Энциклопедия Дубинского

 

Книги, которые я сейчас держу в руках, совершенно уникальны. Это пока единственные в мире два тома энциклопедического собрания фотографий памятников тем, кому человечество признательно за их вклад в мировую историю и культуру. Героев этой книги объединяет только одно – их еврейское происхождение. Поэтому и книги называются – «Памятники знаменитым евреям».

dubin_1.jpg



1

В бездонную глубину еврейской истории нас бросает уже обложка первого тома. Этот огромный шар – своеобразный памятник крупнейшему средневековому комментатору Талмуда, духовному лидеру еврейства Северной Франции второй половины ХI века Шломо бен Ицхаку, оставшемуся в памяти еврейского народа под именем РАШИ. Памятник установлен в 1990 году в городе Труа, на севере Франции, на площади перед театром «Шампань». Название театра напоминает нам, что Труа – историческая столица графства Шампань. В ХI веке в Труа проживало всего около 100 евреев, но это не помещало РАШИ основать здесь в 1070 году иешиву, ставшую вскоре авторитетнейшей ашкеназской иешивой Европы.

«Памятники знаменитым евреям» не совсем обычное издание. Как правило, книги такого рода издаются как набор фотографий и представляют собой просто красочные альбомы. Они обычно по формату такие же, как альбомы, – крупные, и предназначенные для просмотра в комнатных условиях – раскладывать их нужно на столе. А книги, о которых идет речь, обычного книжного формата. Их можно выносить из дома, рассматривать и читать на отдыхе, в дороге, их можно возить с собой в путешествия. То есть, мы сразу отметаем «альбомный» вариант издания. Тогда к какой категории изданий относятся эти две книги?

Слово «энциклопедия» здесь возникло не случайно. Это слово, как правило, означает научное справочное пособие, содержащее большой объем собранной практически со всего мира информации и освещающее какую-то определенную тему. В данном случае речь идет об отдельных представителях еврейского народа и их вкладе в мировую культуру. И мы находим в книге не только обелиски, величественные скульптуры и даже целые мемориалы, но и памятные доски на домах, а иногда знаки памяти об этих людях обнаруживаются даже там, где они сами никогда не были, но где проявляется преклонение потомков их именам.

582 фотографии памятников и памятных знаков, находящихся в 30 странах, включили в эту уникальную книгу ее составители – Илья Дубинский и его внук, а заодно и полный тезка Илья. Девять лет и десятки поездок по многим городам и странам занял сбор всех этих фотографий. И все это – на полном энтузиазме, абсолютно за свой счет, с мутной надеждой не только оправдать все затраты, но даже найти деньги на издание. Но в орбиту их деятельности были включены десятки людей из разных стран. Все они были захвачены грандиозной идеей собрать и увековечить результаты деятельности тысяч людей во всем мире, кому мы теперь обязаны мемориализацией памяти знаменитых евреев и участием в этой невероятной работе. В разных странах, разных веках и с разной мотивацией этой деятельности. Издана книга в Германии, точнее во Франкфурте-на-Майне, где и сейчас живут ее авторы.

dubin_2.jpg
Илья Дубинский

Остается только удивляться упорству инициатора всего процесса Ильи Дубинского, который движется к завершению три года спустя девятого десятка лет своей жизни. В Германии, в этом не самом далеком зарубежье, он оказался в 1995 г. Ехал за получением медицинской помощи, но остался навсегда. Выпускник Московского энергетического института, кандидат технических наук, человек, достаточно далекий от проблем исторической памяти, однажды задумался, почему у евреев чаще всего популярны только памятники, которые свидетельствуют о Катастрофе, о трагедиях, о гибели? А разве нет других свидетельств – о вкладе евреев в мировую науку, культуру, в освоение природы, в борьбу с нацизмом? Оказалось, есть и немало! Вот только, чтобы собрать эти сведения для одного только первого тома, понадобилось целое десятилетие. Благо, нашлись помощники, самые близкие ему люди: внук-студент, прекрасно владеющий английским и немецким, жена, владеющая французским. А что еще надо для переписки со всем миром?!

