«Алия» значит «Восхождение»

 

После поле победы России в русско-турецкой войне 1877-78 гг. распад Османской империи стал очевиден. В это время у еврейской общественности Европы и возник план еврейской колонизации Палестины. Британский МИД поддержал его. Однако из-за выхода России с ее откровенным государственным антисемитизмом к Средиземному морю и неизбежного усиления ее влияния в этом регионе, план создания еврейской автономии на территории поверженной Турции мог оказаться под угрозой. Вспышка общественного антисемитизма, погромы и полное попустительство, а то и прямая поддержка погромщиков властями в России вызвали волнение в демократических кругах крупнейших европейских стран, где эмансипация евреев к этому времени приняла необратимый характер. Возникла опасность, что этот процесс перебросится на завоеванные Россией территории Балкан и серьезно повлияет на политику Турции в вопросах возможного заселения еврейскими массами Палестины.



1

Если и был в многовековой истории еврейского народа год, который был отмечен такими «знаковыми» событиями, как, например, обнародование Декларации Бальфура, или освобождение Иерусалима от 400-летнего турецкого владычества, или объявление независимости государства Израиль, то это, несомненно, был год 1878-й. Именно в этот год Турция потерпела поражение от России и ушла с Балканского полуострова. Именно тогда начался распад огромной Османской империи. Изменились в ней и некоторые иммиграционные законы, частично открывшие двери для новых поселенцев, которые – и это главное – получили равные права независимо от их религиозного или социального статуса. Среди них было и гарантированное властями право неприкосновенности приобретаемой ими собственности. И именно в этот год забрезжил свет в конце гигантского туннеля: впервые за две тысячи лет изгнания у евреев появилась реальная возможность вернуться на свою историческую родину.

В еврейской истории трудно найти еще хотя бы один значительный отрезок времени, когда бы евреи могли беспрепятственно, понятно, что не бесплатно и иногда даже за очень большие деньги, приобретать в собственность земли своих предков. Только после 1878 года в Турции приобретенная собственность еврейских иммигрантов обеспечивалась юридически оформленными документами.

Инициатором антироссийской политики в вопросах проникновения России на юго-восточные территории Европы стал премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли по прозвищу «Диззи». Шесть лет этот человек возглавлял правительство Англии, одной из великих держав второй половины ХIХ века. Крещенный по воле отца еще в 13-летнем возрасте, оставаясь достаточно равнодушным к вере предков, он, тем не менее, всю жизнь в своей деятельности думал о предоставлении гражданских прав евреям не только в Англии, но и в тех странах, с которыми Англии пришлось дружить или воевать. Его путь в политику был крайне сложным, хотя бы потому, что в партии аристократов он аристократом отнюдь не был, и вообще шокировал многих тем, что был инородцем с характерным обликом и манерой говорить.

Еврейское происхождение Дизраэли наложило серьезный отпечаток на всем, чем он только занимался. «Еврейский вопрос» оставался конкретным и вполне осязаемым на протяжении всей его долгой жизни. К этому примешивалось трепетное отношение к великому прошлому еврейского народа, ибо он был убежден, что именно евреи явились подлинными родоначальниками современной европейской цивилизации. Упрекая британских парламентариев в откровенном лицемерии и нарушении ими христианских заповедей, касающихся религиозной терпимости, Дизраэли в одной из своих парламентских речей сказал: «Каждый божий день вы публично прославляете подвиги еврейских героев, приводите многочисленные доказательства еврейского усердия и вспоминаете свидетельства былого еврейского величия. На каждом здании, построенном Церковью и посвященном культу, на каждом алтаре вы находите тексты еврейского закона. По воскресеньям, прославляя Господа или в поисках утешения в горе, вы обращаетесь к стихам еврейских поэтов…».

alia1.jpg
Бенджамин Дизраэли, 40-й премьер-министр Великобритании

На Берлинском конгрессе 1878 года Дизраэли добился рассмотрения особого меморандума, касающегося тяжелого положения евреев в балканских странах, и принятия так называемого «Берлинского трактата», в который был включен параграф, гарантирующий гражданские права евреев в странах, получивших независимость. Главным же достижением Дизраэли было то, что конгресс вынудил Россию отказаться почти от всех своих территориальных завоеваний на Балканах. Путь к еврейской иммиграции в Палестину был открыт. Спустя четыре года, в 1882 г., началась Первая алия.

