"Протоколы сионских мудрецов" в современной Беларуси

 

Евреи в настоящее время составляют менее 1% населения Беларуси и уже практически не играют серьезной роли в политике, науке, искусстве, но "еврейский вопрос", тем не менее, продолжает оставаться достаточно актуальным. Его наличие поддерживается теми кругами, которые в той или иной степени заинтересованы в поддержании напряжения в обществе и разыгрывании "еврейской карты". Дважды на протяжении последнего десятилетия для этой цели использовались "Протоколы сионских мудрецов". Основную деструктивную роль в этом играли представители Православной епархии, в политике которой поиски "врага" играют едва ли не решающее значение.


1

В восьмидесятые-девяностые годы ХХ века Беларусь была одним из идеологических центров антисемитизма в СССР-СНГ. Здесь, сменяя друг друга, выходили периодические издания, которые строили свою редакционную политику на возбуждении в обществе антиеврейских настроений: журнал "Политический собеседник", газеты "Знамя юности", "Политика, позиция, прогноз", "Славянские ведомости", "Славянская газета", "Славянский набат", "Личность". В этом жанре работали (а некоторые "работают" и поныне) несколько профессиональных публицистов, из которых наибольшую известность получили Владимир Бегун (ныне покойный) и Эдуард Скобелев (ныне -- один из главных идеологов существующего в Беларуси режима).

Отношение властей к еврейскому населению проистекает из общей политики великодержавного шовинизма, ставшей ядром государственной идеологии, которую вновь пытаются выстроить власти. Отсутствие наиболее одиозных форм государственного антисемитизма недалекого прошлого (запреты на профессию, процентные нормы при приеме евреев в учебные заведения, отказ в праве на свободу выбора страны проживания и т.д.) еще не говорит об уходе его из политических реалий сегодняшнего дня. Одной из них является антисемитская пропаганда, главным генератором которой является сегодня православная церковь. Структуры, так или иначе связанные с Православной епархией, не только завозят в республику печатную продукцию, издаваемую в России, но и самостоятельно издают книги аналогичного содержания. Велико и влияние Православной епархии на белорусские СМИ шовинистического направления.

Газета "Славянский набат" начала издаваться в Минске в 1997 году (первый номер вышел 15 мая). Ее издателем было государственное предприятие "Минский комаровский рынок" (!). В N27 этой газеты была опубликована статья к тому времени уже покойного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) "Битва за Россию", в которой в сжатой форме прослеживалась борьба Руси (России) за независимость, начиная с ХI века. Центральное место в этой статье занимало прямое цитирование "Протоколов сионских мудрецов". Из всего текста "Протоколов" были выбраны те их положения, в которых говорится о главной цели "авторов" -- стремлении к мировому господству.

"Наш пароль -- сила и лицемерие. Насилие должно быть принципом, хитрость и лицемерие правилом... Наши стремления должны тяготеть к овладению и управлению движением общественного мнения... Мы употребим их в качестве орудия для ниспровержения престолов (Россия) и для революции, и каждая из этих катастроф гигантским шагом будет подвигать наше дело и приближать к цели -- владычеству над всей землей...

Если золото -- первая сила в мире, то пресса -- вторая. Мы достигнем нашей цели только тогда, когда пресса будет в наших руках... Мы хитры, ловки и владеем деньгами, которыми умеем пользоваться для достижения наших целей... С прессой в руках мы можем неправое обратить в правое, бесчестное -- в честное... Мы можем открыто объявить войну всему тому, что теперь уважают и перед чем благоговеют еще наши враги. Мы создали безумную, грязную, отвратительную литературу, особенно в странах, называемых передовыми... Мы одурачили, одурманили и развратили молодежь...

Все государства замучены, они взывают к покою, готовы ради мира жертвовать всем; но мы не дадим им мира, пока они не признают нашего интернационального Сверхправительства открыто, с покорностью" [1].