Для начала создали в 2004 г. «Союз любителей истории памятников», зарегистрировали его в органах государственной власти, и дела пошли быстрее. А в Германии такой союз – организация «общественно-полезная», а значит, от налогов освобожденная. Правда, работать в ней можно только на общественных началах и деньги тратить только свои, но разве это может остановить настоящих энтузиастов?! И вот уже в 2008 году выходит первый том: 1000 экземпляров, мелованная бумага, цветная печать, твердый переплет! Подарочное издание!

«Составители не сами отбирали своих героев – это сделали народы, среди которых и вместе с которыми жили евреи, – пишет автор предисловия к книге доктор исторических наук, в те дни директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства О. В. Будницкий. – Эта книга не только о знаменитых евреях – она о предпочтениях человечества: кого и за что люди в разных странах хотели отметить – в камне, металле или других естественных или искусственных материалах…»

Но вот пролетело 8 лет, и в 2016 году на свет появляется второй том этой уникальной энциклопедии. Еще 235 фотографий памятников, установленных в 75 городах мира.

dubin_3.jpg

Изображенный на обложке второго тома пожилой мужчина, прижимающий к себе четверых разного возраста ребятишек, немедленно возрождает в нашем сознании легендарный образ великого польского врача и педагога Януша Корчака (Генрика Гольдшмидта). Один из руководителей общества «Помощь сиротам», автор 20 книг о воспитании, в том числе «Дети улицы», «Король Матиуш Первый», «Как любить детей». Созданный им еще в 1911 году «Дом сирот» при оккупации Варшавы гитлеровцы переместили в гетто, а 5 августа 1942 года всех детей (200 человек) вместе с персоналом вывезли в концлагерь Треблинка. На предложение покинуть детей и тем самым спасти себе жизнь Корчак ответил отказом.

Памятник, который мы видим на обложке второго тома энциклопедии, установлен в Варшаве рядом с тем местом, где во время оккупации располагался «Дом сирот». Корчак с детьми стоит у семиметрового гранитного пня, напоминающего внешне воздетую в молении к небу руку, но это только внешне. У этой «руки» семь «пальцев». То есть это не рука, а менора. Открытие памятника состоялось 1 июня 2006 г.

Скульптурных композиций на тему «Януш Корчак с детьми» не так уж мало. Вот одна из них: трагедия педагога, провожающего в бездонную пропасть небытия своих воспитанников, которым он отдал десятки лет жизни и которым посвятил все свое творчество. Этот памятник установлен в израильском городе Бат-Яме.

dubin_4.jpg

Сколько проблем возникало со сбором фотографий для книг, которые мы сегодня по праву называем «энциклопедией Дубинского», сколько пришлось решать, казалось бы, совершенно нерешаемых задач! Но поток писем с фотографиями не иссякает и поныне. К пополнению энциклопедии подключается все большее число новых энтузиастов. Письма идут отовсюду, ибо евреи оставили свой след во всех странах, где только находили убежище от преследований и злобы завистливого мира. Все больше информации поступает в Интернет. И вот уже буквально спустя два года после выхода второго мы находимся накануне выхода еще одного, третьего!

Фантастика! И вновь у истоков издания два имени – дед и внук Дубинские. Как это вообще возможно?! Энциклопедии – тома, издание которых под силу разве что государственным издательствам и большим коллективам авторов, вдруг создаются членами одной семьи, энтузиастами, и притом за свой счет… Понятно, что им помогают профессионалы – редактор, верстальщик, консультант, художник, то есть те, кто обеспечивает издательскую технологию. Но как собирается материал, как попадают к авторам эти сотни фотографий со всего мира? Кто пишет исторические справки, кто делает всю, так сказать, информационную «начинку» энциклопедии? Кто обеспечивает уникальность этой книги?