Правда, прецеденты уже имели место и раньше. За десять лет до этого в Палестине была открыта первая сельскохозяйственная школа. В 1870 году был приобретен земельный участок, и такая школа была построена. Она получила название «Микве Исраэль» («Надежда Израиля»).

А в 1878 г. в Приморской долине, в 10 километрах от побережья Средиземного моря группой религиозных евреев из Иерусалима было основано сельскохозяйственное поселение, которое назвали взятыми из Библии словами – Петах-Тиква («Врата надежды»). К первым поселенцам стали присоединяться добровольцы, численность их росла, и тогда у владельца-грека был приобретен участок в 340 га. Он находился у истоков реки Яркон, в заболоченной местности, которую удалось впоследствии на субсидии, выделенные бароном Ротшильдом, осушить и превратить в плодородные поля. И уже через четыре года в Петах-Тикве насчитывалось 10 домов и 66 жителей

Немногие знали тогда, с какими невероятными трудностями сталкиваются эти поселенцы, чтобы выжить. Пески, солончаки, отсутствие значительных пахотных земель, отсутствие опыта сельскохозяйственных работ, открытая враждебность арабского окружения, негативное отношение турецких властей, а в довершение ко всему – массовые заболевания малярией… Именно малярия вынудила поселенцев покинуть свои дома и переселиться в деревню Яхудия (ныне Иехуд). Это уже был второй такой эпизод в их жизни. Земли же свои они продолжали, тем не менее, обрабатывать. А нападения арабов все это время не прекращались, и в Петах-Тикве возник первый в регионе отряд еврейской самообороны.

Весть о появлении первого самостоятельного еврейского поселения в Эрец-Исраэль быстро облетела весь мир, вызвав бурю восторга в диаспоре. Это был тот самый эпизод, который подтолкнул первых добровольцев совершить безумное, как тогда считалось действие – репатриацию на свою историческую родину. Всего через три года, в 1881 г., началась Первая алия.



2

Массовая репатриация евреев на историческую родину в современную эпоху началась в начале 1882 г., когда в Палестину стали прибывать группы поселенцев, организованные не отдельными лицами или еврейскими общинами, а представителями целых национальных движений. Это действительно происходило впервые в истрии, оттого и алия получила название Первой. Известно и имя первого олима. Это – уроженец Пинска Яков Черток, отец Моше Шарета, первого в истории государства Израиль министра иностранных дел и второго премьер-министра.

alia2.jpg
Яков Черток (1860, Пинск – Тель-Авив, 1913)

Первая алия прямо связана с волной еврейских погромов 1881-82 гг., прокатившейся по Украине после убийства народовольцами Александра II и получившей позднее название «Буря на юге». Резкое ухудшение положения евреев привело тогда к массовой эмиграции из России. Одним из направлений волны иммигрантов была Палестина, являвшаяся в то время провинцией Османской империи. С 1882 по 1904 год сюда приехало (по разным источникам) от 25 до 35 тысяч евреев из России и Румынии, что более чем вдвое увеличило общее число палестинских евреев. Это движение было не только национально, но и идеологически мотивированным. Большинство иммигрантов принадлежало к ранним сионистским движениям «Ховевей-Цион» («Любящие Сион») и «Би́лу». Несмотря на то, что практически все прибывшие были религиозными людьми, но, в отличие от уже живущих в Палестине, они не собирались жить на халуку, а надеялись добывать себе средства на жизнь собственным трудом.

Одной из национальных традиций евреев древности было трижды в год восхождение на гору Сион, к Иерусалимскому Храму, чтобы отметить три основных еврейских праздника – Песах, Шавуот и Суккот. Слово «восхождение» («алия» – в переводе с иврита) стало одним из ключевых слов в лексиконе современного еврейства, ибо означает репатриацию в Израиль. Это слово сегодня является одним из основных понятий сионизма и закреплено в Законе «О возвращении». В противоположность алие эмиграция евреев из Израиля называется словом «йерида» – спуск, нисхождение.