В отрывках "Протоколов", приведенных митрополитом Иоанном, принадлежность евреев к "темным силам", стремящимся к мировому владычеству, прямо не утверждается, но вполне достаточна общеизвестная антиеврейская направленность "Протоколов" и отождествление их в общественном сознании с открытым антисемитизмом. Особенно очевидным это становится, когда цитируются отрывки об отношении авторов "протоколов" к христианству:

"Какие-нибудь годы отделяют нас от момента полного крушения христианской веры, самой опасной для нас противницы... Мы шаг за шагом вытесним христианство и продиктуем миру, что уважать, что проклинать" [2].

Позднее редакция "Славянского набата" привела источник, из которого была перепечатана статья покойного митрополита,-- это была его книга, взятая "в библиотеке Минского епархиального управления" [3].


2

Публикация отрывков из "Протоколов сионских мудрецов" была включена в аналитический обзор по антисемитизму за 1997 г., который составляется в Union of Councils for Soviet Jews (UCSJ) по материалам постоянно проводимого мониторинга. По поводу статьи митрополита Иоанна в обзоре отмечалось, что она "отличается крайним радикализмом, религиозной и национальной нетерпимостью", а сам факт публикации "Протоколов сионских мудрецов" в международной практике является открытым проявлением антисемитизма.

В начале 1998 г. (точнее, 24 февраля) с данным обзором был ознакомлен Белорусский Хельсинкский комитет (БХК), который 17.03.1998 направил Генеральному прокурору Республики Беларусь запрос об антисемитской пропаганде в средствах массовой информации. Прокуратура начала следствие, но к осени 1998 оно прекратилось, и от следователя председателю БХК Татьяне Протько поступило устное заявление, что документы "утеряны".

Однако к концу 1998 г. антисемитская пропаганда в Беларуси резко усилилась, что было связано с получившим скандальную известность отказом Государственной Думой России осудить антисемитизм своих депутатов. Белорусские СМИ, вторя своим российским коллегам, стали помещать антиеврейские материалы. Особую ретивость проявляли газеты "Славянский набат" и "Славянская газета", а также цикловая передача Белорусского радио "Возвышенное и земное". Союз Белорусских еврейских организаций и общин направил на имя Президента Республики и Прокурора г.Минска письма. 19.11.1998 "Славянская газета" получила предупреждение Комитета по делам печати, а 26.03.1999 ее свидетельство о регистрации было аннулировано.

В декабре 1998 г. БХК сделал запрос в Прокуратуру о принятых по своему заявлению мерах, и 23 декабря (спустя 9 месяцев) документы были отправлены на рецензию в Институт философии и права Национальной Академии наук. Но, как позднее стало известно, у Прокуратуры к этому времени уже было одно заключение -- из Комитета по делам религий и национальностей. Оно было негативным:

"... сам факт публикации выдержек из "Протоколов сионских мудрецов" не содействует мирным и дружественным отношениям между представителями еврейского и остальных народов, провоцирует недоброжелательное отношение к гражданам еврейской национальности и верующим иудейского вероисповедания, к иудаизму в целом, т.е.разжигает национальную и религиозную рознь.

В связи с этим Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь считает, что данная публикация подпадает под действие 5-й статьи Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" и соответствующей статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь..." [4].

Передача документов в Академию наук закончилось чисто криминальной историей: весь набор якобы утерянных прокуратурой документов оказался... в редакции газеты "Славянский набат". В огромной и не совсем внятной статье

В.Дашкевича "Бесы над Белой Русью" ("Славянский набат", 1998, NN33-40, 47-48; 1999, NN1-2,4-8) текст заявления БХК в прокуратуру обширно цитировался. Более того, в газете были приведены факсимиле бланка, на котором было напечатано заявление, с визой Генерального прокурора и подписью Председателя БХК Татьяны Протько [5].

БХК немедленно заявил прокуратуре протест, в котором отмечалось, что Генеральная прокуратура на протяжении многих месяцев не реагировала на обращения Хельсинкского комитета, однако в то же время документы были предоставлены газете "Славянский набат", в публикациях которой как раз и содержались высказывания, направленные на разжигание национальной розни. "БХК считает это нарушением права на тайну переписки" [6].