2

Надо сказать, что при слове «памятник» у каждого из нас сразу же возникает ассоциация с неким обелиском, величественной скульптурой, мемориалом, на худой конец, бюстом, которыми увековечены отдельные исторические фигуры или события. Авторы книги расширяют эти границы: они поместили в свои книги также изображения плит с рельефом или без него, памятных досок на домах, где жили, учились или работали их герои, а то и вовсе в тех местах, где они никогда в течение жизни не были. Так, памятники великому Альберту Эйнштейну – не только в городах Германии, что совершенно естественно, но и на территории университета в Тель-Авиве и у здания Национальной академии наук США в Вашингтоне. А выполненные в полный рост бронзовые фигуры великого актера Чарли Чаплина можно найти в Австрии, Ирландии, Болгарии, Англии, Японии и даже в центре Алтайского края городе Барнауле.

dubin_5.jpg
Памятник Чарли Чаплину. Лондон. Лестер Сквер


dubin_6.jpg
Сцена из фильма. Чарли убегает от полицейского. Барнаул

Памятники родившемуся в Одессе выдающемуся микробиологу Владимиру Хавкину, спасшему мир от холеры и чумы, установлены и в Педагогическом университете Бердянска и в Бактериологическом институте в Бомбее (ныне – Мумбай). Этот институт Хавкин создал и возглавил в 1896 г. А памятная доска и барельеф Анны Франк находятся во Франкфурте-на-Майне (на доме, где она родилась, и в школе, носящей ее имя), а в библиотеке Британского музея мы можем увидеть бронзовую фигуру Анны, сидящей за школьной партой.

dubin_7.jpg
Памятник Анне Франк. Амстердам

В Мюнхене есть несколько памятников журналисту, деятелю немецкого рабочего движения Курту Эйснеру (настоящая фамилия Космовский), но один из них поражает воображение. На вмонтированной в тротуар металлической плите, как в полицейском протоколе, обрисован контур лежащего тела, а рядом текст, в который вмещается вся биография погибшего: «Курт Эйснер, провозгласивший 8 ноября 1918 Баварскую республику, впоследствии ставший премьер-министром Народного государства Бавария, убит на этом месте 21 февраля 1919». А есть и более поразительные факты. Память 24-летнего руководителя восстания в Варшавском гетто Мордехая Анилевича увековечена памятником вовсе не в Варшаве, а в Израиле, в кибуце «Яд Мордехай», названным так в его честь. А ведь в воззвании к участникам восстания он в апреле 1942 г., заведомо предвидя свою гибель, написал: «Да здравствует еврейский народ! Да здравствует Польша!».

dubin_8.jpg
Памятник Мордехаю Анелевичу. Кибуц «Яд Мордехай». Израиль

В книгах Ильи Дубинского не только размещены фотографии памятников, но и приводятся все надписи, которые на них нанесены. Порой это поучительные тексты, порой трогательные. Один из многочисленных памятников первому премьер-министру и министру обороны Израиля Давиду Бен-Гуриону установлен в городе Ришон ле-Ционе: еврейский лидер, изображен в полный рост, а за руку он ведет мальчика. На постаменте слова Бен-Гуриона на иврите и английском языке: «Судьба Израиля зависит от двух вещей: его силы и его моральной правоты».

dubin_9.jpg

На одном из многочисленных памятников австрийскому психиатру и создателю психоанализа Зигмунду Фрейду высечены его слова: «Голос разума звучит тихо»(Вена).

dubin_10.jpg

А на памятнике первому российскому лауреату Нобелевской премии биологу Илье Мечникову в Санкт-Петербурге высечено его любимое изречение из Гете: «Нет в мире непонятного, многое не понято». В Москве на доме, где жил поэт и драматург Александр Галич, высланный из СССР и трагически погибший в Париже, висит мемориальная доска. Текст заканчивается словами: «Блаженны изгнанные за правду». Изгнанному за правду А.Галичу не довелось вернуться из изгнания. Тайна его смерти до сих пор не раскрыта.