Поскольку в силу исторических причин евреи диаспоры почти всегда размещались в городах и посему владели, в основном, городскими профессиями. С крестьянским трудом они были незнакомы, поэтому большая часть репатриантов осела в Иерусалиме и Яффо, и лишь небольшая часть решила заняться сельским хозяйством. Их было немного – в лучшем случае, четверть всех прибывших за последующие двадцать лет, но именно эти первопроходцы заложили основы поселенчества в стране, и в этом основное, историческое значение Первой алии. Прибывшие в это время две с половиной тысячи йеменских евреев разместились в Иерусалиме. Из некоторых основанных в этот период поселений впоследствии выросли такие города как Ришон ле-Цион, Реховот, Рош-Пина и Зихрон-Яаков.

Появление переселенцев из Восточной Европы привело к тому, что в Палестине начала складываться еврейская община в той форме, в какой она в общих чертах сохранилась до сих пор. Переселенцев Первой алии не ждала в Палестине безоблачная, наполненная лишь праведным трудом жизнь. Но и на голое место они тоже не прибыли. Их ждал, как минимум, один человек. Его звали Ицхак (Шарль) Неттер – коммерсант, выходец из раввинской семьи, в парижском доме которого, собственно, и собралась в 1860 году инициативная группа, принявшая решение о необходимости создания такой организации.

И когда организация эта была создана, именно он, Ицхак Нетер, был избран ее казначеем и первым генеральным секретарем. А создали тогда эти энтузиасты первый в истории Всемирный еврейский союз. Он получил название «Альянс» (Кол Исраэль хаверим), и никто тогда еще не мог предположить, что эта первая международная организация, созданная с целью оказания помощи евреям всего мира, положит начало огромной работе по воплощению в жизнь одного из основных принципов жизни еврейского народа – взаимопомощи и благотворительности. Всех этих людей объединила в одну группу вековая мечта еврейского народа о возвращении на историческую родину. Ведущую роль в деятельности «Альянса» играли венгерский раввин Иосеф Натонек и раввин прусского города Торн (ныне – Торунь, Польша) Цви-Гирш Калишер. Был принят манифест, в котором «Альянс» был провозглашен «важнейшим стимулом к еврейскому возрождению». Основной пункт из трех, утвержденных «Альянсом» в качестве уставных требований, требовал «оказание помощи всем, кто страдает за свое еврейство».

Вскоре по предложению Неттера «Альянс» принял к действию идею возвращения евреев в Страну Израиля, а первым шагом «Альянса» стало открытие в 1867 г. в Иерусалиме эмиграционного агентства для поощрения и содействия алие евреев Марокко и других восточных стран и основания для их абсорбции сети сельскохозяйственных поселений.

Активным соратником Неттера в этом непростом деле стал прибывший в Палестину писавший на иврите публицист, один из провозвестников религиозного сионизма, уроженец белорусского местечка Ружаны Иехиэль Пинес. В своей книге «Ялдей Рухи» («Детище моего духа», 1873) он развил свои мысли о необходимости преобразований в еврейской жизни, но при отказе при этом от любых религиозных реформ, которые могут привести к подрыву еврейской традиции. В 1878 г. Пинес побывал в Эрец-Исраэль, после чего стал активным сторонником создания здесь еврейских сельскохозяйственных поселений и строительства новых кварталов в Иерусалиме. В 1882 г. совместно с создателем современного разговорного иврита Элиэзером Бен-Иехудой он учреждает общество «Тхият Исраэль» («Возрождение Израиля»), цель которого – распространение иврита в качестве разговорного языка. Крайне ортодоксальные круги иерусалимской ашкеназской общины подвергли его херему – высшей форме осуждения в еврейской традиции.

alia3.jpg
Ицхак Неттер (1826 – 1882)