Окончательный ответ Республиканской прокуратуры на запрос БХК "по так называемому еврейскому вопросу" (так в документе) был отправлен 22 апреля 1999 г., то есть спустя 13 месяцев после его получения. Согласно выводу, который был сделан прокуратурой, "ряд упомянутых публикаций способствует формированию недоброжелательного отношения к лицам еврейской национальности, что может вызвать национальную, религиозную и расовую нетерпимость... Указанные действия, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации, противоречат требованиям законодательства о печати" [7].

Освещая это событие, пресса приводила также статьи 2 и 18 Всеобщей декларации прав человека, которые нарушаются газетами "Знамя юности", "Личность", "Славянский набат" и выступлениями в программе Белорусского телевидения "Сущность", разжигающими антисемитские настроения среди населения [8].


3

Тот раздел статьи В.Дашкевича "Бесы нал Белой Русью", в котором цитировались заявление председателя БХК Т.Протько и "Заключение Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь о соответствии законодательству Республики Беларусь публикаций в газетах "Знамя юности", "Славянский набат", "Личность", назывался "Технология политических провокаций". То есть, заявление с протестом по поводу публикации "Протоколов сионских мудрецов" было причислено к числу политических провокаций [9].

Однако на этой же странице газеты была помещена статья профессора В.Бовша "Живая связь с историей" к 70-летию покойного публициста В.Я.Бегуна, которого автор назвал "великим патриотом земли славянской". В.Бовш так определил сферу деятельности ушедшего из жизни "патриота": "анализ международного сионизма как идеологии, мировоззрения и политики крупной еврейской буржуазии..., взаимодействие сионизма и масонства в целях дестабилизации и подрыва изнутри неугодных им правительств, государств, общественных систем" [10].

Рядом редакция разместила перепечатку из газеты "Советская Россия" -- антинаучной статьи А.Фролова "Нажива -- единственное божество", посвященной разоблачению "порочности" еврейского национального мировоззрения. Текст статьи был подкреплен цитатами из известной юдофобской статьи К.Маркса "К еврейскому вопросу": "Деньги -- это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога", "Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека" и др. [11].

Такая подборка статей на одной газетной полосе "Славянского набата" далеко не случайна: редакция максимально пыталась принизить впечатление от обвинений в свой адрес в антисемитизме. Участие в этом Института философии и права Национальной Академии Наук также не было случайным: именно этот институт долгие годы был главным идеологическим центром антисемитской пропаганды, начиная с 1970-х гг. и именно из этого института вышли наиболее одиозные "антисионисты" во главе с В.Бегуном.

Установив антисемитский характер публикаций в газете "Славянский набат", прокуратура, тем не менее, не приняла к этой газете никаких мер воздействия, ограничившись поручением "Государственному Комитету по печати усилить контроль за средствами массовой информации". Комитет по делам печати, в свою очередь, также не принял никаких мер к газете, разжигающей национальную рознь, ограничившись 26 марта 1999 г. отменой регистрации, но не газеты "Славянский набат", а "Славянской газеты". При этом и здесь не обошлось без подмены: в качестве причины был указан не агрессивный антисемитизм газеты, а то, что газета "не выпускается в Республике Беларусь более одного года", что являлось откровенной ложью, ибо последний выпуск газеты (N41) был подписан в печать 5 февраля 1999 г.

Что касается газеты "Славянский набат", то в этом случае Государственный комитет по печати ограничился письмом на имя главного редактора, озаглавленном просто -- "О публикациях в газете". "Проведя правовой анализ" публикаций, Комитет пришел к выводу, сто "содержание некоторых статей носит выраженный антисемитский характер, направленный на разжигание национальной, религиозной нетерпимости либо розни". Перечисляя некоторые наиболее одиозные статьи, в письме приводится и статья "Битва за Россию", в которой "приведены цитаты "Протокола Сионских мудрецов" (так в тексте -- Я.Б.), содержащие сведения о всемирном еврейском заговоре, целью которого, якобы, является мировое господство".

