Холокост глазами историка ХХI века

 

Часть I


«Убийство не новое явление на земле, и каинов грех сопровождает род человеческий испокон веков. Но только в ХХ веке мы стали свидетелями убийства особого рода: не в результате преходящей вспышки страсти или душевного помрачения; не по злостному умыслу отдельной личности, а как порождение величайшего преступного заговора, в котором приняли участие десятки тысяч людей; не против единственной жертвы, а против целого народа».

Эти слова, прозвучавшие в обвинительной речи Генерального прокурора Израиля на процессе Эйхмана, очень точно охарактеризовали суть Холокоста как уникального явления мировой истории. Именно это – геноцид, истребление нацистами и их пособниками в ходе Второй мировой войны более 60 % еврейского населения Европы – и лежит в основе общепринятой дефиниции слова Холокост. «Истребить» – значит «полностью уничтожить». Никаких иных значений это слово не предполагает: нацисты действительно намеревались полностью истребить еврейский народ у себя в стране и на всей оккупированной Германией и ее союзниками территории.

По мнению многих исследователей, уроки Холокоста до сих пор не осмыслены до конца. Погибла треть евреев мира, около 6 млн. человек, из которых почти 2 млн. составили евреи Советского Союза в границах 1941 года. В результате нацистского геноцида пришла в упадок и угасла культура идиш как образ жизни восточноевропейского еврейства и восприятия им окружающего мира. Об этой, едва ли не самой трагической в истории человечества странице с читателями «Мезузы» беседует сегодня с бывший старший преподаватель факультета международных отношений Белорусского государственного университета, а ныне – израильский историк и публицист Яков Басин.



ВОПРОС: Каково происхождение слова «геноцид»? Что оно означает в буквальном переводе на русский язык?

Слово «геноцид» впервые появилось в книге сотрудника американского правительства Рафаэля Лемкина «Европа под властью оси Берлин-Рим». Сам Лемкин был выходцем из белорусского местечка недалеко от Гродно. На его глазах происходили еврейские погромы, и, когда после окончания Львовского университета, работая в Варшавской прокуратуре, он начал заниматься вопросами наказания за преступления на этнической почве, подробно изучил историю геноцида армян турками в начале ХХ века.

Эмигрировав в 1941 году в США, Лемкин принял участие в разработке основ деятельности Организации Объединенных наций, Декларация которой была подписана ведущими участниками антигитлеровской коалиции уже 1 января 1942 года. С первых же дней своей работы Лемкин начал вести кампанию, чтобы вновь созданная Организация Объединенных наций признала случаи массового уничтожения людей по этническому признаку как преступление против человечества. В частности, для оценки преступлений нацизма Лемкин использовал понятие геноцид, составив его из греческого слова genos (племя, род, раса) и латинского cide (убиваю). После выхода его книги в 1943 году термин «геноцид» вошел в международный литературный лексикон. С апреля по июнь 1945 года в Сан-Франциско проходила конференция ООН, и 26 июня представители 50 государств утвердили Устав этой международной организации. В 1948 году Рафаэль Лемкин стал автором проекта Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида. Надо подчеркнуть, что сам Лемкин максимально широко трактовал понятие «геноцид», выделяя, в частности, «советский геноцид». Исходя из этого, он относил к геноциду Голодомор на Украине в 1932 -1933 гг..



ВОПРОС: А каково происхождение еще одного термина, существующего параллельно со словом «геноцид» – Шоа?

Слово «шоа», означающее в переводе с иврита «несчастье», «бедствие», впервые было использовано в 1939 г. в одном из документов Еврейского Агентства (Сохнута) при описании положения евреев и поляков в оккупированной нацистами Польше. После 1940 года это слово уже как лингвистический термин стало общеупотребительным. Особую популярность этот термин приобрел после выхода в 1985 г. во Франции документального фильма «Шоа» режиссера Клода Ланцмана. Сегодня он используется во многих странах, в том числе, и в США. К примеру, именно это слово кинорежиссер Стивен Спилберг использовал для обозначения своего Фонда видеосвидетельств событий, связанных с Холокостом.



ВОПРОС: И все же наибольшее распространение в мире для обозначения геноцида еврейского населения нацистами получил термин «Холокост». Более того, сегодня принято писать это слово с большой буквы. Что в буквальном переводе означает это слово?