В 1869 г. Неттер посетил Эрец-Исраэль и предложил незамедлительно открыть там сельскохозяйственную школу. На следующий год, добившись у турецких властей получения фирмана на приобретение в вечную аренду к востоку от Яффо 2600 дунамов земли, организовал такую школу и стал ее первым руководителем. Он предоставил для работы школы собственный дом и собрал для финансирования деятельности многочисленные пожертвования. Школу назвали двумя словами из книги пророка Ирмеяху – «Микве Исраэль», что означало «Надежда Израиля». В конце 1881 г. Неттер посетил город Броды и оставался там несколько месяцев, содействуя эмиграции 1200 скопившихся там, на границе с Австрией, еврейских беженцев из России и Румынии. При этом он отобрал и отправил в «Микве Исраэль» 28 еврейских подростков. Однако почти сразу после возвращения в Эрец-Исраэль он скоропостижно скончался.

«Микве Исраэль» стала первой в Эрец-Исраэль сельскохозяйственной школой, и это она положила начало сети будущих еврейских сельскохозяйственных поселений. Это в ней в 1882 г. сразу по прибытии из России начали учиться и работать 14 членов молодежной палестинофильской организации «Билу». После смерти И.Неттера «Билу» возглавил публицист, один из провозвестников религиозного сионизма Иехиэль Пинес. Он помог билуйцам оправиться от экономических проблем и приобрел для них 3300 дунамов земли у подножья Иудейских гор на юге Шфелы, где в декабре 1884 г. был заложен поселок Гедера.

alia4.jpg
Иехиель Пинес (1843 – 1913)

С 1891 по 1903 годы директором «Микве Исраэль» был агроном Йосеф Нейго. За эти годы он превратил эту территорию в цветущую ферму. Были построены новые классы для учеников, административное здание и синагога. Нейго основал винодельню, коровники и конюшни, химические лаборатории, курятники. Под его руководством были расширены сады, огороды и виноградники, посажены новые сорта фруктовых деревьев. В 1898 году у входа в «Микве Исраэль» состоялась встреча Теодора Герцля с германским кайзером Вильгельмом II.

В 1892 г. в «Микве Исраэль» начал работать уроженец Бердянска Элияху Краузе, который ввел иврит (вместо французского) языком преподавания, а также порядок, согласно которому все работы, включая сторожевую службу, выполнялись евреями. С 1914 г. по 1955 г. Э.Краузе был директором «Микве Исраэль».

В конце июня 1882 г. 14 молодых людей – 13 юношей и одна девушка – высадилась на берег в Яффо. Вскоре к ним присоединились еще 6 человек. Это был первый «десант» незадолго до этого созданной в Харькове молодежной еврейской организации «Билу». Ребята поставили перед собой цель – распространение идей национального возрождения еврейского народа и переселения основной массы его на историческую родину. Было решено также не довольствоваться одной лишь пропагандой среди населения, а собственным примером показать реальность исполнения этой идеи. Группа назвала себя «билуйцами», а созданную организацию – «Билу». Название организации – «Билу» - было составлено из начальных букв строк библейского стиха, который в переводе на русский язык звучит так: «Дом Иакова! Вставайте и пойдем!» (Исайя, гл.2, стих 5). Группа назвала себя «билуйцами». Возглавил движение сам Белкинд – выходец из белорусского местечка Логойск, близ Минска.

Возглавил билуйцев студент Харьковского университета Исраэль Белкинд. Двадцать человек разъехались по городам России для привлечения в ряды своего движения новых сторонников, и вскоре кружки билуйцев появились в целом ряде городов, а число участников достигло 525, и это были не только студенты. В целом в Палестину прибыло около 60 билуйцев. Первую помощь билуйцы получили от И.Пинеса, который и позднее покровительствовал им. А когда для пропаганды идеалов возрождения страны Пинес организовал общество возврата к ремеслам, новые репатрианты приняли в этом начинании активное участие. В декабре 1884 г. с помощью фондов международной палестинофильской организации «Ховевей-Цион» Пинес приобрел для билуйцев несколько южнее Яффо 3,3 тыс. дунамов земли, где билуйцы заложили поселок Гедера («Огражденная»), по имени одноименного древнего города, находившегося, якобы, на этом месте.