А вот и вывод, который сделал Комитет по печати, установив "выраженный антисемитский характер" газеты: "Обращаем внимание, что в случае злоупотребления свободой массовой информации к редакции будут применены санкции" [12]. Вот и все меры, которые счел возможным применить Комитет по печати страны за разжигание национальной розни, хотя в Уголовном кодексе на это счет есть особые статьи.

Такие, в лучшем случае, половинчатые меры не могли не сыграть своей негативной роли. Фактически лица, виновные в нагнетании межнациональной напряженности, остались безнаказанными. Результатов долго ждать не пришлось. В конце 1999 года на прилавках книжных магазинов "Православная книга", "Академкнига", а также на многочисленных книжных развалах появился сборник статей под названием "Война по законам подлости". Книгу издало закрытое акционерное общество (ЗАО) "Православная инициатива", работающее под эгидой Православной епархии. Напечата она была в государственной Минской фабрике цветной печати тиражом 30000 экземпляров. В книге было 475 страниц, и венчал ее полный текст "Протоколов сионских мудрецов" [13].


4

Под одной обложкой в книге "Война по законам подлости" оказались собранными более 80 различных материалов, ранее опубликованных в российских изданиях последних двух десятилетий, которые вошли в историю как пропагандисты великодержавного шовинизма и махрового антисемитизма (газеты "Колокол", "Завтра", "Русский вестник", журналы "Наш современник", "Русское дело" и мн. др.) Ну и, естественно, подборка этих материалов вполне соответствовала репутации этих источников. Составителем сборника (как выяснилось, это был один человек, хоть и скрылся за тремя псевдонимами) оказался сам генеральный директор ЗАО "Православная инициатива".

Книгу "Война по законам подлости" в прессе немедленно окрестили "энциклопедией антисемитизма", ибо большинство помещенных в ней материалов уже получило соответствующую оценку в прошлом, включая такие антисемитские фальшивки как "Протоколы сионских мудрецов" и "Катехизис еврея в СССР".

Союз Белорусских еврейских общественных объединений и общин, а также отдельные лидеры еврейского общественного движения проиграли суды с издателем книги по защите чести, достоинства и деловой репутации: суд объявил книгу произведением научного характера, то есть не подлежащей судебному спору. Интересы издателей представляли один из авторов к тому времени уже прекратившей существование газеты "Славянский набат", профессор В.Акулов и кандидат юридических наук, юрист Православной епархии В.Ерчак.

Прокуратура отказалась также рассматривать дело о разжигании национальной розни издателями книги "Война по законам подлости", не найдя в самом факте ее появления на свет "признаков правонарушения".

Несмотря на то, что вся эта ситуация с нагнетанием шовинистической истерии получила четкую оценку в демократической прессе и в зарубежных СМИ, ни государство в лице представителей администрации Президента республики, ни Экзархат за последующие годы так и не выступили с заявлением собственной позиции по поводу конфликта, хотя достаточно было того факта, что книга "Война по законам подлости" издана именно под эгидой Епархии, а отпечатана на государственной типографии.

Позиция судов и прокуратуры, факт продажи книги в государственных магазинах, поддержка Епархией издателя книги в кампании по выборам в парламент (кампанию он проиграл), распространение этой книги в качестве подарка среди парламентариев в день открытия сессии Палаты представителей депутатом-антисемитом С.Костяном -- все говорит о наличии заказа на подобные книги.

В 2001 г. газета Союза Белорусских еврейских общественных объединений и общин "Авив" дважды обращалась к теме антисемитизма в Беларуси [14]. Совет Союза после обсуждения этих статей решил отправить их в Республиканскую прокуратуру, Министерство юстиции и Комитет по делам религий и национальностей для реагирования. Вот что гласил ответ из прокуратуры:

"В связи с направлением Союзом Белорусских еврейских общественных объединений и общин в Республикунскую прокуратуру двух номеров газеты "Авив", содержащих сведения о фактах проявления в Беларуси неонацизма и антисемитизма, сообщается, что по этому поводу Министерству внутренних дел Республики Беларусь направлено соответствующее письмо с предложением о принятии необходимых мер по изложенным фактам и информации СБЕОО [15] о результатах.