В СССР в течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны для обозначения гибели шести миллионов европейского еврейства использовалось слово «катастрофа», однако в последнее время оно уже почти не применяется, а в обиход вошло понятие «холокост». В переводе с греческого слово «холокост» означает «всесожжение» – языческий жертвенный обряд, заключающийся в приношении жертвы всесожжением, «сжиганием целиком».

Кстати, термин «Холокост» не сразу нашел свое место в международном лексиконе. В начале 1960-х гг. будущий лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Визель использовал его как метафору, как символ сожжения целого народа в крематориях нацистских лагерей смерти. Потом слово «Холокост» стало применяться в американской публицистике в связи с иерусалимским процессом Адольфа Эйхмана и казнью его. Но после того, как в середине 1970-х гг. в Голливуде был выпущен потрясший весь мир многосерийный художественный фильм с таким названием, слово «Холокост» стало международным термином. В нем некоторые исследователи видят религиозный подтекст – «жертвоприношение» шести миллионов евреев во имя будущего всего еврейского народа. Не случайно людей пострадавших от нацизма называют жертвами Холокоста.

В настоящее время термин «холокост» фактически употребляется единственно для того, чтобы обозначить геноцид евреев в годы Второй мировой войны в отличие от других известных миру форм геноцида, например, уничтожения полутора миллионов армян турками Османской империи в 1915 г. или умышленного уничтожения славянского населения на оккупированных территориях немецкими фашистами. Не применимо это слово и к другим известным в истории случаям массового уничтожения еврейского населения. Кроме гитлеровского геноцида, наибольшую известность в истории получили случаи массовой гибели евреев в период Крестовых походов, в эпоху Инквизиции, во время походов Богдана Хмельницкого или при погромах времен Гражданской войны в России в 1917-1922 гг.

Чтобы избежать терминологической путаницы, историки часто используют еще одно выражение – «расовое безумие». Оно очень точно характеризует процесс перерастания этнической чистки в беспрецедентное по размаху массовое убийство. Сегодня слово «холокост» употребляется исключительно в значении истребления нацистами евреев и пишется с прописной (заглавной) буквы. Во всех других случаях – со строчной.



ВОПРОС: Как известно, физическое уничтожение еврейского населения на оккупированной нацистами территории Европы (геноцид) началось после вторжения Германии в СССР в июне 1941 года. Мы же говорим о геноциде как о событиях периода Второй мировой войны, которая началась почти за два года до этого – 1 сентября 1939 года. Нет ли между этими двумя утверждениями какого-то противоречия?

Вы правы: обе названные Вами дефиниции имеют место в документах и литературе по истории ХХ века, но противоречия здесь никакого нет. Чтобы разобраться в этом, обратимся к формулировке геноцида, зафиксированной Уставами Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов и Женевской Конвенцией 1948 г.: «Геноцид – один из видов международных преступлений; состоит в физическом истреблении целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам». Но существует еще одна, более объемная дефиниция. Ее, как правило, используют справочные и энциклопедические издания. «Геноцид европейского еврейства (Катастрофа) – это гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.»

Как мы видим, в данной формулировке раздвинулись временные рамки и добавилось такое понятие, как «организованное преследование», то есть, дискриминация еврейского населения в Германии и в захваченных ею странах еще до начала Второй мировой войны.



ВОПРОС: Но мы знаем, что негативное отношение к евреям характерно для всего многовекового существования этого народ. Что же лежит в основе такого отношения?

Негативное отношение к евреям основано как на врожденных (интуитивных), так и на приобретенных неприязненных чувствах представителей иных народов и религий. Из века в век, из страны в страну, от народа к народу передается стойкое предубеждение, будто евреи представляют собой некую чужеродную и заведомо порочную часть человеческого сообщества. Что они враждебно относятся к другим народам, а их вероучение стоит в полном противоречии с началами цивилизации. Что им характерна алчность и страсть к накопительству. Что их лидеры повсеместно пытаются обрести властные полномочия, а, добиваясь их, разлагают политический и социальный строй тех стран, в которых живут. Что ради собственного благополучия они подрывают благосостояние других народов.

Несмотря на то, что в целом эта концепция в историческом плане является абсолютно несостоятельной, но именно она и лежит в основе отношения к евреям как к врагам, достойным всяческого порицания и дискриминации.



ВОПРОС: Однако за евреями часто тянется мнение как о народе, избегающего физического труда. Насколько это справедливо?

