Холокост глазами историка ХХI века. Часть 4

 

Продолжение. Начало см. «Мезуза», №16, 17, 18



ВОПРОС: Известно, что в планах Гитлера первоначально не стояло тотальное физическое уничтожение евреев. Он только хотел от них освободить те территории, которые принадлежали Германии. Создать так называемый «юденфрай». Но так ведь было во все века, когда евреи подвергались изгнаниям. Что изменилось в ХХ веке?

Ответ на этот вопрос лежит в идеологическом контексте. Для христианства, к примеру, уже само по себе существование евреев в христианской среде представляло собой теологическую проблему. С одной стороны, грех евреев, распявших Христа мог быть искуплен либо смертью, либо принятием христианства. С другой – необходимо было сохранить униженное положение еврейского народа как историческое доказательство правоты христианской доктрины. Кстати, одним из первых в христианских странах было изгнание евреев в 414 г. из Александрии, подвластной Византии.

С точки зрения мусульманской теологии, хотя евреи и не исповедуют «истинную» веру, то есть ислам, они все же признают единобожие, то есть, являются монотеистами, а потому за ними было признается право на жизнь и имущество, хотя при этом они значительно ограничены в других признаваемых за мусульманским населением правах.

Значительное влияние на отношение к евреям оказывали экономические соображения. Развитие городов, торгового и банковского дела в позднее средневековье привело к тому, что изгнания, позволявшие избавиться от конкуренции со стороны евреев, стали альтернативой насильственному крещению в периоды антиеврейских гонений.

С конца ХII в. отношение местного населения к евреям все в большей мере определяется экономикой. От них требуют перейти от торговли и ростовщичества к занятиям ремеслами и земледелием, хотя при этом власти не создают условий, позволяющих осуществить такой переход, а окружающее население не проявляет никакой готовности к нему. Следствием этого положения явились изгнания, принимавшие откровенно насильственный характер. Как правило, эти изгнания превращались в национальную катастрофу, подрывая экономику государства и его международное могущество.

ВОПРОС: Вы можете привести какие-нибудь примеры?

Конечно. Вот, например, в 1290 г. английский король Эдуард I подписал «Эдикт об изгнании», который предписывал всем евреям под страхом смертной казни покинуть пределы Англии. Эдикт стал логическим завершением обстановки крайнего антисемитизма, царящего в этой стране. И евреев вовсе изгнали из страны. Запрет на пребывании евреев в Англии продержался 365 лет. Его отменил Оливер Кромвель, который в 1656 году пригласил евреев в страну в надежде восстановить национальную экономику после Гражданской войны. Расчет его полностью оправдался.

Спустя 200 лет после изгнания евреев из Англии, в 1492 году, правящей в Испании королевской четой всем евреям государства было предписано в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Те, кто не выполнил это постановление, объявлялись вне закона. Эдикт 1492 г., запрещавший проживание евреев на территории Испании, был отменен конституцией страны лишь спустя 377 лет, в 1869 г. И надо сказать, что обе страны – и Великобритания, и Испания – в результате исхода еврейского населения очень быстро потеряли свое экономическое могущество.

ВОПРОС: Рассеянный в течение двух последних тысячелетий по всему миру еврейский народ как представитель иной культуры и религии подвергался преследованиям и изгнаниям, но впервые в истории, в середине ХХ века, его противники приняли решение о его тотальном физическом уничтожении. Как это могло произойти?

Вы затронули одну из самых злободневных тем современной исторической науки – историю нацизма. Дело в том, что ХIХ век оставил нам в наследство расовую теорию.

Энциклопедия определяет расы как исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся совокупностью внешних физических особенностей. Что касается анатомии и физиологии человека, то они у людей всех рас они одинаковы, ибо человечество является единым биологическим видом. А вот по внешнему виду наиболее отчетливо выделяются три большие расы – негроидная, европеоидная и монголоидная.