Что касается изложенных в статье "Антисемитизм и антисемиты" в N7 газеты доводов о разжигании межнациональной розни фактом издания и распространения книги "Война по законам подлости", то позиция Республиканской прокуратуры по этому вопросу доводилась до сведения заинтересованных лиц и организаций неоднократно и каких-либо изменений не претерпела.

Ст.прокурор управления С.Д.Новиков" [16].

Хотелось бы думать, что за этими словами стоит только попытка отстоять честь мундира, а не более глубокие (например, идеологические) мотивы.

Позднее газета "Авив" вновь обратилась к факту издания в Минске книги "Война по законам подлости". По поводу публикации полного текста "Протоколов сионских мудрецов" газета отмечала, что "в свое время именно эта книга в большей степени сыграла свою роль в выработке расовой теории нацизма и в принятии фашистской Германией доктрины "окончательного решения еврейского вопроса", приведшей к гибели 6 миллионов евреев в самой Германии и на оккупированной территории" [17].

Газета с данной статьей была передана в Прокуратуру и Комитет по делам религий и национальностей. Ответа не последовало.


P.S.

С 18 по 26 сентября 2004 года в центре Минска, в Выставочном павильоне, прошла очередная общецеркованя выставка "Беларусь православная", организованная Белорусским экзархатом. На книжных прилавках можно было приобрести одно из последних изданий книги С.Нилуса "Близ есть, при дверех..." с полным текстом "Протоколов сионских мудрецов" [18].

А еще спустя полгода в журнале "Неман" появилась очередная шовинистическая статья все того же Э.Скобелева "Понимать историю, жить в истории", в которой он пытается учить читателя истинному пониманию современной истории. О такой исторической фальшивке как "Протоколы сионских мудрецов" он пишет, что "их подлинный характер подтвержден ныне многократно и на разных уровнях" [19]. Следует помнить, что Э.Скобелев приближен к Президенту республики и является главным редактором государственного учреждения "Редакция Информационного бюллетеня Администрации президента Республики Беларусь".


          Примечания:

1. "Славянский набат", 1997, N27, 13-19 ноября, с.5.

2. Там же.

3. "Славянский набат", 1999, N21, 2-14 июля, с.2.

4. Цит.по: Я.Басин. Преступление без наказания. "Авив", 2002, март-апрель, с.9.

5. "Славянский набат", 1999, N5, с.3.

6. Переписка БХК с Генпрокурором и "Славянский набат". "Белорусский рынок", 1999, N5.

7. Архив автора.

8. Пресса занимается пропагандой антисемитизма. "Белорусская деловая газета", 1999, N26, 5 мая.

9. "Славянский набат", 1999, N5, 5 мая, с.3.

10. Там же.

11. Там же.

12. Цит. по: "Славянский набат", 1999, N21, 2-14 июля.

13. Протоколы сионских мудрецов. Сб. "Война по законам подлости". Мн.: ЗАО "Православная инциатива", 1999, с.404-457.

14. Басин Я. Антисемитизм и антисемиты на Беларуси. Век ХХI. "Авив", 2001, июль, c.8-9; Басин Я. Кто сеет ветер. "Авив", 2001, ноябрь-декабрь, с.12-13.

15. СБЕОО -- аббревиатура Союза Белорусских еврейских общественных объединений и общин.

16. Цит. по: Авив читают в прокуратуре. "Протоколы сионских мудрецов" по-прежнему вне подозрений?."Авив", 2002, март-апрель, с.8.

17. Басин Я. Старые мифы на новый лад. "Авив", 2002, май-июнь, с.14-15.

18. Нилус С. Близ есть, при дверех... М.: "Альта-Принт", 2004, 320 с., тир. 15000 экз.

19. Скобелев Э. "Понимать историю, жить в истории". "Неман", 2005, N1, с.140.

 
 
Яндекс.Метрика