Государства Древнего мира, Средневековья и даже первых столетий Нового времени были аграрными, земля была главным богатством, и изгнанные со своей исторической родины евреи, оказавшись среди других народов, как люди «пришлые» никогда и нигде к частному землевладению практически не допускались. В результате, они селились в городских местностях и занимались теми ремеслами, которыми, по разным причинам, местное население не занималось. Среди них, в первую очередь, следует отметить медицину, фармацию, винокурение, а также такие ремесла, как ювелирное, кузнечное, портняжное и сапожное. С точки зрения земледельцев все эти профессии позволяли евреям избегать изнурительного труда, связанного с сельским хозяйством и животноводством.



ВОПРОС: Но интеллектуальные профессии, равно как и ремесла, не могли служить предметом настолько ожесточенной вражды между евреями и другими народами, что стоило евреям многочисленных человеческих жертв.

Так сложилось в истории, что в основе дискриминации, которой в разной форме подвергались евреи в большинстве стран мира, во многом лежали экономические противоречия. Основаны они, как правило, были на реально существующем многими веками их традиционно доминирующем положении в самой болезненной для восприятия окружающего населения общественной нише – товарно-денежных отношениях. До середины ХIХ века даже серьезные социологи и политические деятели именно это ставили в основу негативного отношения к евреям. Вот что, к примеру, писал в 1844 году Карл Маркс в работе «К еврейскому вопросу»: «Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги… Эмансипация от торгашества и денег – следовательно, от практического, реального еврейства – была бы самоэмансипацией нашего времени».

Если бы Маркс на этом остановился, было бы еще пол беды. Но мысль свою он заканчивает так: «Эмансипация евреев, в ее конечном значении, есть эмансипация человечества от еврейства… Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства». Эта работа была опубликована за четыре года до революции в Германии, где евреям были предоставлены все права гражданства. Возможно, после революции К.Маркс не написал бы этих слов, но именно эту работу с радостью цитировали расисты, делая на ее основании свои собственные выводы.



ВОПРОС: Но ведь заслуга евреев перед странами, которые приняли их после изгнания с исторической родины, не только в том, что они фактически научили Европу торговать и, занимаясь ростовщичеством, заложили основы банковского дела?

Как известно, успех в борьбе за «место под солнцем» больше всего зависит от степени подготовленности человека: его грамотности, уровня профессиональных знаний и умений, общего развития, общего уровня культуры. И в этом отношении евреи как традиционно городские жители, конечно же, обходили своих конкурентов, подавляющее число которых до промышленной революции и эпохи массовой урбанизации, т. е. до скопления населения в городах, были выходцами из практически безграмотного крестьянства.

Кстати, именно евреи внесли наибольший вклад в развитие средневековых городов, заложив основы современной цивилизации. Поселяясь на новом месте, они достаточно быстро достигали успеха в жизни, чему в немалой степени способствовала практически сплошная грамотность, ведь ни у одного другого народа нет такой религиозной традиции, как необходимость самостоятельно читать Священное Писание, чтобы позднее принять участие в его обсуждении. Все это приносило огромную пользу народам, среди которых поселялись евреи, причем нередко в таких масштабах, о которых коренное население не могло и мечтать. Правда, не всегда это бывало достойно оценено, а иногда и вовсе направлено против самих достигнувших эти успехи евреев.



ВОПРОС: Вы можете привести какие-нибудь примеры?

Конечно. Вот, например, в 1290 г. английский король Эдуард I подписал «Эдикт об изгнании», который предписывал всем евреям под страхом смертной казни покинуть пределы Англии. Эдикт стал логическим завершением обстановки крайнего антисемитизма, царящего в этой стране. И евреев вовсе изгнали из страны. Запрет на пребывании евреев в Англии продержался 365 лет. Его отменил Оливер Кромвель, который в 1656 году пригласил евреев в страну в надежде восстановить национальную экономику после Гражданской войны. Расчет его полностью оправдался.

Спустя 200 лет после изгнания евреев из Англии, в 1492 году, правящей в Испании королевской четой всем евреям государства было предписано в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Те, кто не выполнил это постановление, объявлялись вне закона. Эдикт 1492 г., запрещавший проживание евреев на территории Испании, был отменен конституцией страны лишь спустя 377 лет, в 1869 г. И надо сказать, что обе страны – и Великобритания, и Испания – в результате исхода еврейского населения очень быстро потеряли свое экономическое могущество.