В 1938 году был арестован и погиб в пересыльном лагере Осип Мандельштам, поэт, который еще за пять лет до этого в антисталинском стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны» открыто осудил палача и его преступное окружение, залившее страну кровью. Первое посмертное издание поэта вышло лишь в 1973 году. Но, говоря словами Иосифа Бродского, «Он трудился в русской поэзии тридцать лет, и созданное им сохранится, покуда существует русский язык». До сих пор не раскрыто место захоронения Осипа Мандельштама, но не случайно он написал слова, которые сейчас выбиты на мемориальной доске одного из домов 8-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге: «В этом доме в декабре 1930 года поэт Осип Мандельштам написал: “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…”.

В США установлен памятник выходцу из белорусского местечка Лиозно Хаиму Саломону, который занимался сбором средств для ведения войны за независимость Северной Америки в 1775-1783 гг. Фактически эту войну финансировали еврейские бизнесмены, среди которых Х.Саломон собирал деньги. Большинство из них разорились на этом. Сам Х. Саломон вложил в эту войну 354 тыс. долларов, огромную по тем временам сумму. Американское правительство после победы в войне так и не вернуло этих денег жертвователям. Хаим Саломон умер в нищете в возрасте 45 лет.

dubin_11.jpg

Всеамериканское признание пришло значительно позже. В 1941 г. в центре Чикаго был воздвигнут мемориал. На каменном постаменте три бронзовые фигуры. В центре – генерал Джордж Вашингтон, будущий первый президент США, а с двух сторон от него – Хаим Саломон и финансист Роберт Моррис, доверенное лицо Вашингтона. Надпись на постаменте гласит: «Правительство Соединенных Штатов неодобрительно относится к фанатизму и противодействует гонениям, но требует, чтобы те, кто живут под его покровительством, вели себя как достойные граждане».

В Лос-Анджелесе находится еще один памятник Хаиму Саломону. На высоком постаменте он изображен сидящим в кресле. Изображение почти во всех деталях повторяет знаменитый памятник Аврааму Линкольну в столице США. Это ли не признание заслуг совершенно неизвестного у нас белорусского еврея перед его новой родиной?! Надпись гласит: «Хаим Саломон (1740-1785). Американский патриот».

dubin_12-13.png
         Авраам Линкольн                                                          Хаим Саломон

«От Моше и до Моше не было равного Моше». Эта поговорка бытует последнее тысячелетие в память о живщем в ХII веке Моше бен-Маймоне, великом ученом, раввине, кодификаторе Торы, философе, враче и учителе, духовное наследие которого оказало решающее влияние на еврейскую мысль последующих поколений. Этот человек известен в европейской литературе по латинской форме его имени – «Маймонид», а в еврейских кругах – под аббревиатурой РаМБаМ.

dubin_14.jpg
Памятник Маймониду (Рамбаму) в Кордове

Первые 30 лет своей жизни Маймонид прожил в испанском городе Кордова, К 1135 году, когда родился Маймонид, этот город уже перестал быть столицей Кордовского халифата. Однако он все еще оставался в арабском мире одним из центров просвещения и наук, переживая тот период своей истории, который позднее назовут «Золотым веком» испанской еврейской культуры. Маймонид и был порождением этого «века».

С 1165 г. Маймонид – на Святой Земле. Он живет в Акко, затем – в Иерусалиме, но потом переезжает в Египет. Он привлекает внимание султана и следующие 20 лет является его придворным врачом. Его слава врача была настолько велика, что Ричард Львиное Сердце, посетив Святую Землю во время крестового похода, предлагает Рамбаму стать его личным врачом... Соединение в одном лице великого врача, великого знатока и авторитета в области еврейского Закона и великого философа является для эпохи средневековья совершенно феноменальным. Могила Маймонида на Святой Земле, в Тверии, по сей день является местом паломничества еврейского народа. А в Кордове, в Еврейском квартале Худерии на маленькой площадке меж домов скромно стоит памятник Маймониду.