alia5.jpg
Исраэль Белкинд (1861 – 1929)

Среди основателей Гедеры были три члена семьи Белкинд: сам Исраэль, которому тогда был только 21 год, и его 17-летний брат Шимшон. Позже к братьям присоединился прибывший вслед за ними их отец, 55-летний Меир. Он стал раввином Гедеры. А когда в 1889 г. Исраэль основал в Яффо первую школу с преподаванием на иврите, Меир начал там вести занятия по еврейской религии и традиции. Первое, с чего начали гедеровцы, была посадка эвкалиптовых деревьев и осушение находившихся рядом с их поселком болот.

Что касается Пинеса, то он до конца своей жизни принимал самое активное участие в жизни ишува. С 1893 г. он – попечитель благотворительных организаций ашкеназской общины Иерусалима, преподаватель Талмуда в Иерусалимской учительской семинарии, один из создателей школ на иврите в Эрец-Исраэль. Он входил в состав авторов учебников и справочников, среди которых следует выделить основы химии и введение в естествознание. Пинес был среди основателей еврейской национальной библиотеки «Бет Нееман», а в конце жизни заведовал госпиталем в Иерусалиме. Идеи Пинеса о нации и религии были восприняты движением Мизрахи. Статьи и письма Пинеса были изданы в 1934-1939 гг. в трех томах.

Первые гедеровцы с самого начала занимались сельским хозяйством: они сеяли пшеницу и сажали виноградники. Не случайно на первом гербе поселения изображена гроздь винограда. Один из билуйцев позже вспоминал, что первое время все жили в пещере, а воду пили, черпая ее из мелководной речушки, что протекала невдалеке. На завтрак и ужин были чай с хлебом, а на обед ели редьку и картофельный суп. Труд в тридцатиградусную жару был невыносим. Не имея средств на покупку лошадей или быков, при отсутствии орудий труда они, по рассказам очевидцев, вынуждены были обрабатывать каменистую почву голыми руками. Ко всем трудностям добавлялась еще одна – к Гедере было тяжело добираться. Дороги из Яффо не было, летом горячие дюны засыпали путь, а зимой превращались в липкую грязь. Случалось, что по многу дней поселение было отрезано от побережья.

В 1882 г. несколько билуйцев приняли участие в создании поселка Ришон ле-Цион. В основном, это были выходцы из состоятельных еврейских семей, влекомые единственной целью – начать серьезную работу по заселению Палестины евреями. Группу возглавлял один из ранних сторонников еврейского заселения Эрец-Исраэль Залман Левонтин. Выходец из белорусского города Орша, Залман Левонтин получил религиозное и домашнее светское образование. После волны погромов 1881 г. одним из первых вступил в движение Ховевей Цион. Совершив ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль, он пришел к мысли, что иммиграция в Палестину осуществима пока только для состоятельных людей. Неимущих же почти наверняка ждет неудача. У него возникла мысль основать новое поселение для иммигрантов, не претендующих на помощь извне. Заручившись поддержкой Ховевей-Цион, он выехал с группой единомышленников в Эрец-Исраэль, приобрел 334 га земли, основал поселение Ришон-Ле-Цион и возглавил его административный совет.

alia6.jpg
Залман Левонтин (1856 – 1940)

Вместе с З.Левонтином были приехавшие из Симферополя, тоже выходцы из состоятельных семей Иосеф Файнберг и его младший брат 17-летний Исраэль. Первые поселенцы будущего города добирались сюда по единственной верблюжьей тропе. На пустыре разбили палатки и решили, что здесь будет поселок. Со временем построили скромные дома, а на пригорке – синагогу. Средств на существование не хватало, и было решено обратиться за помощью в Комитет еврейской благотворительности, действующий во Франции. Основной фонд этого комитета составлялся из пожертвований наиболее состоятельных еврейских семей страны. К одному из таких жертвователей и отправился посланец Иосеф Фейнберг. Это был представитель одной из богатейших семей Европы барон Эдмон де Ротшильд. Тот действительно помог поселенцам из Ришон-ле-Циона, и те создали для поселка артезианскую скважину.