ВОПРОС: Рассеянный в течение двух последних тысячелетий по всему миру еврейский народ как представитель иной культуры и религии подвергался преследованиям и изгнаниям, но впервые в истории, в середине ХХ века, его противники приняли решение о его тотальном физическом уничтожении. Как это могло произойти?

Вы затронули одну из самых злободневных тем современной исторической науки – историю нацизма. . Дело в том, что ХIХ век оставил нам в наследство расовую теорию. Энциклопедия определяет расы как исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся совокупностью внешних физических особенностей. Что касается анатомии и физиологии человека, то они у людей всех рас они одинаковы, ибо человечество является единым биологическим видом. А вот по внешнему виду наиболее отчетливо выделяются три большие расы – негроидная, европеоидная и монголоидная.

Либеральные свободы, объявленные в крупнейших европейских государствах в результате революционных событий 1848 – 1849 гг., привели к обретению прав гражданства всеми сословными группами населения вне зависимости от их этнического происхождения и религиозной принадлежности. Однако идея всеобщего равенства никак не устраивала идеологов шовинизма, и в поисках идеи, которая могла бы оправдать культивируемую ими дискриминацию одних народов другими, они выдвинули идею расового неравенства. Они стали утверждать, что расы делятся на полноценные и неполноценные. А поскольку евреи всегда были «козлами отпущения» за все, что происходило в мире, на них и пришелся главный удар расистов, которые выделили всех евреев в одну нацию – семитскую.



ВОПРОС: Но ведь среди трех только что перечисленных вами рас такой не существует! Вот именно! В этом и состоит главная историческая вина идеологов расизма. Выделить семитов в отдельную расу могли либо люди безграмотные, либо в науках искушенные, но пользующиеся доверчивостью миллионов неискушенных. Победили вторые, причем утвердили они основы своей лженауки совершенно сознательно и намеренно.

Дело в том, что семиты – понятие не этническое, а лингвистическое. Семитские народы – это те, чей язык относится к семитской языковой группе. В иудаизме и христианстве они считаются потомками Сима, первого из трех сыновей Ноя – праведника, спасенного Богом от потопа, чтобы он стал продолжателем рода человеческого. Из современных народов к семитам относятся арабы, ассирийцы, евреи и эфиопы. Их языки – едва ли не единственные из этой группы языков, остающиеся живыми, то есть разговорными. Даже с учетом того, что иврит возрожден в конце XIX века искусственно.



ВОПРОС: Но если евреи не единственные семиты, значит, такой социальный феномен, как антисемитизм, означает негативное отношение не только к евреям, но и к другим народам этой группы.

Слово «антисемитизм» действительно по своему лексическому составу не соответствует значению, общепринятому в современном русском языке. Но, во-первых, слово это существует и используется в литературе и юридической практике уже добрых полтора века, а во-вторых, пока никто не ввел в оборот никакого иного слова, которое заменило бы устаревшее. Возник этот термин достаточно поздно – во второй половине XIX века. До него для обозначения дискриминации евреев в обществе использовалось слово «юдофобия».

В принципе, эти два слова не могут быть синонимами. Первое – «антисемитизм» – в буквальном переводе означает неприязнь к семитам, причем ко всем без исключения, а не только к евреям. Второе – «юдофобия» – страх (фобию) перед евреями. Определяющим в данном случае является его окончание – «…фоб» («…фобия»), который несет в себе откровенно негативный оттенок, причем в настоящее время его трактовка получила более расширительное значение, чем в прошлом. Если раньше это означало только страх (для примера – аэрофобия, гидрофобия, канцерофобия, клаустрофобия и др.), то теперь еще и ненависть, вражду, яростное противостояние (англофобия, франкофобия, кавказофобия, русофобия, исламофобия, женофобия и др.). Исходя из этого, юдофоб – это человек, испытывающий неприязнь к евреям независимо от того, какие причины привели к ее возникновению. Именно так трактуется это слово и в русской, и в зарубежной лексике.



ВОПРОС: В настоящее время в мире все больше и больше возрастает интерес к истории нацизма. В одном из фокусов этого интереса находится расистская составляющая идеологии Третьего рейха. Как могло произойти, что расовая теория стала одной из основ идеологии национал-социализма?

