Джаз на перекрестках классовой борьбы. Часть 4

 

Продолжение. Начало см. «Мезуза», №17 - 19



Эра блюза завершилась где-то к середине 1920-х. С афиш стали исчезать имена еще совсем недавно собиравших тысячные залы вокалистов, хотя, если быть более точным, вокалисток. Блюз как эстрадный жанр начинает завоевывать сцену, окончательно покидая, то, что более точно можно было бы назвать негритянским гетто, и переходит в класс шоу-бизнеса. Одновременно происходят изменения в танцевальной сфере. Синкопированные мелодии рэгтайма закладывают основу современного джаза, мелодии и ритмы которого постепенно захватывают сначала бары и рестораны, а затем и возникающие один за другим танцевальные площадки и целые залы.

Происходит трансформация джазовых составов, размеры которых растут, места в них начинают занимать музыканты, получившие специальное образование, за дирижерские пульты становятся те, кто владеет мастерством джазовой аранжировки. Со дня на день богатеет гармоническая основа джаза. На эстраду выходят биг-бенды – большие составы. Начинают звучать удивительные, ранее неизвестные аккорды духовых инструментов. На пюпитрах появляются ноты. В оркестровках всегда остается место для солистов, по-прежнему рвущихся показать свое мастерство сольной импровизацией.

В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера (художественный руководитель) и Виктора Кнушевицкого (дирижер).

gosorkestr_sssr_1938.jpg
Государственный джаз-оркестр СССР. 1938 г.

Создатели предполагали, что оркестр не будет исполнять ни чисто эстрадную и танцевальную музыку в джазовом стиле, ни так называемую массовую песню. Оригинальное ответвление джаза, в котором играл оркестр, получило название симфоджаз. К разработке репертуара нового оркестра были популярные в те дни композиторы Александр Цфасман, Исаак Дунаевский, Дмитрий и Даниил Покрасс, Дмитрий Шостакович. В составе оркестра впервые в СССР появилась группа гитар и банджо.

До начала войны оркестр успел записать 26 раритетных пластинок-грандов, на которых были представлены инструментальные композиции, музыка из фильмов и эстрадные песни в исполнении популярных певцов того времени. В 1939 году Госджаз поучаствовал в Новогоднем концерте в Георгиевском зале Кремля. Оркестр представил вниманию публики интерпретации прелюдов и романсов С.Рахманинова, «Сюиту для джаз-оркестра» Д. Шостаковича и ряд концертно-оркестровых версий популярных на то время песен

В 1984–1991 годах фирма «Мелодия» выпустила серию долгоиграющих альбомов «Антология советского джаза» с сохранившимися к тому времени лучшими и редкими записями советских джазовых коллективов 1920—1950-х годов, которые были найдены в архивах и коллекциях и восстановлены. Записи Госджаза представлены на седьмом, восьмом и двенадцатом альбомах серии («Мне грустно без тебя», «Укротитель змей» и «Смотр»), вышедших в 1986—1988 годах.

Госджаз СССР не был тем привычным свинговым биг-бендом, к звучанию и ритмике которого к этому времени так привыкли тысячи любителей джаза. Он и по составу инструментов отличался от обычного джаз-оркестра: к группам тромбонов, труб и саксофонов прибавилась достаточно большая группа струнных – скрипки, альты, виолончели. Наличие струнной группы стало привычным даже для тех свинговых биг-бендов, которые традиционно сохраняли обычный («тройной») состав. Их звучание обогащало общий оркестровый саунд и разнообразило его.

strunnaya_gruppa_rozner.jpg
Струнная группа в оркестре Эдди Рознера

Изменилось не только звучание (оркестровый саунд). Новый состав оркестра привел к коренному изменению репертуара. Возникло некое сочетание джаза с легкожанровой симфонической музыкой, отчего и получил новый тип джаз-оркестра еще в 1924 году название симфоджаза. Событие это произошло 12 февраля 1924 года после концерта, на котором 26-летний пианист Джордж Гершвин исполнил с большим оркестром Пола Уайтмена свою «Рапсодию в блюзовых тонах» («Rhapsody in Blue»), в которой впервые была сделана попытка сочетания в одном произведении джаза и классической музыки. Так родился новый джазовый стиль – симфоджаз.

Сам Пол Уайтмен выступал как джазовый скрипач, но концерты его оркестра, в состав которого входили многочисленные струнные инструменты, были весьма многожанровы. Такой состав коллектива позволяли дирижеру включать в программу, кроме джаза, эстрадную и легкую классическую музыку. Уайтмен обычно играл ритмически весьма упрощенный джаз. Для массового, не столь искушенного в джазе зрителя его концерты воспринимались с большим интересом. В более поздние времена симфоджаз стал особенно популярным в СССР, когда эстрадные оркестры почти не играли оркестровых пьес, а больше занимались оркестровым аккомпанементом для вокалистов. Во всяком случае, небольшие струнные группы были практически во всех оркестрах, играющих свинговые программы.