alia7.jpg
Эдмон Ротшильд (1845 – 1934)

Иосеф Фейнберг был одним из первых представителей новых репатриантов, кто пробудил у Эдмона Ротшильда интерес к возрождению Эрец-Исраэль. Барон начал с «разведки». Он послал своего представителя в местечко Ружаны Гродненской губернии, и тот уже в декабре 1882 года привез в Палестину одиннадцать глав семей из еврейской земледельческой колонии Новопавловка. Их поселили в «Микве Исраэль» – сельскохозяйственной школе, созданной в 1870 году к востоку от Яффо – и предложили заняться привычным для себя делом – земледелием. Они должны были изучить местные условия жизни и решить для себя: стоит ли оставаться здесь навсегда и тащить за собой все свое многочисленное семейство? Пошел год, на все вопросы были получены положительные ответы, и Ротшильд дал команду: привезти сюда все одиннадцать семей. Их оказалось 110 человек. В октябре 1883 года Э.Ротшильд приобрел для них большой участок земли к югу от Рамлы – 2800 дунамов. Так появилось новое поселение. Назвали его по имени древнего города филистимлян, который когда-то в древности находился на этом месте – Экрон.

В том же году Ротшильд приобрел еще несколько земельных участков. Некоторые из них ему пришлось выкупать у еврейских колонистов, которые терпели банкротство. Он спасал поселения от окончательного разорения и, что важнее всего, земли оставались в руках их еврейских владельцев. Так случилось с Ришон ле-Ционом: Левонтин, истратив все свои финансовые запасы, продал ему свой участок. Вслед за ним в руках у Ротшильда оказалось поселение Шамрон в 30 км к югу от Хайфы, на юго-западных отрогах горы Кармель. За год до этого его основали члены движения Хововей Цион, прибывшие из Румынии. Поселок также был на грани разорения. Разобравшись в ситуации, Ротшильд выкупил его и принял решение основной отраслью хозяйства этого поселения сделать виноградарство. Из Франции приехала группа агрономов, которые стали выращивать виноград и основали в 1887 году винодельческий завод «Кармель Мизрахи», работающий до сих пор.

В дальнейшем виноградарство стало ведущей отраслью хозяйствования всего региона. Его винные погреба начали быстро наполняться и стали самыми крупными в Палестине. А сам поселок Шамрон был Ротшильдом переименован в Зихрон-Яаков (Памяти Яакова) – в память о своем отце.

В 1884 году рав Могилевер убедил группу евреев польского города Белостока совершить алию. По приезде они поселились в Петах-Тикве. Поселение тогда переживало не лучшие времена. Оно было основано за шесть лет до этого на участке в 340 га, купленном у местного грека, у истоков реки Яркон. Это был первый еврейский поселок, занимающийся земледелием. Место было заболоченное, грунт не был подготовлен к посадкам сельскохозяйственных культур, урожаи были низкими. В 1882 г. после того, как началась эпидемия малярии и появились первые жертвы, поселенцы (а их было тогда 66 человек) ушли жить в деревню Яхудия (ныне – Иехуд) и заложили новое поселение подальше от реки Яркон. К ним-то и присоединились прибывшие на следующий год белостокские евреи. В этот момент им на помощь пришел барон Эдмон Ротшильд, и первое, что он сделал, – он осушил болота.

Почти аналогичная история произошла с поселком Рош-Пинна («Краеугольный камень»), расположенном в 4 км к востоку от Цфата. Название поселка колонисты позаимствовали из Библии: «Камень, которым пренебрегли строители, стал главою угла» (Пс. 118:22). Земля была приобретена в 1875 г. религиозными жителями Цфата, которые отказались жить за счет халуки. Поселок, основанный в 1878 г., они также покинули, а в 1882 г. румынские и российские халуцим – активисты заселения Эрец-Испаэль – на паях купили новый участок. Строительство новых домов власти им запретили, и они поселились в близлежащей арабской деревне. Выжить (почти в буквальном смысле слова) им помогла финансовая поддержка барона Э.Ротшильда. Они стали засевать посевы злаковых культур и научились выращивать табак, но найти рынок сбыта для табака они не нашли и позднее от этого занятия отказались.