3

Целый ряд памятников, изображения которых находятся в Энциклопедии Дубинского, говорят о трагической судьбе их героев. Вот несколько примеров.

В центре Парижа установлена бронзовая фигура офицера французского Генерального штаба капитана Альфреда Дрейфуса, обвиненного в шпионаже в пользу Германии. Он был разжалован и приговорен к пожизненной ссылке в одну из французских колоний, его подвергли еще и унизительной процедуре: 5 января 1895 г. на Марсовом поле в Париже над его головой была переломана шпага. Борьба вокруг дела Дрейфуса подвела страну к политическому кризису. В 1899 г. Дрейфус был помилован, а в 1906 – реабилитирован.

dubin_15.jpg
Альфред Дрейфус

На невысоком постаменте офицер в форме французской армии конца ХIХ века отдает салют обломком шпаги. Надпись гласит: «Если вы хотите, чтобы я жил, верните мою честь». (Теперь памятник перенесен во двор Музея еврейской истории и культуры в Париже).

В германском городе Эрлангене находится памятник создателю хирургической анатомии, первому баварскому еврею, получившему звание профессора, Якобу Герцу. На мемориальной доске написано: «Яков Герц. 1816-1871. Профессор медицины, почетный гражданин нашего города. Здесь стоял ему памятник. Граждане поставили его в 1875 году. Граждане уничтожили его в 1933 году. Граждане помнят об этом». В 1995 г. рядом с университетской клиникой установлена стела в память о Я.Герце.

Еще одна исторически значимая трагическая фигура – Эдит Штайн, известная также под монашеским именем Терезы. монахини-кармелитки, погибшей в 1942 году в Освенциме из-за своего еврейского происхождения. Доктор теологии, первая женщина в Германии, ставшая католическим философом. После защиты диссертации Эдит стала научным сотрудником у своего учителя выдающегося немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Поняв, что ее интерес к религии выходит за рамки обычного любопытства, Эдит в 1922 году приняла решение креститься в католической церкви. Большое значение в ее обращении сыграли книги святой Терезы Авильской. В октябре 1922 году, в возрасте 30 лет, Эдит Штайн ушла в монастырь ордена босоногих кармелиток в Кёльне, приняв монашеское имя Терезия, Благословенная с Креста.

12 апреля 1933 г. Эдит Штайн обратилась к папе Пию ХI с призывом осудить преследования нацистами евреев. «Не только евреи, но и тысячи католиков в Германии вот уже много недель живут надеждой, что Церковь Христова возвысит голос против осквернения имени Христа», – писала она.

dubin_16.png
Памятник Эдит Штайн в Кёльне

В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Нидерланды, в монастырь города Эхт. 20 июля 1942 года во всех церквях Голландии зачитали обращение конференции епископов Голландии, осуждающее расизм нацистов. В ответ на это 26 июля 1942 года рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт приказал арестовать крещёных евреев, которых до этого времени нацисты не трогали. В августе 1942 года сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере.

Беатифицирована (признана святой) Католической церковью 1 мая 1987 года. 11 октября 1998 года галахическая еврейка Эдит Штайн причислена к лику святых и канонизирована католической церковью. В том же году в Кёльне была открыта многофигурная скульптурная композиция, где Эдит Штайн представлена в трех ипостасях: девушки, ученой и монахини. На бронзовой плите по кругу надпись: «Кто ищет правду, тот ищет Бога, осознает он это или нет».