Еще в 1936 году во всех национальных республиках были созданы государственные ансамбли танца, симфонические оркестры, оркестры народных инструментов, джаз-оркестры и народные хоры. По этому же принципу появились и аналогичные государственные коллективы Всесоюзного уровня. В 1930-е гг. в СССР основной формой концертных представлений стали эстрадно-музыкальные ревю, в которых были задействованы не только драматические актеры и вокалисты, но также и оркестранты.

Нередко программы оркестров представляли в силу своей театрализации целые спектакли со сквозными сюжетами. Родоначальником нового жанра, получившего название теа-джаза, стал Леонид Утесов, и уже после него новую музыкальную форму переняли мюзик-холлы. Стали возникать новые и новые теа-джазы – Бориса Ренского (Харьков,1929), «Джаз-театр» Н.Березовского (Москва, 1933), Первый женский теаджаз (Москва, 1934), «Теаджаз-буфф» (Ленинград, 1937).

septet_varlamov_1937.jpg
Септет Александра Варламова. 1937 г.

Осенью 1938 г. в Москве был собран джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Его возглавил Александр Варламов (1904 – 1990), известный к этому времени в стране как композитор, аранжировщик и вокалист. Как джазовый бендлидер он дебютировал сравнительно поздно – в 1934 году, успев до этого три года поработать с «Первым вокальным квартетом современной эстрады» (сокращенно – «Первоксэ) и оркестром под названием «Танго-джаз». В 1934 году Варламов дебютирует с джазовой программой в Зеленом театре парка Центрального дома Красной армии. Ряд пьес этого оркестра были записаны на грампластинки. Новый лидер предпринял ряд усилий по изменению репертуара и стилистики коллектива: оркестр стал больше уделять внимания исполнению музыки в стиле свинг.

Всеобщее внимание к себе Варламов привлек сотрудничеством с афроамериканской вокалисткой Целестиной Коол. Целестина не была профессиональной вокалисткой, да и манеру ее пения трудно было назвать джазовым вокалом. В СССР она приехала по приглашению своего дяди, знаменитого в общественных кругах рабочего-афроамериканца, ставшего депутатом Моссовета. Приехала изучать оперный вокал. Что же привлекло Варламова в работе с ней? Безупречный природный английский.

celestina_kool.jpg
Целестина Коол

Оркестр Александра Варламова быстро приобрел популярность, и это немедленно сказалось на его биографии, начинается его профессиональный рост. Джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета он руководил чуть больше года, потом два года посвящает работе с джаз-оркестром МВТУ им. Баумана, и уже летом 1940 становится главным дирижёром Государственного джаз-оркестра СССР. Оркестр просуществовал недолго, но свою роль в формировании стилевой характеристики современного джаза сыграть успел.

Это был симфоджаз с достаточно оригинальным набором инструментов: впервые в истории джаза в оркестре рядом с духовыми и струнными в состав оркестра входила большая группа гитар и банджо. Открывались и новые возможности для инструментовок, чем с радостью воспользовались Цфасман, Дунаевский, Милютин, Шостакович, Братья Покрасс. В Новогоднем концерте в Георгиевском зале Кремля оркестр представил вниманию публики интерпретации прелюдов и романсов С.Рахманинова, «Сюиту для джаз-оркестра» Д.Шостаковича и ряд концертно-оркестровых версий популярных на то время песен. Однако, начало войны не только сломало все планы. Оркестр перестал существовать. В 1941 году коллектив получил статус Образцово-показательного оркестра Наркомата обороны и выехал на фронт. Фронтовую музыкальную бригаду возглавлял Юрий Лаврентьев. Оркестр оказался в центре трагических событий. Во время известного в истории войны окружения советских войск немецкой армией под Вязьмой практически весь состав оркестра погиб. Спаслись единицы. Некоторые прошли через плен.

jazzorkestr_moskva_1938.jpg
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета в телестудии. Москва, 1938 г.

Александр Варламов оставался в Москве, и это спасло ему жизнь. Ему поручили возглавить симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства «Мелоди-оркестр» с блестящей вокалисткой, польской эмигранткой Деборой Пантофель-Нечецкой. Оркестр готовил программу к выступлениям перед американскими моряками в северных портах — Мурманске, Архангельске. Дебора успела озвучить вокальную партию актрисы Людмилы Целиковской в фильме «Антон Иванович сердится», но катастрофические события нарастали.

alex_varlamov.jpg
Александр Варламов

Внезапно, в январе 1943 г. по ложному доносу был арестован А.Варламов. Решением Особого совещания он был приговорен к восьми годам лишения свободы. Срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале. Там он до 1948 г. руководил агитбригадой и джаз-оркестром. В 1951 г. был освобожден и жил в Караганде. После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом, однако из числа первых лиц, определявших судьбу советской эстрады уже выпал. Так репрессивная политика государства вырвала из рядов лидеров советской эстрады еще одного лидера. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает»: джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета возглавил Александр Цфасман.



Продолжение следует…



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ВЫПУСКА №20

 
 
Яндекс.Метрика