Идея дискриминации какого-либо народа на основе расового различия была провозглашена германскими идеологами. Расовая теория в этом отношении оказалась для них как нельзя кстати. На базе этой теории и были сформулированы основные критерии расового антисемитизма. положивших эту форму антисемитизма в основу концепции «окончательного решения еврейского вопроса». Вот только само понятие «расы» ими серьезно не рассматривалось, хотя новая (расовая) идеология разрабатывалась отнюдь не новичками в науке. Наиболее серьезный вклад в нее внес французский писатель граф Жозеф-Артур Гобино, который в 1853 – 1855 гг. выпустил объемистый труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Именно он сформулировал в законченной форме те положения, которые позднее легли в основу расовой теории нацизма: о расе как основном факторе исторического развития, о белой расе как высшей и наиболее способной к культурному творчеству, о борьбе рас как движущей силе исторического процесса и т.д.

Окончательную точку в формировании нового мировоззрения сделал известный немецкий философ Евгений Дюринг, который заявил, что «еврейский вопрос есть вопрос расовый, и евреи не только нам чуждая, но и врожденно и бесповоротно испорченная раса». Этим утверждением Е.Дюринг фактически провозгласил расовую теорию антисемитизма, принятую спустя полвека нацистами в качестве основы для «окончательного решения еврейского вопроса».



ВОПРОС: Принимались ли правительством нацистской Германии какие-нибудь официальные решения, касающиеся судьбы европейского еврейства?

Принимались. Еще 15 сентября 1935 года в Нюрнберге на съезде Национал-социалистической партии по инициативе А.Гитлера были приняты два антиеврейских законодательных акта – «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германсокй крови и германской чести». Законы, получившие позднее название Нюрнбергских, фактически лишали евреев немецкого гражданства. Позднее на основе этих законов было издано еще 12 постановлений, которые закрыли евреям доступ почти ко всем должностям и профессиям, ограничили свободу их передвижения и ввели в их удостоверении личности обязательную отметку Jude («еврей»). Нюрнбергские законы последовательно осуществляли социальную сегрегацию (на биологической основе) и изоляцию евреев. Фактически они стали прелюдией к «окончательному решению еврейского вопроса».

Уже в первые недели оккупации в западных, приграничных районах Белоруссии началось физическое уничтожение еврейского населения. Оно носило массовый характер, и вскоре небольшие населенные пункты были «очищены» от евреев. О создании в них гетто как мест временного содержания подлежащего уничтожению населения, даже речи не возникало. Геноцид евреев приял неуправляемый характер, и 31 июля было принято решение провести конференцию для координации деятельности министерств и эсесовских частей по осуществлению «Окончательного решения». Конференция состоялась 20 января 1942 года в Берлине у озера Ванзе, отчего и получила название Ванзейской. Было принято решение и обсужден план первоначальной депортации еврейского населения в пересыльные лагеря и концентрации его для последующего физического уничтожения.



ВОПРОС: какое место занимал «еврейский вопрос» в государственной политике нацистской Германии?

В Европе еврейский народ вечно, а не только в ХХ веке, занимал нишу «преступника без преступления». Но поскольку в общественном сознании без вины виноватых не бывает, нацисты выдвинули политическое обоснование массовой дискриминации евреев: они, якобы, причастны (все, весь народ!) к попытке захватить власть во всем мире и тем самым помешать немцам в достижении их национальных целей, а потому они (все, весь народ!) подлежат уничтожению. Сегодня большинство историков сходятся в мысли, что уничтожение евреев было для Гитлера главной и конечной целью. Это была его главная политическая идея, начиная с 1919 г.

Конечно, можно просто сослаться на серьезное психическое заболевание германского фюрера и сопутствующие этому изменения личности, и это не будет большой ошибкой. Но на самом деле все было одновременно и проще и сложнее: Холокост не только решал одну из основных задач национал-социализма – достижение «чистоты расы», декларированного гитлеровской идеологией как единственного способа «спасения германского народа» от якобы грозящей ему смертельной опасности, но и стал для нацистов одним из основных средств решения экономических проблем, возникающих при глобальной милитаризации страны.

Фактически, уничтожение шести миллионов Европе осталось в истории как самое последовательное массовое убийство с целью грабежа. Практически, выгоды от ариизации, то есть, присвоения еврейской собственности, извлекало большинство коренного населения и не только Германии, но и Австрии. О том, что антисемитизм стал в Германии «движущей силой большого народного движения», с удовлетворением отмечал Гитлер еще в книге «Моя борьба» за 10 лет до прихода к власти. Нельзя отрицать и тот факт, что сотни тысяч немецких евреев сыграли свою роль в международной политике нацистов в качестве своеобразных заложников.



Продолжение следует…



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №16

 
 
Яндекс.Метрика