Отдельную коллекцию можно было бы при желании собрать из тех памятников, которые волей судьбы, а точнее, волей религиозных и политических лидеров были при жизни уничтожены, но потом, в силу изменившихся обстоятельств, были восстановлены, а некоторые даже обрели первоначальный облик. В качестве иллюстрации мы выбрали из множества памятников Генриху Гейне два, которые разделили именно такую судьбу. В энциклопедии Ильи Дубинского их история освещена достаточно подробно.

dubin_17.jpg
Памятник Генриху Гейне на ратушной площади Гамбурга

Памятник для Гамбурга был изготовлен еще в 1912 году, но из-за проблем, связанных с Первой мировой войной и ее последствий, установлен он был лишь 2 июня 1927 г. Находился он в городском парке, но недолго: в 1933 году его демонтировали, а в 1943 – и вовсе переплавили. К счастью, модель, по которой памятник некогда отливали, сохранилась, и памятник почти полностью смог сохранить свой первоначальный облик. Движение городской общественности за возвращение памятника к жизни началось почти сразу после окончания войны, но процедура затянулась, и открытие состоялось лишь 11 мая 1982 года. Цоколь памятника было решено прикрыть горельефами. На одном из них изображена сцена сожжения книг, вызывающая в памяти пророческие слова Гейне о том, что, когда начинают с сожжения книг, завершают сожжением людей. Второй сюжет посвящен сносу прежнего памятника. В Гамбурге даже существует по этому поводу поговорка, что, дескать, новый памятник является памятником старому.

dubin_18.jpg
Памятник Генриху Гейне во Франкфурте-на-Майне

Этот памятник Гейне был открыт 13 декабря 1913 года на бульваре Фридбергер, напротив синагоги. Появлению памятника предшествовала большая публичная кампания, в которой либералы с трудом одержали победу над антисемитски настроенными националистами. Организаторы проекта приняли решение создать произведение, которое могло бы пластическими средствами отразить лирический дух поэзии Гейне. Скульптор Георг Кольбе задумал установить на двухметровом постаменте две скульптуры обнаженных молодых людей – девушки и юноши. В качестве моделей он пригласил позировать выдающихся артистов русского балета – Вацлава Нижинского и Тамару Корсавину. Так что косвенно это и им памятник. В ночь на 27 апреля 1933 года фашиствующие молодчики сбросили фигуры с цоколя. Позднее они под названием «Весенняя песня» были установлены в дальнем углу сада картинной галереи и чудом уцелели во время бомбежек и грабежей военного времени. 13 декабря 1947 г., к 15щ-летию со дня рождения Гейне памятник вновь был открыт на бульваре Таунус.

Еще один раздел энциклопедии, в которой могут быть собраны памятники знаменитым евреям, это раздел, посвященный их ипостасям в тех образах, которыми они обогатили мир в литературе и искусстве. Тут действительно впору создавать еще одну, также уникальную энциклопедию памятников тех образов, которые появились на свет и стали популярны, благодаря выходу в свет определенных книг, спектаклей, кинофильмов, музыкальных произведений. Вот пару примеров такого рода перевоплощений.

В центре современного Вильнюса стоит бронзовый памятник: мужчина в пальто и традиционной еврейской шляпе, а рядом – девочка с кошкой в руках. Надпись гласит: «Гражданину города Вильнюса, доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита».

«Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица!». Вряд ли найдется человек, у которого в памяти не сохранились с детства эти слова о сказочном персонаже Корнея Чуковского, которого автор отправляет в Африку лечить шоколадом и гоголем-моголем заболевших там зверей. Имя доктора стало нарицательным. Но мало кто знает, что сам образ доброго доктора – плод фантазии английского детского писателя Хью Лофтинга, создателя цикла произведений о докторе Дулиттле, который и стал прототипом доктора Айболита. Сам же Корней Чуковский утверждал, что прототипом доктора Айболита ему послужил известный еврейский врач и общественный деятель Цемах Шабад, у которого он дважды останавливался во время приездов в Вильно в 1905 и 1912 годах. О докторе он вспоминал позднее как о самом добром человеке, какого он только знал в жизни.