Либеральные свободы, объявленные в крупнейших европейских государствах в результате революционных событий 1848 – 1849 гг., привели к обретению прав гражданства всеми сословными группами населения вне зависимости от их этнического происхождения и религиозной принадлежности. Однако идея всеобщего равенства никак не устраивала идеологов шовинизма, и в поисках идеи, которая могла бы оправдать культивируемую ими дискриминацию одних народов другими, они выдвинули идею расового неравенства. Они стали утверждать, что расы делятся на полноценные и неполноценные. А поскольку евреи всегда были «козлами отпущения» за все, что происходило в мире, на них и пришелся главный удар расистов, которые выделили всех евреев в одну нацию – семитскую.

ВОПРОС: Но ведь среди трех только что перечисленных вами рас такой не существует!

Вот именно! В этом и состоит главная историческая вина идеологов расизма. Выделить семитов в отдельную расу могли либо люди безграмотные, либо в науках искушенные, но пользующиеся доверчивостью миллионов неискушенных. Победили вторые, причем утвердили они основы своей лженауки совершенно сознательно и намеренно.

Дело в том, что семиты – понятие не этническое, а лингвистическое. Семитские народы – это те, чей язык относится к семитской языковой группе. В иудаизме и христианстве они считаются потомками Сима, первого из трех сыновей Ноя – праведника, спасенного Богом от потопа, чтобы он стал продолжателем рода человеческого. Из современных народов к семитам относятся арабы, ассирийцы, евреи и эфиопы. Их языки – едва ли не единственные из этой группы языков, остающиеся живыми, то есть разговорными. Даже с учетом того, что иврит возрожден в конце XIX века искусственно.

ВОПРОС: Но если евреи не единственные семиты, значит, такой социальный феномен, как антисемитизм, означает негативное отношение не только к евреям, но и к другим народам этой группы.

Слово «антисемитизм» действительно по своему лексическому составу не соответствует значению, общепринятому в современном русском языке. Но, во-первых, слово это существует и используется в литературе и юридической практике уже добрых полтора века, а во-вторых, пока никто не ввел в оборот никакого иного слова, которое заменило бы устаревшее. Возник этот термин достаточно поздно – во второй половине XIX века. До него для обозначения дискриминации евреев в обществе использовалось слово «юдофобия».

В принципе, эти два слова не могут быть синонимами. Первое – «антисемитизм» – в буквальном переводе означает неприязнь к семитам, причем ко всем без исключения, а не только к евреям. Второе – «юдофобия» – страх (фобию) перед евреями. Определяющим в данном случае является его окончание – «…фоб» («…фобия»), который несет в себе откровенно негативный оттенок, причем в настоящее время его трактовка получила более расширительное значение, чем в прошлом. Если раньше это означало только страх (для примера – аэрофобия, гидрофобия, канцерофобия, клаустрофобия и др.), то теперь еще и ненависть, вражду, яростное противостояние (англофобия, франкофобия, кавказофобия, русофобия, исламофобия, женофобия и др.). Исходя из этого, юдофоб – это человек, испытывающий неприязнь к евреям независимо от того, какие причины привели к ее возникновению. Именно так трактуется это слово и в русской, и в зарубежной лексике.

ВОПРОС: В настоящее время в мире все больше и больше возрастает интерес к истории нацизма. В одном из фокусов этого интереса находится расистская составляющая идеологии Третьего рейха. Как могло произойти, что расовая теория стала одной из основ идеологии национал-социализма?

Идея дискриминации какого-либо народа на основе расового различия была провозглашена германскими идеологами. Расовая теория в этом отношении оказалась для них как нельзя кстати. На базе этой теории и были сформулированы основные критерии расового антисемитизма. положивших эту форму антисемитизма в основу концепции «окончательного решения еврейского вопроса». Вот только само понятие «расы» ими серьезно не рассматривалось, хотя новая (расовая) идеология разрабатывалась отнюдь не новичками в науке. Наиболее серьезный вклад в нее внес французский писатель граф Жозеф-Артур Гобино, который в 1853 – 1855 гг. выпустил объемистый труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Именно он сформулировал в законченной форме те положения, которые позднее легли в основу расовой теории нацизма: о расе как основном факторе исторического развития, о белой расе как высшей и наиболее способной к культурному творчеству, о борьбе рас как движущей силе исторического процесса и т.д.

