Историки и Холокост

 

Почему официальная белорусская историография обходит Холокост молчанием?

 

Условной датой завершения нацистами работы по «окончательному решению» еврейского вопроса на территории совре­менной Беларуси является 23 октября. Именно в этот день, в 1943 г. было окончательно уничтожено одно из наиболее крупных гетто Европы – Минское. В целом в советской Белоруссии, по мнению разных авторов, было убито, замучено, сожжено, закопано живьем от 800 тысяч до одного миллиона евреев.

Отсутствие достоверных данных о числе жертв гитлеровского геноцида позволяет сегодня многим историкам свободно ма­нипулировать общественным сознанием и идти на искажение исторической правды. Способствуют этому и не исправленные ошибки и злоупотребления недавнего прошлого.

Советская пропаганда в силу царившего в течение нескольких десятилетий государственного антисемитизма замалчи­вала особый антиеврейский характер нацистского геноцида. Жертвы Холокоста повсеместно назывались «советскими гражданами», а с 1967 г., после Шестидневной войны на Ближнем Востоке, на местах массовых уничтожений еврейского населения в 1941-1944 гг. установленные ранее обелиски подвергались переделке: с них исчезали таблички с указанием национальности убитых, а шестиконечные звезды Давида заменялись пятиконечными звездами. В результате основная масса населения не знакома с тем систематическим характером преследований, которым подвергалось еврейское население в годы оккупации, и с тем, что такое вообще Холокост.

В последнее десятилетие в Беларуси вновь стала прослеживаться политика замалчивания подлинного характера Холокоста и масштабов трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны. Особенно отчетливо это видно при анализе энциклопедической, справочной и учебной литературы.

В большинстве специальных изданий по истории Беларуси ни разу не использовано слово Холокост, ни разу не дано общего представления о геноциде евреев как о целенаправлен­ном уничтожении нацистами одного отдельно взятого народа и лишь в одном из школьных учебников удалось найти фразу, что евреев и цыган «ожидало полное уничтожение». Большинство же изданий ограничились буквально одним большим или меньшим абзацем с информацией о созданных в ряде городов республики гетто, их общем количестве (в разных изданиях называлось от 70 до 163), о числе согнанных в Минское гетто евреев и о массовой гибели их. В некоторых изданиях нет даже и этих данных, а в книге «Беларусь на мяжы тысячагоддзяў" названо лишь количество гетто и через абзац вскользь брошена фраза: «Паўсюдна ў гарадах i мястэчках утваралiся яўрэйскiя гета».

Небольшую, но емкую главку «Геноцид» поместил в книге «Нарыс гiсторыi Беларусi. 1795-2002» З.Шыбека, но и здесь не дается даже общего представления о Холокосте.

В ведущих белорусских энциклопедиях теме Холокоста не уделено внимания даже в тех статьях, которые специально отражают судьбу еврейского народа. Так в статье «Яўрэi» в «Беларускай энцыклапедыi» (т.18, кн.I) ей посвящена лишь одна фраза: «У Вял. Айч. вайну яўр. насельнiцтва панесла вялiкiя страты з боку ням.-фашысцкiх захопнiкаў”. Не раскрывает темы и не называет цифр и аналогичная статья в «Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi» (т.6, кн.II), где по пово­ду уничтожения евреев в годы оккупации также помещена одна, ничего не говорящая фраза: «У час Вял. Айч. вайны на акупiраванай тэр. Беларусi яўрэi падверглiся генацыду з боку ням.-фаш. Захопнiкаў».

Размещенные в белорусских энциклопедических изданиях статьи «Холокост» прямо свидетельствуют о том, что в подходе к концепции Холокоста в редакциях энциклопедий возобладали ревизионистские тенденции.

Статья «Холокост» размещена в 16-м томе «Беларускай энцыклапедыi». Было бы логичным предположить, что это фундаментальное издание в полной мере осветит все ас­пекты того, что связано с геноцидом евреев на территории Беларуси: уточнит спорные цифры; укажет места массовых расстрелов; перечислит все созданные нацистами гетто; расскажет о еврейском сопротивлении на оккупированной территории, в том числе о еврейских партизанских отрядах; назовет имена героев и преступников, праведников и коллаборантов... Национальная энциклопедия ОБЯЗАНА была сделать все это, од­нако ничего подобного не произошло: в небольшой статье оказались приведенными лишь три дефиниции самого термина и ни слова больше.

Тотальное замалчивание трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны, его вклада в борьбу с нацизмом, принижение масштабов или даже полное отрицание еврейского сопротивления на оккупированной территории было во все послевоенные годы одним из элементов политики государственного антисемитизма, проводимой лидерами КПСС. Думается, эта политика и поныне имеет своих последователей.

О том, что мы имеем дело не со случайным стечением обстоятельств, говорят и те дефиниции, которые дают белорусские энциклопедии такому серьезному феномену в истории ХХ века, как Холокост.

По мнению авторов и редакторов «Беларускай энцыклапедыi», Холокост – это не сам факт уничтожения миллионов людей, а лишь «термин научной литературы, который применяется как синоним геноцида». И означает этот термин «судьбу наций, народов, этносов и других общностей, которые стали объектами умышленного физического уничтожения». То есть, энциклопедия авторитетно подтверждает, что понятие Холокост применимо к любому иному случаю геноцида. Иными словами, уничтожение собственного народа Иосифом Сталиным или «красными кхмерами» Пол Пота в Камбодже – это тоже Холокост.

О том, что мы имеем дело с очередной попыткой реформирования Холокоста, говорит вторая дефиниция. В ней евреи уже упоминаются, но, опять-таки, не для рассказа об их уничтожении. Здесь Холокост уже не просто научный термин, а «термин историографии 20 в., в особенности еврейской...» Правда, обозначают этим термином «систематическое преследование и уничтожение евреев нацистами и их помощниками в Германии и на захваченных ею территориях», но о самих преследованиях и уничтожениях, а, уж тем более, на территории Беларуси – ни слова. Точно такая же статья "Холокост" была почти одновре­менно размещена и в «Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi» (т.6, кн.II).

 
 
Яндекс.Метрика