dubin_19.jpg

Доктор Шабад был в Вильно городской легендой. Детей бедняков он лечил бесплатно. А однажды, благодаря ему, в городе была организована акция «Капля молока», когда малоимущим еврейским семьям, воспитывающим грудных детей, бесплатно выдавались еда и одежда. Как теперь стало известно, из большой семьи, которой он принадлежал, вышли балерины Анна Павлова и Майя Плисецкая, а также великий шахматист Михаил Ботвинник. Когда в 1935 году Шабад в возрасте 70 лет умер, за его гробом в резкую январскую стужу шло более тридцати тысяч горожан. А спустя год на собранные «по кругу» деньги в Вильно Цемаху Шабаду был установлен памятник. Пришедшие в 1941 г. нацисты разрушили его, но больничному сторожу удалось сохранить бюст (теперь он находиться в Вильнюсском еврейском музее). В 2007 г. в Старом городе, где в годы войны находилось гетто, был установлен новый памятник: опирающийся на трость доктор разговаривает с девочкой, держащей в руках кошку. Рядом гранитная пирамида с надписью на трех языках – идише, русском и литовском: «Уважаемому гражданину города доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита».

Еще одна история. В 1998 г. в украинском городе Мариуполе была установлена мемориальная доска в память Владимира Высоцкого – поэта, актера театра и кино, барда. Именно в последнем качестве – автора-исполнителя песен – он и реализовал себя прежде всего. В 1987 году был посмертно удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в рамках газетной кампании, дискредитирующей его музыкально-поэтическое творчество, они были подвергнуты резкой критике. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после его смерти, а в целом легализация его творчества началась в Советском Союзе только в 1986 году.

dubin_20.jpg

На высоком постаменте установленного в 1998 году памятника была изображена стилизованная медаль с профилем барда и надпись: «Мариуполь не дарит свою любовь случайным людям». В 2003 г. памятник был снесен, но появился новый: фигура майора Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя» в полный рост с револьвером в руке. В надписи использованы слова самого В.Высоцкого: «Современники, окажите честь. Зачеркните «был». Напишите «есть».



P.S.

Неизбежный вопрос, которым задаются и авторы этой энциклопедии: кого отнести к евреям? В самом деле, многие из персонажей книги были людьми совершенно ассимилированными. О своем еврействе они особенно не размышляли, а то и вовсе крестились… Но, что бы они сами о своем еврействе ни думали, уйти от него, особенно в ХХ веке, было невозможно. Дело не только в том, что по еврейской традиции рожденный евреем таковым и останется, какие бы метаморфозы в его самосознании и самоидентификации ни происходили. Еврея, как и короля, в числе прочего, делает окружение. И чаще всего не для того, чтобы увенчать лаврами. Нацисты убили Эдит Штайн не потому, что она была католической монахиней…»

На второй неизбежно возникающий вопрос – что понимать под определением «знаменитый еврей»? – ответили сами авторы, которые «решили включать в издание памятники только тем лицам, которые отнесены к числу евреев энциклопедическими или подобными им изданиям того же профессионального уровня, и только при наличии памятника».

От обилия кандидатов для включения во второй и готовящейся к изданию третий том энциклопедии кружится голова! «По прошествии десяти лет работы, – пишут авторы, – стало ясно, что собрать сведения о всех памятниках не удастся никогда. Даже понимание того, каков их полный объем, не прояснилось до конца – на сегодняшний день мы не обладаем общим перечнем существующих в мире объектов, связанных с именами знаменитых евреев». Хватит ли на всё одной жизни?!

dubin_21.jpg



Уважаемые читатели! Для тех, кто хотел бы принять участие в создании уникальной энциклопедии и прислать авторам фотографии памятников знаменитым евреям, установленным в их городах, а также для тех, кто хотел бы приобрести второй и готовящийся к выпуску третий тома, сообщаем, как можно связаться с Ильей Дубинским:

Тел.:   0049-(0)152 264 749 37

Электронная почта:   ildu2@yandex.com

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №3

 
 
Яндекс.Метрика