Окончательную точку в формировании нового мировоззрения сделал известный немецкий философ Евгений Дюринг, который заявил, что «еврейский вопрос есть вопрос расовый, и евреи не только нам чуждая, но и врожденно и бесповоротно испорченная раса». Этим утверждением Е.Дюринг фактически провозгласил расовую теорию антисемитизма, принятую спустя полвека нацистами в качестве основы для «окончательного решения еврейского вопроса».

ВОПРОС: Принимались ли правительством нацистской Германии какие-нибудь официальные решения, касающиеся судьбы европейского еврейства?

Принимались. Еще 15 сентября 1935 года в Нюрнберге на съезде Национал-социалистической партии по инициативе А.Гитлера были приняты два антиеврейских законодательных акта – «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германсокй крови и германской чести». Законы, получившие позднее название Нюрнбергских, фактически лишали евреев немецкого гражданства. Позднее на основе этих законов было издано еще 12 постановлений, которые закрыли евреям доступ почти ко всем должностям и профессиям, ограничили свободу их передвижения и ввели в их удостоверении личности обязательную отметку Jude («еврей»). Нюрнбергские законы последовательно осуществляли социальную сегрегацию (на биологической основе) и изоляцию евреев. Фактически они стали прелюдией к «окончательному решению еврейского вопроса». Уже в первые недели оккупации в западных, приграничных районах Белоруссии началось физическое уничтожение еврейского населения. Оно носило массовый характер, и вскоре небольшие населенные пункты были «очищены» от евреев. О создании в них гетто как мест временного содержания подлежащего уничтожению населения, даже речи не возникало. Геноцид евреев приял неуправляемый характер, и 31 июля было принято решение провести конференцию для координации деятельности министерств и эсесовских частей по осуществлению «Окончательного решения». Конференция состоялась 20 января 1942 года в Берлине у озера Ванзе, отчего и получила название Ванзейской. Было принято решение и обсужден план первоначальной депортации еврейского населения в пересыльные лагеря и концентрации его для последующего физического уничтожения.

ВОПРОС: какое место занимал «еврейский вопрос» в государственной политике нацистской Германии?

В Европе еврейский народ вечно, а не только в ХХ веке, занимал нишу «преступника без преступления». Но поскольку в общественном сознании без вины виноватых не бывает, нацисты выдвинули политическое обоснование массовой дискриминации евреев: они, якобы, причастны (все, весь народ!) к попытке захватить власть во всем мире и тем самым помешать немцам в достижении их национальных целей, а потому они (все, весь народ!) подлежат уничтожению. Сегодня большинство историков сходятся в мысли, что уничтожение евреев было для Гитлера главной и конечной целью. Это была его главная политическая идея, начиная с 1919 г.

Конечно, можно просто сослаться на серьезное психическое заболевание германского фюрера и сопутствующие этому изменения личности, и это не будет большой ошибкой. Но на самом деле все было одновременно и проще и сложнее: Холокост не только решал одну из основных задач национал-социализма – достижение «чистоты расы», декларированного гитлеровской идеологией как единственного способа «спасения германского народа» от якобы грозящей ему смертельной опасности, но и стал для нацистов одним из основных средств решения экономических проблем, возникающих при глобальной милитаризации страны.

Фактически, уничтожение шести миллионов Европе осталось в истории как самое последовательное массовое убийство с целью грабежа. Практически, выгоды от ариизации, то есть, присвоения еврейской собственности, извлекало большинство коренного населения и не только Германии, но и Австрии. О том, что антисемитизм стал в Германии «движущей силой большого народного движения», с удовлетворением отмечал Гитлер еще в книге «Моя борьба» за 10 лет до прихода к власти. Нельзя отрицать и тот факт, что сотни тысяч немецких евреев сыграли свою роль в международной политике нацистов в качестве своеобразных заложников.



Продолжение следует…



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №19

 
 
Яндекс.Метрика