На землях, приобретенных Э.Ротшильдом, появились и другие поселения, например, Метула, который основали в 1896 г. репатрианты из России. Финансовая поддержка сионистским поселениям стала для Эдмона Ротшильда основным объектом филантропической деятельности. Только за 16 лет – с 1884 по 1900 г. – он затратил на эти цели 6 млн. долларов. Деньги уходили на приобретение земли и строительство жилья для колонистов, на их обучение и медицинскую помощь. Закупались скот и сельскохозяйственная техника, строились синагоги, дома для престарелых и небольшие больнички, происходило рытье колодцев и мелиоративные мероприятия. В отдельных поселках нередко большие группы семей просто не могли бы существовать, если бы ни материальная поддержка барона. А когда закладывались новые поселки, их создатели были уже заранее предупреждены, что при возникновении серьезных проблем, они всегда смогут рассчитывать по его помощь. Собственно, так и происходило

Во многом развитие поселков репатриантов тормозилось из-за проблем с нехваткой пресной воды. До появления в ишуве собственных отрядов самообороны, серьезно осложняли обстановку набеги бедуинов. Так случилось с поселком Кастина, основанном в 1888 г. на деньги Э.Ротшильда. Барон приобрел земли к югу от Гедеры, потом прислал из Франции сборные деревянные дома, распорядился построить синагогу, школу и аптеку. Но из-за нерешенной проблемы с получением пресной воды и бандитизмом, поселок со временем опустел. В нем оставалось лишь несколько семей и садовник, который следил за состоянием зданий. Возродился поселок лишь в 1896 г., но уже под другим названием – Беэр-Товия.

За неполные двадцать лет барон Эдмон Ротшильд вложил в становление поселенческого движения евреев на территории Палестины, по некоторым оценкам, не менее 40 млн. франков. Для конца ХIХ века это была фантастическая сумма. Благодаря этим деньгам возникло 19 новых поселений, которые занимались земледелием на 27,5 тыс. га приобретенной для них пахотной земли, хотя значительную часть этой земли еще нужно было подвергать серьезной культивации. О вкладе барона Ротшильда в развитие Израиля лучше всего сказал он сам: «Без меня сионисты мало чего достигли бы, но без сионистов мое собственное дело погибло бы».

alia8.jpg
Ришон-ле-Цион, Израиль. Старинный колодец и водонапорная башня

Процесс колонизации уже невозможно было остановить. В Ришон ле-Ционе было посажено полтора миллиона виноградных кустов, двести тысяч тутовых и тысячи ореховых деревьев, этроги и даже многочисленные кусты герани в надежде наладить производство духов. Прибывшие с первой волной в 1882 г. земледельцы из Украины Иегошуа Ханкин и его отец Исраэль-Лейб купили у арабов участок земли возле Ришон ле-Циона и занялись крестьянским трудом. Выкупать участки земель они продолжали и далее. В 1889 г. в поселке были заложены большие винные погреба «Кармел мизрахи», и развитие виноделия улучшило экономическое положение ришонцев. К концу XIX века в Ришон ле-Ционе были открыты первые в ишуве детский сад и культурный центр, в котором говорили и преподавали на иврите. Здесь Нафтали Инбер написал стихотворение «Ха-Тиква», ставшее национальным гимном, возник проект национального флага и был основан Еврейский национальный фонд.

Что касается билуйцев, то их судьба сложилась драматически. Из 50-60 прибывших с первой волной переселенцев начала 80-х в Палестине осталось едва ли 15. Остальные вернулись в Россию, уехали в США. Прекратило существование и само движение «Билу». Но остались на карте современного Израиля заложенные ими поселки. А в истории еврейского народа осталась память о небольшой группе идеалистов, которая продолжила воплощение в жизнь многовековой идеи своего народа о возвращении на утраченную им когда-то историческую родину.



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №15

 
 
Яндекс.Метрика