Это сладкое слово «Свобода»
Исторические очерки в 2-х томах
Книга посвящена становлению и развитию идеи еврейс-кой государственности с античных времен до провозгла-шения независимости Израиля. В центре внимания - гло-бальная проблема этнической свободы и сохранения евреями национального самосознания в условиях утраты разговорного языка и культуры на протяжении двух тыся-челетий рассеяния. В книге рассматриваются некоторые аспекты деятельности ряда общественных движений по возрождению еврейского государства на территории Эрец-Исраэль - от так называемого христианского сионизма до Всемирной сионистской организации.
ТОМ 1
• Долгий путь домой
«Образование еврейского государства в Палестине есть событие в
мировой истории такого масштаба, что рассматривать его нужно не в перспективе
поколения или столетия, а в перспективе тысячи, двух тысяч или даже трех тысяч
лет». Уинстон Черчилль. 1949 г.
• Дорога, которая ведет к Храму
«Самое великое из всех благ – по крайней мере, то, без
которого нельзя пользоваться другими, – это независимость». Уильям Годвин,
английский писатель. Начало ХIХ в.
• Выдавить из себя раба
«Сопротивление маленького народа на
протяжении стольких веков столь многим могучим врагам, отказ покориться
исторической судьбе – это, коротко говоря, и есть суть еврейской истории».
Давид Бен-Гурион. 1944 г.
• Вечное ближневосточное яблоко раздора
«Избавление от ига египетского пришло иудеям благодаря
наличию у них трех добродетелей: они не изменили языка своего, не изменили имен
своих и не изменили одежды своей». Пасхальная агада
• Тридцать три века юдофобии
«Какова мирская основа еврейства?
Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ евреев? Торгашество.
Кто его мирской Бог? Деньги». Карл Маркс. «К еврейскому вопросу». 1844
г.
• Предтечи Теодора Герцля
«Я предлагаю всем христианским сообществам, проявляющим интерес к судьбе
Израиля, содействовать восстановлению государства евреев, оказав им помощь в
колонизации Иудеи». Мордехай Ноах. «О восстановлении государства евреев».
Нью-Йорк, 1844 г.
• Надежда на все времена
«Они будут петь мои песни в радости, но
забудут мое имя, вспомнив его, когда будут со мной прощаться». Нафтали Герц
Имбер
• Зачем евреям нужна собственная страна?
«Евреи должны иметь свою мечту, и этой мечтой должна быть “своя
страна”. Евреям нужна своя собственная страна, куда бы они могли ехать, чтобы
от- крыто там селиться, а не прокрадываться, как это было до сих пор».
Шалом-Алейхем
• Человек по прозвищу Диззи
«Нарушая заповеди, касающиеся религиозной терпимости, они
[христиане] при этом каждый божий день публично прославляют подвиги еврейских
героев, вспоминают свидетельства былого еврейского величия и на каждом здании,
построенном Церковью и посвященном культу, на каждом алтаре находят тексты
еврейского закона». Бенджамин Дизраэли
• Генриетта Сольд и сто лет «Хадассы»
«Сионизм не может оставаться в классной
комнате или на трибуне. Необходимы конкретные дела, идеи, ответственность за
происходящее. Не использовать решения Лиги Наций было бы несчастьем. Евреи сами
должны построить свое государство. Никто вместо них этого не сделает».
Генриетта Сольд
• Еврейский след на статуе Свободы
«Как символ воли, я стою одна для всех людей, чья жизнь еще не
вольна. Ведь это я, Свобода, им нужна, одна на всех, судьбою обделенных».
Эмма Лазарус. Сонет «Новый Колосс». 1883 г.
• «Друзья Сиона» на переломе эпох
«Я готов вполне поверить, что наступит день, когда в должный
момент евреи вновь создадут свое государство, и Бог сызнова изберет их».
Барух Спиноза
• Неизвестный «известный благотворитель»
«Без меня сионисты мало чего достигли бы, но без сионистов мое
собственное дело погибло бы». Барон Эдмон де Ротшильд
• «И днем конца был день его расцвета»
«Мы – народ. Единый народ. Напрасно стараемся мы искусством и
наукой возвеличить народы, среди которых живем, торговлей и деловыми связями
умножить их богатства. В этих странах, где мы родились и где живем уже сотни
лет, нас все равно преследуют как чужаков». Теодор Герцль. Еврейское
государство. 1896 г.
