертв Брестского гетто (Брест, октябрь 2007). Весной 2008 г. на мемориале в Слуцке вновь появились изображения свастики, на сей раз они были нанесены с помощью трафарета. Власти вновь не приняли никаких мер. Вандализм был отмечен и на памятном камне, посвященном погибшим в Минском гетто евреям Гамбурга.

Очагом откровенного антисемитизма сегодня остаются Витебск, где действует неонацистская группа РНЕ, и Могилев, где на всю жизнь города оказывает влияние крайне консервативная Могилевская православная епархия.

 
 
Яндекс.Метрика