• Меморандум Уильяма Блэкстоуна
«Как же я горжусь тем, что благодаря идеям, когда-то воспринятым
мною от отца, мне выпала честь вручить Святую Землю тем, кому она по праву
должна принадлежать». Вудро Вильсон, лауреат Нобелевской премии мира 1919
года
ТОМ 2
• На рубеже веков. На переломе эпох
«Все евреи разделяют отрицательное отношение к диаспоре. За
немногими исключениями, все они признают, что быть овечкой среди волков худо, и
что они с удовольствием покончили бы с подобным положением вещей, будь это
возможно… Ахад ха-Ам (1909 г.)
• «Холм весенних всходов» и его создатели
«Это там, в галуте, у каждого еврея было свое время! Здесь, в
Тель-Авиве, время у всех должно быть одно, потому, что у нас одно, общее
будущее!». Меир Дизенгоф
• Сионские погонщики. Первый акт ближневосточной
драмы
«Без падения Оттоманской империи
нет надежды на возвращение Эрец-Исраэль к жизни». Зеев
Жаботинский
• На пути к независимости. «Палестинский вопрос» на перекрестках
истории
«Еврейская бездомность означала не только чисто физические
неудобства. Возможно, в значительно большей степени она означала еще трагедию
неиспользованных способностей. Если еврейство выжило в течение нескольких
столетий изгнания, то это была не биологическая случайность, а следствие того,
что оно было наделено громадными творческими силами, которые сохраняло в себе
все эти века». Хаим Вейцман
• Арабы и евреи - у истоков политической
конфронтации
Наша революция направлена не
только против системы, но и против судьбы, против особой судьбы особого народа.
Невозможно в истории какой-либо еще нации найти параллелей уникальной судьбе
евреев…
Этот народ дал миру великие и вечные нравственные истины и заповеди.
Этот народ поднялся до пророческих откровений о единстве Творца и Его творения,
о достоинстве и беспредельной ценности индивидуума, о социальной справедливости,
всеобщем мире и любви - «люби ближнего твоего, как самого себя». Этот народ
первым пророчествовал о «конце времен» и первым провидел новое человеческое
общество…
Сама уникальность еврейского народа стала силой, с помощью которой
он оставил отпечаток в человеческой истории и продолжает поныне оставаться
творческой силой в мире…». Давид Бен-Гурион. (1944 г.)
• «Белая книга Черчилля»
«В
течение последних двух или трех поколений евреи возродили в Палестине общину,
насчитывающую сейчас 80 тысяч человек. Эта община имеет свои собственные органы
власти, выборное собрание для управления внутренними делами, вы-борные городские
советы и организацию по контролю над школами. В общине есть выборный раввинат и
раввинский совет для контроля над религиозной жизнью. Все дела этой общины
ведутся на иврите как разговорном языке, и ее нужды обслуживаются печатью на
иврите… Эта община в действительности обладает всеми признаками нации».
Уинстон Черчилль (1922 г)
• «Арабский вектор»
международной политики
«Долг еврейской демократии - защитить себя.
Если она не покажет когти тем, кто хочет подорвать еврейский характер
государства, то лишь вопрос времени, когда оно перестанет быть еврейским. И,
принимая во внимание характер режимов в арабских странах, также только вопрос
времени, когда она перестанет быть демократией». Михаэль
Кляйнер
• «Корабли, создавшие государство»
«Если мы не
можем выполнить обещаний, которых мы дали сионистам‚ то должны передать этот
вопрос на суд Организации Объединенных Наций и уведомить ее о нашем уходе из
Палестины». Уинстон Черчилль.( 1947 г.)
• Израиль и парад суверенитетов ХХ века
«Еврей - символ вечности. Он, которого ни резни, ни пытки не
смогли уничтожить. Ни огонь, ни меч цивилизации не смогли стереть с лица земли.
Он, который первым возвестил слова Господа. Он, который так долго хранил
пророчество и передал его всему остальному человечеству. Такой народ не может
исчезнуть.
Еврей вечен, он - олицетворение вечности». Лев Толстой (1891
г.)
Иерусалим, Израиль 2016-2017 гг.